В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фарит Мухаметшин: Россия в 2004 году: Приоритеты в экономике и политике Назад
Фарит Мухаметшин: Россия в 2004 году: Приоритеты в экономике и политике
В прошлом году стратегическое партнерство между Узбекистаном и Россией приобрело новое ускорение - особенно после личных встреч президентов наших стран в Санкт-Петербурге и Самарканде. От этого особого внимания заслуживают и вопросы экономического развития одного из главных наших партнеров.

Президент России Владимир Путин в последние дни уходящего года, выступая на первом заседании Государственной Думы нового созыва, говорил о предварительных итогах экономического развития страны в 2003 году, обозначил основные приоритеты в деятельности Правительства и Думы на 2004 год. Прокомментировать все эти темы мы попросили Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Узбекистане Фарита МУХАМЕТШИНА.

Вопрос: Уважаемый Фарит Мубаракшевич, не могли бы Вы хотя бы коротко ответить в этой связи на некоторые вопросы?

Ответ: С удовольствием отвечу на вопросы читателей Вашей газеты.

Вначале хотел бы поблагодарить редакцию за постоянное внимание к развитию российско-узбекских двусторонних отношений, внутренней и внешней политики России, а также позиции нашего государства по ключевым международным проблемам.

Вопрос: Начнем с предварительных итогов социально-экономического развития России за 2003 год. Каковы они, господин Посол?

Ответ: Да, сейчас идет речь только о предварительных итогах, однако, как представляется, они будут мало отличаться от окончательных результатов.

Одним из основных показателей экономического развития России в 2003 году Президент Путин назвал существенный рост золотовалютных резервов страны. На середину декабря они составили рекордную за все годы цифру - 72 миллиарда долларов, что может обеспечивать оплату всего поступающего в страну импорта в течение 12 месяцев. По этому показателю Россия уступает только Японии, да и то не намного. Глава государства подчеркнул, что "сам по себе этот показатель весьма важный, и на его основе мы в состоянии решать многие другие задачи, укреплять инструменты, которые будут делать российскую экономику более эффективной и конкурентоспособной". Другим определяющим показателем развития экономики, как Вам известно, является рост промышленного производства. По предварительным итогам года он составил не менее 6,7 процента, уровень инфляции - в пределах 12 процентов. Отрадно также подчеркнуть, что рост ВВП в 2003 году превысил 6,9 процента, а рост производительности труда составил 8 процентов.

Существенно возрос объем инвестиций, который составит 12,5 процента против в 2,5 процента в прошлом году. Также практически решена проблема бартерных (неденежных) расчетов в экономике. Их общий объем составляет около 10 процентов, что является обычной нормой для экономически развитых государств.

Такое развитие экономики повлияло, естественно, и на рост заработной платы и размер пенсий, которые выросли за год в реальном исчислении на 11 и 7 процентов соответственно, реальные доходы населения возросли почти на 14 процентов.

В то же время одной из ключевых проблем для Правительства России остается снижение уровня бедности в стране. Число людей, доходы которых оцениваются ниже прожиточного минимума, хотя и последовательно снижается, сейчас еще составляет, по данным Правительства, около 29 млн. человек против 33 млн. граждан ранее.

Другой проблемой является все еще большое количество убыточных предприятий: хотя в 2003 году число таких предприятий сократилось, однако в процентном отношении к общему числу их насчитывается 43 процента против 60 процентов раньше.

Таким образом, с полной уверенностью можно сказать, что Россия становится страной с устойчивым экономическим ростом, превращаясь в одно из стабильных в финансовом отношении государств мира. За последние три года валовой внутренний продукт вырос на 20 процентов. Четвертый год подряд в России устойчивый профицит бюджета (превышение доходов над расходами). С активным сальдо сводится внешнеторговый баланс.

При этом хочу Вам напомнить, что в эти годы страной производились крупные выплаты по внешнему долгу, которые только в 2003 году составили 17 млрд. долл. США. Всего же за время после финансового дефолта и тяжелейшего экономического кризиса 1998 года России удалось сократить внешний долг с 130 процентов до 40 процентов ВВП. Сегодня соотношение между внешним долгом и ВВП в России лучше, чем во многих западноевропейских государствах.

