В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Депутат Государственной Думы России С.А.Багдасаров о развитии политической ситуации в Центральной Азии. Назад
Депутат Государственной Думы России С.А.Багдасаров о развитии политической ситуации в Центральной Азии.
Семен Аркадьевич, Ваши коллеги - парламентарии из США в последнее время буквально сменяют друг друга в государствах Центральной Азии. Чем вызван такой интерес американских сенаторов и конгрессменов к региону? Только ли тем, что они уже, по сути, "освоили" Европу?

- Еще в начале 90-х годов прошлого столетия мне довелось встретиться в Таджикистане с послом США в этой республике г-ном Эскудеро. После того, г-н Эскудеро был послом США в Узбекистане и Азербайджане, т. е стал "специалистом" по южному направлению. Так вот, в течение длительной беседы я постоянно чувствовал значительный интерес американцев к Центральной Азии. Не сомневался, что США постараются его реализовать. Но не думал, что это произойдет так быстро.
Чем интересна Центральная Азия для США и ее союзников?
Центральная Азия - во-первых, это регион богатый различными полезными ископаемыми, в том числе углеводородами - нефть, газ. Здесь находятся крупнейшие месторождения урана, золота, других полезных ископаемых. Во-вторых, это огромный рынок. И, в третьих, бывшие государства советской Средней Азии, примыкающие к стратегически важному региону - Афганистану, Пакистану, и закрепление в нем позволяет влиять практически на всю Азию.
США действительно стремятся войти в регион и занять в нем ключевую позицию. Об этом говорит и тот факт, что в Вашингтоне создан официальный пост специального представителя государственного департамента - помощника Госсекретаря по Центральной Азии.
Замечу, что вопрос о введении аналогичной должности в российских органах власти я поднимал еще в начале 90-х годов, будучи начальником управления в министерстве сотрудничества со странами СНГ. Хотя американцев в Средней Азии тогда еще не было, мы понимали, что ситуация в регионе развивается не очень благоприятно, особенно на фоне гражданской войны в Таджикистане. И вышеназванная должность способствовала бы активизации центральноазиатской политики России. Но тогда ограничились только созданием должности спецпредставителя по Таджикистану для решения вопроса межтаджикского урегулирования. И гражданскую войну в Таджикистане, напомню, удалось остановить. Этот факт признанно считать одним из важнейших достижений российской политики на постсоветском пространстве.

-И на этом закончилась азиатская политика России?

- Конечно, нет. Но она отошла на второй план. Россия же на постсоветском пространстве основное внимание уделяет сегодня Закавказью и Украине...

-Но США тоже...

- Что интересно США в Закавказье?
Да, важное геостратегическое положение. Но азербайджанская нефть по своим запасам уступает центральноазиатской. Украина: опять же геостратегическое расположение, 50 -миллионное население...Но из значительных природных ресурсов только уголь Донбасса. Да, надо заниматься вопросами и Закавказья, и Украины, но, не отодвигая центральноазиатское направление. Приведу один факт. К 2050г. США планируют удовлетворять за счет месторождений углеводородного сырья из среднеазиатского региона до 60% своих потребностей.
В том числе и с военно-политической точки зрения. Посмотрите, несмотря на стремление руководства Грузии и Украины видеть свои страны в НАТО, военных баз Альянса на их территории нет. Но они есть в Центральной Азии. Киргизия - авиабаза, Таджикистан - французская авиабаза, Узбекистан - немецкая база под Термезом...Есть информация, что может появиться еще одна иностранная военная база в Таджикистане - японская...
Да, решение на открытие этих баз было принято в рамках поддержки многонациональных сил, направленных в Афганистан в соответствии с резолюцией Совета безопасности ООН после событий 11 сентября 2001 г. в США.
Кстати, здесь тоже есть вопрос: почему удар был нанесен по Афганистану и, затем, по Ираку.

-Чтобы наказать террористов...

