В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Тишков: Решение Верховного суда РФ о восстановлении административной границы между Северной Осетией и Ингушетией в пределах 1944 г. Назад
Валерий Тишков: Решение Верховного суда РФ о восстановлении административной границы между Северной Осетией и Ингушетией в пределах 1944 г.
Тема :     Решение Верховного суда РФ о восстановлении административной границы между Северной Осетией и Ингушетией в пределах 1944 г.
Передача :     Разворот
Ведущие :     Владимир Варфоломеев, Марина Королева
Гости :     Валерий Тишков


В. ВАРФОЛОМЕЕВ - У нас в прямом эфире ученый, директор Института этнологии и антропологии, член-корреспондент РАН Валерий Тишков. Валерий Александрович, здравствуйте.

В. ТИШКОВ - Здравствуйте. О чем речь?

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Речь об Ингушетии, Осетии, о пригородном районе. Скажите, вот эта история с пригородным районом, когда сразу две соседние республики претендуют на одну территорию, это уникальная для России ситуация или есть где-то что-то похожее?

В. ТИШКОВ - Дело в том, что в рамках одного государства речь не может идти об исключительной собственности той или иной территории. Речь может идти о внутренних административных границах. И по их поводу, конечно, есть у нас разногласия, споры. Я бы не сказал, что конфликты. Такой очень жесткий конфликт в насильственной форме случился только осенью 1992 года в Северной Осетии.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Как сейчас выходить особенно после того, как сегодня Верховный суд отменил решение ингушского суда о восстановлении пригородного района в составе Ингушетии?

В. ТИШКОВ - Надо выполнять законы. Надо выполнять постановление Верховного суда. Если мы не будем выполнять, то у нас будет, прежде всего, хаос, не будет государства и не будет общества. Или же оспаривать в законном порядке эти решения, если есть такие возможности. А сейчас такие возможности есть. Вплоть до международных судебных инстанций. Но не силой же, не волевым порядком.

М. КОРОЛЕВА - Здесь действительно было принято решение Назрановским судом Ингушетии, который касался административной границы. В судебном порядке люди и оспаривали принадлежность этой территории.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Здесь есть важный момент. Даже сегодняшнее решение президиума Верховного суда России разве отменяет закон о реабилитации репрессированных народов и реабилитации, в том числе и территориальной?

В. ТИШКОВ - Закон, принятый в апреле 1991 года о реабилитации репрессированных народов содержал в себе действительно очень уязвимые и фактически трудно выполнимые положения о территориальной реабилитации. И это фактически невозможно сделать оказалось почти во всех случаях, начиная от восстановления республики поволжских немцев и кончая восстановлением в территориальных границах тех образований, которые упразднялись, восстанавливались, передавались. Вы представляете себе, что надо возвращать сейчас Ставропольскому краю от Северного Дагестана и еще я могу назвать десятка два...

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - То есть лучше не трогать, Валерий Александрович?

В. ТИШКОВ - В рамках одного государства нужно улучшать управление, а не двигать границы. И оттого, что над нищими сельсоветами будут одни или другие флаги развиваться, имеет меньше значение, чем благоустроенная жизнь, благоустроенные поселки. А то, что нужно вернуть издавна жителей из их домов и с мест проживания, вернуть им участки, вернуть им квартиры, если... во Владикавказе, это необходимо делать.

М. КОРОЛЕВА - Валерий Александрович, скажите, пожалуйста, у вас у ученых может быть есть какие-то критерии, временные рамки, сроки. Например, при каком сроке можно считать территорию уже закрепившейся за определенным народом. Есть такой срок давности, после которого, ведь нет же никакого юридического документа, который закреплял передачу пригородного района Северной Осетии. Его нет. Поэтому Назрановский суд и принимал такое решение в свое время в Ингушетии. Может быть, просто есть критерии. Вот после ста лет ничего не трогать.

В. ТИШКОВ - Нет таких критериев, что какая-то этническая группа или какой-то одной национальности имеет право на какую-то территорию. Территория всегда исторически использовалась представителями разных культур и разных национальностей и в разное время разные ресурсы и никогда нигде административные границы не совпадают с этническими. Мы можем говорить, что на той или иной территории сформировалась исторически та или иная общность, тот или иной народ связан с определенной исторической родиной, исторической территорией, но говорить о принадлежности. Я не знаю, когда осетины, ингуши приезжают в Москву и дачи подмосковные покупают, они спрашивают, на чьей они исторической родине или этнической территории селятся. И у меня такие же права на пригородный район, как у гражданина России, как у жителя пригородного района права на подмосковный участок и дачу. Или же квартиру в Москве. Мы все граждане одного государства.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Такой своего рода глобализм.

В. ТИШКОВ - Почему глобализм?

М. КОРОЛЕВА - С другой стороны действительно это одна страна.

В. ТИШКОВ - Это элементарное право.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Внутри страны глобализм.

В. ТИШКОВ - Внутри государства право на территорию путешествует вместе с гражданином. Это аксиома общественного устройства.

М. КОРОЛЕВА - Но, тем не менее, административные границы районов никто не отменял.

В. ТИШКОВ - И потом получается Москва ничья, а пригородный район чей-то.

М. КОРОЛЕВА - Почему, есть московская регистрация и подмосковная. Это разные вещи. Есть административная граница Москвы и Московской области. Их-то никто не отменял.

В. ТИШКОВ - Регистрация, кстати, это надо отменять. Как это никто не отменял? Отменял Верховный суд регистрацию.

М. КОРОЛЕВА - Скажем так, все равно административные границы не отменяли.

В. ТИШКОВ - Границы административные они необходимы, но они не имеют жестких этнических смыслов, за исключением республик и автономных округов. Там действительно границы не просто чисто физически территориальные границы, как между областями, они привязаны все-таки в основном к территориям расселения того или иного народа. Поэтому мы называем республики как форма внутреннего самоопределения, как этнотерриториальной автономией. По Конституции они у нас как республики, в скобках - государства. Поэтому конечно это не абсолютно этнически нейтральные территориальные образования. Это факт. И я это не отрицаю.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Спасибо большое. Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии, член-корр. РАН.



20.12.2006
http://echo.msk.ru/programs/razvorot/48356.phtml



Док. 467394
Перв. публик.: 20.12.06
Последн. ред.: 28.07.08
Число обращений: 165

  • Тишков Валерий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``