В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Стенограмма пресс-конференции Чрезвычайного и Полномочного Посла России в КНР С.С.Разова Назад
Стенограмма пресс-конференции Чрезвычайного и Полномочного Посла России в КНР С.С.Разова
12 июля 2006 года, Российский информационный центр в Пекине

Ведущий пресс-конференции: Уважаемые друзья! Начинаем работу. Сегодня мы проводим пресс-конференцию Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в КНР господина Разова Сергея Сергеевича. Тема пресс-конференции: пятая годовщина подписания Российско-Китайского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве и современное состояние российско-китайских отношений.

С.С.Разов. Уважаемые друзья. Рад встретиться с Вами сегодня и поговорить как по основному вопросу, который заявлен как тема пресс-конференции, так и ответить на любые вопросы, разумеется, те из них, на которые существуют ответы, по крайней мере, у меня.

Я недавно вернулся из Москвы, где участвовал в большом, проводящемся раз в два года, совещании Послов Российской Федерации за рубежом с участием и выступлением Президента Российской Федерации, других представителей политического руководства России и ряда послов за рубежом. В этом году эта большая честь выпала, в том числе и Послу Российской Федерации в КНР. Уже сам этот факт говорит о большом внимании, которое уделяется политическим руководством России проблематике отношений с нашим Великим соседом. И в выступлении Президента, и других коллег на совещании тема важности углубления отношений стратегического партнерства и взаимодействия с Китаем, всестороннего развития дружбы и сотрудничества наших двух стран звучала очень весомо.

Что касается основной темы сегодняшней встречи, то в эти дни мы отмечаем пятую годовщину базового политического договора, который был подписан 16 июля 2001 года. Ряд мероприятий по случаю этой даты уже проведен в Москве, другие, буквально завтра - послезавтра, будут проведены в Пекине.

Это говорит о повышенном внимании, которое обе стороны уделяют этому политическому документу. Он имеет не только историческое значение, как и любой документ, очередную годовщину которого отмечают, но и выраженную актуальность в контексте сегодняшних международных отношений.

С одной стороны, Договор явился определенным итогом, закрепив результаты развития двусторонних отношений, сотрудничества в международной сфере между Россией и Китаем после известной Декларации на высшем уровне 1996 года, в которой была впервые зафиксирована решимость сторон развивать отношения стратегического партнерства и взаимодействия, ориентированные в 21 век. Поэтому, Договор 2001 года юридически зафиксировал итоги развития двусторонних отношений в рамках, определенных Декларацией 1996 года.

С другой стороны, этот документ имел и продолжает иметь злободневную актуальность. И по прошествии пяти лет после подписания некоторые статьи и положения Договора как будто отвечают на вопросы сегодняшнего дня. Чтобы не быть голословным, хочу обратить внимание буквально на три - четыре статьи Договора, о которых следует говорить не в прошедшем, а в настоящем и будущем времени.

Статья 6 Договора фиксирует отсутствие взаимных территориальных претензий и решимость превратить границу между двумя странами в границу вечного мира и дружбы, передаваемую из поколения в поколение. Отмечено, что стороны руководствуются международно-правовыми принципами территориальной неприкосновенности и нерушимости государственных границ, неукоснительно соблюдают государственную границу между двумя странами.

Положения Договора в этой части послужили политической и юридической базой для последующего окончательного решения вопроса о границе между двумя странами. Все документы, которые были после этого подписаны и ратифицированы с обеих сторон, поставили окончательную точку в этом достаточно болезненном вопросе.

Большинство присутствующих здесь журналистов - люди достаточно молодого возраста. Может быть, некоторые и не помнят, как развивался процесс пограничного урегулирования между нашими странами. Мы 40 лет вели напряженные пограничные переговоры, и в конечном счете совместными усилиями, благодаря политической дальновидности руководителей наших стран, удалось окончательно вырвать эту занозу, которая временами, как известно, болезненно загнаивалась.

Обращаю внимание на Статью 8 Договора: Договаривающиеся стороны не участвуют в каких-либо союзах или блоках, не предпринимают каких-либо действий, включая заключение договоров с третьими странами, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой договаривающейся стороны. Согласитесь, звучит весьма актуально, в том числе на фоне нередко появляющихся спекуляций относительно характера и перспектив эволюции российско-китайского стратегического сотрудничества.

