В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фарит Мухаметшин: Россия - Азия: Новые аспекты внешней политики Назад
Фарит Мухаметшин: Россия - Азия: Новые аспекты внешней политики
Министр иностранных дел России И.С.Иванов в ходе своих недавних визитов в Китай и Монголию высказал ряд соображений о развитии отношений России с государствами Азии, основных приоритетах российской внешней политики на азиатском направлении, а также о роли Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) для всего азиатского региона. Рассказать об этом мы попросили Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Узбекистан Фарита Мухаметшина.

Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать высказанные российским министром наиболее важные аспекты внешней политики России на азиатском направлении.

Ответ: Руководитель внешнеполитического ведомства России И.Иванов в своих выступлениях в Улан-Баторе, говоря о внешней политике России в Азии, подчеркнул, что геополитическое положение России, как связующего звена между Востоком и Западом, обуславливает многовекторный характер ее внешней политики, в которой европейское и азиатское направления являются одинаково важными и взаимно дополняют друг друга. Мы исходим из того, сказал министр, что без сильной политики на Востоке не может быть эффективной политики на Западе. Именно такая оценка стала в последние годы отправным пунктом для существенной активизации политики России на азиатском направлении.

Среди ключевых приоритетов нашей внешней политики И.Иванов назвал создание необходимых внешних условий для социально-экономического подъема Сибири и Дальнего Востока России, в том числе за счет активного российского участия в региональной экономической интеграции.

Он отметил, что современная социально-экономическая обстановка в азиатской части России нас не может удовлетворять еще и потому, что азиатский регион сегодня переживает бурный экономический подъем, превращаясь в мощное финансово-экономическое сообщество, в один из крупнейших мировых центров развития высоких технологий.

Среди достижений в развитии отношений России с крупнейшими государствами Азии И.Иванов выделил нынешний уровень российско-китайских отношений, охарактеризовав его как наилучший за всю их историю и одним из решающих факторов не только региональной, но и глобальной безопасности и стабильности.

Министр отметил, что удалось создать неплохие возможности для развития отношений с другим нашим восточным соседом - Японией. Эта перспектива заложена в одобренном на высшем уровне "российско-японском плане действий".

И.Иванов особо подчеркнул факт укрепления стратегического партнерства с Индией. Новым серьезным шагом в этом направлении стал российско-индийский саммит в ноябре 2003 года в Москве. Подписана Декларация о глобальных вызовах и угрозах международной безопасности и стабильности, определяющая главные направления нашего взаимодействия на мировой арене в XXIстолетии.

Вопрос: Что можно сказать об отношении России к ситуации на Корейском полуострове?

Ответ: В своем выступлении министр подробно остановился на проблеме ядерного нераспространения на Корейском полуострове, которой Россия уделяет самое пристальное внимание. Он отметил, что интересам России, как и других государств, соответствует обеспечение безъядерного статуса полуострова и его сохранения в сфере ядерного нераспространения, обеспечение безопасности всех расположенных здесь государств, развитие мирного сотрудничества в Северо-Восточной Азии.

Министр убежден, что проблема ядерного нераспространения на Корейском полуострове должна решаться исключительно мирным, переговорным путем при учете взаимных озабоченностей. Такое решение позволило бы создать в этом субрегионе систему взаимоотношений государств, прочно гарантирующую стабильность и мирное сотрудничество, включая сближение обеих частей Кореи.

Как известно, Россия является участником многостороннего обсуждения ядерной проблемы, и она положительно оценивает выраженную Пхеньяном готовность к "замораживанию" своей ядерной программы. В этой связи И.Иванов заявил, что это, безусловно, шаг вперед, который дает основания рассчитывать на конструктивный ответ Соединенных Штатов, и позитивный отклик государственного секретаря США Колина Пауэлла по этому вопросу может стать хорошей основой для продолжения переговорного процесса.

Вопрос: На фоне развития двусторонних отношений России с азиатскими странами мы наблюдаем ее активное участие в многостороннем региональном сотрудничестве. В чем это конкретно выражается?

Ответ: Вы совершенно правы. Наряду с развитием в последние годы двусторонних отношений России практически со всеми государствами Азии, ею проводится целенаправленная работа по участию в многостороннем региональном сотрудничестве. Министр И.Иванов подчеркнул в этой связи, что сейчас ни с одной из них у России нет противоречий, способных привести к конфликту. Более того, с подавляющим большинством наших партнеров в Азии у нас схожие позиции по ключевым международным и региональным проблемам, включая строительство общеазиатской системы безопасности и сотрудничества. Это немалое достижение, если вспомнить настороженность и недоверие к нашей стране, которое еще сравнительно недавно существовало в Азии. Такой перемены удалось добиться, сказал он, благодаря кропотливой, целенаправленной работе на азиатском направлении, которая проводится под руководством и при активном личном участии Президента России В.В.Путина.

