Фарит Мухаметшин: Евразийское экономическое сообщество - организация с будущимНазад
Фарит Мухаметшин: Евразийское экономическое сообщество - организация с будущим
25 января 2006 года в Санкт-Петербурге состоялось внеочередное заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Главным вопросом саммита стало юридическое оформление вступления Узбекистана в это Сообщество.
Как Вам известно, Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов был инициатором слияния организации "Центральноазиатское сотрудничество" с ЕврАзЭС, учитывая, что функции и задачи этих интеграционных объединений, а также составы государств-участников были почти идентичными.
Подписание в Санкт-Петербурге Президентом Республики Узбекистан и президентами пяти государств-участников ЕврАзЭС Протокола о присоединении Республики Узбекистан к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества стало исключительно важным событием как для республики, так и для всех участников этого интеграционного объединения. Президент России В.В.Путин охарактеризовал это событие как главный итог заседания Межгоссовета ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге. Подчеркнул, что активное, заинтересованное подключение узбекистанских партнеров к работе ЕврАзЭС существенно укрепит потенциал организации, позволит более эффективно решать задачи по созданию интегрированного рынка и налаживанию кооперационных связей.
Таким образом, после вступления Узбекистана в Сообщество в него входят шесть государств - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Кроме того, при ЕврАзЭС имеют статус наблюдателя Армения, Молдавия и Украина.
История ЕврАзЭС берет свое начало с 20 января 1996 г. с Соглашения о таможенном союзе. В него входили Республика Белоруссия, Республика Казахстан и Российская Федерация. Позднее к этому союзу присоединились Киргизия и Таджикистан.
В 2000 году главы государств-членов Таможенного союза договорились о создании Евразийского экономического сообщества. Так возникла международная государственная организация, имеющая международный статус и наделенная более широкими, чем Таможенный союз, полномочиями в решении вопросов интеграционного взаимодействия.
Таким образом, Евразийское экономическое сообщество является правопреемником Таможенного союза. Это означает, что развитие интеграции в рамках нового Сообщества продолжается с того уровня, который достигнут Таможенным союзом.
Одной из основных задач формирования Таможенного союза являлось создание единой таможенной территории. Это предполагало, в первую очередь, применение Общего таможенного тарифа1 и мер нетарифного урегулирования внешней торговли2 во взаимоотношениях с третьими странами.
Следует сказать, что странами "пятерки" на стадии формирования Таможенного союза до 2000 года не удалось решить основную задачу - создание единой таможенной территории, а также добиться согласования позиций по вступлению в ВТО. Вместе с тем им удалось решить ряд очень важных задач. И главная из них - создание режима свободной торговли (отмена тарифных и количественных ограничений)3, который впоследствии был унаследован Евразийским экономическим сообществом.
К моменту преобразования Таможенного союза в ЕврАзЭС были решены следующие задачи.
В торгово-экономической области:
- согласован на 60% общий таможенный тариф для трех стран ТС (Белоруссия, Казахстан и Россия).
В области экономической политики:
- согласованы основные направления проведения структурной перестройки экономики государств-участников ТС;
- введена взаимная конвертируемость национальных валют;
- согласованы меры по обеспечению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем;
- осуществлен переход на принцип взимания косвенных налогов "по стране назначения";
- определена концепция формирования единого экономического пространства.
В гуманитарной области в соответствии с заявлением "О десяти простых шагах навстречу простым людям" заключено 13 международных актов, в рамках реализации которых:
- введен безвизовый режим перемещения граждан;
- согласован упрощенный порядок приобретения гражданства;
- создана правовая основа признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях.
В правовой сфере:
- начата гармонизация национального законодательства в торговой, налоговой, таможенной, валютно-финансовой и социальной областях.
В тоже время в деятельности Таможенного союза были весьма сложные проблемы, среди них можно назвать следующие:
Неэффективность принятия решений на уровне Интеграционного Комитета. Страны ТС могли блокировать решения, к которым они были не готовы.
Отсутствие у ТС наднациональных функций не позволяло провести единую внешнеторговую политику. В результате решение вопросов внешнеторговой деятельности проводилось каждой стороной самостоятельно, то есть на национальном уровне.
