В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фарит Мухаметшин: Россия и мир в 2006 году: итоги, тенденции, перспективы Назад
Фарит Мухаметшин: Россия и мир в 2006 году: итоги, тенденции, перспективы
Российская Федерация на протяжении 2006 года брала на себя все большую ответственность в международных делах, соразмерную своему потенциалу, своим реальным возможностям, не уклонялась от того, чтобы предлагать лидерство, в том числе лидерство интеллектуальное, в совместном поиске решения общих для всех проблем. На протяжении года Россия активно выступала со своими позициями в рамках СНГ, ЕврАзЭС, председательствовала в "Группе восьми", в Комитете министров Совета Европы, в Организации Черноморского экономического сотрудничества, в Арктическом совете.

2006 год был насыщен важными для жизни Содружества Независимых Государств событиями. После 15-летия существования назрела необходимость адаптации этой Организации к новым условиям и реальностям. В этой связи в рамках Содружества в 2006 году особое внимание уделялось вопросам реформирования и совершенствования его структуры, оптимизации всей его деятельности. Эти задачи обсуждались главами государств на неформальной встрече в Москве в июле и на юбилейном саммите СНГ в Минске в ноябре 2006 года, а также в ходе трех заседаний Совета министров иностранных дел (в апреле, октябре и ноябре) и на уровне экспертов. Решением СМИД СНГ в апреле 2006 года была образована Группа высокого уровня по вопросам повышения эффективности СНГ ("Группа мудрецов"), которая подготовила соответствующий доклад и представила его главам государств-участников СНГ накануне ноябрьского саммита Содружества.

В соответствии с российской позицией, в числе приоритетных направлений сотрудничества в рамках СНГ должны фигурировать такие области взаимодействия, как экономика, гуманитарная сфера, оборона и безопасность, в т.ч. противодействие новым вызовам и угрозам, включая международный терроризм, транснациональную организованная преступность, наркобизнес, незаконную миграцию и распространение оружия массового уничтожения.

В Послании Федеральному Собранию 2006 года Президент Российской Федерации В.В.Путин, не умаляя значения остальных направлений реформирования СНГ, особо выделил в качестве перспективного проекта укрепление общего гуманитарного пространства. "Оно имеет не только богатую историческую и человеческую основу, но теперь уже и новые социально-экономические предпосылки", заявил Президент России. Он также добавил, что "от того, как этот потенциал будет использоваться, во многом зависят перспективы прогресса наших стран и Содружества в целом. Обновленная кооперация в гуманитарной сфере, сложение имеющихся у нас конкурентных преимуществ выгодны всем государствам СНГ". 26 августа 2005 года в Казани между главами государств-членов СНГ было заключено Соглашение о гуманитарном сотрудничестве, вступившее в силу в 2006 г. Оно включает в себя проблематику науки, культуры, образования, информации, туризма, спорта, а также принципы и формы взаимодействия на перспективу.

На заседании Совета глав правительств СНГ 25 мая 2006 года в Душанбе Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном был подписан Договор о создании Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, который вступил в силу 17 ноября 2006 года.

В 2006 году динамично развивалось международное сотрудничество в рамках субрегиональных организаций, прежде всего, Евразийского экономического сообщества. В настоящее время в рамках ЕврАзЭС функционирует зона свободной торговли, достигнута договоренность о мерах тарифного и нетарифного регулирования в торговле с третьими странами.

Сейчас Сообщество проходит вторую стадию экономической интеграции. Не случайно, решение вопросов формирования общего таможенного тарифа и координации позиций государств на переговорах по присоединению к ВТО, остается приоритетом на ближайший период и приобретает особую актуальность в связи с перспективой оформления полноправного членства России в ВТО в 2007 году.

В истекшем году были проведены 5 заседаний Межгосударственного совета Сообщества, в т.ч. 3 на высшем уровне. Состоялось объединение Организации "Центрально-Азиатское Сотрудничество" и ЕврАзЭС под эгидой Сообщества, в январе было окончательно оформлено вступление Узбекистана в эту международную экономическую организацию. Ташкент уже присоединился к 27 документам Сообщества, на очереди еще 10. В соответствии с решением Межгоссовета ЕврАзЭС государственными структурами Узбекистана ведется работа по присоединению к остальным соглашениям, внесению необходимых изменений и дополнений в национальное законодательство. Это свидетельствует, что узбекские партнеры со всей серьезностью выполняют взятые на себя обязательства.

