В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фарит Мухаметшин: Азиатский вектор России Назад
Фарит Мухаметшин: Азиатский вектор России
Выступления Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Узбекистан

Статья Посла Российской Федерации Ф.М.Мухаметшина в газете "Новости Узбекистана"

В начале июня в Республике Корея состоялась шестая встреча министров иностранных дел стран-участниц межправительственного регионального форума "Диалог по сотрудничеству в Азии" (ДСА).

На этом крупном международном форуме рассмотрен широкий круг вопросов, представляющих взаимный интерес.

В составе ДСА 30 государств - 10 стран АСЕАН, Бангладеш, Бахрейн, Бутан, Индия, Иран, Казахстан, Катар, КНР, Кувейт, Монголия, ОАЭ, Оман, Пакистан, Республика Корея, Россия, Саудовская Аравия, Узбекистан, Таджикистан, Шри-Ланка, Япония.

О его основных итогах, внешнеполитической деятельности России в АТР мы попросили рассказать Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Узбекистане Ф. МУХАМЕТШИНА.

- Прежде всего, нужно отметить, что в Сеуле удалось провести заинтересованный, полезный обмен мнениями по актуальным проблемам развития международной и региональной обстановки, по вопросам налаживания и дальнейшего расширения практической кооперации в ДСА.

В ходе встречи были согласованы конкретные шаги по развитию сотрудничества по 14 программам практической кооперации в рамках ДСА, включая энергетику, высокие технологии, транспорт, сельское хозяйство, образование, борьбу со стихийными бедствиями. Принято решение о дальнейшем организационном становлении Форума, включая создание Секретариата. В этих целях сформирована Группа высокого уровня.

Национальные интересы России требуют постоянного внимания к азиатскому направлению внешней политики страны. Действуя рука об руку с партнерами, мы нацелены на участие в решении встающих перед регионом масштабных задач и вызовов.

Понятно, что успех в этом деле связан с укреплением сотрудничества России с такими интеграционными объединениями региона как ШОС, АТЭС, АСЕАН и её региональный форум по вопросам безопасности. Эта линия реализуется в рамках, например, Диалогового партнерства Россия - АСЕАН.

Постоянным приоритетом для нас остается взаимодействие, в том числе и на азиатском направлении, с партнерами по СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС. Весьма полезным стало и подключение России в роли наблюдателя к ОИК.

Внешняя политика любого государства строится на нескольких безусловных принципах, среди которых один из ключевых - формирование по периметру своих границ пояса дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Поэтому ещё одной важной задачей и не только для нас является создание в Азии многополярной системы безопасности и договорной инфраструктуры в этой сфере, отвечающих интересам большинства стран региона. Уже наблюдается разворот многосторонних объединений в АТР на борьбу с новыми угрозами и вызовами, в первую очередь терроризмом, а также распространением оружия массового уничтожения.

Особую роль в этом плане играет ШОС. Эта организация создает рамки для гармонизации региональных интересов, ее контекст служит рациональной неконфронтационной альтернативой односторонним или блоковым подходам, предоставляет возможности для нахождения общего знаменателя интересов России, Китая, Японии, ЕС, а также США в Центральной Азии.

Азиатский континент превращается в мощное финансово-экономическое сообщество, ориентированное на наукоемкие, высокотехнологичные производства. Достаточно сказать, что третья космическая держава мира - Китай - появилась именно в Азии. На азиатские страны приходится почти треть мирового ВВП. Характерный штрих - после известного финансового кризиса 1997-1998 гг., потрясшего азиатский континент, 87% прироста золотовалютных запасов пришлось именно на Азию. В настоящее время на азиатское пространство направляется свыше 40% мировых инвестиционных потоков. Россия заинтересована в полноценном взаимодействии с существующими на азиатском континенте международными финансовыми институтами. Мы уже ведем переговоры о вступлении России в Азиатский банк развития в качестве регионального донора.

Принципиально важны для российских интересов отношения России с её крупнейшим соседом - Китаем. Регулярными становятся встречи лидеров двух стран. Мы имеем с КНР совпадающие либо близкие позиции практически по всем острым вопросам международной обстановки, конструктивно работаем в ООН, ШОС, других международных организациях.