Несмотря на то, что было утверждено и действовало Положение о порядке принятия законодательных актов правительствами сторон по вопросам Таможенного союза, государства-участники, думая только о своих национальных интересах, зачастую принимали решения без согласования с партнерами по ТС.
Отсутствие санкций к сторонам-нарушителям позволяло сторонам без всяких последствий не выполнять принятые решения, основываясь на национальных интересах, и не принимать во внимание коллективные интересы ТС.
Недостаточно высокий статус Таможенного союза, поскольку он не обладал статусом международной организации.
Все перечисленное и другие проблемы существенно тормозило развитие интеграционных процессов в Таможенном союзе.
Этим и была продиктована необходимость трансформации ранее существовавшего регионального интеграционного объединения - Таможенного союза - в новую международную организацию - ЕврАзЭС.
Организационно-правовая основа Сообщества. В Договоре об учреждении ЕврАзЭС четко прописан его статус как международной организации. Это означает, что ЕврАзЭС является самостоятельным субъектом международного права, который обладает полномочиями, добровольно передаваемыми ему государствами - членами Сообщества.
ЕврАзЭС пользуется на территории каждой стороны правоспособностью, необходимой для реализации его целей и задач.
Сообщество может устанавливать отношения с государствами и международными организациями и заключать с ними договоры.
ЕврАзЭС пользуется правами юридического лица для реализации своих целей и задач.
Договор об учреждении ЕврАзЭС зарегистрирован в Секретариате ООН 30 апреля 2003 г., а 5 января 2004 г. Сообществом получен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.
В структуре управления Сообществом можно условно выделить три ветви - исполнительную (Межгосударственный Совет, Интеграционный Комитет), законодательную (Межпарламентская Ассамблея) и судебную (Суд Сообщества) - см. схему - структура ЕврАзЭС.
Высшим органом ЕврАзЭС определен Межгосударственный Совет (МГС), в состав которого входят главы государств и главы правительств государств-членов Сообщества. Председателем МГС избирается один из глав государств сроком на один год на ротационной основе. Межгоссовет собирается на свои заседания не реже трех раз в год, причем один раз - на уровне глав государств и два раза - на уровне глав правительств#61472;.
На Интеграционный Комитет возложена ответственность за организацию работы Сообщества, отработка всех принимаемых в ЕврАзЭС международных правовых актов, решение текущих вопросов. В его состав входят заместители глав правительств. Ему предписано проводить заседания не менее одного раза в квартал.
В период между заседаниями Интеграционного Комитета текущую работу Сообщества обеспечивает Комиссия Постоянных представителей (КПП) при ЕврАзЭС. В ее состав входят Постоянные представители (Постпреды), по одному от каждой из сторон, назначаемые главой государства.
Председательствующим в Интеграционном комитете и Комиссии Постоянных представителей автоматически становятся представители той страны, глава государства которой возглавляет Межгоссовет.
Организация работы и информационно-техническое обеспечение руководящих органов ЕврАзЭС возлагаются на Секретариат Интеграционного комитета. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ЕврАзЭС, который назначается Межгосударственным Советом сроком на три года (Рапота Григорий Алексеевич).
В рамках ЕврАзЭС действуют вспомогательные органы, которые создаются для реализации целей и задач Сообщества и решения наиболее важных вопросов межотраслевого и многофункционального характера, определяемых решениями Межгоссовета. Обычно вспомогательные органы создаются в форме советов#61472;.
Советы и комиссии, действующие при Интеграционном Комитете, формируются по отраслевому и функциональному принципу и подотчетны ему.
Например, Комиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию или Совет руководителей налоговых служб. Такие советы и комиссии созданы по взаимодействию в области экспортного контроля, по энергетической, транспортной, агропромышленной, социальной политике. Действует Совет министров юстиции, руководителей таможенных служб, руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг и др.
Сотрудничество законодательных ветвей власти государств ЕврАзЭС осуществляется в рамках Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС#61482;. Местом нахождения Ассамблеи и Секретариата Бюро МПА является Санкт-Петербург#61472;.
