В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`: Итоги выборов в парламент Чеченской республики Назад
`Эхо Москвы`: Итоги выборов в парламент Чеченской республики
Передача :     Интервью
Ведущие :     Лев Гулько
Гости :     Алексей Макаркин, Руслан Ямадаев, Хусейн Джабраилов


Л. ГУЛЬКО - Один из наших информационных собеседников в студии "Эхо Москвы" - Хусейн Джабраилов - председатель общероссийского общественного движения "Российское исламское наследие". Добрый день.

Х. ДЖАБРАИЛОВ - Добрый день.

Л. ГУЛЬКО - Мы пытаемся сейчас связаться с Русланом Ямадаевым, депутатом ГД РФ от Чечни. Пытаемся ему дозвониться в Грозный. Конечно, у нас речь пойдет о выборах в парламент Чеченской республики. Может быть, итоги предварительные мы подведем. Поскольку есть информация на новостных сайтах, на лентах новостных. Понятно уже, что первое место, буквально на час назад по результатам обработки данных избирательных участков на парламентских выборах в Чечне лидирует "Единая Россия". Явка на этих участках составила 67,72%. По партийным спискам за "единороссов" проголосовали 61,45%. Второе-третье места занимают КПРФ - 11,99%, и СПС - 10,93%. Там собственно сейчас варьируются цифры в каких-то десятых процентов. Остальные партии не преодолели 5% барьер, необходимый для прохождения в парламент. Сейчас мы узнаем информацию непосредственно из Грозного, а потом уже приступим к нашему разговору. Я напомню, что у нас на линии Руслан Ямадаев, депутат ГД РФ от Чечни. Добрый день, Руслан.

Р. ЯМАДАЕВ - Добрый.

Л. ГУЛЬКО - Расскажите нам, пожалуйста, что происходит сейчас, может быть некоторые итоги выборов.

Р. ЯМАДАЕВ - Я бы сказал, сейчас идет подсчет. Еще работа продолжается. Но, слава богу, выборы прошли на высоком уровне. Явка была очень большая, демократичная. И день удался очень прекрасный, солнечный. Я такого дня давно не видел в таком времени. Так что идет подсчет голосов, но с уверенностью можно сказать, что лидирует наша партия "Единая Россия". На данный момент второй идет КПРФ, третьей - СПС.

Л. ГУЛЬКО - Скажите, пожалуйста, господин Андреас Гросс он руководитель делегации ПАСЕ, он заявил, что власть в Чечне запугивает людей и трудно оценить выборы в таких условиях и люди идут голосовать под давлением страха за своих близких.

Р. ЯМАДАЕВ - Ну это не идет..., я вам честно скажу, это не соответствует действительности. Никто никого не запугивает. Тем более в Чечне никому не удастся друг друга запугать. Я не знаю, что бы мы ни делали, Запад всегда критиковал Чечню, но мы выбираем парламент для себя, для своего народа. И мы сделали свой выбор, а мнение Гросса и других организаций нас мало волнует. Главное, чтобы у нас выборы прошли без происшествий, честно, и чтобы наш чеченский народ признал: вот это для нас важнее всего.

Л. ГУЛЬКО - Руслан Бекмирзаевич, скажите, пожалуйста, еще один вопрос, который отмечают агентства, в части критики понятно, что не состыкуется, сначала люди в первой половине дня вроде бы не очень хорошо шли на голосование. А вторая половина дня отмечена явным приходом людей на избирательные участки и агентствам непонятно, во всяком случае, комментаторам, почему же вторая половина дня вроде бы выходной день, наоборот, все должно быть.

Р. ЯМАДАЕВ - Я вам скажу одно, что этот выходной день до обеда, кто-то дольше спит, кто-то работает и, соответственно, после обеда идут. Я сам тоже на выборы пошел после обеда, часа в 3. Так что это естественно. У нас в Чечне так и принято. Вы же прекрасно знаете. Может быть, в других местах с утра пошли бы, но у нас всегда тянут удовольствие, можно сказать, к концу идут. Особенно наплыв в конце, я давно заметил.