Странами ЕврАзЭС взят курс на формирование таможенного союза внутри шестерки в составе трех наиболее продвинутых в деле интеграции государств - Белоруссии, Казахстана и России на базе соглашений, подготовленных в рамках ЕврАзЭС и Единого экономического пространства. В дальнейшем, по мере достижения соответствующего уровня интеграции, к ним будут присоединяться и другие участники. Естественно, стратегический курс Сообщества в формате "шестерки" будет последовательно проводиться и далее. После окончательного формирования таможенного союза появится возможность перейти к завершающему интеграционному этапу - созданию единого экономического пространства (общего рынка) в рамках ЕврАзЭС.

Что касается российско-узбекского взаимодействия в рамках Содружества, то в ходе саммита ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге в январе были подписаны два соглашения о сотрудничестве ОАО "Газпром" с Правительством Узбекистана в газовой сфере. Как отметил Президент России В.В.Путин, российско-узбекские договоренности по линии ТЭК будут иметь влияние не только на энергетическую ситуацию в странах-членах ЕврАзЭС, но и на энергетическую ситуацию в мире.

Еще одной успешно действующей субрегиональной организацией на пространстве СНГ является Организация Договора о коллективной безопасности. В числе главных результатов деятельности ОДКБ последних лет, включая и 2006 год, - очевидная активизация внешнеполитического сотрудничества, становление практики регулярных консультаций на всех уровнях, согласования позиций по актуальным вопросам внешней политики.

В соответствии с принятыми решениями были предприняты необходимые шаги по радикальному расширению многостороннего сотрудничества в работе по новым вызовам и угрозам, укреплению организационной и нормативно-правовой базы Организации. В прошедшем году это направление стало приоритетным. В рамках ОДКБ созданы необходимые механизмы взаимодействия: Координационный совет руководителей антинаркотических подразделений, рабочие группы по терроризму и нелегальной миграции. Налажено проведение ежегодных антинаркотических операций "Канал", нарабатывается опыт коллективных действий в вопросах борьбы с нелегальной миграцией, отмыванием преступных доходов. Принимаются меры к повышению контртеррористического потенциала государств-членов.

Особенностью минской сессии Совета коллективной безопасности (СКБ), состоявшейся 22-23 июня 2006 г., стало участие в ее работе Президента Узбекистана И.А.Каримова, заявившего о восстановлении участия республики в Договоре о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и начале соответствующей процедуры присоединения к ОДКБ. Этот факт, помимо прочего, свидетельствует о повышении эффективности деятельности и притягательной силе ОДКБ, опирающейся на возросший авторитет и усилившееся влияние Организации на международной арене.

В июне 2006 года в Шанхае состоялось юбилейное заседание Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, на котором была принята Декларация пятилетия, зафиксировавшая расширение сферы деятельности Организации. За пять лет после создания ШОС проделана значительная работа для достижения целей и решения задач, определенных Хартией ШОС, существенно расширены горизонты и глубина сотрудничества. Документами ШОС предусмотрен целый ряд задач по развитию и совершенствованию структур, нацеленных на обеспечение безопасности и стабильности в регионе, и представлен широкий круг механизмов по противодействию современным вызовам и угрозам.

Российско-узбекские учения антитеррористической направленности, а также трехсторонние антитеррористические учения с участием Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана под общей координацией РАТС ШОС и другие мероприятия в этой сфере демонстрируют готовность государств-участников противостоять транснациональному терроризму и современным вызовам и угрозам и способствуют укреплению стабильности и обеспечению безопасности в регионе.

Одним из основных внешнеполитических событий 2006 года всемирного масштаба стало первое председательство России в "Группе восьми". Главный общеполитический итог саммита состоявшегося 15-17 июля 2006 года в Санкт-Петербурге саммита - укрепилось понимание безальтернативности многосторонней дипломатии в решении глобальных проблем, урегулировании конфликтов, успешном противостоянии новым вызовам современности. На саммите приняты весомые решения по приоритетным темам российского председательства - международной энергетической безопасности, борьбе с опасными инфекционными заболеваниями, развитию образования.

