В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фарит Мухаметшин: Россия - трехлетняя программа развития Назад
Фарит Мухаметшин: Россия - трехлетняя программа развития
Статья Посла Российской Федерации Ф.М.Мухаметшина в газете "Бизнес-Вестник Востока"

Бюджетная политика государства - вещь архиважная для любой страны. Недавно Президент России В.В.Путин направил в Федеральное Собрание России Бюджетное послание о бюджетной политике на 2008-2010 годы. Мы попросили Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Узбекистан Фарита Мухаметшина рассказать об основных принципах стратегии развития страны на предстоящие три года.

Россия стала десятой страной в мире, внутренний валовой продукт которой, рассчитанный по текущему курсу, превысил $1 трлн. За период с 2000 по 2006 год в долларовом исчислении он увеличился в три раза и за эти годы страна поднялась на десять пунктов в рейтинге крупнейших экономик мира.

ВВП России в 2006 году вырос на 6,7% по сравнению с 2005 годом. В 2005 году рост ВВП равнялся 6,4%, в 2004 году - 7,2% в 2003 году - 7,3%.

И следует особо отметить, что благодаря такому интенсивному росту в последние годы, в 2006 году Россия полностью преодолела экономический спад 90-х годов. Объем ВВП превысил уровень 1991 года и составил более 26,62 трлн. рублей. Причем, по структуре это уже качественно другой ВВП, созданный в рыночной экономике.

В начале 2007 года российская экономика также сохраняла высокие темпы роста, характерные для 2006 года. Прирост ВВП к соответствующему периоду предшествующего года, по оценке Минэкономразвития России, составил 7,2% (против 5,5 % в прошлом году), т.е. не произошло традиционного для начала года замедления темпов роста. Высокие темпы в январе - феврале с.г. опирались на резкое ускорение инвестиционного спроса, высокие темпы строительства, обрабатывающих производств и поддерживались высоким уровнем потребительского спроса при замедлении темпов роста экспорта.

В структуре производства ВВП опережающими темпами продолжала расти торговля (прирост 13,5%). Рост торговли поддерживался устойчивым ростом реальных денежных доходов населения, реальной заработной платы, активностью банков на рынке потребительского кредитования.

Прирост инвестиций в основной капитал в январе 2007 г. относительно января 2006 г. составил 23,2% (в январе 2006 г. - 3,6%).

В начале года преодолена наметившаяся в конце 2006 г. тенденция замедления темпов роста промышленного производства. Прирост промышленного производства в январе 2007 г. к январю 2006 г. составил 8,4% (в январе 2006 г. 4,4%).

В январе сохранилась тенденция замедления темпов инфляции - 1,7% против 2,4% в январе 2006 г.

Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП России в 2007 году на уровне 6,2%. По оценке МЭРТ в 2008 году рост ВВП составит 5,9%, в 2009 - 5,9%, в 2010 - 6,1%.

Для стимулирования таких темпов экономического роста, повышения эффективности перспективного планирования, прежде всего, принятия бюджета страны на три года Президентом России В.В.Путиным в Совет Федерации и Государственную Думу направлено Бюджетное послание о бюджетной политике на 2008-2010 годы. В этом документе предложено реализовать комплекс решений, связанных с уточнением ряда положений по налоговой политике, сконцентрировать основное внимание на администрировании налогов, прежде всего НДС; со снижением зависимости бюджета от нефтегазовых доходов и обеспечением гарантированной устойчивости всех бюджетных расходов независимо от цен на нефть; с улучшением планирования бюджета в части отбора приоритетных проектов, в т.ч. инвестиционных, и совершенствованием федеральных целевых программ и др.

В соответствии с Бюджетным посланием при формировании и реализации бюджетной стратегии Правительству России надлежит сосредоточится на решении следующих задач на десяти ключевых направлениях:

Первое. Превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования. В перспективе должно быть обеспечено снижение инфляции до приемлемого уровня 3-4 процентов в год. Этому будут способствовать соблюдение принципа адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики с учетом планируемого на перспективу снижения налогового бремени, проведение взвешенной политики в сфере использования конъюнктурных сверхдоходов от экспорта углеводородов, регулирование тарифов на продукцию субъектов естественных монополий, а также реализация бюджетных программ, направленных на устранение инфраструктурных ограничений в экономике, провоцирующих дополнительный рост цен.

Второе. Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета. Здесь на первый план выходит задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры цен на сырье.

Для этих целей предлагается Стабилизационный фонд Российской Федерации преобразовать в Резервный фонд и Фонд будущих поколений.

Предполагается, что Резервный фонд будет обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе.

Третье. Дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования. Формирование и утверждение федерального бюджета на 3-летний период рассматривается в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию. Это позволит накопить практический опыт разработки и использования долгосрочных (на период до 10-15 лет и более) бюджетных прогнозов, включающих в том числе количественные критерии устойчивости бюджетной системы, приемлемости налоговой и долговой нагрузки, оценки рисков для бюджетной системы.

