В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фарит Мухаметшин: ЕврАзЭС: перспективы формирования общего финансового рынка и валютной интеграции Назад
Фарит Мухаметшин: ЕврАзЭС: перспективы формирования общего финансового рынка и валютной интеграции
В июне 2006 года в Минске состоится очередное заседание Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) на уровне глав государств, а ранее в мае - на уровне премьер-министров. На этом саммите будут рассмотрены вопросы реализации основных приоритетов в деятельности ЕврАзЭС, включая проблемы формирования общего финансового рынка и развитие валютной интеграции. Ожидается, что принятые решения позволят Сообществу получит качественный скачок в своем развитии.

Время отcчета деятельности Сообщества начинается с Договора об учреждении ЕврАзЭС (далее Договор) от 10 октября 2000 года. В него ныне входят шесть стран: Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. При Сообществе имеют статус наблюдателя - Армения, Молдова и Украина.

Стратегической целью Сообщества является обеспечение максимально высокой степени межгосударственной интеграции, поэтапно создавая: зоны свободной торговли; таможенного союза; общего рынка с обеспечением свободы передвижения товаров, услуг и капитала; единого экономического пространства и валютного союза; сближение и гармонизация национального законодательства и обеспечение взаимодействия правовых систем государств-участников в целях создания общего правового пространства.

Сегодня ЕврАзЭС обладает установившейся организационно-правовой основой своего функционирования. Сообщество является самостоятельным субъектом международного права с полномочиями, добровольно передаваемыми ему государствами-участниками, и пользуется на территории каждой страны правоспособностью, необходимой для реализации его целей и задач#61482;. Как отметил Президент России В.В.Путин, "интеграционная модель ЕврАзЭС, выбранная нами, на деле доказывает свою эффективность и приносит реальную выгоду всем участникам.

ЕврАзЭС постепенно становится мощной структурой в мировом экономическом пространстве как крупнейшее экономическое объединение на территории государств-членов Сообщества. Рост экономического потенциала ЕврАзЭС, несомненно, будет способствовать наращиванию многостороннего взаимодействия между странами Сообщества в Центральной Азии, позволит более эффективно решать практические задачи по реализации программ интеграции, а также создаст дополнительные предпосылки для обеспечения стабильности в регионе. Одновременно создается уникальная возможность стать Сообществу интегрирующей структурой сотрудничества в рамках СНГ#61482;#61482;.

Среди стратегических направлений и конкретных шагов, призванных решать существующие проблемы и продвинуться в интеграционном сотрудничестве, являются формирование общего финансового рынка и развитие валютной интеграции. Основными составляющими этой важной работы являются: проведение согласованной денежно-кредитной политики; гармонизация законодательства в области валютного регулирования и валютного контроля; либерализация движения капитала в рамках Сообщества и согласованное регулирование в отношении третьих стран; гармонизация банковского законодательства; формирование общего страхового и фондового рынков и др.

Реализация вышеуказанных задач будет невозможна без достижения в рамках ЕврАзЭС согласования основных направлений бюджетной и налоговой политики, включающей гармонизацию бюджетного и налогового законодательства, установления единых принципов взимания и администрирования косвенных налогов, а также совершенствования системы налогообложения малого бизнеса.

Завершающим этапом формирования общего финансового рынка и осуществления валютной интеграции должно стать согласование принципов и условий перехода на единую валюту. Этого можно будет достичь после обеспечения одинаковых подходов к проведению денежно-кредитной политики, а также функционированию центральных банков. Условия к переходу к единой системе валюты Сообщества также предусматривает обеспечение стабилизации цен и обменных курсов национальных валют; определение единых критериев сближения по согласованным микроэкономическим показателям по инфляции, размеру госдолга, дефициту бюджета и другим параметрам; создание условий для расширения использования национальных валют во внешнеторговых платежах и расчетах и формирование на их основе общей платежной системы.

С целью обеспечения взаимодействия сторон по вопросам национальных валютно-финансовых и банковских систем, развития многосторонних и двусторонних платежно-расчетных отношений создан Совет руководителей центральных (национальных) банков государств-участников Договора. Совет является консультативно-совещательным органом с правом принятия решений рекомендательного характера по вопросам, относящимся к компетенции центральных банков, среди них: основные направления денежно-кредитной политики; взаимодействие национальных банковских систем; банковский надзор; платежно-расчетные отношения по взаимной торговле, а также по государственным, банковским и коммерческим кредитам; правовое регулирование банковской деятельности и рынка финансовых услуг; валютное регулирование и валютный контроль; обучение кадров и другие вопросы, требующие скоординированных действий. В состав Совета по должности входят председатели центральных (национальных) банков государств-участников Договора.