Архитектура международных отношений XXI века нуждается в более прочной и устойчивой опоре. А для этого требуется выходить на более широкое согласие, подлинно глобальный консенсус. Эти объективные реалии подталкивают эволюцию "Группы восьми" в сторону ее большей демократизации и открытости, постепенной трансформации в более представительный в географическом и цивилизационном отношениях механизм неформального коллективного лидерства в современном мире. Исходя из позитивного характера этой тенденции, российское председательство активизировало диалог и взаимодействие с рядом ведущих государств вне "восьмерки" в различных, в том числе не практиковавшихся прежде, форматах. Расширилось плодотворное участие Бразилии, Индии, Китая, Мексики, ЮАР и ряда международных организаций, включая СНГ и Африканский союз, в совместной работе.

При подборе заглавных тем российского председательства мы стремились обеспечить преемственность работы "восьмерки" при максимальном сопряжении ее повестки дня с актуальными проблемами глобального развития. Однако в решающей степени этот выбор был обусловлен последовательным и выверенным курсом руководства страны на отстаивание национальных интересов, качественно укрепившимися внешнеполитическими позициями нашей страны, ее возросшим экономическим потенциалом, позволяющим играть возрастающую роль в содействии глобальному росту и развитию. России было что предложить партнерам с точки зрения инновационных подходов к решению крупных глобальных проблем.

В качестве приоритетов российского председательства были выбраны три темы: международная энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и развитие образования. Российская инициатива по международной энергобезопасности стала стержневой темой Санкт-Петербургского саммита, по итогам обсуждения которой были приняты Совместное заявление и План действий по энергобезопасности. По сути эти документы представляют собой согласованную стратегию по устойчивому развитию мировой энергетической системы. Их главная идея - глобальный характер вызовов в области энергетики и растущая взаимозависимость между производителями, потребителями и транзитными странами требуют более тесного партнерства между ними в целях укрепления глобальной энергетической безопасности. Впервые в практике "восьмерки" в этих документах четко прописан принцип взаимной ответственности производителей и потребителей за стабильное и устойчивое развитие мировой энергетики, в т.ч. путем обеспечения безопасности спроса и предложения, а также тезис о важности обмена активами во всех звеньях энергетической цепочки.

Подтверждены договоренности предыдущего саммита "восьмерки" в Глениглсе по совместной работе, связанной с изменениями глобального климата, в т.ч. приверженность целям Рамочной конвенции ООН по изменению климата, включая обязательства ряда стран по сокращению выбросов парниковых газов.

Многократное подтверждение уникальной роли ООН и есть главный итог работы России в рамках ООН в 2006 году. Следствием расширяющегося восприятия всемирной Организации как координирующего центра принятия решений по ключевым международным проблемам является все более широкое распространение в международной практике таких принципов внешней политики, как прагматизм, многовекторность, учет национальных интересов, неконфронтационность. Многие государства мира приходят к пониманию того очевидного факта, что наращивание коллективного потенциала, в том числе в деле кризисного реагирования, выгодно всем ответственным членам международного сообщества.

В пользу этого свидетельствует создание многочисленных многосторонних форматов урегулирования имеющихся конфликтов. Это и шестисторонние переговоры по ядерной проблеме Корейского полуострова, и работа "шестерки" по ядерной программе Ирана, и "квартет" международных посредников в ближневосточном урегулировании. Россия активно участвует во всех этих переговорных процессах, продвигая в них свое видение реалистичных решений указанных проблем.

Сейчас и на перспективу ООН остается уникальным по легитимности форумом, вырабатывающим обязательные для исполнения решения самых актуальных международных проблем. В этом качестве ООН обслуживает внешнеполитические интересы всего мирового сообщества, реализуя таким образом свой универсальный характер и центральную роль в международной системе коллективной безопасности. Реформирование ООН должно способствовать дальнейшему повышению ее эффективности, осуществляться на основе самого широкого согласия государств-членов. В течение всего 2006 года шла напряженная дискуссия вокруг путей реформирования системы управления Организацией. Речь здесь идет о внесении серьезных изменений в действующие уже многие годы механизмы утверждения расходов на деятельность ООН, схемы ее проверки и отчетности, кадровую политику. Главной целью предпринимаемых на данном направлении усилий является адаптация Организации к современным требованиям, усиление эффективности ее работы в новых условиях, рост ее потенциала реагирования на глобальные вызовы и угрозы. Генеральным секретарем ООН был представлен целый ряд рекомендаций по указанному комплексу вопросов, которые проходят сейчас через тщательное экспертное согласование в рамках Генеральной Ассамблеи.

