В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Петр Романов: Ахмадинежад в гостях у полевевшей Латинской Америки Назад
Петр Романов: Ахмадинежад в гостях у полевевшей Латинской Америки
Антиамериканизм сближает. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад за последние четыре месяца уже второй раз отправился в полевевшую Латинскую Америку. До этого иранский лидер уже побывал на Конференции неприсоединившихся стран на Острове Свободы. И хотя с больным Фиделем Кастро - патриархом борьбы с американским империализмом - встретиться иранцу не удалось, тем не менее, в Гаване прием ему был оказан самый теплый.

На этот раз первый визит, естественно, в Венесуэлу к новому энергичному лидеру латиноамериканских радикалов Уго Чавесу. То, что гость исламский фундаменталист, а хозяин в детстве хотел стать католическим священником, дружбе ничуть не мешает. Как не мешает и то, что идут Ахмадинежад и Чавес, собственно говоря, в совершенно разных направлениях. Для первого нет ничего важнее ислама и его мировой победы, для второго - во всяком случае, так провозглашается в Каракасе - мечтой стал социализм. Ничто так не сплачивает, как общий враг в Вашингтоне.

Надо заметить, что встретились Ахмадинежад и Чавес не только для того, чтобы поговорить о протокольном, но и для конкретного дела. Американцы уже во всю используют резолюцию СБ ООН по Ирану. Между прочим, используя не столько ее официальные положения, сколько саму антииранскую направленность резолюции. (Для этого, собственно, этот довольно беззубый документ и был Белым домом поддержан). В частности, следуя не столько "букве", сколько "духу" резолюции, американцы уже поспешили заморозить все активы государственного иранского банка Sepah, как в США, так и на территории Великобритании, где работает филиал этого банка, что уже создало Тегерану определенные сложности.

Единственное действенное оружие Ирана и Венесуэлы на экономическом фронте - нефть, однако, и тут как некстати цена стала ощутимо падать. Между тем, это дурно влияет не только на состояние собственной казны двух стран. Уго Чавес уже давно носится с идеей, которая вполне подходит и Тегерану, создать некий международный фонд помощи всем бедным странам, ставшим на путь прямого противостояния с американском империализмом. То есть, речь идет о создании некоего нового антиимпериалистического фронта под эгидой Каракаса и Тегерана. Но фронту нужны деньги и немалые.

Таким образом, на сегодня главная ответная мера Каракаса и Тегерана - это достигнутая в ходе переговоров договоренность сообща действовать в ОПЕК и вне этой организации, уговаривая всех, кого только можно, срочно снизить нефтедобычу, чтобы снова повысить цены на энергоносители и соответственно ударить по карману американский империализм.В нынешних условиях задача не столь уж утопическая: снижение цен на нефть не выгодно ни одной нефтедобывающей стране, как бы та не относилась к политике США.

Часть денег из этого Международного фонда помощи антиамериканистам, пойдет, естественно, и на поддержку беднейших латиноамериканских стран. Не случайно поэтому, что вторую остановку Ахмадинежад сделал в Никарагуа, где только что вступил в должность старый и испытанный боец с США Даниэль Ортега. В предвыборный период Ортега, правда, выглядел значительно более гибким и прагматичным, чем ранее, но друзей, как видим, по-прежнему выбирает вполне определенной политической ориентации.

Как заявил Ахмадинежад, выступая в Манагуа: "Сегодня мы не одни. Иран, Никарагуа, Венесуэла и другие революционные страны вместе и мы вместе будем противостоять угрозе". "Мировой империализм не заинтересован искоренить бедность, - добавил тегеранский гость, - поэтому мы должны помочь себе сами". Не обошлось, естественно, и без традиционных лозунгов: "Смерть мировому империализму"!

В результате Ортега и Ахмадинежад договорились по нескольким пунктам. Во-первых, о взаимном открытии дипредставительств - те были закрыты после кризиса в двусторонних отношениях в 90-е годы. Во-вторых, о реализации ряда проектов в Никарагуа, в частности о строительстве жилья для бедных и автомобильного завода, который будет ориентирован в первую очередь на строительство автобусов, чтобы покрыть транспортные нужды страны. А не договорились - так много рассуждая о борьбе с бедностью - о том, чтобы Иран простил Никарагуа внешний долг всего-то в 152 миллиона долларов.

Хотя Ортега, говорят, очень просил. Единственное объяснение: Тегеран оставил в своих руках конец веревки, за которую в случае чего можно будет и одернуть нового друга. Может быть, поэтому сам Даниэль Ортега в антиимпериалистической риторике был куда более сдержан, чем гость и лишь пошутил, что они затевают "заговор против бедности, нищеты и безработицы". А чтобы сгладить впечатление наградил Ахмадинежада медалью "генерала свободных людей Аугусто Сандино" и дипломатично сделал Ирану комплимент, назвав его "моральной державой". Насколько Ортега был при этом искренен, не знаю. Он все-таки опытный политик, куда опытнее и Чавеса, и Ахмадинежада.

А вот закончит свое турне иранец у новичка в политике нового президента Эквадора Рафаэля Корреа. Там, на инаугурации Ахмажинежад снова встретится и с любимыми кубинцами, и с любимым Чавесом и с любимым Ортегой, а заодно и с другими потенциальными членами "клуба друзей США".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

15-01-2007
http://pda.rian.ru/analytics/20070115/59069111.html

Док. 467755
Перв. публик.: 15.01.07
Последн. ред.: 28.07.08
Число обращений: 119

  • Романов Петр Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``