В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Батехин: В ВПК начался сезон заказных убийств Назад
Сергей Батехин: В ВПК начался сезон заказных убийств
Застрелены два руководителя формирующегося холдинга производителей систем ПВО. Не исключено, что заказчиками являются структуры, причастные к предыдущему переделу в сфере ВПК

В конце прошлой недели произошло два громких убийства в военно-промышленной отрасли. В пятницу утром был убит исполняющий обязанности генерального директора концерна "ПВО "Алмаз-Антей" Игорь Климов, а вечером того же дня - Сергей Щитко, коммерческий директор компании "РАТЕП", поставляющей электронику для "Алмаз-Антея". Первые версии, появившиеся в СМИ, - служебная деятельность этих руководителей и конфликты вокруг формирования концерна ПВО, в частности. Затем стали вбрасываться версии о криминальном переделе в сфере ВПК, "бытовом" убийстве. Однако, скорее всего, причина обострения ситуации вокруг концерна связана с предыдущими попытками объединения "Алмаза" с холдингом МФПГ "Оборонительные системы", инициированного в свое время бывшим вице-премьером Ильей Клебановым.

МФПГ "Оборонительные системы" была создана в 1997 году на базе примерно 20 предприятий, участвующих в производстве зенитно-ракетных комплексов С-300П. Но для формирования полноценного холдинга владельцам компании не хватало еще одного звена - ЦКБ "Алмаз", которое владело технической документацией на ЗРК и разрабатывало проект С-400. Однако МФПГ не удалось ни уговорить менеджеров "Алмаза", ни "продавить" объединение через правительство - глава "Оборонительных систем" Сергей Батехин даже предлагал передать контрольный пакет холдинга государству. Чтобы защититься от МФПГ, связанной с людьми, тогда близкими к администрации президента Бориса Ельцина, глава "Алмаза" г-н Ашурбейли заключил в 1998 году соглашение со своим давним конкурентом - концерном "Антей" (концерн обладает правом самостоятельного экспорта, без посредничества "Рособоронэкспорта", что было важно для менеджеров "Алмаза").

Концерн "ПВО "Алмаз-Антей" разрабатывает и производит системы воздушно-космической обороны - комплексную систему ПВО на основе зенитных ракетных комплексов большой дальности типа С-300, средней дальности "Бук-М1-2", "Печора", "Тор-М1". В состав концерна входят свыше 40 предприятий, в том числе ФГУП "Научно-исследовательский электромеханический институт", ФГУП "Купол", завод "Арсенал", ОКБ "Союз", завод "Новатор", НИИ "Стрела", НПО "Алмаз", КБ "Кунцево", Ульяновский механический завод, МКБ "Факел", НПО "Альтаир", ММЗ "Авангард" и другие.

Тем не менее "Алмаз" в покое не оставили. В 1999 году был создан новый орган исполнительной власти, осуществляющий контрольные, разрешительные и регулирующие функции в сфере производства систем управления, - Российское агентство по системам управления (РАСУ). Главой РАСУ стал Владимир Симонов, который, по информации СМИ, поддерживался вице-премьером Ильей Клебановым. Хотя предприятия, объединенные под эгидой агентства, действовали достаточно самостоятельно, полномочия руководителей РАСУ позволяли им "навязывать" свои правила игры директорам предприятий и постепенно наращивать свое влияние над ними. В частности, как рассказал RBC daily один из депутатов Госдумы, Владимира Симонова обвиняли даже в том, что он якобы навязывал директорам услуги одного из банков, связанных с РАСУ. В 2000 году г-н Клебанов стал председателем совета управляющих "Оборонительных систем", и, по странному совпадению, давление на "Алмаз-Антей" заметно усилилось. Тогда же началась скупка акций ряда предприятий концерна: в частности, фирмы Nimegan Trading Limited и "Профит-Хаус" (по информации СМИ, связанные с акционерами "Сибнефти") были замечены в скупке акций серпуховского "РАТЕПа". Именно тогда, вероятно, в администрации нового президента посчитали, что ситуацию в ВПК нужно сбалансировать, приостановив наступление "семейных". Для чего понадобилась серьезная кадровая перетряска.