Ассамблея формируется из парламентариев, делегируемых парламентами сторон. Председатель Ассамблеи и его заместители избираются на заседании Ассамблеи из числа руководителей парламентов (палат парламентов) государств - членов Сообщества в порядке, установленном Регламентом Ассамблеи.
Межпарламентская Ассамблея в пределах своих полномочий: разрабатывает Основы законодательства в базовых сферах правоотношений, подлежащие рассмотрению Межгоссоветом;
принимает типовые проекты, на основе которых разрабатываются акты национального законодательства;
обращается с рекомендациями к Межгоссовету, запросами и рекомендациями к Интеграционному Комитету и парламентам сторон, с запросами к Суду Сообщества.
Здесь позвольте обратить ваше внимание на один документ Сообщества, направленный на унифицирование порядка регулирования правоотношений в рамках ЕврАзЭС - Договор о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации (подписан 18 июня 2004 года). К этому Договору приложен Порядок разработки, рассмотрения, принятия, изменения, приостановления и прекращения действия Основ законодательства ЕврАзЭС. Полагаем, что указанный Договор и явится важным ориентиром в законотворческой деятельности депутатов - см. подборку документов.
Суд ЕврАзЭС обеспечивает единообразное применение сторонами действующих в рамках Сообщества международных договоров и решений органов ЕврАзЭС. Суд Сообщества формируется из представителей сторон в количестве не более двух представителей от каждой стороны. Судьи назначаются Межпарламентской Ассамблеей по представлению Межгоссовета сроком на шесть лет. Местом нахождения Суда Сообщества является город Минск.
К ведению Суда Сообщества относится разрешение межгосударственных споров экономического характера, возникающих при применении Договора и других действующих международных договоров в рамках ЕврАзЭС и принятых органами ЕврАзЭС решений.
Споры рассматриваются Судом Сообщества по заявлению заинтересованных сторон в лице их правительств.
Следует отметить, что в 2003 году главами государств ЕврАзЭС было принято решение об обращении в Совет глав государств СНГ с предложением временно, до формирования Суда Евразийского экономического сообщества, возложить его функции на Экономический Суд СНГ.
Таким образом, сформированная организационно-правовая основа функционирования ЕврАзЭС как международной организации, являющейся самостоятельным субъектом международного права, позволяет сегодня обеспечить реализацию целей и задач, поставленных ее учредителями.
При этом следует подчеркнуть, что совершенствование основ функционирования Сообщества еще не завершено. В настоящее время идет подготовка предложений о передаче части национальных полномочий государств ЕврАзЭС органам Сообщества и об организационно-правовом механизме их реализации.
Уважаемые депутаты! Когда мы вкратце ознакомились со структурой и организационно-правовой основой ЕврАзЭС, перейдем к содержательной части деятельности Сообщества.
Цели и задачи ЕврАзЭС. Межгоссоветом ЕврАзЭС были сформулированы стратегические направления и конкретные шаги, которые позволят решить существующие проблемы и продвинуться в интеграционном сотрудничестве.
В этих целях правительствами сторон был разработан и в феврале 2004 года принят концептуальный документ - Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы. Утвержден план мероприятий по их реализации - см. подборку.
Каковы же эти приоритетные направления развития ЕврАзЭС?
Само сотрудничество государств в рамках Евразийского экономического сообщества в программе обозначено в качестве приоритета национальной внешнеэкономической политики стран Сообщества. Это положение должно найти отражение в политических документах стратегического характера - ежегодных посланиях президентов, постановлениях правительств, проводиться в жизнь органами власти.
Правительствам сторон поручено:
- обеспечить синхронизацию темпов экономических реформ в государствах посредством оказания взаимопомощи в их проведении, разработки программ технического содействия, проведения консультаций и т.д.;
- разработать эффективный организационно-правовой механизм реализации и контроля выполнения принятых договоров и решений, предусматривающий взаимодействие органов Сообщества с национальными структурами, внутригосударственный контроль над исполнением принятых договоренностей и согласование в рамках ЕврАзЭС решений, принимаемых на национальном уровне в сфере экономической политики;
- сформировать эффективный механизм согласования интересов на основе компенсационного принципа решения спорных интересов наших стран и стимулирования членов Сообщества.