- Но из 19 смертников, осуществивших теракты в США, не было ни одного гражданина Афганистана или Ирака. Зато 13 были гражданами Саудовской Аравии.
Второй момент: сегодня почти не вспоминают, что движение "Талибан", объявленное главной угрозой миру, было создано под руководством министра внутренних дел Пакистана Бабара Назара, пуштуна по происхождению. Но все силовые ведомства Пакистана уже не одно десятилетие контролируются спецслужбами США.
Мало кто знает и то, что в начале 90-х г.г. прошлого столетия группа представителей спецслужб США в районе Кандагара встречалась с руководителями талибов. И уж совсем ограниченному кругу лиц известно, что велись переговоры ряда американских и аргентинских нефтяных компаний с Кабулом о возможности транспортировки центральноазиатской нефти через территорию Афганистана.
Не вспоминают и такой факт, что в момент прихода к власти, "Талибан" поставил две задачи: изгнать из страны т.н. афганских арабов (примерно 10 тысяч арабов, участвовавших в войне против советских войск и составлявших основу террористов Бен Ладена) и ликвидировать наркопроизводство. Это исторический факт, и не стоит меня воспринимать как адвоката "Талибана". Как известно, в первые годы существования талибского режима в Кабуле именно американская нефтяная компания "Unocal" пыталась вести с "Талибаном" переговоры о строительстве нефте- и газопроводов из Туркмении через Афганистан и Пакистан к побережью Индийского океана. Есть сведения, что именно З.Халилзад, ныне представитель интересов США в ООН и занимался в "Unocal" Таким образом, его выход на политическую арену Афганистана и Центральной Азии имеет и свою нефтяную подоплеку. Лишь после того, как США потеряли интерес к "Талибан", эта организация стала дрейфовать в сторону Бен Ладена.
После ввода войск США и их союзников в Афганистан, вся западная пресса заговорила о стабилизации обстановки. Но те, кто знал Афганистан,, понимали, что настоящая война начнется года через два-три после вторжения. С военной точки зрения, руководство талибов поступило весьма разумно: зачем подвергать свои отряды воздействию высокоточного оружия на равнине? И они ушли в горы.

-Какова сегодня ситуация в Афганистане?

-Теперь в Афганистане против коалиционных сил воюет несколько противников. Во-первых, вооруженные отряды талибов, подчиненные мулле Омару. Они действуют на юге - юго-востоке ИРА в районе Кандагара. К ним присоединился, но без подчинения мулле Омару, ряд пуштанских племен. По последним данным на "тропу войны" вышла Исламская партия Афганистана, возглавляемая небезызвестным Гульбиддином Хакматияром.
Есть серьезные основания говорить о возможном расширении фронта противников "западной демократии". В том числе, за счет сегодняшних американских союзников.

-Северный альянс?

- Да. Как известно, американцам и их союзникам в свержении "Талибана" весьма активно помогал т.н. Северный альянс. Национальный состав этой группировки - таджики и узбеки, выступавшие, в том числе с сепаратистских позиций, с идеей создания собственного государства на части территории современного Афганистана. По оценкам ряда специалистов, у Вашингтона есть определенная договоренность с этой силой по вопросу ...наркотрафика. Как не фантастично звучит, но достаточно взглянуть на карту, чтобы понять объективность этих слов.
Как известно, афганский наркотрафик имеет несколько направлений. Северный - в сторону Таджикистана и далее, Южный - в сторону Пакистана, Западный - в сторону Ирана.
Самым мощным считается Северный маршрут. Но территорию вдоль таджикско-афганской границы контролирует именно "Северный альянс". А если вспомнить еще, что с момента прихода США в Афганистан, и это признается всеми официальными структурами, вплоть до ООН, производство наркотиков увеличилось в десятки раз, взаимосвязь очевидна.

-Но почему Северный альянс может стать противником США?

-По рассказам очевидцев, малейшие попытки американцев противодействовать наркотрафику, пресекались огнем их "союзников" из Северного альянса. Но, США, под давлением мирового сообщества, вынуждены будут все же вступить в борьбы с афганским наркотрафиком. И тогда они получат новый фронт: контролирующие наркопоток полевые командиры свои "заработки" просто так не отдадут.
Серьезные опасения вызывают и шиитские формирования, основная зона действия которых - Хазараджат и Герат. Эти формирования находятся под контролем Корпуса стражей исламской революции Ирана. И в случае обострения ирано-американских отношений, ирано-израильских Тегеран вполне может задействовать созданные ими структуры на территории Афганистана.
Если это произойдет, то в Афганистане развернется настоящая война всех против всех и всех против американце и их союзников.
Для подобного уровня действий, находящейся сейчас в Афганистане 50-тысячной группировки западных войск будет недостаточно. Увеличение группировки и масштабности боевых действий неминуемо приведет к росту потерь, которые сегодня составляют более 500 погибших и 2 200 раненых.