Что касается участия России в многосторонних региональных структурах, то она активно содействует этому процессу. Министр заявил, что с подписанием Совместной декларации о партнерстве в деле мира и безопасности, процветания и развития в АТР на качественно новый уровень вышло партнерство России с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). На очереди - совместные документы об экономическом сотрудничестве, а также о контртеррористическом взаимодействии.

Среди перспективных инструментов для гармонизации деловых интересов стран АТР И.Иванов назвал Форум "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС). Он отметил, что, несмотря на то, что Россия - сравнительно молодой участник Форума, в нашем "багаже" уже имеется развернутая деятельность по всем профильным направлениям, проведение ярмарок и конференций на российской территории, конкретные предложения, такие, например, как одобренная недавним Бангкокским саммитом АТЭС инициатива начала регионального диалога по цветным металлам.

Завершая эту тему, позвольте еще раз обратиться к выступлению Министра И.Иванова и сказать, что внешняя политика России на азиатском направлении строится с учетом качественно новых возможностей сопряжения усилий отдельных государств, их двухстороннего сотрудничества и деятельности региональных объединений для создания работающей сети общерегионального взаимодействия. С точки зрения глобальной перспективы развития международных отношений, это было бы важным вкладом в формирование нового более безопасного и справедливого мироустройства.

По нашему глубокому убеждению, сказал Министр, только в рамках новой международной системы, основанной на многостороннем сотрудничестве, уважении международного права и центральной роли ООН в мировых делах, человечество сможет найти эффективный ответ на вызовы и угрозы эпохи глобализации.

Вопрос: На днях приведены в действие основные рабочие механизмы Шанхайской организации сотрудничества, созданы Секретариат в Пекине и Региональная антитеррористическая структура со штаб- квартирой в Ташкенте. Таким образом, этот год ШОС начинает в качестве полноценной международной организации. Как оценивает российское руководство практическое завершение организационной фазы создания ШОС?

Ответ: То, что в эти дни российские и узбекские средства массовой информации достаточно подробно освещали заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) ШОС 15 января с.г. в Пекине и его результаты, избавляет меня от необходимости подробного ответа. Естественно, это очень важное событие, имеющее не только региональное, но и глобальное значение, свидетельствующее, что ШОС формируется как многофункциональный механизм сотрудничества шести стран для решения общих для них и для всего человечества проблем. Такой подход в наибольшей степени отвечает новой парадигме обеспечения коллективной безопасности на региональном и всемирном уровнях.

Президент России В.Путин в своем послании исполнительному секретарю ШОС Чжан Дэгуану отметил: "Убежден, что ШОС исторически призвана стать своего рода трансконтинентальным мостом, органически связующим европейский и азиатский континенты. Такое предназначение обусловлено уникальным геополитическим положением государств-членов Организации, исповедуемой ШОС философией уважения многообразия культур, верований и традиций, открытостью и нацеленностью на широкое международное сотрудничество".

Глава российского государства также подчеркнул, что Российская Федерация готова сделать всё от неё зависящее в целях последовательного укрепления ШОС как важного элемента региональной и глобальной архитектуры безопасности и развития, базирующейся на многосторонних подходах.

Вопрос: Как Вы оцениваете место и роль Республики Узбекистан в ШОС?

Ответ: Если кратко, то я сказал бы так: весьма положительно. Если более подробно, то начну, пожалуй, с того, что Узбекистан является одним из соучредителей этого набирающего все больший вес и авторитет в мире регионального межгосударственного объединения. Активная конструктивная позиция республики наглядно проявлялась на всех этапах становления Шанхайской организации сотрудничества. Такой же она остается и сейчас после начала функционирования в полном объеме основных подразделений ШОС. Хотел бы при этом подчеркнуть, что решение Совета глав государств ШОС, всецело поддержанное главами пяти государств - членов Организации, об учреждении одного из ключевых подразделений ШОС - штаб-квартиры Региональной антитеррористической структуры в г.Ташкенте является ярким подтверждением признания роли и значения Узбекистана в борьбе с международным терроризмом, религиозным экстремизмом и наркоугрозой.

В наступившем году Узбекистан стал политической столицей ШОС. Республика председательствует в этой Организации и в Ташкенте в июне с.г. планируется провести заседание высшего руководящего органа ШОС - Совета глав государств-участников.

В приветственном послании по случаю учреждения Секретариата ШОС президент Узбекистана И.А.Каримов особо подчеркнул, что Шанхайская организация сотрудничества уже сегодня становится серьезным фактором формирующейся системы обеспечения глобальной безопасности. Свидетельством этого является признание ШОС основными международными организациями и заинтересованность крупнейших государств мира в сотрудничестве с ней.

29.01.2004
http://www.uzbekistan.mid.ru/vyst_03.html

Док. 467526
Перв. публик.: 29.01.04
Последн. ред.: 28.07.08
Число обращений: 232

  • Мухаметшин Фарит Мубаракшевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``