Четвертое. Обеспечение исполнения расходных обязательств. В основу бюджетной политики должно быть положено безусловное исполнение действующих обязательств. Принципиальные решения об их отмене, прекращении или реструктуризации должны вырабатываться до завершения формирования проекта бюджета.

Пятое. Проведение анализа эффективности всех расходов бюджета. Предполагается внедрить в практику деятельности Правительства России современные методы оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, обязательное соизмерение с этими целями достигнутых результатов. Главная задача бюджетной политики - это последовательное повышение качества жизни граждан.

Шестое. Переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений. Основным документом, регламентирующим взаимоотношения между государственным заказчиком и подрядчиком, должен стать контракт, заключаемый на весь период реализации инвестиционного проекта, и в этом контракте должны быть четко зафиксированы обязательства подрядчика по сдаче объекта в эксплуатацию и обязательства государства по финансированию.

Седьмое. Применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг.

Восьмое. Повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе. Усиление ответственности органов исполнительной власти и бюджетных учреждений за результативность бюджетных расходов и повышение качества государственных и муниципальных услуг должно сопровождаться расширением их полномочий, созданием стимулов к повышению прозрачности и эффективности использования бюджетных средств, прекращением практики мелочной регламентации их деятельности.

Девятое. Определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы, решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации. В основу дальнейших действий в пенсионной сфере должны быть положены долгосрочные расчеты сбалансированности пенсионной системы, целевые ориентиры относительно уровня коэффициента замещения и приемлемой налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, формирование механизмов укрепления накопительной составляющей пенсионной системы, включая стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан.

Десятое. Должно быть уделено особое внимание формированию и реализации федеральной целевой программы, направленной на содействие опережающему социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья. Предлагается задействовать все имеющиеся для этой программы инструменты государственной финансовой политики, в том числе в увязке с привлечением частного софинансирования соответствующих программных мероприятий. Рекомендуется продумать систему мер налоговой и таможенно-тарифной политики, стимулирующих инвестиционную деятельность в соответствующих регионах.

Ключевая задача предстоящего трехлетия - осуществление перехода к инновационной экономике. В 2008-2010 годах значительно возрастает объем государственных расходов инвестиционного характера. По доле в ВВП он увеличивается с 1,9% в 2006 году до 2,5% в 2008-2009 годах.

В настоящее время практически сформирован трехлетний портфель Федеральных целевых программ (ФЦП). Его особенность - концентрация на решении социальных, инфраструктурных и инновационных задач. Пожалуй, впервые определен значимый блок инновационно-технологических ФЦП, в который вошли 16 программ с общим объемом бюджетного финансирования в 750 млрд. рублей (2008-2010 годы). "Вес" этого пакета по стоимости удваивается к 2010 году по сравнению с 2007 годом, по доле в общем объеме ФЦП он увеличивается с 26,3% в 2007 году до 36% в 2009-2010 годах.

Ставится ряд задач и по "внешнеэкономическому блоку". Среди них завершение работы по подготовке Внешнеэкономической стратегии, в которой должны быть определены основные параметры интеграции России в мировую экономику на 15-20 лет - приоритеты, цели, позиции на разных рынках.

Мы вышли на финишную прямую в решении задачи присоединения России к ВТО, практически завершив двусторонние переговоры.

Приоритетным направлением по-прежнему остается также поддержка экспорта продукции высокой степени переработки. В этой связи в ближайшее время планируется внести изменения в правовую базу для облегчения доступа экспортеров к финансовым инструментам. А уже с 2008 года перейти к утверждению ежегодных комплексных программ поддержки экспорта.

Особое внимание будет уделено оптимизации таможенно-тарифных инструментов регулирования. В 2007 году ставится задача проведения ревизии Таможенного тарифа в целях устранения искажений принципа эскалации - когда ставки пошлин на готовые изделия ниже, чем на сырье и комплектующие для их производства. В 2008-2010 годах планируется также существенно сократить перечень товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами исключительно в фискальных целях.

Бюджетное послание Президента России закладывает основные принципы стратегии, базовые подходы к бюджетной политике на предстоящие три года и дальнейшую перспективу.

В заключение хотел бы отметить, что по многим параметрам предстоящий трехлетний период будет, по всей видимости, значительно сложнее, чем предыдущий. Российской экономике предстоит пройти адаптацию к снижающимся ценам на нефть и сокращающемуся текущему сальдо платежного баланса. Главное в этих условиях - не потерять темпы роста и того вектора конструктивных преобразований, который был задан в предшествующий период. Впереди - огромная работа по дальнейшему развитию рыночных институтов и повышению конкурентоспособности российской экономики на основе взаимодействия государства и бизнеса.



05.04.2007

http://www.russia.uz/russian/news/briefings/article/110


Док. 468035
Перв. публик.: 05.04.07
Последн. ред.: 29.07.08
Число обращений: 145

  • Мухаметшин Фарит Мубаракшевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``