Менеджеры предприятий, замешанные в сделках с РАСУ, заменялись на новых. Волна кадровых изменений пришлась на начало 2002 года, когда Илья Клебанов был снят с поста вице-премьера. Буквально через месяц после этого, в апреле 2002 года, Владимир Путин подписал указ о создании ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей". Летом 2002 года председателем совета директоров концерна был назначен замглавы администрации президента РФ Виктор Иванов. Одновременно обновилось руководство РАСУ - Владимира Симонова сменил Геннадий Козлов. По словам источника RBC daily, на Симонова якобы даже могли завести уголовное дело в связи с "теневыми" финансовыми операциями вокруг РАСУ. В феврале 2003 года Виктор Иванов привел в концерн Игоря Климова, которого назначили и.о. гендиректора концерна вместо Юрия Свирина, ушедшего якобы по состоянию здоровья. Как не раз отмечалось, Иванова и Климова связывает "чекистское" прошлое, и их приход в концерн оценивался в СМИ не иначе как окончательное вытеснение "семейных".

Впрочем, быстрого успеха президентской команде достичь не удалось. "Фактически концерн пока не начал работать, - отмечает военный эксперт Константин Макиенко. - Это было достаточно механическое объединение всех активов, и какую-либо серьезную промышленную и инновационную политику проводить было сложно". Новый гендиректор РАСУ Геннадий Козлов также признается, что "с концерном есть проблемы, его формирование идет сложно". Примирить противостоящие группировки конструкторов и директоров никак не удается. Собственно, это была одна из задач Игоря Климова, который работал над созданием единой управленческой структуры концерна "Алмаз-Антей", которая бы и стала ядром концентрации всех российских производителей систем ПВО. Среди тактических задач г-н Климов называл и необходимость включения концерна в государственный оборонный заказ в качестве головного исполнителя по системам ПВО, а также по экспортным контрактам по всей номенклатуре ВВТ, производимой предприятиями концерна. Фактически это означало "изъятие" этих прав у "Оборонительных систем".

Убийство Игоря Климова в первых версиях связывали именно с укреплением позиций нового концерна и нежеланием некоторых руководителей отрасли подчиняться интересам администрации президента. 26 июня должно было состояться собрание акционеров "Алмаз-Антея", где предполагалось утвердить руководителя компании. Игорь Климов назывался основным претендентом на этот пост, однако, по информации СМИ, он якобы отказался от должности. Впрочем, даже если заказчики убийства не знали о намерениях Климова отказаться от должности генерального директора, то версия о заказе со стороны других претендентов не выдерживает критики - ведь должность является чисто исполнительской и с точки зрения влияния на ход реформы этого сектора ВПК не слишком сильна.

Еще одна версия, которая за выходные активно вбрасывалась в СМИ: в оборонную промышленность идет криминал, привлеченный высокими прибылями и множеством теневых операций при поставках оружия. Относительно Сергея Щитко вообще говорилось, что причиной его убийства могли стать конфликты в других сферах его интересов (предпринимательство в подмосковном Серпухове). Однако сложно себе представить криминал такого уровня, который смог бы противостоять администрации президента и бывшим чекистам.

Поэтому наиболее вероятной кажется версия об угрозе дальнейшей деятельности Климова для людей, стоявших у истоков прошлых попыток объединения концерна ПВО. Дело в том, что, занимаясь реорганизацией внутри концерна, Игорь Климов не мог не наткнуться на множество "серых" сделок вокруг предприятий концерна, в том числе и с РАСУ. Куда ведут следы от этих сделок - можно только предполагать. Единственное, что очевидно, - предыдущие инициативы по установлению контроля над производителями ПВО лоббировались через вице-премьера. Соответственно, выход этой информации на поверхность мог серьезно осложнить существование нескольких высокопоставленных чиновников. Не исключено, что очередная "порция" компромата была получена на серпуховском предприятии "РАТЕП", где не так давно сменился коммерческий директор, которым стал местный предприниматель Сергей Щитко. Это предприятие участвовало в выполнении целой серии экспортных контрактов под контролем структур, связанных с "семейными". А не так давно на предприятии побывала Генпрокуратура. О результатах проверки до сих пор, правда, ничего не известно.


Алексей Шаронов, 09.06.2003
http://www.rbcdaily.ru/archive/2003/06/09/41850

Док. 468045
Перв. публик.: 09.06.03
Последн. ред.: 29.07.08
Число обращений: 275

  • Батехин Сергей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``