-И как долго США будут вести свою "афганскую войну"?

По моим оценкам, "усталость" США и их союзников от афганской компании наступит через 3-5 лет, и они предпримут все возможное для вывода своих войск. Что произойдет дальше? "Талибан" или иное массовое формирование постарается взять под контроль весь Афганистан, и, подавив другие национальные меньшинства, вновь создать единое афганское государство на принципах суннитского радикализма и пуштунского национализма.

    -Скажется ли это на ситуации в Центральной Азии?

-Исходя из вышеизложенного, действительно, может измениться ситуация и в Центральной Азии. В регионе, и это не секрет, существуют и действуют весьма многочисленные ячейки самых радикальных исламских группировок "Хизб-ут Тахрир" и "Исламского движения Узбекистана" (ИДУ). Последняя, как известно, до ввода американских войск в Афганистан, дислоцировалась на севере Афганистана, и вела активные действия против Узбекистана. Самая крупная акция ИДУ - вторжение в Узбекистан в конце прошлого века. Вторжение осуществлялось по двум направлениям: первое - через Киргизию с целью выхода в Ферганскую долину, второе - в Сухардарьинской области, на юге Узбекистана. Базой для первой группировки стали таджикские Тавильдара и Гармская группа районов, которые тогда особо не контролировались официальным Душанбе, для второй - Хатлонская область Таджикистана. Звучавшие заявления о том, что боевики пришли из Афганистана малоубедительны: до Киргизии им надо было бы пройти 350-400 км, а узбекско-афганская граница, Термезский участок, длиной всего 40 км, к тому же оборудован еще с советских времен, и контролируется весьма надежно.
После событий 2001 г., ИДУ совместно с "Талибаном" отступило на юг и по последним данным его штаб-квартира находилась на северо-западе страны в районе т.н. Южного Вазеристана.

-Каковы интересы России в регионе?
-Прежде всего, об экономических интересах. Это "Газпром", который должен заниматься здесь добычей газа, это интерес к разноплановым комплексам, созданным в регионе еще во времена СССР. Например, Чкаловский комплекс в бывшей Ленинабадской области, гидроэнергетика, и др.

-Т.е. Россия должна работать в регионе только в экономической сфере?

- Нет. Если мы хотим закрепиться в регионе, то должны работать по всем направлениям: экономическим, военным, политическим, культурным...Должен быть комплексный подход.
Если вспомнить историю, вхождение России в Центральную Азию продолжалось более полутора веков. Окончательно границы Российской империи определились здесь только в 1895 г.
Россия тогда поставила перед собой две цели:
- Центральная Азия представляла отличный рынок для российских товаров
-Россия получала базу для производства хлопка - весьма перспективного тогда сырья.
Надо отметить, что, установив контроль над Средней Азией, Россия не ликвидировала существовавшие там национально-государственные образования - Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханства. Последнее было ликвидировано лишь в 70-х г.г. 19 века после серии восстаний в известной Ферганской долине, и его территория была включена в Туркестанское генерал-губернаторство. А Хивинское ханство и Бухарский эмират просуществовали до падения монархии в России.
Если проанализировать документы времен освоения Россией Центральной Азии , то легко заметить, что имперский центр брал на себя лишь два вопроса: внешнюю политику и экономические отношения (рынок). Последнее подразумевало введение монополии на российские товары и недопущение на рынок английских товаров. Все остальные вопросы в ханстве и эмиратах решались по их усмотрению.

-А в военной сфере, что должно быть главным?

-В военно-стратегическом плане, Россия, безусловно, должна проводить политику на вытеснение баз НАТО из региона. Боевая авиация не способна бороться с ячейками "Хизб-ут Тахрир". Впрочем, как и боевиками, засевшими в горах, что наглядно показывают события в Афганистане.

    - Значит ли, что вслед за прогнозируемым Вами выводом войск НАТО из Афганистана, последует и вывод баз Альянса из постсоветских центральноазиатских республиках, предназначенных для снабжения той самой группировки...

- Это было бы логично. Но по моим прогнозам Альянс не выведет свои базы из Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Военное присутствие в регионе дает серьезные рычаги влияния на местное руководство в рамках политики вытеснения России. Что, собственно, уже и происходит. Надо отметить, что сегодня центральноазиатские государства не всегда с должным внимание относятся к интересам России. Например, в том же Таджикистане, где есть две авиабазы - российская и французская. Россию заставили платить "за небо" по мировым расценкам, так же, как и французов. И это отношения между союзниками, каковыми Россия и Таджикистан являются в соответствии с Договором о коллективной безопасности? Я уже не говорю о моральной стороне дела: сегодняшний официальный Душанбе, похоже, уже забыл благодаря чьим усилиям он сохранил власть и благодаря чьим усилиям была прекращена в республике гражданская война.

