В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фарит Мухаметшин: Исламский мир глазами профессионалов Назад
Фарит Мухаметшин: Исламский мир глазами профессионалов
В Москве прошло первое заседание Группы "Стратегическое видение: Россия и исламский мир", в котором приняли участие видные общественно-политические деятели, теологи, религиоведы исламского мира, из таких стран, как Египет, Иран, Индонезия, Пакистан, Саудовская Аравия, Узбекистан и другие.

Основной задачей этой своеобразной "группы мудрецов" является выработка рекомендаций по активизации взаимодействия между Россией и мусульманскими странами, повышение эффективности противодействия международному терроризму, налаживание широкого диалога культур и религий, а также по урегулированию острых международных конфликтов, в которых так или иначе участвуют страны исламского мира.

Заседание проводилось под председательством России, председателя Торгово-промышленной палаты России академика Е.М.Примакова. К участникам встречи с приветствием обратились Президент России В.В.Путин, Генеральный секретарь Организации Исламская конференция (ОИК) Э.Ихсаноглу. Выступили на форуме Президент Татарстана М.Ш.Шаймиев, Президент Чеченской Республики А.Алханов, депутаты Госдумы, представитель России в Группе высокого уровня "Альянс цивилизаций" профессор В.Наумкин, представитель России в ОИК, посол по особым поручениям МИД России В.Попов, ректор Ташкентского исламского университета А.Абдуллаев, ученые и эксперты.

На открытии заседания Е.М.Примаков, говоря о целях Группы стратегического видения, сказал, что первая причина, которая объединяет нас всех, - это понимание одной из самых главных опасностей в сегодняшнем мире - его раздела по религиозно-цивилизационному принципу. Россия - одна из великих держав, влияющих на международную жизнь, и в этом качестве она может и уже делает все для того, чтобы помешать развитию такой угрожающей всему человечеству тенденции.

Вторая причина создания Группы, нацеленной на диалог между российскими и ведущими зарубежными исламскими представителями, по мнению Е.М.Примакова, в особом этнорелигиозном положении России. Пожалуй, ни одно другое государство, сказал он, коренное население которого состоит из христианского большинства и мусульманского меньшинства (около 20 млн. мусульман), не может, подобно России, быть образцом их мирного проживания, взаимопроникновения культур и создания своеобразной общности. Одновременно с этим уникально положение России в качестве "моста" между Европой и Азией.

Примечательно высказывание Е.М.Примакова о неприемлемости увязывания международного терроризма с исламской религией некоторыми политиками и политологами, часто т.н. экспертами по исламу. Это не просто заблуждение, сказал он, а целенаправленная клевета на ислам. Лишь невежды или злостные хулители ислама могут говорить, что эта, одна из древнейших мировых религий, которую исповедует значительная часть населения планеты, порождает терроризм.

Одной из важных задач в таких условиях остается разъяснение среди общественно-политических кругов, широких слоев населения не только немусульманских, но и мусульманских стран разницы между исламским фундаментализмом и исламским экстремизмом. Е.М.Примаков подчеркнул, что исламский фундаментализм, точно такой же, как фундаментализм любой другой религии, безопасен для общества. Это - строительство мечетей, отправление исламских обрядов, взаимопомощь верующих и т.д. Но когда исламский фундаментализм принимает агрессивную, экстремистскую форму, это выливается в навязывание силой исламской модели управления государством и обществом.

Взлет исламского экстремизма, который переживает мир, связан, по мнению Е.М.Примакова, с несколькими обстоятельствами. Среди главных причин - это соотношение между различными цивилизациями. Здесь докладчик подчеркивает неправомерность говорить о конфронтации цивилизаций, как это преподносят некоторые авторы. Действуют процессы глобализации, которые охватили все мировое сообщество, и здесь страны с мусульманским населением не находятся за пределом технико-технологической составляющей мировой цивилизации. Здесь происходит пусть неравномерное, но влияние на все стороны развития человечества. Поскольку мировая цивилизация - это не только технико-технологические инновации, она складывается из различных культурно-религиозно-политических потоков, в том числе сохраняющих свою самобытность, но сближающихся цивилизаций, в первую очередь через их диалог, но именно этот диалог сегодня переживает кризисное явление.