Все это во многом стало возможным благодаря развитию в стране рыночных отношений, стабилизации внутриполитической обстановки, мерам по укреплению демократических институтов и, в том числе, основ федерализма. Субъекты Российской Федерации стали активно участвовать в выработке и реализации международной стратегии государства.

Вопрос: Господин Посол! Какие главные задачи развития России Вы могли бы выделить из предновогодних выступлений Владимира Владимировича Путина?

Ответ: Что касается стратегических задач 2004 года, то Президент подчеркнул, что России необходим настоящий прорыв по всем направлениям: в экономике, в социальной и других сферах. Особенность предстоящего периода в том, что в России уже имеются все необходимые условия для осуществления планов такого масштаба. Читателям известно, я думаю, о поставленной Президентом Путиным цели - удвоить ВВП в ближайшие 10 лет. Это сложная и очень трудная задача, решение которой потребует дальнейших глубоких структурных реформ в экономике, мобилизации всей интеллектуальной мощи страны. Но это достижимая задача, прежде всего потому, что социально-экономический курс Президента России пользуется широкой поддержкой в обществе.

Владимир Владимирович особо выделил мысль о необходимости сосредоточить внимание, прежде всего, на вопросах, прямо связанных с качеством жизни простых российских граждан. Речь идет о продолжении начатых преобразований в системах образования, здравоохранения, в создании рынка недорогого жилья, формировании правовой базы жилищной ипотеки.

Достижение этих целей напрямую связано с состоянием и возможностями экономики, и поэтому важными рычагами ее роста должны стать, как сказал глава государства, развитие финансовой, налоговой, банковской систем, земельного законодательства, укрепление гарантий собственности, развитие предпринимательской и экономической свободы. Среди первостепенных задач года Президентом были также названы: повышение эффективности бюджетной сферы и ее важнейшей составляющей - межбюджетных отношений, укрепление государственной службы, повышение качества работы всех звеньев административной системы.

Вопрос: Высказал ли Путин какие-либо напутствия депутатам нового состава Государственной Думы?

Ответ: Да, конечно. Во-первых, Президент подчеркнул, что новому составу Думы предстоит сделать серьезный шаг на пути к формированию добротного, качественного законодательства, его систематизации и сбалансированности. Обратил Путин внимание депутатов и на известное обстоятельство, что механическое принятие законов без увязки с уже действующими и нарушение приоритетов правового регулирования неизбежно ведут к обесцениванию правовых норм, к снижению их действенности. В этой связи Президент призвал депутатов предъявлять более жесткие требования, прежде всего, к самой практике принятия законов. Надо насыщать законодательный массив, подчеркнул он, нормами прямого действия и проводить серьезную экономическую и антикоррупционную экспертизу законопроектов, вести обмен идеями с исполнительной властью, экспертным сообществом, предпринимательскими кругами и с гражданским обществом в целом.

Во-вторых, Президент, напутствуя вновь пришедших в Думу депутатов, сказал, что им предстоит и дальше развивать традиции заметно окрепшего отечественного парламентаризма, что от них в значительной степени будут зависеть прогресс в России, укрепление реальной демократии и повышение уровня жизни граждан.

Лидер страны напомнил депутатам, что демократия не исчерпывается одними лишь выборами, а сам парламент должен служить примером приверженности основополагающим принципам демократии.

Вопрос: Не могли бы Вы ответить и на такой вопрос: каковы основные внешнеполитические приоритеты России на 2004 год?

Ответ: Отвечая на этот вопрос, не могу не подчеркнуть одно важное для понимания читателями положение о том, что растущим доверием общества пользуется наряду с внутренней и внешняя политика Президента Путина. В первую очередь это объясняется тем, что руководством страны ставятся и последовательно осуществляются такие внешнеполитические задачи, которые понятны и близки обществу и отвечают национальным интересам и приоритетам страны на международной арене.

Вы спросите, каковы же национальные интересы России? Отвечу. Буквально на днях в своем выступлении министр иностранных дел Игорь Иванов, говоря об основных принципах, определяющих национальные интересы страны, сказал: "во-первых, мы должны все наши шаги подчинять интересам национальной безопасности. Во-вторых, мы должны говорить об укреплении наших экономических позиций как внутри, так и вовне страны. В-третьих, защита интересов наших граждан".