Статья 11 Договора говорит о том, что стороны выступают за строгое соблюдение общепринятых принципов и норм международного права, против любых действий, направленных на оказание силового давления или на вмешательство, под каким-либо предлогом, во внутренние дела суверенных государств. Стороны намерены прилагать активные усилия для укрепления международного мира, стабильности, развития и сотрудничества. Стороны выступают против действий, которые могли бы создать угрозу международной стабильности, безопасности и миру, взаимодействуют в предотвращении международных конфликтов и их политическом урегулировании.

Согласитесь, и это весьма актуально применительно к международной проблематике сегодняшнего дня, в том числе российско-китайскому сотрудничеству в двустороннем плане, на площадке Организации Объединенных Наций, других международных организаций, в контексте урегулирования беспокоящих региональных и иных конфликтов.

В статье 13 Договора речь шла о том, что Россия и Китай будут предпринимать усилия по укреплению центральной роли ООН, как наиболее авторитетной и универсальной международной Организации в решении международных проблем, особенно в области мира и развития, и по обеспечению главной ответственности Совета Безопасности ООН в области поддержания международного мира и безопасности.

Пятилетняя практика после подписания договора свидетельствует, что и Россия, и Китай твердо придерживаются согласованных принципов взаимодействия в ООН, в том числе активно сотрудничают и при решении проблем реформы этой Организации, ее Совета Безопасности.

Одним словом, Договор, пятилетие которого мы отмечаем, действительно наполнен богатым практическим содержанием и все эти годы служил руководством для повседневной деятельности по расширению и углублению сотрудничества между Россией с Китаем в различных сферах.

Сегодня и российские, и китайские руководители констатируют, что двусторонние отношения переживают наиболее благоприятный период за всю их историю. Они действительно приобрели характер реального стратегического партнерства.

Напомню, что только за первую половину этого года Президент Российской Федерации В.В.Путин в марте нанес государственный визит в Китайскую Народную Республику, который отличался высокой результативностью, а в мае в рамках рабочего визита в Китай принимал участие в саммите ШОС в г.Шанхае. Буквально через несколько дней Председатель КНР Ху Цзиньтао будет принимать участие в работе на полях саммита "восьмерки" в Санкт-Петербурге, и там планируются дальнейшие двусторонние контакты на высшем уровне. До конца года ожидается ряд других важных контактов на высоком политическом уровне, в частности, очередная регулярная встреча глав Правительств России и Китая.

Ну, и наконец, - Год России в Китае, который был открыт руководителями наших государств в марте этого года в рамках визита Президента Российской Федерации, проходит, по общей оценке, очень успешно. Из 250 запланированных на год мероприятий проведено уже более 100. Граждане Китайской Народной Республики получают более адекватное представление о том, что такое современная Россия, какими проблемами она живет, какова современная российская культура, образование, и вообще образ мышления граждан нашей страны.

Завершая эту часть выступления, скажу, что мы весьма ценим базовый политический договор. Этот документ сыграл и продолжает играть свою важную роль.

Ведущий пресс-конференции. Спасибо, Сергей Сергеевич. Уважаемые коллеги, просим задавать вопросы. Пожалуйста, Международное радио Китая.

Международное радио Китая. У меня два вопроса. Первый - в последние годы укрепляется сотрудничество в разных областях между Китаем и Россией, однако, некоторые страны Запада и Востока очень осторожны в отношении развития китайско-российских отношений, в СМИ этих государств часто публиковались и публикуются негативные высказывания. Как Вы оцениваете эти высказывания. По Вашему мнению, каково направление развития китайско-российских отношений в ближайшем будущем? Второй - по приглашению Президента РФ В.В.Путина Председатель КНР Ху Цзиньтао будет присутствовать на встрече диалога "большой восьмерки" с развивающимися странами. Какие результаты этой встречи ожидает российская сторона? Спасибо.

С.С.Разов. Что касается первого вопроса, то, разумеется, любая страна, любой деятель могут иметь собственную точку зрения, как в целом на развитие международной ситуации, так и на развитие отношений между двумя любыми государствами, в том числе Россией и Китаем. Другое дело, для того чтобы высказывать критические суждения на этот счет, а тем более выражать опасения в отношении того, что российско-китайское сотрудничество и стратегическое партнерство якобы могут негативно отразиться на ком-то, нужны факты и весомые доказательства. Поэтому, я был бы готов развивать эту тему, если бы в доказательство такой позиции приводились конкретные факты и аргументы.