Показателем этого Е.М.Примаков считает бездумное стремление самого мощного по экономическим и военным возможностям представителя "западной цивилизации" экспортировать свою модель демократии в другие страны, в том числе в страны с мусульманским населением. При этом отнюдь не считаясь ни с историческим опытом этих стран, ни с соотношением внутренних сил, ни с устоявшимися традициями. Результатом такого силового экспорта демократии становится разгул терроризма, междоусобные столкновения на религиозной почве.

Расширение многоплановых связей с исламским миром является сегодня одним из важнейших приоритетов российской внешней политики. Яркое тому подтверждение - получение Россией статуса наблюдателя в Организации Исламская конференция.

Генеральный секретарь ОИК Э.Ихсаноглу в своем послании как раз обратил внимание участников встречи на это обстоятельство. ОИК, подчеркнул он, рассматривает Россию как друга, члена-наблюдателя Организации и надежного партнера для того, чтобы продолжалась политика поддержки мусульманского мира на международном уровне, создание условий для решения острых проблем. Ислам, заявляет генсек, несет послание мира, милосердия, признание прав другой стороны, равенства и справедливости.

В послании отмечается, что отношения России с соседними исламскими государствами на протяжении истории переживали приливы и отливы. Эта страна стала домом для многочисленных исламских народов и общин, которые сформировали вторую по величине группу населения после последователей русского православия. СССР был одной из мировых супердержав и важной движущей силой, которая определила форму тогдашнего мирового порядка. Россия, включившись в семью ОИК и уделяя все большее внимание справедливым целям мусульманского мира, явно открывает новую страницу в своих отношениях с мусульманским миром. Э.Ихсаноглу выразил надежду, что Россия, присоединившись к ОИК, поможет продвигать справедливое дело мусульманской уммы. При этом сама Организация Исламская конференция, являющаяся глашатаем мусульманской уммы, собирается создать атмосферу мирного сосуществования и согласия между мусульманами и последователями всех других религий в России и за ее пределами, и по всему миру.

Президент Татарстана М.Шаймиев, выступая на форуме и как бы вторя Э.Ихсаноглу, привел в качестве модели межконфессиональной толерантности Республику Татарстан. За века совместного проживания в Татарстане и христиане, и мусульмане не только выработали культуру толерантности, но и научились взаимопониманию и сотрудничеству. Он отметил, что ислам в России - религия коренная. Татары приняли ислам в X веке, а территория Татарстана оказалась северным форпостом исламского мира. Таким образом, изначально Россия опирается на два цивилизационных истока. В республике отвергаются крайности и экстремизм в любой форме их проявления и в любой религии. Яркое тому подтверждение - рядом расположенные в Казанском Кремле мечеть Кул Шариф и Благовещенский собор. По мнению Президента Татарстана, такая политика влияет и на авторитет политических лидеров, стабильность политического режима. Демократия должна учитывать интересы меньшинства, не превращаясь в машину для голосования. В межконфессиональных отношениях надо идти по пути удовлетворения интересов даже самой малой части населения. Лидер Татарстана особо подчеркнул, что в решении межконфессиональных вопросов нельзя полагаться только на традиции. Нужно принимать выверенные политические решения, находить баланс интересов. Необходимо, подчеркнул он, создавать все условия, чтобы представители разных религий жили в мире и согласии.

Многие выступающие на форуме говорили об основных проблемах в отношениях между исламским миром и Западом. В этой связи директор Дипломатического института МИД Объединенных Арабских Эмиратов Юсеф аль-Хасан подчеркнул, что в западных странах существует недопонимание, или плохое понимание приоритетов исламских стран. В действительности эти приоритеты направлены на развитие, урегулирование конфликтных ситуаций, содействие ассимиляции мусульман в европейском обществе. В то же время, по его словам, на Западе подчас занижают роль ислама, а мусульмане изображаются как противники мира и терпимости.

По итогам первого заседания Группы стратегического видения было принято заключительное коммюнике. В нем говорится, что присоединение России в 2005 году по инициативе Президента В.В.Путина к Организации Исламская конференция в качестве наблюдателя придало новый импульс дальнейшему плодотворному расширению связей между Россией и странами - членами ОИК в политической, торгово-экономической, культурной и других областях. Дальнейшее укрепление подобного взаимодействия не только отвечает интересам России и стран - членов ОИК, но и способствует укреплению международной безопасности в целом.