Определены основные направления деятельности Сообщества. Назовем их, разделив на одиннадцать блоков.
Уважаемые депутаты, здесь я прошу терпения, поскольку займусь длинным перечислением. Это я делаю умышленно, поскольку это даст вам возможность почувствовать всю глубину задуманной интеграции.
1. Проведение согласованной экономической политики
- достижение макроэкономической стабилизации;
- проведение согласованной структурной перестройки экономик;
- сближение уровней экономического развития государств ЕврАзЭС.
2.Формирование таможенного союза ЕврАзЭС:
- разработка общего таможенного тарифа;
- проведение единой торговой политики;
- проведение единой таможенной политики;
- формирование единых органов управления таможенного союза;
- согласование позиций по вступлению в ВТО.
3.Взаимодействие в реальном секторе экономики:
- создание равных условий для деятельности хозяйствующих субъектов;
- обеспечение благоприятного инвестиционного климата;
- реализация совместных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики;
- развитие международного лизинга;
- взаимодействие предпринимательских кругов.
4.Формирование и совместное развитие энергетического рынка:
- создание общего энергетического рынка;
- предоставление национального режима по тарифам на энергетическую продукцию и услуги;
- формирование совместных топливно-энергетических балансов;
- инвестиционные проекты в области энергетики.
5.Взаимодействие в агропромышленном секторе:
- проведение согласованной агропромышленной политики;
- выработка единых правил субсидирования сельского хозяйства;
- взаимодействие в отдельных сегментах аграрного рынка.
6.Формирование общего рынка услуг.
- гармонизация законодательства в сфере услуг;
- согласование режимов торговли услугами в отношении третьих стран;
- согласование переговорных позиций при вступлении в ВТО по условиям доступа на рынок услуг.
7.Формирование транспортного союза:
- создание общего транспортного пространства;
- разработка единой тарифной базы ЕврАзЭС на услуги железнодорожного транспорта;
- реализация совместных инвестиционных проектов в области транспорта.
8.Формирование общего финансового рынка и развитие валютной интеграции;
- проведение согласованной денежно-кредитной политики;
- гармонизация законодательства в области валютного регулирования и валютного контроля;
- либерализация движения капитала в рамках ЕврАзЭС и согласованное регулирование в отношении третьих стран;
- гармонизация банковского законодательства;
- формирование общего страхового и фондового рынков;
- согласование принципов и условий перехода на единую валюту.
9.Согласование основных направлений бюджетной и налоговой политики:
- гармонизация бюджетного и налогового законодательства;
- единые принципы взимания и администрирования косвенных налогов;
- совершенствование систем налогообложения малого бизнеса.
10.Сотрудничество в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики:
- формирование согласованной социальной политики;
- обеспечение свободы перемещения граждан;
- регулирование трудовой миграции;
- проведение единой визовой политики в отношении третьих стран;
- создание общего образовательного пространства;
11.Формирование правовой системы ЕврАзЭС:
- правовое оформление наднациональных органов Сообщества;
- разработка организационно-правового механизма реализации актов ЕврАзЭС;
- разработка системы контроля над выполнением обязательств, принятых государствами-членами ЕврАзЭС.
Таким образом, реализация вышеуказанных Приоритетных направлений позволит: ускорить формирование Единого экономического пространства с использованием перспективных форм и механизмов взаимодействия; реализовать совместными усилиями общие выгоды с учетом национальных интересов участников; развивать общий рынок Сообщества; обеспечить совместную защиту от возможного экономического ущерба со стороны третьих стран; усилить потенциал противодействия общим экономическим угрозам, связанным, в частности, с обострением международной конкуренции, обусловленной развитием процесса глобализации в мировой экономике, и в результате создать благоприятные условия для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Уважаемые друзья!
В основе формирования ЕврАзЭС лежит мировая практика создания группой заинтересованных государств полноценной зоны (режима) свободной торговли, а в последующем создания единой таможенной территории (Таможенный союз) и переход к единому экономическому и валютному союзу.