Что касается общей, я бы сказал, декларативной канвы, которая имеет отношение к этому вопросу, то вновь хотел бы отослать к содержательной стороне Договора, пятилетие которого мы отмечаем.

В Статье 22, прямо говорится, что Договор не затрагивает прав и обязательств договаривающихся сторон по другим международным договорам, участницами которых они являются, и не направлен против какого-либо третьего государства. Повторяю - не направлен против какого-либо третьего государства. Разумеется, оппоненты могут парировать, что, как у нас говорят, "бумага все стерпит". Действительно, не все в этом мире происходит так, как зафиксировано в бумагах. Но для более предметного разговора на эту тему я, повторяю, хотел бы услышать доказательства обратного. То, что Россия и Китай в рамках двустороннего сотрудничества делают в последние пять лет в духе и на базе договора, подтверждает, что угрозы от российско-китайского взаимодействия и стратегического сотрудничества ни для кого не возникает. По крайней мере, я в этом убежден.

Что касается второго вопроса, относительно встречи "восьмерки" в Санкт-Петербурге, то эта встреча состоится буквально на днях, 16-17 числа. Особое внимание, как неоднократно говорилось, будет уделено трем главным вопросам: обеспечению глобальной энергетической безопасности, борьбе с опасными инфекционными заболеваниями, развитию образования. Разумеется, будут обсуждаться и другие важные вопросы, в частности, борьба с международным терроризмом, укрепление режимов нераспространения оружия массового уничтожения, урегулирование международных конфликтов. Будет рассмотрена проблематика мировой экономики и торговли, вопросы содействия социально-экономическому развитию беднейших стран, в первую очередь Африки, борьбы с коррупцией, а также интеллектуальным пиратством.

Возвращаясь к Вашему вопросу, уверен, что участие Председателя КНР Ху Цзиньтао, который специально приглашен наряду с немногими другими лидерами государств - не членов "восьмерки" и организаций к работе "на полях" этого саммита, будет продуктивным и содержательным, в том числе и в рамках контактов лидеров развивающихся стран, которые приезжают на саммит. Понятно, что без участия Китая, учитывая его вес, авторитет, сейчас трудно всерьез говорить об эффективном решении глобальных и региональных проблем, которые будут предметом обсуждения на саммите.

ИТАР-ТАСС. Вы упомянули Статью шестую Договора, в которой говорится о том, что стороны намерены выступать за мирное решение различных региональных проблем мирным путем, путем переговоров. Как бы Вы охарактеризовали в этом контексте усилия России и Китая по урегулированию кризиса, связанного с ракетными пусками КНДР? Насколько близки позиции Москвы и Пекина? Ведутся ли какие-то консультации в двустороннем или, может быть, в многостороннем формате в этом плане?

С.С.Разов. Такие консультации ведутся и в двустороннем формате, в Пекине, Москве, Нью-Йорке, и в международном формате в рамках тех механизмов, участниками которых являются Россия и Китай как постоянные члены Совета Безопасности ООН.

Что касается существа дела и отношения к ракетным пускам, то российская сторона, как известно, выразила серьезное беспокойство по поводу произведенных испытаний ракет, которые, как мы оцениваем, не соответствуют ожиданиям международного сообщества, заинтересованного в укреплении регионального мира и стабильности. Эти пуски осложняют перспективу урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова. И Россия, и Китай исходят из того, что в этой ситуации должна быть в какой-то форме выражена реакция Совета Безопасности ООН. Форма такой реакции может быть разной, - это предмет обсуждения. Что касается существа реакции, то мы исходим из того, что она должна быть тщательно выверенной, не должна быть окрашена эмоциями и не содержать угроз, которые, как показывает практика, в том числе и история развития ситуации на Корейском полуострове, не способствуют делу, решению главной задачи. Главная задача - это укрепление стабильности, безопасности на Корейском полуострове, урегулирование ядерной проблемы, которая должна решаться на путях возобновления переговорного процесса в шестистороннем формате. И еще добавлю, что в этой ситуации, когда недостатка в эмоциях нет, очень важно, чтобы все страны региона проявляли сдержанность в интересах недопущения дальнейшей эскалации напряженности. Я думаю, что есть резервы у всех заинтересованных сторон для выполнения совместного заявления от сентября прошлого года, ориентированного на денуклеаризацию Корейского полуострова.