Л. ГУЛЬКО - А как вообще люди реагируют на то, что "Единая Россия" сейчас возглавляет список победителей?

Р. ЯМАДАЕВ - Я скажу, люди реагируют нормально, они же все знают, что "Единая Россия" в самое трудное время для чеченского народа создавалась и работала партия в самых трудных условиях. У нас созданы все партийные ячейки во всей населенных пунктах Чеченской республики. Мы за этот период потеряли 27 членов политсовета, председателей исполкомов, активистов, которые погибли от рук бандитов, боевиков. У нас большой авторитет. Это все знают, и все реагируют очень нормально. Это справедливо, честно, они все знают. Так что здесь нормально.

Л. ГУЛЬКО - Спасибо вам огромное. Я напомню, что это был Руслан Ямадаев непосредственно из Грозного, депутат ГД РФ от Чечни. Подтянулся Алексей Макаркин, руководитель аналитического департамента Центра политических технологий. Здравствуйте.

А. МАКАРКИН - Здравствуйте.

Л. ГУЛЬКО - Я напомню, что в студии Хусейн Джабраилов - председатель общероссийского общественного движения "Российское исламское наследие". Есть ли у вас какие-то комментарии по предварительным итогам выборов в парламент Чеченской республики? Алексей, давайте с вас начнем.

А. МАКАРКИН - Они были ожидаемыми. Ожидаем был очень высокий результат "Единой России". Единственное отличие, что оно стало в большей степени, наверное, таким, цивильным что ли, чем был результат два года тому назад, когда на думских выборах она получила свыше 80%. Свыше 80% это как-то выглядело не очень правдоподобно. Сейчас все-таки иностранцы приехали, поэтому ну 60% результат, который обеспечил этой политической силе доминирование в парламент и одновременно выглядит относительно цивильно более-менее. Что касается СПС, это было абсолютно ожидаемо. Причем отнюдь не потому, что у нее такая антивоенная программа или что-то еще, или она ориентируется на какие-то либеральные слои, на самом деле программы там играли очень относительную роль в ходе этой кампании. Совершенно другую роль, чем у нас играют на выборах здесь в Москве. Там главным было то, кто за кем стоит, и какой игрок на кого ставит. В данном случае глава СПС федерального Никита Белых приехал в Чечню, пообщался с Рамзаном Кадыровым. Они общались очень хорошо, конструктивно. В результате чего партия получила действительно свободу видимо для своего маневра что ли, для своих действий. Кроме того, что касается того, почему она получила два места в парламенте. Потому что вторым человеком идет в списке Хамбиев, в прошлом министр обороны Ичкерии. Человек, который и Западу в данном случае интересен, потому что Запад очень хотел: хоть одного сепаратиста, покажите. Хоть одного, хоть одну какую-то политически оппозиционную фигуру. Так как Хамбиев он играл весьма существенную роль в сепаратистском движении с одной стороны, с другой стороны он уже заявил о том, что он находится на российской стороне, то есть был приемлем для всех. Поэтому понятно, что СПС к всеобщему удовлетворению прошло. Что касается коммунистов, то тут, какая ситуация. Что с одной стороны они, конечно, используют ностальгию по советскому времени, которое представляется многим чеченцам своего рода золотым веком по сравнению с тем, что происходило потом, периодом смуты. А во-вторых, обратите внимание, что во главе этого списка стоит человек, который раньше к коммунистическому движению никакого отношения не имел. Человек по фамилии Арсанов. Это очень известная, уважаемая в республике семья. Семья, играющая ведущую роль в одном из исламских орденов так сказать, который существует в Чечне. Это тарикат, то есть орден Накшбандийа и, соответственно, неудивительно, что Арсанов получил такую достаточно замечательную поддержку. Я думаю, что многие голосовали здесь за человека по фамилии Арсанов, а отнюдь не за КПРФ.

Л. ГУЛЬКО - Скажите, пожалуйста, Алексей, и потом я буду спрашивать уже Хусейна Джабраилова. Вот в заявлениях господина Гросса, который заявил, что власть в Чечне запугивает людей, трудно оценивать выборы в таких условиях. Вы слышали мнение господина Ямадаева из Грозного. Гросс отметил, что жители Чечни идут голосовать под давлением страха за своих близких. Это есть?