Для наглядности вам роздано графическое изображение этих трех этапов экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС.
Функционирование режима свободной торговли на пространстве ЕврАзЭС обусловлено следующими факторами:
- готовностью стран к объединению и открытию национальных рынков;
- географической близостью стран-участниц и соответственно тесными торговыми связями между ними;
- наличием элементов взаимодополняемости структур национальных экономик.
Создание зоны (режима) свободной торговли в рамках Сообщества, в пределах которой все товары могут беспрепятственно перемещаться, предполагает не только ликвидацию всех внутренних таможенно-тарифных барьеров и снятие количественных ограничений, но и устранение налоговых барьеров, уменьшение различий в налогообложении, влияющих на взаимную торговлю в зоне ЕврАзЭС. Прежде всего подлежат гармонизации системы взимания НДС и акцизов, оказывающие наибольшее влияние на взаимную торговлю. Все страны ЕврАзЭС перешли на принцип "страны назначения", который предусматривает применение нулевой ставки НДС при экспорте и возврат НДС из бюджета. Проводится работа по гармонизации акцизной политики.
Следует подчеркнуть, что на настоящем этапе интеграции в рамках Сообщества, торгово-экономические отношения с государствами, не входящими в ЕврАзЭС, устанавливаются каждым государством ЕврАзЭС на национальном уровне.
Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (от 26 февраля 1999 г. (статья 15)) предусмотрено, что если одна из сторон имеет соглашение о режиме свободной торговли с третьей страной, эта сторона согласовывает с другими сторонами перечни изъятий и ограничений из режима свободной торговли.
Немаловажным аспектом, сдерживающим завершение формирования в рамках ЕврАзЭС режима свободной торговли без изъятий и ограничений, была несогласованность позиций сторон по вопросу применения по отношению к государствам-участникам СНГ, не входящим в ЕврАзЭС, изъятий из режима свободной торговли, действующего в рамках CHГ.
Межгоссовет ЕврАзЭС в 2002 году утвердил Единый перечень товаров, подпадающих под изъятия из режима свободной торговли государств ЕврАзЭС с государствами- участниками СНГ, не входящими в ЕврАзЭС. В указанный перечень включен ограниченный круг товаров.
Следующим шагом явилось принятие Межгоссоветом в 2004 г. Единого графика отмены изъятий из режима свободной торговли по этим товарам, который предусматривает дифференцированную отмену изъятий, начиная с первой половины 2006 г. до 2012 г. включительно.
Завершающим элементом в формировании режима свободной торговли и первого этапа Таможенного союза Евразийского экономического сообщества должно стать подписание Протокола о завершении формирования режима свободной торговли в полном объеме и его соблюдении государствами-членами ЕврАзЭС.
Таможенный союз, являясь базисом единого экономического пространства, представляет собой интеграционную структуру, состоящую прежде всего из единой таможенной территории, общего таможенного тарифа, единых торговых режимов и единых мер нетарифного регулирования по отношению к третьим странам.
Функционирование таможенного союза требует изменений в механизме управления интеграционными процессами, и главным его элементом становится некий наднациональный институт, обеспечивающий единую таможенно-тарифную политику и приспособление внутренних рынков к возникающим общим интересам.
В мировой практике имеется лишь один опыт успешного формирования таможенного союза, управляемого через механизм наднациональных институтов, это - Европейский союз. Роль органа, которому делегированы некоторые полномочия национальных органов исполнительной власти, выполняет Европейская Комиссия.
Повторим еще раз, при всем многообразии форм экономической интеграции ее развитие в основном проходит, как показывает мировой опыт, три этапа - от создания зоны свободной торговли (3CT) через таможенный союз (ТС) к единому экономическому пространству (ЕЭП). Это и показано в розданной вам схеме.
Если зона (режим) свободной торговли определяет свободу передвижения товаров, произведенных на территории государств Сообщества, то Таможенный союз определяет единые правила торговли товарами с третьими странами. Таможенный союз имеет как внутреннюю, так и внешнюю сферу воздействия.