Агентство Синьхуа. Сергей Сергеевич, по сообщению сингапурской газеты, недавно в Москве состоялись переговоры начальников генштабов НОАК и вооруженных сил России. Стороны обсудили возможность проведения второго раунда совместных военных учений. Прошу Вас прокомментировать это сообщение, и, если можно, сообщить детали, например, число солдат и офицеров, время проведения учений. Второй вопрос - прошу охарактеризовать процесс или, если возможно, первые результаты сотрудничества между китайской и российской сторонами в осуществлении IPO компании "Роснефть".

С.С.Разов. Что касается, сообщения сингапурской газеты, то, по-моему, она не открыла никакого секрета. И российские, и китайские СМИ сообщали о плановом рабочем визите начальника генерального штаба Народно-освободительной армии Китай в Российскую Федерацию в рамках существующих планов сотрудничества между военными ведомствами двух стран. Такие контакты осуществляются регулярно. В частности, напомню, что и Министры обороны Российской Федерации и Китая обменивались такими визитами. Это обычная практика, которая, на мой взгляд, не должна вызывать какого-то ажиотажного внимания.

Что касается конкретных мероприятий в рамках военного сотрудничества между Россией и Китаем, в частности, проведения военных учений и т.д., то, прежде всего, хочу напомнить об успешных российско-китайских военных учениях, которые проходили осенью прошлого года в провинции Шаньдун. Я лично имел удовольствие присутствовать на этих учениях, и с удовлетворением отмечал хорошее взаимодействие принимавших участие подразделений с российской и китайской стороны. Не хочу выглядеть более знающим или точным в формулировках, чем министры обороны Российской Федерации и Китая, которые на пресс-конференции многократно отвечали на вопрос относительно направленности учений. Они были ориентированы на отработку взаимодействия по противостоянию гипотетическим, но, согласитесь в нашем тревожном мире совсем не исключаемым, террористическим угрозам и вылазкам. Террористическая угроза сейчас вышла на такой уровень и стала настолько актуальной, что, наверное, без взаимодействия вооруженных сил, а не только специальных антитеррористических подразделений и правоохранительных органов, трудно эффективно бороться с этим злом XXI века. Поэтому, думаю, вооруженные силы России и Китая, а в более широком формате вооруженные силы государств-участников Шанхайской Организации Сотрудничества, будут продолжать отработку такого взаимодействия. Подобные мероприятия планируются по линии заинтересованных организаций сторон.

Что касается взаимодействия российской компании "Роснефть" и соответствующих китайских структур, то, прежде всего, отмечу успешно и динамично развивающееся сотрудничество между российскими и китайскими энергетическими компаниями. Напомню, что в рамках визита Президента Российской Федерации в Китай в марте этого года был подписан ряд важных и перспективных документов в этой области, касающихся нефти, газа, перетоков электроэнергии. Компании, которым руководителями государств поручено конкретно взаимодействовать на каждом из этих направлений, продолжают консультации, переговоры, уточнение проектов и вопросов их финансирования. Сотрудничество в контексте IРО "Роснефти", - один из элементов такого взаимодействия. Консультации между нашими компаниями продолжаются. Недавно в Пекине было открыто региональное представительство "Роснефти", которое занимается и этими вопросами. Надеюсь, что результатом контактов станет дальнейшее успешное сотрудничество, как по этому вопросу, так и по увеличению объемов поставок нефти и нефтепродуктов, созданию соответствующих совместных предприятий.

Мы вместе с китайскими коллегами выражаем удовлетворение тем, как развивается сейчас сотрудничество в энергетической области. Скажу больше, если взаимодействие по трем направлениям - нефть, газ, электроэнергия - будет устойчиво и динамично развиваться, то эти проекты (а каждый из них рассчитан на десятилетия и на десятки миллиардов долларов по стоимости) свяжут наши страны на перспективу может быть более прочно, чем многие политические заявления, декларации, при всей их несомненной важности. Та банальная мысль, что устойчивой базой межгосударственного сотрудничества, в конечном счете, являются торговые, инвестиционные, финансовые и прочие экономические связи, применительно к нашим двусторонним отношениям звучит весьма актуально.

