Концепции национально-государственного устройства в условиях кризиса
гражданской идентичности
Распад многонациональных государств, таких, как СССР, сопровождается "кризисом идентичности": люди с трудом привыкают к новым государствам, к новым границам, к новой общественной идентификации, их образ "мы" деформируется. В современной России этот кризис проявляется еще сильнее, поскольку за постсоветский период конкурирующие политические идеологемы - идея коммунизма и идея демократии - были в значительной мере дискредитированы. Утратили былую привлекательность зарубежные образцы для подражания, по отношению к которым десятилетиями (если не веками) формулировались лозунги "Догоним и перегоним".
Затянувшийся кризис привел к тому, что в массовом сознании возросло значение традиционных образов идентичности, а в среде интеллектуалов возник интерес к обсуждению неких "особых" моделей национально-государственного устройства. В московском интеллектуальном бомонде наиболее живо обсуждаются два концепта: проект политической гражданской нации и неоимперский проект. При кажущейся противоположности они представляют собой, по сути, две разновидности одной и той же имперской модели, с той лишь разницей, что в первом случае она прикрывается риторикой о необходимости гражданской нации, а во втором - предусматривает создание новой империи, в стиле Третьего рейха. Подлинная же концепция гражданской нации как формы самоорганизации общества и источника народной власти в России, на мой взгляд, пока еще не сложилась в силу комплекса неблагоприятных для ее формирования условий. Эту гипотезу я и предлагаю рассмотреть в данной статье.