А. МАКАРКИН - Ну, вполне возможно. Другое дело если сравнивать эти выборы с теми, которые были когда выбирали Ахмат-Хаджи Кадырова, Алханова, то эти выборы все-таки имеют свои положительные стороны. Там конкуренция, там вроде бы в большей степени такое представление, что какой-то политический процесс, а не предсказуемый заранее, какой-то уже результат этих выборов. Но что касается того, что запугивают, я думаю, что здесь главное было не обеспечить голосование за ту или иную силу, там уже было все гарантировано. А главное было обеспечить приход избирателей. И в целом на региональных выборах, как показывает опыт, явка избирателей она очень слабая. Обычно куда идут - президента выбирать, парламент федеральный выбирать. На региональных выборах где-то 30%, 40%, ну здесь она все равно немножко снижена по сравнению, скажем, с президентскими выборами, когда она была вообще запредельной, но все равно, наверное, где есть такие сомнительные какие-то места в этих выборах в количестве избирателей, которые пришли на выборы.

Л. ГУЛЬКО - Явка избирателей завышена, вы считаете.

А. МАКАРКИН - Судя по всему, завышена. Все-таки я думаю, она сейчас в районе 70% или близко к тому, все-таки для региональных выборов это слишком высоко.

Л. ГУЛЬКО - Хорошо. Пожалуйста, господин Джабраилов, вы все слышали и мнение господина Макаркина и Ямадаева. Ваша точка зрения.

Х. ДЖАБРАИЛОВ - То, что касается "Единой России", безусловно, "Единая Россия" сегодня имеет сильные позиции в республике. Потому что это единственная партия, которая активно ведет работу на территории Чеченской республики. Действительно имеет представительства во многих районах республики. В действительности население получает большую поддержку. И Руслан Ямадаев один из первых людей, которые в действительности активно вел работу по пропаганде партии. Плюс мы должны прекрасно понимать, всегда чеченцы смотрят на то, какую партию поддерживает власть. И это тоже, безусловно, оказало большое влияние на то, чтобы "Единая Россия" выиграла эти выборы и, безусловно, тут никаких проблем с выигрышем этих выборов у "Единой России" не было. Насчет СПС я согласен, что большую роль сыграло то, что Хамбиев был в этих рядах. У него естественно есть поддержка среди и администрации, это понятно. Но еще надо учесть то, что СПС шла под лозунгом "Нет информационного террора чеченскому народу", это лозунг очень удачно попал. И естественно он привлек сторонников на свою сторону. И плюс как я говорил, для чеченцев большую роль играют люди, которые успешны в бизнесе. А среди представителей СПС много людей, которые себя очень сильно показали на олигархическом пространстве России, и это тоже для многих молодых людей, которые видят в этом перспективный образ, сказалось. КПРФ - полностью согласен то, что она всегда имела сильные позиции в Чеченской республике и сегодня да, это ассоциируется с тем, что когда правила эта партия, был мир на чеченской территории. Это тоже большую роль сыграло, безусловно. Насчет высказываний Гросса я полностью не согласен. Почему я не согласен, объясню. Потому что это были выборы в парламент и многие люди возлагают надежды с появлением парламента, что у них появится инструмент, который позволит бороться с теми же похищениями людей. На запрос депутата власть должна будет отвечать.

Л. ГУЛЬКО - В каком-то округе, насколько я помню, пришло сообщение, что выиграл полковник российской армии выборы в чеченский парламент.

Х. ДЖАБРАИЛОВ - А что тут такого?

Л. ГУЛЬКО - Я просто. То есть власть будет защищать людей. Я к этому.

Х. ДЖАБРАИЛОВ - Безусловно. У нас надежда на то, что власть вынуждена будет ответственно подходить ко всем вопросам, которые решаются в республике.

Л. ГУЛЬКО - А о завышенной явке?