Агентство "Доу-Джоунс". С чем связаны задержки с началом работ по прокладке нефтепровода из России в Китай? В ходе российско-китайского круглого стола по проблемам энергетического сотрудничества, который состоялся на прошлой неделе, упоминалось, что для дальнейшего продвижения проекта необходимо распоряжение Президента России. Есть ли у Президента В.В.Путина желание подписать такое распоряжение? Нет ли у российской стороны каких-либо колебаний по этому вопросу? Мой второй вопрос: Вы только что упомянули, что саммит "большой восьмерки" будет в качестве одной из основных тем обсуждать вопросы глобальной энергетической безопасности. Что Россия и Китай могут совместно сделать для ее обеспечения и укрепления?

С.С.Разов. Что касается первого вопроса, то вынужден Вас "разочаровать". На самом деле строительство нефтепровода на Восток началось, причем на несколько месяцев ранее запланированных сроков, и идет по плану. В соответствии с имеющимися решениями Правительства Российской Федерации до конца 2008 года нефтепровод должен быть построен на участке до Скороводино. Строительство ведется с двух сторон, и от Скороводино, и от месторождения. Ни мы, ни наши китайские коллеги, не выражают беспокойства относительно темпов реализации проекта.

В любом случае не стоило бы политизировать вопрос строительства нефтепровода, в том числе ответвления до границы с Китаем. Там остается немало сугубо практических вопросов, требующих всесторонней проработки: финансирование, тарифы на прокачку, источники и объемы получения нефти, и т.д. Поэтому давайте эти вопросы оставим специалистам.

По второму вопросу. Россия, как одни из крупнейших в мире производителей энергоресурсов и Китай, как один из крупнейших потребителей (как впрочем, и производителей тоже) конечно, имеют свои взгляды в контексте оживленных сейчас дискуссий по глобальной энергобезопасности. Эти подходы могут в чем-то расходиться, что объективно, как объективно расхождение позиций между странами производителями, транзитерами и потребителями энергоресурсов, а в чем-то, и в значительной мере, совпадают. Россия и Китай - крупные, авторитетные державы, постоянные члены Совета Безопасности ООН, которые по определению несут повышенную ответственность за положение дел в мире.

Уверен, что в Санкт-Петербурге на саммите "восьмерки" состоится заинтересованный разговор по проблематике энергобезопасности. Готовятся важные документы на этот счет. Полагаю, что соображения Китайской Народной Республики внесут конструктивный вклад в успешную работу саммита.

Интерфакс. Сергей Сергеевич, будьте любезны, скажите в каком состоянии находится сейчас экономическое сотрудничество двух стран, поскольку по итогам первого квартала с.г. сложилась не очень радостная картина по структуре товарооборота. Предпринимаются ли какие-то меры, чтобы её сбалансировать.

С.С.Разов. Двусторонняя торговля динамично развивается. В прошлом году товарооборот превысил 29 млрд. долл. США. В этом году мы выйдем на уровень примерно 35 млрд. долл. США. Как относиться к этим цифрам? С одной стороны, и мы, и китайские коллеги, испытываем законное удовлетворение высокими темпами роста товарооборота - 30 - 40 % в год. К слову сказать, если мы достигнем уровня 35 млрд. долл. США, то Китай выйдет в число первых торговых партнеров Российской Федерации. С другой стороны, мы должны смотреть на ситуацию достаточно самокритично. Во-первых, объем российско-китайского товарооборота пока на порядок уступает показателям торговли КНР с Евросоюзом, США, Японией и даже Южной Кореей. Это, конечно, серьезное отставание.

Во-вторых, должен с Вами согласиться, структура товарооборота пока не может вызывать удовлетворения. Разумеется, каждая страна торгует тем, что имеет. Если у нас много нефти, леса, металла, химических удобрений, море и рыбопродуктов, и они пользуются спросом на китайском рынке, то, наверно, мы и должны их поставлять. На эти товарные группы приходится около 70 % нашего экспорта в Китай. С другой стороны, вспоминаю времена 20 - 30 летней давности, когда доля машин и оборудования в российском экспорте в Китай составляла 40 - 50 %. Сейчас ситуация изменилась, эти процентные доли измеряются единицами. Это, видимо, говорит, о том, что российские производители по каким-то параметрам поставляемой за рубеж машинотехнической продукции начинают уступать конкурентам, что они недостаточно наступательно, напористо работают на китайском рынке в плане рекламы, продвижения своих товаров, использования различных форм финансирования экспортных поставок. Недостаточно активно используются проводящиеся в Китае выставки, ярмарки для презентации продукции и другие формы работы. Весь этот комплекс проблем - предмет для обсуждения специалистов, консультаций с нашими китайскими друзьями, которые тоже видят нерациональность сложившейся ситуации.

