В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фарит Мухаметшин: Перспективы взаимовыгодных отношений Назад
Фарит Мухаметшин: Перспективы взаимовыгодных отношений
В декабре 2003 года в российской прессе был опубликован новый Закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 года No173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Цель его заключается в обеспечении реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты РФ, стабильности внутреннего рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Также принят федеральный Закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8 декабря 2003 года No164-ФЗ. В этой связи наша газета обратилась к Чрезвычайному и Полномочному послу Российской Федерации и Республике Узбекистан Фариту Мушаметшину и попросила его ответить на вопросы, представляющие на наш взгляд, интерес для предпринимателей Узбекистана, ведущих совместный бизнес с россиянами.

Вопрос: Господин Посол, в ноябре 2003 года Федеральным Собранием Российской Федерации была принята новая редакция федерального Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", который вступил в силу в декабре. Чем, по вашему мнению, обусловлено решение правительства вашей страны инициировать принятие нового закона вместо ранее действовавшего?

Ответ: Предыдущий Закон о валютном контроле, принятый в октябре 1992 года, был (для своего времени) весьма прогрессивным правовым актом: юридические и физические лица получили право иметь валюту на руках, вывозить ее за рубеж, обменивать, хранить в банках и так далее. В настоящее время в экономике России многое изменилось, изменились также объемы и движение валютных потоков. И новая редакция закона отражает современное состояние в этой сфере. Так, в отличие от ранее принятого Закона "О валютном контроле" новый Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" - прямого действия. Это позволяет стабилизировать бизнес и обеспечить необходимую свободу для маневра.

Кроме того, четкое и однозначное толкование важнейших положений Закона облегчает осуществление всех процедур регулирования и контроля, снимает валютные ограничения на торговлю. В Законе дан исчерпывающий и достаточно лаконичный перечень операций, подлежащих регулированию.

Как антикоррупционная мера, Закон не допускает установления органами валютного регулирования (Правительством и Центробанком Российской Федерации) требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений на открытие счетов в зарубежных банках и порядок их использования (глава 2, статья 5).

Вопрос: Господин Посол, не могли бы вы более подробно остановится на валютообменных процедурах для физических и юридических лиц? Что меняется в этом случае с принятием новой редакции Закона "О валютном регулировании и валютном контроле"?

Ответ: В соответствии с новым законом теперь для физических лиц установление идентификации личности при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в национальной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами" (глава 2, статья 11).

Определены новые лимиты на ввоз и вывоз из России иностранной валюты и зарубежных ценных бумаг. Ввоз этих средств осуществляется без каких-либо ограничений при условии соблюдения таможенного законодательства. Разрешен единовременный вывоз из России без декларирования суммы до 3 тысяч долларов США, а также единовременный вывоз суммы в пределах от трех до 10 тысяч долларов США при условии декларирования. Вывоз суммы, превышающей указанные лимиты, допускается в случае, если она была ранее ввезена и задокументирована, в пределах, указанных в таможенной декларации (глава 2, статья 15).

В отношении юридических лиц, прежде всего, следует отметить установление нормы обязательной продажи валютной выручки в размере не выше 30 процентов от ее суммы. При этом из суммы валютной выручки вычитаются оплата транспортных, страховых и экспедиторских расходов, таможенных пошлин и сборов, комиссионное вознаграждение кредитным организациям и агентам валютного контроля, а также иные расходы, согласно перечню Центробанка Российской Федерации (глава 3, статья 21).

Новым законом вводятся обязательства резидентов-участников внешнеторговой деятельности по обеспечению возврата в Россию иностранной валюты за поставленные товары, оказанные услуги и выполненные работы, переданные результаты интеллектуальной деятельности и информацию (глава 3, статья 19). При этом предусмотрены способы обеспечения выполнения этих обязательств - безотзывный аккредитив, гарантия банка за пределами России, договор имущественного страхования риска и вексель в пользу резидента (глава 2, статья 17).

Установлено право резидентов, как юридических, так и физических лиц, открывать без ограничений счета в иностранной валюте в банках на территории государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Вопрос: Господин Посол, помимо Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" правительство Вашей страны предпринимает и другие меры, направленные на стимулирование внешнеторговой деятельности. В частности, в канун нового, 2004 года Федеральным Собранием Российской Федерации был принят Закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Какие вопросы будут регулироваться посредством этого законодательного акта?

Ответ: Закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" направлен на обеспечение Правительству России максимальной свободы действий при принятии ответных и защитных мер в области внешней торговли и приведение национального законодательства в этой сфере в соответствие с нормами ВТО. В нем уточнен и расширен перечень основных понятий (глава 1, статья 2), более четко разграничены положения, касающиеся государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

В качестве основных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности зафиксированы таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование (количественные ограничения на экспортно-импортные операции, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры), запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешней торговли (создание свободных экономических зон, приграничная торговля, международные торговые договора и другое) - глава 4, статья 12; глава 9, статьи 41-42.

В Закон также внесены статьи, касающиеся предотгрузочной инспекции в отношении импортируемых товаров (глава 5, статья 28), свободы международного транзита (глава 5, статья 31), внешней торговли услугами (глава 6, статья 33), внешней торговли интеллектуальной собственностью (глава 7, статья 36). Введено понятие "государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок", где зафиксировано, что такие сделки могут осуществляться лишь при равноценной стоимости товаров, услуг, работ или интеллектуальной собственности или обязательстве соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости (глава 10, статья 43).

Вопрос: Господин Посол, а каков порядок применения количественных ограничений и имеет ли при этом значение страна происхождения товара?

Ответ: В части мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зафиксировано недискриминационное применение количественных ограничений вне зависимости от страны происхождения товара (глава 5, статья 22). Кроме того, введено лицензирование в сфере внешней торговли товарами в условиях наличия количественных ограничений, предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт такой продукции или реализация разрешительного порядка на торговлю ей, выполнения Россией международных обязательств (глава 5, статья 24).

Закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" включает также новые механизмы обеспечения внешнеэкономических интересов России в иностранных государствах. Так, помимо торговых представительств в число организаций, обеспечивающих внешнеэкономические интересы России за рубежом, входят также дипломатические представительства и консульские учреждения (глава 11, статья 50).

Полагаю, что изменения, внесенные в данный Закон, будут способствовать повышению его эффективности, что позволит обеспечивать благоприятные условия для деятельности как российских хозяйствующих субъектов на внешних рынках, так и иностранных предпринимателей на территории России.

Пользуясь случаем, хотел бы поздравить коллектив Вашей газеты с новым годом, который объявлен Президентом Исламом Каримовым Годом доброты и милосердия, пожелать успехов в вашей деятельности, крепкого здоровья и благополучия Вам и Вашим близким.

22.01.2004
http://www.uzbekistan.mid.ru/vyst_02.html

Док. 467527
Перв. публик.: 22.01.04
Последн. ред.: 28.07.08
Число обращений: 232

  • Мухаметшин Фарит Мубаракшевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``