-Но как тогда добиться вывода баз НАТО из Центральной Азии?

-Рычаги есть.
Во-первых, соглашения об использовании воздушного пространства России, заключенные с рядом государств-членов Альянса. Во-вторых, настало время поставить перед руководством центрально-азиатских государств вопрос: кто для вас ближе: Россия или НАТО? Если НАТО, тогда Россия должна ставить вопрос об ужесточении миграционной политики с данной страной. Как это заявлено сейчас в отношении Украины. Для любого центральноазиатского государства - это весьма серьезное действо. В том объеме средств, сколько получают, например, Киргизия и Таджикистан от своих граждан, работающих в России, никакие США им не помогут.
Вопрос вывода баз НАТО из Центральной Азии особо актуален и в связи с продолжающимся расширением Альянса на восток, с возможным вступлением в его ряды Грузии и Украины. Кстати, воспрепятствовать последнему опять же можно целенаправленной азиатской политикой. Афганистан сегодня - самая болевая точка НАТО. Кто России мешает заявить, что дальнейшее расширение Альянса приведет к свертыванию нашей помощи на афганском направлении. В частности, по воздушному и активно обсуждаемому сейчас наземному транзиту.

-Среди российских и международных экспертов главенствует идея, что американцы в Афганистане работают на интересы России...

-Это ошибочное мнение. США ничего за Россию не делают. Именно Вашингтон породил сегодняшнюю ситуацию в Афганистане, и лишь усугубляет ее. Следовать их курсом - огромная ошибка. Это, например, отлично понимают в Китае. Опять же взглянем на карту: КНР тоже имеет общую границу с Афганистаном: И эта граница в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, известном своими сепаратистскими группировками, устроившими серию взрывов даже в Пекине. Казалось бы, вот удобный повод в рамках борьбы с международным терроризмом, разобраться и со своими сепаратистами. Но официальный Пекин не пошел на поводу у НАТО, и не предоставил свою территорию для его баз.
Теперь давайте взглянем на азиатскую политику США не только через призму Афганистана. Вмешательство США в палестинские дела привело к победе экстремистскую группировку "Хамас", вмешательство в египетские дела привело к тому, что из 454 депутатов национального парламента 88 оказались представителями движения братья-мусульмане. Можно ли доверять стране, имеющей такие результаты своей политики?

-Но радикальный терроризм...Сейчас мировое сообщество явно успокоилось, нет массовых терактов...

-Это временное затишье. Радикальные мусульманские силы просто проводят перегруппировку, и основные удары планируется в Центральной Азии. Нельзя исключать, что удары могут быть нанесены, в том числе и по России. Несколько месяцев назад тогда директор ФСБ, а сейчас секретарь Совета безопасности Николай Патрушев заявил, что в течение двух лет в Приволжско-Уральском регионе было арестовано 80 активных членов организации "Хизб-ут Тахрир" и ИДУ (Исламское движение Узбекистана). Удивляться этому не стоит, в виду отсутствия визового режима с постсоветскими центральноазиатскими государствами. В последних же названные движения преследуются в законном порядке, а их представители не только арестовываются, но и "выдавливаются" за пределы своих стран. Оседают же они, естественно в России. Даже в Московском регионе.





Багдасаров. Семен Аркадьевич.
Депутат Государственной Думы ФС РФ.
Родился 20 ноября 1954 г. в г. Маргилане Ферганской области Узбекистана. Закончил Ульяновское гвардейское высшее танковое командное училище (1976); Военно-политическую академию (1986), курсы при Военном Краснознаменном институте (1988). Полковник запаса. Специалист по вопросам Центральной Азии, Ближнего Востока. Работал в различных ведомствах России, в том числе в Аппарате правительства РФ. Член Центрального Совета политической партии "Справедливая Россия".
Награжден рядом правительственных наград, в т.ч. орденом "За личное мужество".


www.nasledie.ru

Док. 467911
Опублик.: 29.07.08
Число обращений: 268

  • Багдасаров Семен Аркадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``