Для достижения вышеуказанных целей направлен План мероприятий по реализации приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы, предусматривающий ряд мер по формированию в рамках Сообщества общего финансового рынка и развитию валютной интеграции (раздел VII). Эти меры включают: обеспечение свободы движения капитала; создание общего рынка банковских услуг и страхового рынка; развитие сотрудничества на валютных и фондовых рынках и согласование, в конечном итоге, принципов и условий перехода на единую валюту.

Указанным Планом предусмотрено выполнение комплекса мероприятий уже в текущем 2006 году. Планируется принятие соответствующего соглашения по созданию государствами - членами ЕврАзЭС условий для предоставления друг другу национального режима с сохранением изъятий в отдельных секторах экономики в отношении учреждения и деятельности компаний, включая осуществление капиталовложений, в том числе путем приватизации.

Приоритетным является реализация в 2006 году и Программы действий национальных (центральных) банков по гармонизации систем гарантирования (страхования) вкладов физических лиц в кредитно-финансовых организациях в соответствии с международными стандартами, а также в целом завершение плана реализации гармонизации банковского законодательства государств - членов ЕврАзЭС на 2004 - 2006 годы.

В рамках осуществления вышеназванных целей и задач своевременным является создание в январе 2006 года российско-казахстанского инвестиционного банка с уставным капиталом в 1,5 млрд. долларов - Евразийского банка развития (ЕБР). Штаб-квартира банка располагается в Алма-Ате, филиал - в Санкт-Петербурге. Руководителем банка является представитель России. ЕБР открыт для присоединения в качестве акционеров, прежде всего для стран-участников ЕврАзЭС, и будет работать на правах коммерческого банка. Однако условия работы банка будут достаточно комфортными: он "освобождается от любых налогов, сборов и пошлин на территории государств-участников".

Основная цель Евразийского банка развития - содействие устойчивому развитию экономик государств-участников, поддержание высоких темпов экономического роста, расширение взаимной торговли и развитие иных форм экономических связей, поощрение прямых инвестиций, в том числе частно-государственного партнерства. Главное в том, что ЕБР призван будет финансировать в целом интеграционные проекты в рамках ЕврАзЭС, т.е. выдавать кредиты странам Сообщества для развития инфраструктурных проектов, в частности, строительства железных дорог, трубопроводов, создания высокотехнологичных производств и др. Работа по отбору инвестиционных проектов уже началась, в первую очередь рассматриваются проекты, связанные с созданием базы для дальнейшего развития интеграции экономик стран Сообщества.

В этом же году планируется завершение разработки программы поэтапной либерализации операций, предусматривающей гармонизацию мер регулирования движения капитала в отношении третьих стран. А затем - подписание (возможно, в 2007 году) Протокола между государствами - членами ЕврАзЭС о завершении реализации указанной Программы.

Среди приоритетов этого года также подписание соответствующего соглашения по приведению национального законодательства стран Содружества в соответствие с международными принципами урегулирования и надзора за деятельностью страховых организаций.

Кропотливая работа ведется по развитию в рамках Сообщества сотрудничества на валютных и фондовых рынках и задача года выйти на подписание Протокола об унификации порядка эмиссии ценных бумаг государств-членов ЕврАзЭС.

На саммите в Санкт-Петербурге 25 января 2006 года было утверждено Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-членов ЕврАзЭС. Президент В.В.Путин подчеркнул по этому поводу, что "реализация этого документа даст мощный импульс в осуществлении целого ряда планов в сфере хозяйственного развития государств-членов Сообщества, в том числе за счет расширения сферы использования национальных валют, что значительно упрощает обслуживание внешнеэкономической деятельности". В этой связи глава российского государства считает весьма важным осуществление совместных действий в направлении создания валютного союза, включая построение эффективного механизма взаимной конвертации валют государств-членов ЕврАзЭС.

Согласно Соглашению каждая сторона обеспечивает банкам-резидентам сторон, обладающим в соответствии с законодательством государства своего учреждения, правом на осуществление валютных операций, допуск на свой национальный валютный рынок для проведения межбанковских конверсионных операций на условиях правового режима, не менее благоприятного, чем тот, который предоставлен коммерческим банкам-резидентам этой стороны.

Следует подчеркнуть, что сегодня наблюдается расширение использования национальных валют в расчетах между хозяйствующими субъектами стран Сообщества. Как было отмечено на XIV заседании Совета руководителей Центробанков ЕврАзЭС в Минске (27 февраля 2006 г.), на долю национальных валют в настоящее время приходится более половины всех расчетов, а в перспективе можно будет довести эту долю до 90 процентов.