Участники форума выразили убежденность, что сложение потенциалов и ресурсов России и стран - членов ОИК способно стать реальным конструктивным фактором международной политики и мировой экономики. Было выражено единодушное мнение относительно необходимости решения всех кризисных и конфликтных ситуаций только политико-дипломатическими средствами.

Участниками встречи было заявлено, что особую значимость и актуальность в международных отношениях приобретает вопрос межцивилизационного диалога. Новые проблемы часто рождаются из-за непонимания и незнания, следствием чего является отчуждение не только между отдельными странами, но и между целыми народами, а порой и цивилизациями. Отмечено в этой связи, что, несмотря на наличие общих ценностей во всех культурах мира, следует учитывать, что существует уникальность, самоценность каждой цивилизации. Такая особенность есть богатство всего человечества, каждый народ несет в себе свой культурный, религиозный и исторический опыт.

В коммюнике подчеркивается, что развитие человечества происходит во многом благодаря открытому диалогу народов и культурному взаимообогащению, и таким путем вырабатываются общие ценности для всего человечества, культивируются терпимость, взаимное уважение и учет интересов. И в этой связи партнерство между цивилизациями должно быть поставлено на более широкую основу, стать делом не отдельных организаций или частных лиц, а всего цивилизованного человечества.

Красной нитью в выступлениях на заседании Группы проходил тезис о том, что современный мир сталкивается с все большим количеством глобальных проблем, многие из которых связаны с несправедливостью, неравноправием и двойными стандартами. Одним из следствий этих болезней является транснациональный терроризм. При этом была выражена убежденность, что терроризм нельзя отождествлять с какой-либо религией, особенно с исламом. Подчеркнуто, что ни одна великая религия не призывает к насилию, убийству мирных людей, войне, все они проповедуют добро, терпимость и взаимопонимание.

Представители исламского мира были едины в том, что с всеобщей угрозой современности - терроризмом - можно справиться только совместными усилиями. Как подчеркивается в заключительном документе форума, борьба с глобальным террором превратилась в жизненный императив, она должна не разъединять, а объединять страны - безопасность в наше время может быть только всеобщей.

Участники встречи отметили, что противостояние на религиозной почве, а также столкновение цивилизаций, о котором сегодня так много говорят, являются грозными вызовами современному миру. Предотвращение конфронтации - главная задача, ибо иное ведет человечество к катастрофе.

Форум обратился к Генеральному секретарю ООН с предложением изучить возможность создания на постоянной основе своего рода консультативного органа - "Совета цивилизаций" - для продвижения идей межцивилизационного партнерства, что, несомненно, станет шагом в продвижении взаимопонимания и уважения, в устранении невежества, подозрительности, враждебности, экстремизма и насилия.

Участники форума призвали ввести в учебные программы стран мира курс о плюрализме, веротерпимости и уважительном отношении к различным культурам, приняв специальную резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН.

Было высказано также предложение о взаимодействии Группы стратегического видения с Группой высокого уровня "Альянса цивилизаций", что может стать хорошей основой для расширения сотрудничества между различными культурами и религиями.

Пытливый читатель спросит, а что это такое - "Альянс цивилизаций". Идея создания Альянса принадлежит Испании и Турции (2004 г.). Она была поддержана Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном. Россия также всецело одобряет инициативу создания Альянса и направила в Группу высокого уровня своего представителя.

В основе идеи Альянса цивилизаций лежит проблема взаимодействия Запада и исламского мира. Что касается конкретных действий Альянса, то обозначены три задачи. Первая - дать оценку ситуации в мире, особенно в сфере безопасности, угрозам, исходящим со стороны экстремистских сил. Вторая - разработать коллективные мероприятия на двух уровнях - официальном и на уровне гражданского общества. Третья - рекомендовать реальную программу действий для государств, международных организаций и гражданского общества, направленную на содействие созданию гармонии между различными обществами.

