В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Теплухин: МИД хочет координировать российский бизнес за рубежом Назад
Павел Теплухин: МИД хочет координировать российский бизнес за рубежом
Сами предприниматели предпочитают, чтобы им просто не мешали

На заседании правления РСПП в среду глава МИД Игорь Иванов призвал российских бизнесменов информировать министерство о своих зарубежных проектах и координировать работу на внешних рынках. По словам г-на Иванова, в этом случае МИД сможет эффективнее поддерживать интересы российского бизнеса за рубежом. Между тем, сами предприниматели сомневаются, что дипломаты смогут им чем-либо помочь. По их мнению, максимум, что государство может сделать для российского бизнеса за рубежом - это не мешать ему.

На заседании правления РСПП Игорь Иванов пожаловался, что российские предприниматели не согласуют свои действия на иностранных рынках ни между собой, ни с правительством. Министр также посетовал, что у России нет четко сформулированной промышленной политики. "Каждый рекламирует свою компанию, тогда как необходимо формировать общий позитивный образ России", -- отметил он. Кроме того, министр предложил предпринимателям предоставлять МИДу "упреждающую информацию" о планах и проектах, в реализации которых может потребоваться "серьезная политическая поддержка".

Однако обещанное государством содействие не вызывает особого энтузиазма у представителей российского бизнеса. По их общему мнению, существующий механизм поддержки бизнеса за рубежом совершенно неэффективен и похож скорее на атавизм времен СССР. На том же заседании правления РСПП глава ТПП Евгений Примаков заявил о необходимости реформировать российские торгпредства. По мере того, как монополия на внешнюю торговлю стала достоянием истории, а компании получили возможность самостоятельно выходить на внешние рынки, торгпредства фактически потеряли свое поле деятельности. Для того чтобы хоть как-то оправдать свое существование, тогрпредства, по мнению Евгения Примакова, должны поддерживать интересы малого бизнеса. Крупный бизнес сам обеспечит защиту своих интересов, отметил глава ТПП.

С мнением Евгения Примакова согласен президент управляющей компании "Тройка Диалог" Павел Теплухин. У крупных компаний гораздо больше возможностей чем у МИДа и дипломатических работников, поэтому поддержка дипломатов им не нужна, сказал он в беседе с корреспондентом РБК. По его мнению, именно крупные российские компании - и то немногие - имеют перспективы для работы на зарубежных рынках. Главным образом это компании тяжелого машиностроения, нефтяники и алюминиевые компании, заинтересованные в дополнительных источниках сырья. Представители бизнеса единодушны во мнении, что сфера интересов российских компаний за границей, помимо экспорта нефти, газа и металлов, не так уж широка. "Я не вижу, что могут российские компании предложить такого, что могло бы пользоваться спросом за рубежом", -- сказал РБК экономист компании "Ренессанс Капитал" Алексей Моисеев. По его мнению, единственный перспективный вариант развития российского бизнеса за рубежом - это производство нефтепродуктов и розничная торговля ими. Таким образом, российские нефтяные компании получат большую прибыль, чем при экспорте сырой нефти. Многие российские нефтяные гиганты уже начали экспансию на иностранные рынки нефтепродуктов. Главной их целью стали нефтеперерабатывающие заводы и сети автозаправочных станций в странах СНГ, Восточной Европы и даже в США. Но покупка бизнеса за границей оборачивается для российских компаний большими сложностями.

Инвестициям российских компаний за рубежом затруднена существующим режимом валютного регулирования, отмечает в беседе с корреспондентом РБК экономист Brunswick UBS Warburg Денис Родионов. Дело в том, что с точки зрения нынешнего законодательства зарубежные инвестиции российских компаний выглядят как утечка капитала. Поэтому для вывоза капитала нужно получать разрешения в Центральном Банке, проходить сложные процедуры согласований, отмечает г-н Родионов. Кроме того, зачастую компании испытывают трудности политического характера. "Компаниям приходится объяснять, почему они не инвестируют эти деньги в России, а вывозят их за рубеж", -- говорит он.

Но даже если все барьеры к вывозу капитала преодолены, российские бизнесмены наталкиваются на сопротивление со стороны зарубежных коллег. "Мешают проблемы с имиджем России, -- говорит Денис Родионов. -- За границей по-прежнему с опаской относятся к российским деньгам, даже если они идут от публичных компаний". Поэтому представители бизнеса отводят государству скорее представительскую, имиджевую функцию. По мнению г-на Теплухина, МИД мог бы помочь российскому бизнесу, проводя выставки и презентации российской продукции за рубежом. "Правительство должно последовательно работать над улучшением имиджа страны", -- говорит Денис Родионов. Похоже, и сам МИД фактически соглашается с предпринимателями: одним из немногих конкретных предложений Игоря Иванова на заседании правления РСПП была идея создать некий "пиаровский пул" для продвижения российского бизнеса за рубежом.

Антон Попов, 30.01.2003
http://www.rbcdaily.ru/archive/2003/01/30/38627

Док. 468006
Перв. публик.: 30.01.03
Последн. ред.: 29.07.08
Число обращений: 284

  • Теплухин Павел Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``