Что касается согласования принципов и условий перехода на единую валюту в рамках Сообщества, то планируется подписание в перспективе международных договоров в сфере гармонизации принципов функционирования национальных (центральных) банков, обеспечение ими согласованных подходов к проведению денежно-кредитной политики; подготовка предложений по стабилизации цен и обменных курсов национальных валют.

Наряду с этим ведется разработка мероприятий по созданию общей платежной системы государств - членов ЕврАзЭС на основе согласованных условий по расширению использования национальных валют во внешнеторговых платежах и расчетах. Естественно, только создание действенной платежной системы может обеспечить эффективность развития интеграционных связей. А пока отсутствие единой платежной системы является сдерживающим фактором в увеличении объемов операций на межбанковском рынке, повышении скорости расчетов, сокращении издержек, да и в целом в увеличении взаимного товарооборота.

Таким образом, создание условий для расширения использования национальных валют во внешнеторговых расчетах и формирования общей платежной системы является важным шагом на пути валютной интеграции в рамках Сообщества. В то же время, это станет интегрирующим аспектом для других стран СНГ, не входящих в ЕврАзЭС.

Завершающим этапом реализации плана по формированию общего финансового рынка и развитию валютной интеграции станет подписание международного договора о создании институциональной и организационно-правовой основы для введения единой валюты в рамках ЕврАзЭС. Естественно, что введению единой валюты должно предшествовать создание единого экономического пространства и таможенного союза, обеспечивающих равенство прав граждан и субъектов хозяйствования.

В этом плане структуры Сообщества и национальные органы ведут планомерную работу по реализации положений утвержденной Межгоссоветом ЕврАзЭС Концепции сотрудничества государств - членов Евразийского экономического сообщества в валютной сфере.

В Концепции хотя и положительно оценивается современное валютно-финансовое сотрудничество и формирование необходимых предпосылок для осуществления интеграционных планов в этой сфере, однако отмечается, что ЕврАзЭС еще не в полной мере реализует свой интеграционный потенциал. Препятствующими этому развитию являются: "недостаточный уровень экономического развития, производственной специализации и кооперации, структурные диспропорции, разные темпы проведения сторонами рыночных реформ, низкоэффективный механизм согласования сторон и реализации на практике достигнутых договоренностей. Имеют место нестабильность обменных курсов национальных валют и обусловленные этим валютные риски, недостаток ликвидных платежных средств на рынке ЕврАзЭС, долларизация экономик сторон, запаздывание формирования платежно-расчетной системы в национальных валютах".

В указанном документе приведены основные принципы и цели проведения согласованной валютной политики и приоритетные направления и механизм сотрудничества в валютной сфере. При этом допускается, что степень координации валютной политики непосредственно зависит от общей макроэкономической ситуации в каждой из стран Сообщества. Что особенно важно, каждое государство имеет возможность присоединения к совместным механизмам по мере достижения его национальной экономики соответствующего уровня развития.

Предусмотрены следующие этапы согласования валютной политики.

Первый этап (2005-2007 гг.) осуществляется "в условиях устойчивого экономического роста, завершения формирования зоны свободной торговли, устранения таможенных барьеров и относительной стабилизации валют" . Предусматривается, что в ходе этого этапа будет принят Порядок согласования основных макроэкономических параметров развития экономики государств Сообщества; будут заключены: Соглашение об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля по операциям, связанным с движением капитала; Соглашение о механизме установления и согласования обменных курсов национальных валют.

Среди проводимых мер и мероприятий в этот период важное место занимает сближение законодательств сторон, регулирующих операции на рынках финансовых услуг, банковского законодательства по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и др. Следует также подчеркнуть необходимость координации действий сторон на рынке ценных бумаг в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в этой сфере.

Второй этап (2007-2010 гг.), микроэкономическими предпосылками которого "являются значительное повышение общего уровня экономического развития сторон, постепенное сглаживание структурных диспропорций, преобладание рыночных принципов в экономиках сторон, сближение показателей конвергенции (уровня инфляции, отношения дефицита государственного бюджета к ВВП, отношения государственного долга к ВВП, процентных ставок)".

Приоритетным в этом интервале будет обеспечение гармонизации финансового, банковского и валютного законодательства, а также осуществление сторонами согласованных принципов денежно-кредитной и валютной политики.

В ходе третьего этапа (начиная с 2010 года) предполагается завершение создания общего финансового рынка и обеспечение свободы всех видов капитальных операций. Сообщество принимает решение об установлении режимов фиксированных валютных курсов, условиях, сроках, порядке введения единой валюты и о формировании валютного союза в рамках ЕврАзЭС.