В составе Группы высокого уровня Альянса цивилизаций - государственные деятели, политики, интеллектуалы, писатели и т.д. Например, среди них бывшие президент Ирана М.Хатами, гендиректор ЮНЕСКО Ф.Майор, мининдел Франции Ю.Ведрин, премьер-министр Сенегала М.Ниассе и другие, более 20 человек. Альянс - это, прежде всего, проект по сотрудничеству социальных, политических и гражданских сил, которые могут объединиться в борьбе против терроризма, нетерпимости, экстремизма и других вызовов современности. Альянс может стать средством, помогающим выстроить новые взаимоотношения между цивилизациями в сфере политики, экономики и культуры.

Таким образом, первое заседание Группы "Стратегическое видение: Россия - исламский мир" показало важность проведения подобных форумов для обсуждения самых актуальных и стратегически острых проблем современного мира и выработки по ним взвешенных и продуманных рекомендаций.

Лейтмотивом прошедшей и будущих встреч Группы стала формула действия, изложенная в приветствии Президента России В.В.Путина участникам форума. Убежден, сказал глава российского государства, что "угрозы международного терроризма и распространения оружия массового уничтожения, попытки спровоцировать межцивилизационный конфликт требуют от международного сообщества более тесного взаимодействия. Только объединив усилия, мы сможем найти адекватный, эффективный ответ на эти вызовы".

Сегодня, как никогда, важна консолидация усилий, отход от взаимоизолированности, замкнутости в рамках своих религий и культур. Сила религии, обладающей огромным духовным потенциалом, должна быть направлена на созидание, побуждать людей к справедливости, терпимости и объединять их в целях нахождения решений для мирного и благополучного развития.

Нет сомнений в том, что в этом вопросе Россия и Узбекистан выступают с единых позиций. В многонациональном и многоконфессиональном государстве - в Узбекистане, как и в России, среди важнейших аспектов комфортного общего дома является взаимоуважение и толерантность. Руководством Республики Узбекистан принимается много усилий для сохранения национальных традиций, возрождения родных языков и культур проживающих в Республике народов и наций, а утверждение свободы вероисповедания является важнейшим приоритетом обретшего независимость государства. Это позволяет каждой из конфессий, представленных в республике, быть терпимыми по отношению друг к другу, сообща служить барьером религиозному фанатизму и экстремизму, и главное - быть защитой прав верующих.

Следует особо подчеркнуть, что если мы не сумеем сохранить толерантность между конфессиями, в государственно-религиозных отношениях, то можем оказаться перед фактом, когда наиболее агрессивная часть религиозных объединений, намеренно использующих религиозные лозунги для достижения политических целей, будет диктовать обществу свои условия. Тогда общественно-политические процессы могут оказаться под влиянием тех, кто будет пренебрегать не только общечеловеческими ценностями, но и духовно-нравственными постулатами самого исламского учения.

Преградой этому является, на наш взгляд, формирование таких государственно-конфессиональных отношений при безусловном сохранении светской государственности, когда достижения мусульманской культуры могут быть использованы в интересах строительства правового демократического государства, опираясь на реальные возможности положительного религиозно-регулятивного воздействия на общество, особенно на его духовно-нравственный облик.

В этой связи среди важных задач в борьбе против религиозного экстремизма и международного терроризма является утверждение в обществе просвещенного ислама. Как справедливо подчеркнул, говоря относительно роли и месте просвещенного ислама в современном обществе, президент Узбекистана И.А.Каримов, "необходимо мобилизовать силы и помочь просвещенному толерантному исламу самому противостоять тем воинствующим фанатичным силам, которые пытаются доминировать в исламе" (И.А.Каримов в книге "Ислом зиёси узбегим сиймосида", Ташкент, 2005 год).

Следует приветствовать, что настало время, когда обсуждение межрелигиозных проблем и государственно-конфессиональных отношений вышло за рамки только теологических дискуссий и общих рассуждений о религиях, уступило место поиску приемлемых для всех конфессий форм диалога и взаимодействия.

Следующее заседание Группы, посвященное теме "Шаги по противодействию экстремизму и нетерпимости", состоится в августе с.г. в Казани.


05.05.2006

http://www.russia.uz/russian/news/briefings/article/65

Статья Посла Российской Федерации Ф.М.Мухаметшина в газете "Труд"


Док. 468046
Перв. публик.: 05.05.06
Последн. ред.: 29.07.08
Число обращений: 175

  • Мухаметшин Фарит Мубаракшевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``