Я упомянул о подготовке очередной регулярной встречи глав Правительств России и Китая. Думаю, что это будет также одной из тем обмена мнениями на уровне премьеров.

Телеканал "Феникс". Сейчас между Россией и США идет обсуждение соглашения о сотрудничестве в области атомной энергии, которое возможно будет подписано накануне саммита "восьмерки". Не могли бы Вы рассказать о ходе переговоров по этой теме? Американская сторона заявляла, что основная цель подписания соглашения в том, чтобы повлиять на отношение к вопросу применения санкций против Ирана. Повлияет ли на Ваш взгляд подписание соглашения на позицию и участие КНР в урегулировании ядерных проблем Ирана и Северной Кореи?

С.С.Разов. Что касается иранской проблемы, то вчера, как вы знаете, в Брюсселе состоялась встреча между главой Совета по Национальной Безопасности Ирана и Высоким представителем ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности, с участием политдиректоров "шестерки". Сегодня в Париже пройдет встреча министерского уровня представителей Франции, Германии, Великобритании, США, России и Китая для продолжения обмена мнениями вокруг иранской ядерной проблемы. Так что, между заинтересованными сторонами ведутся очень интенсивные контакты.

Что касается существа дела, то наш подход состоит в том, что необходимо строго соблюдать режим нераспространения. От имени "шестерки" иранской стороне, как известно, был передан пакет предложений, на который ожидается ответ. Надеемся, что он поступит как можно раньше. В целом было бы оптимальным, чтобы иранская ядерная проблема вернулась не в Совет Безопасности ООН, а в МАГАТЭ - специализированную организацию, которая занимается этой проблематикой.

Российская сторона, как недавно заявил наш Президент, будет добиваться таких компромиссных решений, которые позволили бы решить двуединую задачу: обеспечить право доступа Ирана к современным высоким технологиям, при том понимании, что реализация такого права не должна создавать угроз распространения оружия массового уничтожения. На базе этого принципиального понимания мы ведем переговоры и консультации с США, другими нашими партнерами по "шестерке", всеми, кто заинтересован в урегулировании иранской ядерной проблемы.

Агентство Рейтер. Я хотела бы продолжить разговор на тему о северокорейских ракетных испытаниях. Какова позиция России по вопросу санкций в отношении КНДР? Если России выступает против санкций, то что она предлагает взамен? Поддерживает ли Россия контакты по этому вопросу с Китаем? Есть ли общее понимание между сторонами? Поддерживает ли Россия китайские предложения?

С.С.Разов. Либо меня не очень адекватно переводит на китайский язык сотрудник Посольства, в чем я очень сомневаюсь, поскольку это высокий профессионал, который переводит и российско-китайские встречи на высшем уровне, либо у Вас есть поручение редакции задать свой вопрос, несмотря на то, что собеседник на него уже отвечал. Не вижу необходимости повторять все, что я уже достаточно развернуто говорил по проблеме ракетных пусков КНДР. Основной эпицентр работы по ней сейчас в Нью-Йорке. Там в каждодневном режиме идут консультации между представителями заинтересованных стран, прежде всего, разумеется, постоянных членов Совета Безопасности ООН. Кроме того, есть и иные формы обмена мнениями. В частности, повторяю, мы и с китайскими коллегами здесь достаточно плотно сотрудничаем. Зам.госсекретаря США К.Хилл совершает сейчас вояж по заинтересованным странам, чтобы уточнить их позиции и подходы. В настоящее время, насколько я знаю, он находится в Пекине. Кроме того, ждем возможных известий из Пхеньяна, где находится высокая делегация во главе с вице-премьером Госсовета КНР, которая в беседах с руководством КНДР так или иначе будет затрагивать этот вопрос. Так что действует, как вы видите, очень многоплановый диалоговый механизм. Россия - его активный участник.

Сайт "Синьвэньван". Я слышала, что Госдума недавно приняла закон о монополии Газпрома на экспорт природного газа, в том числе сжиженного, включая поставки через трубопроводную систему. Почему в условиях рыночных преобразований Россия принимает такой закон о монополии на экспорт? Будет ли этот закон подписан Президентом России В.В.Путиным?

С.С.Разов. Для того, чтобы так же, как вы, профессионально разбираться в этих вопросах, у меня знаний, наверно, не хватает, потому что вы, как я понимаю, представляете нефтегазовую компанию и знаете, о чем говорите.