Россия, являясь одним из государств-основателей ООН, постоянным членом ее Совета Безопасности и одним из основных плательщиков в бюджет Организации, объективно заинтересована в успехе реформы. Основу нашей позиции в данном вопросе составляют два предельно простых элемента. Во-первых, любые преобразования в сфере управления должны способствовать укреплению контроля государств-членов за использованием финансовых и людских ресурсов Организации. И, во-вторых, реформенные усилия не окажутся напрасными лишь в том случае, если будут пользоваться в ООН подлинно широкой поддержкой.

Так, необходимо отметить принятую консенсусом резолюцию Генеральной Ассамблеи с приложением - планом действий, составляющими антитеррористическую стратегию. Заметным результатом прошлого года является начало деятельности Комиссии по миростроительству (КМС). Эта структура, призванная заниматься координацией международных усилий и выработкой рекомендаций относительно стабилизации, экономического восстановления и развития стран, переживших периоды кризисов, должна стать важным механизмом постконфликтного урегулирования. В течение всего прошедшего года Россия, вошедшая в Оргкомитет КМС как постоянный член Совета Безопасности, принимала активное участие в налаживании работы этой новой структуры.

В 2006 году начал свою работу еще один новый орган ООН - Совет по правам человека, который призван стать главным достижением в деле реформирования работы ООН в правочеловеческом измерении. Стоит надеяться, что Совет успешно избавится от наследственных дефектов своей предшественницы - Комиссии ООН по правам человека, а именно: избирательности, двойных стандартов, политизации, и станет основным звеном в международном механизме защиты прав человека. На заседании III комитета Генеральной Ассамблеи ООН при активном российском содействии Республике Узбекистан удалось снять с рассмотрения проект резолюции Генассамблеи о ситуации с правами человека в Узбекистане, который был предложен Европейским союзом.

Важным событием для Организации стало консенсусное решение ее членов о назначении бывшего министра иностранных дел и внешней торговли Республики Корея Пан Ги Муна новым Генеральным секретарем ООН. Россия последовательно поддерживала это назначение, учитывая как высокие деловые и личные качества Пан Ги Муна, так и очередь Азии выставить своего кандидата на должность главного административного лица в Секретариате ООН в соответствии с утвердившимся в Организации принципом региональной ротации.

Участие России в работе ООН на социально-экономическом, природоохранном и гуманитарном направлениях было нацелено в первую очередь на укрепление наших позиций в ООН как страны-донора и одного из ключевых мировых игроков на природоохранном "поле", развитие регионального сотрудничества и интеграционных процессов на пространстве СНГ и в Евроазиатском регионе.

Этапным событием стало проведение в июле 2006 года в ходе 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Заседания высокого уровня по ВИЧ/СПИДу. Принятая по его итогам резолюция подтвердила твердую решимость мирового сообщества в продвижении к высокой цели - достижению к 2010 году всеобщего охвата ВИЧ-инфицированных лечением, заботой и уходом.

Важным событием уходящего года в ООН стал Диалог высокого уровня Генассамблеи ООН по международной миграции и развитию - фактически первый в истории ООН глобальный международный форум по данному вопросу. Диалог позволил обсудить такие важные для России вопросы, как организация цивилизованной миграции, создание условий для миграционной привлекательности, меры по противодействию нелегальной миграции.

В течение всего 2006 года шла напряженная дискуссия вокруг путей реформирования системы управления Организацией. Речь здесь идет о внесении серьезных изменений в действующие уже многие годы механизмы утверждения расходов на деятельность ООН, схемы ее проверки и отчетности, кадровую политику. Главной целью предпринимаемых на данном направлении усилий является адаптация Организации к современным требованиям, усиление эффективности ее работы в новых условиях, рост ее потенциала реагирования на глобальные вызовы и угрозы. Генеральным секретарем ООН был представлен целый ряд рекомендаций по указанному комплексу вопросов, которые проходят сейчас через тщательное экспертное согласование в рамках Генеральной Ассамблеи.