Следует особо подчеркнуть, что свободное движение капитала в рамках Сообщества является непременным условием эффективного распределения финансовых и трудовых ресурсов, без выполнения которого трудно рассчитывать как на увеличение темпов экономического роста, так и развитие каждого государства, входящего в ЕврАзЭС. В этом контексте создание общего валютного пространства, предусматривающего повышение роли национальных валют во внешнеторговых и инвестиционных операциях, а также взаимную конвертируемость валют государств Сообщества, в полной мере будет определяться от эффективности проводимых совместных действий в этой сфере.

Что касается проблем, связанных со снятием валютных ограничений на движение капитала, то здесь предполагается применять комплексный и сбалансированный подход, который учитывал бы особенности каждой страны ЕврАзЭС. В этих целях Интеграционным Комитетом готовится к рассмотрению проект Соглашения об основополагающих принципах политики государств - членов ЕврАзЭС в области валютного регулирования и валютного контроля по операциям, связанным с движением капитала.

Важные функции в углублении экономической интеграции государств - членов Сообщества в области ценных бумаг отводятся Совету руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС . Основной задачей деятельности Совета является обеспечение сотрудничества по установлению международно-принятых стандартов регулирования, обеспечивающих создание эффективных и прозрачных рынков ценных бумаг государств - членов ЕврАзЭС. При этом создание условий для обеспечения как свободного движения капитала в рамках Сообщества и эффективной защиты прав и законных интересов инвесторов, так и создание эффективной системы контроля на рынках ценных бумаг государств - членов ЕврАзЭС - находятся среди приоритетных функций Совета.

Совет, осуществляя свою деятельность в целях реализации целей и задач Сообщества, действует на следующих основных направлениях: совершенствование и унификация процедуры эмиссии акций, облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг эмитентами, созданными на территории ЕврАзЭС; унификация регулирования деятельности фондовых бирж; установление единых требований к совершению сделок на рынках ценных бумаг; содействие допуску ценных бумаг эмитентов, созданных на территории Сообщества, к размещению и обращению на фондовых биржах других государств - членов ЕврАзЭС, формирование единых подходов к осуществлению надзора за деятельностью на рынке ценных бумаг и др.

Таким образом, в настоящее время имеются все предпосылки для того, чтобы приступить к решению стратегической задачи в рамках ЕврАзЭС - созданию монетарного союза. Однако, как подчеркнул заместитель председателя Центробанка России А.Улюкаев, конкретные сроки создания денежного союза можно будет назвать не ранее, чем через 5-7 лет, поскольку надо иметь, в первую очередь, явное представление перспектив развития национальных валют с точки зрения их ликвидности. Полагаем, что с его точкой зрения можно было бы и согласиться, поскольку еще преждевременно говорить, какая денежная единица будет выступать в качестве единой валюты ЕврАзЭС: российский рубль или же это будет валюта, отличная от национальных валют Сообщества . Скорее всего, на наш взгляд, название новой валюты будет евразийским, например, алтын (золотой).

За примером далеко ходить не надо, это деятельность Европейского валютного союза (ЕВС). К современному валютному союзу Европейская интеграция шла несколько десятилетий. Сначала действовал Европейский платежный союз (1950-1959 гг.), затем была создана Европейская валютная система с новой единой валютой ЭКЮ.

Основные положения перехода к ЕВС закреплены в Маастрихском соглашении (1992 г.), в котором были определены этапы перехода к единой валюте. На первом (1992 г.) этапе осуществлялась ратификация соглашения всеми странами-участницами. На втором (1994 г.) было намечено создание Европейского центрального банка и осуществление мониторинга стран на предмет соответствия "критериям сходимости".

У Европейского сообщества есть чему научиться и в сфере интеграции финансовых рынков, включая фондовые, валютные и страховые рынки. Именно введение единой валюты "улучшило состояние фондовых рынков ЕС, дало толчок росту их ликвидности, снизило стоимость привлечения капитала, повысило эффективность его распределения. В ЕС постепенно формируется новый единый фондовый рынок, вполне сопоставимый по величине с американским.

Интерес к опыту Европейского союза вполне понятен, поскольку основные цели и задачи, провозглашенные Евразийским экономическим сообществом, во многом совпадают с целями ЕС. Использование опыта Европейского сообщества, несомненно, может ускорить становление ЕврАзЭС.


11.03.2006

Статья Посла Российской Федерации Ф.М.Мухаметшина в газете "Бизнес-Вестник Востока"

http://www.russia.uz/russian/news/briefings/article/66


Док. 468044
Перв. публик.: 11.03.06
Последн. ред.: 29.07.08
Число обращений: 194

  • Мухаметшин Фарит Мубаракшевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``