Это означает, что на единую территорию Сообщества через его внешние границы поступают товары по унифицированным правилам. В этом случае их свободное обращение внутри Сообщества не наносит экономического ущерба ни одному из его членов.
Проведение государствами-членами Таможенного союза единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран на практике означает, что члены Сообщества должны придерживаться единых правил в двух основных сферах внешнеторгового регулирования: таможенно-тарифной и нетарифной.
К первой относятся:
- применение единых ввозных таможенных пошлин на импортируемые товары, формирование Общего таможенного тарифа (ОТТ);
- применение унифицированных торговых режимов в торговле с третьими странами;
- применение единой системы преференций в торговле с развивающимися и наименее развитыми странами.
Ко второй относятся:
- установление запретов и ограничений при экспорте и/или импорте товаров; введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; техническое регулирование, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;
- экспортный контроль.
В вышесказанных "приоритетных направлениях развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы" обозначены основные этапы формирования Таможенного союза Сообщества. Большая часть из этих позиций уже выполняется, а к некоторым из них еще предстоит приступить#61482;#61472;.
Завершая свое выступление, еще раз подчеркнем, какие конкретные цели и задачи ставит перед собой ЕврАзЭС в настоящее время.
В Договоре об учреждении ЕврАзЭС указывается, что Сообщество создано для эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств-участников при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.
Среди приоритетных задач, решаемых в рамках ЕврАзЭС, следует выделить внешнеторговую, таможенную и экономическую политику, социально-гуманитарную область, правовую сферу.
В области внешнеторговой и таможенной политики ставятся задачи по завершению оформления в полном объеме режима свободной торговли, формированию единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; установлению общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки государств-участников; выработка ими согласованной позиции во взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями; обеспечение экономической безопасности на внешних границах Сообщества и другие.
В области экономической политики приоритетными направлениями являются - проведение согласованной структурной перестройки экономик; разработка и реализация совместных программ социально-экономического развития. Сюда же относятся обеспечение взаимодействия валютно-финансовых систем; создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности; формирование общего рынка транспортных услуг, общего энергетического рынка.
В социально-гуманитарной области - гармонизация национальных систем образования, национальных систем обеспечения минимальных социальных стандартов; развитие науки и культуры; предоставление гражданам государств-членов Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории.
В правовой сфере - сближение и гармонизация национального законодательства; обеспечение взаимодействия правовых систем государств-участников в целях создания общего правового пространства в рамках Сообщества.
Естественно, все, что я перечислил, это в идеале. Чтобы выйти на заданные параметры, предстоит еще достаточно продолжительное взаимодействие сторон по согласованию подходов и нахождению консенсусных решений.
Особо подчеркну, что одним из ключевых вопросов Сообщества является координация позиций государств-членов ЕврАзЭС на переговорах по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО). Ведь вступление в ВТО планируют все страны Сообщества. Однако при этом надо ясно представлять себе и плюсы, и минусы такого шага для каждой из стран. Многосторонние торговые соглашения ВТО содержат жесткие и подробные правила и нормы, регулирующие торговлю товарами и услугами. В связи с этим целесообразно синхронизировать этапы вступления в ВТО, скоординировать маркетинговые стратегии выхода на международные рынки стран-участниц ЕврАзЭС.
Уважаемые друзья! В своем выступлении я попытался кратко, тезисно рассказать вам об основных положениях Евразийского экономического сообщества.
Что касается Узбекистана, то вам предстоит проделать огромную работу для того, чтобы в полном объеме подключиться к решению стоящих перед Сообществом задач. Мы высоко ценим то, что представители государственных органов Узбекистана без "раскачки" приступили к реализации намеченных руководством страны планов. Пример - приложение.
В заключение скажу, что вступление Узбекистана в ЕврАзЭС создает уникальную возможность в становлении мощной Организации в мировом экономическом пространстве как крупнейшего экономического объединения с самодостаточным внутренним рынком на территории стран-членов ЕврАзЭС.
Позвольте пожелать вам успехов на этом многотрудном пути.