Хочу сказать о главном, о том, как обстоит дело в очень перспективной сфере российско-китайского сотрудничества, касающейся поставок газа. В ходе визита Президента В.В.Путина в Китай в марте с.г. был подписан важный документ о сотрудничестве в этой сфере. Речь идет о двух проектах. Или точнее одном крупном, распадающемся на две части и географически, и возможно этапно-хронологически: о западной ветке, под условным названием Алтай, и восточной - через российское Приморье, на северо-восток Китая. Сроки возможных поставок газа определены на 2011 год. Возможные объемы поставок по этим двум маршрутам огромны (60-70 млрд. кубометров в год). Проект потребует крупных инвестиций в размере более 10 млрд. долл. США. У российской и китайской сторон на политическом уровне, и у заинтересованный компаний, в частности, "Газпрома" с нашей стороны, есть решимость выполнять договоренности руководителей и подписанный документ. Стороны изучают возможное техническое обоснование проекта.

Насколько я информирован, сотрудничество между соответствующими компаниями и их рабочими группами идет вполне конструктивно. Буквально на днях по линии российского информационного центра, где мы сейчас находимся, проводилась пресс-конференция с руководством "Газпрома", в которой принимал участие Председатель правления компании А.Б.Миллер. Он высказывался очень определенно и конструктивно в отношении развития сотрудничества с КНР.

Газета "Фандичань бао". Наша газета заинтересованно следит за развитием торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем и в особенности за ходом создания российско-китайских зон свободной торговли. Напротив г.Хабаровска есть острова, которые по-китайски называются Хэйсяцзыдао. В соответствии с договоренностями Сторон, после демаркации границы на этом участке обеим сторонам будет принадлежать примерно по половине территории островов. Многие китайские ученые предлагают совместно осваивать эту территории и создать там зону свободной торговли. Каково мнение российской стороны на этот счет? Второй вопрос. Многие китайские строительные компании заинтересованы в реализации строительных проектов как внутри таких зон свободной торговли, так и в области капитального строительства в России. Как Вы оцениваете шансы китайских строительных компаний в этой сфере?

С.С.Разов. Что касается островов Хэйсяцзыдао, или Тарабаров и Большой Уссурийский, как мы их называем по-русски, то это был последний участок совместной границы, по которому долго велись переговоры и в конце концов достигнуто взаимоприемлемое решение. Подписанное соглашение ратифицировано обеими сторонами. Поскольку вы вновь задаете вопрос, связанный с границей, хочу сказать, что историческое значение окончательного урегулирования пограничной проблематики между Россией и Китаем, думаю, еще по достоинству оценят наши потомки.

Сейчас главная задача - провести демаркацию, т.е. разметить на местности линию прохождения границы в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский, чем и занимается специальная демаркационная комиссия. Надеемся, что эта работа, которая ведется конструктивно, в духе взаимопонимания и сотрудничества, будет завершена в достаточно близкие сроки.

Что касается вопроса дальнейшего использования зоны островов в хозяйственных интересах сторон, в том числе и совместного, то это вопрос не сегодняшнего дня. По крайней мере, на ответственном политическом уровне эта тема не обсуждается.

По поводу зон развития. Российская Федерация, а до этого Советский Союз, достаточно долго и внимательно изучали законодательство КНР и ее опыт привлечения иностранных инвестиций, как важнейший компонент политики "открытых дверей", которая осуществляется в Китае с начала 1979 года. В Китае есть серьезные наработки в этой области, которые заслуживают внимания специалистов. Это многолетнее изучение опыта зарубежных стран, в том числе и китайского, подвигло российскую сторону на принятие собственного закона относительно создания аналогичных зон. Содержание этого закона, а еще больше - предполагаемая практика сотрудничества с иностранным капиталом в этих зонах, привлекают сейчас повышенное внимание. В России создано специальное правительственное агентство, проводятся симпозиумы, в том числе двусторонние с китайскими коллегами, идет обмен информацией о планах развития зон и привлечения иностранного капитала. Возвращаясь к вопросу, думаю, что у нас здесь широкое поле для сотрудничества, в т.ч. для возможного привлечения китайского капитала.

Спасибо за внимание.

http://www.russia.org.cn/rus/?SID=4&ID=1197

15.07.2006


Док. 467870
Перв. публик.: 15.07.06
Последн. ред.: 29.07.08
Число обращений: 166

  • Разов Сергей Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``