Что касается приоритетов России на международной арене, министр подчеркнул, что главным ориентиром в работе российской дипломатии по реализации внешнеполитического курса Президента в этом году остается создание благоприятных внешних условий для обеспечения безопасности и поступательного социально-экономического развития страны. Решению этой задачи во многом будет способствовать активно отстаиваемое Россией укрепление многосторонних начал в мировой политике на базе международного права и центральной роли ООН.

Среди приоритетных задач министр определил создание по российской инициативе глобальной системы противодействия новым вызовам и угрозам, единодушно поддержанного мировым сообществом на прошедшей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Россия будет активно участвовать в многосторонних усилиях по разблокированию кризисных ситуаций, прежде всего на Ближнем и Среднем Востоке. Предотвращение конфликтов, продвижение интеграционных процессов на пространстве СНГ, скоординированное подключение стран Содружества к мировой экономике также остается одной из наших наиболее приоритетных задач.

Естественно, много потребуется сделать российской дипломатии для того, чтобы наши соотечественники за рубежом чувствовали себя более защищенными.

Как подчеркнул Игорь Иванов, МИД России будет энергично способствовать наращиванию стратегического партнерства с Китаем, Индией, США, Евросоюзом, другими влиятельными государствами и международными организациями.

Вопрос: Как Вы оцениваете отношения между Россией и Узбекистаном и каковы перспективы этого сотрудничества?

Ответ: Отношения между Россией и Узбекистаном развиваются на принципах стратегического партнерства. Сотрудничество осуществляется как на многосторонней, так и двусторонней основе. Ранее я уже рассказывал вашим читателям об особенностях развития российско-узбекских взаимоотношений, позвольте не повторяться. Отмечу только, что мне приятно констатировать, что двустороннее сотрудничество между нашими странами в политической, торгово-экономической, гуманитарной, научно-технической и других областях находится на подъеме, по большинству актуальных международных проблем наши страны выступают с очень близких или единых позиций.

Владимир Владимирович Путин в поздравительной телеграмме на имя Президента Узбекистана Ислама Абдуганиевича Каримова по случаю Нового, 2004 года подчеркнул, что "2003 год был отмечен дальнейшим укреплением российско-узбекских отношений, углублением двустороннего стратегического партнерства в региональных и международных делах. Убежден, что в новом году взаимовыгодное и всестороннее сотрудничество России и Узбекистана будет поступательно развиваться на благо народов наших стран, в интересах укрепления стабильности и безопасности в Центральной Азии".

Стратегическое партнерство между Россией и Узбекистаном - это не риторика, а выражение сути искреннего стремления Президентов обеих странукреплять российско-узбекское сотрудничество, тесно взаимодействовать в построении в наших странах правовых демократических государств.

В заключение нашей беседы позвольте еще раз повторить, что в политическом курсе России последних лет происходят значимые позитивные перемены. Внешняя политика России и в дальнейшем будет направлена на обеспечение ее национальных интересов через развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества на основе уважения принципов международного права и Устава ООН, учета взаимных интересов партнеров.

Внешняя политика России - предсказуема и конструктивна, направлена на объединение мирового сообщества для решения общих стоящих перед нами проблем, включая урегулирование региональных конфликтов, угрожающих международной стабильности в целом. Россия будет и впредь оставаться надежным партнером в совместных усилиях по построению безопасного, демократического и справедливого мира, в борьбе с международным терроризмом, также другими угрозами и вызовами, такими, как наркоторговля, организованная преступность, распространение оружия массового уничтожения.

У России, как сказал глава МИД России ИгорьИванов, "глобальная политика, но эта глобальная политика не в стиле сверхдержавы, а это глобальная политика, отвечающая условиям новой эры глобализации".

Решение вышеизложенных задач предполагает, естественно, повышение активности российской дипломатии, расширение сферы ее деятельности и международных контактов России, что имеет прямое отношение к деятельности и российской дипломатической миссии в Узбекистане.


15.01.2004
http://www.uzbekistan.mid.ru/vyst_01.html

Док. 467529
Перв. публик.: 15.01.04
Последн. ред.: 28.07.08
Число обращений: 227

  • Мухаметшин Фарит Мубаракшевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``