Знаковой стала первая в истории встреча на высшем уровне в формате Россия-Китай-Индия, состоявшаяся в ходе саммита "Группы восьми" в Санкт-Петербурге в 2006 году, а также прошедшая в сентябре того же года первая встреча министров иностранных дел России, Китая, Индии и Бразилии. Новым этапом в продвижении стратегического партнерства с Китаем стало успешное проведение Года России в Китае. 2007 год объявлен Годом Китая в России.

В последнее время удалось создать неплохие возможности для развития отношений с другим нашим восточным соседом - Японией. На южном направлении очевидный приоритет для России - отношения с Индией, которая в том числе стала одним из ведущих наших партнеров в области военно-технического сотрудничества.

Разумеется, не остается вне поля нашего зрения и военно-политическая обстановка в Южной Азии. Уже почти три десятилетия незаживающей раной на теле Азии остается Афганистан. Ситуация там, особенно на юге страны, далека от стабильности. В Афганистане необходимо продолжать энергичные совместные усилия международного сообщества по нормализации обстановки.

Предметом повышенного внимания со стороны России остаётся взрывоопасная ситуация на Корейском полуострове, прямо у наших дальневосточных границ. Вот почему мы придаём большое значение переговорам с участием России по вопросам ядерной программы КНДР и рассчитываем, что они выведут в конце концов на создание системы надежной безопасности в этом регионе.

Удалось также существенно нарастить потенциал отношений России с такими приоритетными для нас азиатскими партнерами как Монголия, Республика Корея, КНДР, Иран, Вьетнам, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Лаос, Камбоджа, не говоря уже о тесном сотрудничестве с государствами-членами СНГ - Узбекистаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном.

На среднеазиатском направлении Россия углубляет сотрудничество с Узбекистаном, как в двустороннем формате, так и в рамках международных и интеграционных структур. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что российско-узбекское сотрудничество находится на подъеме. Между нашими странами поддерживается активный политический диалог. Недавно, в марте с официальным визитом Узбекистан посетил Председатель Правительства России М.Е.Фрадков. В начале июня прошел визит в Москву Председателя Сената Олий Мажлиса Узбекистана И.М.Собирова.

10 июня в Санкт-Петербурге в рамках неформального саммита СНГ состоялась встреча президентов В.В.Путина и И.А.Каримова, в ходе которой было подчеркнуто, что стратегическое партнерство двух наших стран не только создано, но и укрепляется. Как отметил И.А.Каримов, говоря о связях с Россией, Узбекистан сейчас полностью удовлетворен той динамикой, которая складывается в наших отношениях в политическом плане, экономической, гуманитарной сферах. Товарооборот между нашими странами в прошедшем году вырос на 40 процентов и составил более 3,1 млрд. долларов, а за первую половину 2007 года темпы его роста достигли 63 процентов.

Мы уверены, что высокий уровень доверительного диалога и взаимопонимания, сложившийся между президентами России и Узбекистана по всем ключевым вопросам международной и региональной политики, будет и впредь служить надежным ориентиром в деле наполнения российско-узбекского стратегического и союзнического взаимодействия практическим содержанием.

Принципиально важно, что ни с одной из стран Азии у России нет противоречий, способных привести к конфликту. Более того, с большинством из них у нас схожие взгляды на вопросы мироустройства и строительства общеазиатской системы безопасности и взаимодействия. Мы считаем для себя немалым достижением, когда наши азиатские партнёры говорят сегодня, что они заинтересованы в сильной, экономически мощной и политически активной России как факторе стабильности и развития в Азии. Это тем более важно, если вспомнить настороженность и недоверие к нам, пожалуй, преобладавшие в Азии ещё каких-нибудь пятнадцать лет назад. Ведь этой перемены удалось добиться благодаря кропотливой, целенаправленной работе на азиатском направлении, которая проводилась под руководством и при личном участии Президента России.

Хотел бы завершить наши размышления словами Министра иностранных дел России С.В.Лаврова, сказанными в Сеуле: "Российская Федерация является неотъемлемой частью азиатского политического, экономического, культурного и цивилизационного пространства. Действуя рука об руку с партнерами, будем решать встающие перед регионом масштабные задачи, выходить на общее понимание, как в максимальной степени воспользоваться преимуществами глобализации и снизить ее издержки".


22.06.2007

http://www.russia.uz/russian/news/briefings/article/139


Док. 468033
Перв. публик.: 22.06.07
Последн. ред.: 29.07.08
Число обращений: 165

  • Мухаметшин Фарит Мубаракшевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``