Внешняя политика России многовекторна. Мы развиваем отношения не столько с нашими ближайшими соседями, но и другими региональными объединениями. Одним из приоритетов является сотрудничество с Европейским Союзом, странами Восточной и Западной Европы и США. В октябре в Лахти (Финляндия) впервые состоялась неформальная встреча Президента России В.В.Путина с лидерами стран-членов Европейского союза. На повестке дня стоял вопрос выработки нового документа на смену Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией. В ходе саммита АТЭС в Ханое подписано соглашение с США о присоединении России к Всемирной торговой организации.

Естественно, Россия не может не укреплять связи с лидером мировой экономики - Китаем. С этой страной у нас схожие видения решения сложных международных проблем. Мы активно взаимодействуем в рамках международных организаций, в т.ч. в ООН, ШОС. Новым этапом в продвижении нашего стратегического партнерства с Китаем стало успешное проведение Года России в Китае. 2007 год объявлен Годом Китая в России. В плане активизации многосторонней дипломатии необходимо отметить первую в истории встречу на высшем уровне в трехстороннем формате Россия - Китай - Индия, которая состоялась в рамках саммита "Группы восьми" в Санкт-Петербурге, а также прошедшую в сентябре этого года первую встречу министров иностранных дел России, Китая, Индии и Бразилии.

На среднеазиатском направлении Россия углубляла сотрудничество с Узбекистаном, как в двустороннем формате, так и в рамках международных и интеграционных структур. За истекший год президенты двух стран встречались семь раз в рамках различных международных форумов по линии ЕврАзЭС, СНГ, ШОС, СВМДА. В целом по итогам года Узбекистан посетило свыше 90 российских делегаций различного уровня для решения конкретных вопросов двустороннего взаимодействия.

Отмечалось активное взаимодействие между внешнеполитическими ведомствами двух стран. В течение года состоялись межмидовские консультации по афганской тематике, проблематике ШОС, трудовой миграции и новым вызовами и угрозам. В ноябре в Ташкенте состоялось заседание высокого уровня проекта Совета Россия - НАТО по подготовке антинаркотических кадров для Афганистана и Центральной Азии.

Продолжало расширяться и углубляться двустороннее торгово-экономическое сотрудничество. За 11 месяцев 2006 года товарооборот России и Узбекистана составил около 2,122 млрд. долларов США. Ожидается, что общий объем взаимной торговли в 2006 году составит примерно 2,6 млрд. долларов США, что на 30% больше чем в 2005 году.

Одним из ключевых направлений двустороннего взаимодействия оставалось военно-техническое сотрудничество. Состоявшееся в апреле 7 заседание российско-узбекской группы по ВТС подтвердило намерения сторон углублять сотрудничество в данной сфере, включая оказание Узбекистану военно-технической помощи.

Активными оставались связи по линии регионов двух стран. В течение года в Узбекистане побывали делегации на уровне субъектов Российской Федерации от Правительства Москвы, от Ярославской, Томской областей, Уральского региона. 18 регионов России были представлены на Форуме деловых кругов двух стран в апреле 2006 года в Ташкенте.

Продолжало развиваться и укрепляться двустороннее сотрудничество в культурно-гуманитарной сфере.

2006 год был непростым для всего мирового сообщества. Наступивший год также будет ставить перед внешнеполитическими ведомствами ведущих мировых держав, международными организациями сложные задачи, решение которых можно достичь только сообща. Все государства, стремящиеся сделать наш мир более безопасным, а свои народы процветающими должны научиться договариваться на основе транспарентности, уважения культурных ценностей партнеров, исключив применение давления и двойных стандартов.


09.02.2007

http://www.russia.uz/russian/news/briefings/article/106

Статья Посла Российской Федерации Ф.М.Мухаметшина в газете "Новости Узбекистана"


Док. 468038
Перв. публик.: 09.02.07
Последн. ред.: 29.07.08
Число обращений: 150

  • Мухаметшин Фарит Мубаракшевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``