В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Петр Романов: Новый Мюнхен как антипод старого Назад
Петр Романов: Новый Мюнхен как антипод старого
Выступление российского президента на недавней Мюнхенской встрече по вопросам политики и безопасности запомнится надолго, недаром многие уже сравнили речь Владимира Путина со знаменитой речью Черчилля в Фултоне, положившей, как известно, начало "холодной войне".

Конечно, сравнение с Фултоном - очевидная натяжка, но то, что Путин пролил на западных политиков в Мюнхене холодный душ, это правда. Корректная по форме речь весьма жестко подвела черту под довольно длительным периодом отношений между временно ослабленной Россией, возникшей после распада СССР, и Западом. Текст выступления Владимира Путина кратко суммировал невыполненные Западом обещания, данные Москве за все прошлые годы. Доказал неправомерность приближения натовских сил к границам России и указал на порочность однополярного мира с "руководящим центром в Вашингтоне", который свои внутренние законы и понимание окружающего мира навязывает всему международному сообществу, что вызывает у многих вполне объяснимое недовольство. Факты приводились конкретные и, на мой взгляд, убедительные, но повторять их не вижу смысла, поскольку мюнхенскую речь легко найти в Интернете, а ее фрагменты уже широко растиражированы.

В определенной мере этот новый Мюнхен, стал своеобразным антиподом того старого "чемберленовского" Мюнхена - символа политической слабости и уступок. Россия, устами своего президента твердо заявила, что не намерена уступать западному давлению и будет проводить свою собственную внешнюю и внутреннюю политику. А на необоснованное продвижение к ее границам даст ассиметричный, но адекватный ответ. Все разговоры о том, что все подобные шаги предпринимаются, чтобы обезопасить Европу от стран-изгоев - чистый блеф, достаточно взглянуть на географический глобус. Где Иран и Северная Корея и где Чехия с Польшей? Тратить силы и средства на выстраивание дорогостоящей и пока еще не очень надежной ПРО, Россия не будет, но уравновесит ситуацию, создав дополнительные силы способные обходить западный противоракетный зонтик. И это уже не блеф, так что Европа от этого уж точно не выиграет.

Впрочем, вопросы есть и к Москве. Чтобы понять, почему, стоит взглянуть на "поле после битвы" чуть более пристально.

С одной стороны, действительно никто не может всерьез опровергнуть конкретных претензий, выдвинутых Россией: все обещания, данные Западом после распада СССР, падения Берлинской стены, ликвидации Варшавского договора были нарушены. Как неоспоримо и то, что Вашингтон при нынешней администрации пытается подмять под себя все и всех. С другой стороны, никто из реальных политиков на Западе, и особенно в Европе, совершенно не заинтересован в реанимации даже подобия холодной войны: слишком тесно уже переплелись интересы западного и российского бизнеса. Просто Запад предпочел бы видеть "другую" Россию.

Не трудно заметить и то, что речь Путина, хотя и вызвала на Западе резонанс, тем не менее, если рассуждать здраво, была произнесена практически впустую, поскольку собственные грехи западных политиков интересовали мало - они о них и так все знают лучше Москвы, а о погрешностях самой России докладчик не сказал ни слова. Хотя именно этого от него зал и ждал. В результате, произошел диалог глухих.

Хуже того. Раздражение и настороженность по отношению к России речь в Мюнхене увеличила, а вот к самокритике, а именно на нее, видимо, и рассчитывал оратор, Запад так и не перешел. Наоборот, западные политики утвердились в мысли, что все, сделанное в прошлом (т.е. ложь) было сделано совершенно правильно.

Но есть и другое. Конечно, когда министр обороны США ставит Россию в один ряд с Северной Кореей - на первый взгляд это звучит бредом, однако, на это можно взглянуть и с иной точки зрения. Известная российская правозащитница Людмила Алексеева, взгляды, которой не отличаются ни фанатизмом, ни излишним радикализмом, комментируя это высказывание Роберта Гейтса, заметила, что, конечно, нынешняя Россия не похожа на Северную Корею. И на российской земле на сегодня нет, конечно же, тоталитарного режима. Вместе с тем подчеркнула Алексеева, определенные настораживающие тенденции Гейтс уловил верно.

О чем речь? Укрепляясь в последние годы экономически, восстанавливая свой военный и научный потенциал, успешно решая ряд других жизненно важных задач, Россия, тем не менее, слишком медленно продвигается вперед в своем демократическом развитии, а в некоторых случаях даже сделала шаг назад, например, в своем избирательном законодательстве.

В том числе и поэтому, на Западе снова возникает призрак неопределенности в отношении России. А сама неопределенность всегда подстегивает страх.

Запад пусть делает выводы для себя сам, а что касается России, то рекомендации достаточно очевидны. Укреплять границы и вооруженные силы надо. Это бесспорно. Но не менее полезной для страны была бы "вторая волна демократизации", которая закрепила бы уже достигнутые результаты, исправила допущенные ошибки и двинула процесс дальше.

Разговаривать с Западом Кремлю тогда будет проще, а самим россиянам жить легче.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

13-02-2007
http://pda.rian.ru/analytics/20070213/60673674.html

Док. 467737
Перв. публик.: 13.02.07
Последн. ред.: 28.07.08
Число обращений: 132

  • Романов Петр Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``