Х. ДЖАБРАИЛОВ - Ну, явка знаете, вот мое мнение. У меня нет сомнений, что вышло 30-40% населения, до 50%, у меня сомнений нет. Почему? - потому что у нас есть представители нашего отделения в республике, и они нас информируют. Да, в каком-то районе, допустим, Урус-Мартановский, восточная Чечня очень большой процент выхода. В других регионах чуть поменьше. Поэтому нет. Но у нас всегда есть больной вопрос. Каждый избирательный участок хочет отличиться перед другим участком, и вот тут может быть, какие-то манипуляции будут. Но если брать в целом то, что состоялись выборы, безусловно, они состоялись.

Л. ГУЛЬКО - Как вы оцениваете их по сравнению с прошлыми выборами?

Х. ДЖАБРАИЛОВ - Безусловно, они отличаются от прошлых выборов. Почему? - потому что у народа появилась возможность выбрать людей, которые живут на местах. И через которых у них есть большая надежда, что если достучаться до власти у них не получается, то к человеку, который живет в их селе, они могут к нему придти. Хоть родственник он, через кого-то подойти, у них есть возможность донести до него. Естественно люди заинтересованы были в том, что их представители наконец-то будут в парламенте, куда они могут обратиться со своими бедами.

Л. ГУЛЬКО - Скажите, пожалуйста, президент Алханов заявил, что мы будем продолжать политику примирения, что само по себе стопроцентно конечно все поддерживают. Надо уже подходить к миру. Какую политику будет проводить новый чеченский парламент? Примирение как, каким образом закончить военные действия?

Х. ДЖАБРАИЛОВ - Безусловно, надо будет искать диалог, в любом случае мы знаем, что любая война, любые действия заканчиваются перемирием. Для этого и так немало делается. Безусловно, парламент будет заниматься и этими вопросами. Сейчас много задается вопросов, сегодня тоже слышал о том, что у Кадырова армия, Кадыров развел движения всякие. Но давайте мы будем подходить с другой стороны. Что лучше для чеченцев, то, что зачистку села делали ковровыми бомбардировками, и заходили, мародерством занимались или сегодня точечные удары, которые наносят, уже не идут разрушения сел, не идут безнаказанные какие-то действия. Плюс? - безусловно, плюс. С другой стороны, если допустим, будем говорить о переговорах...

Л. ГУЛЬКО - С Закаевым, кстати, президент встречаться не хочет. Алханов, я имею в виду.

Х. ДЖАБРАИЛОВ - Это его позиция. И считаю, наверное, скорее всего он прав со своей точки зрения. Потому что, о чем он может говорить с человеком, который сидит в Лондоне и который не может реально влиять на ту ситуацию, которая в Чеченской республике. И естественно Алханову нужно вести переговоры с теми людьми, которые действительно участвуют в процессах. И сегодня я считаю, что сила, которая есть у Кадырова, именно сила позволяет, чтобы другая сила села за стол переговоров. Если бы не было этой силы, то та сторона рассматривала бы только силу.

Л. ГУЛЬКО - Алексей, вы согласны с этим?

А. МАКАРКИН - Я согласен в значительной степени. Я думаю, что сейчас Запад в значительной степени отвернулся от тех персонажей, которые представляют сепаратистское движение. Он просто в них разочаровался. Они ничего реального не могут предложить. Поэтому западники приехали на эти выборы, безусловно, они их одерживают сдержаннее, никоим образом не хотят придавать им легитимности. Они и не могут этого делать, потому что любое завышение явки, любые сомнения в результатах выборов это с точки зрения Запада однозначно плохо. Но они хотят говорить с Алхановым, с силами, которые реально обладают влиянием в республике.

Л. ГУЛЬКО - Ну что же, на этом наш эфир подошел к концу. Мы могли, конечно, продолжить, но эфирное время не позволяет. Вот такие краткие итоги, может быть, мы предварительно подвели. Думаю, что подведение итогов выборов в чеченский парламент продолжится. А пока напомню, что у нас в гостях были Алексей Макаркин, руководитель аналитического департамента Центра политических технологий и Хусейн Джабраилов, председатель общероссийского общественного движения "Российское исламское наследие". Спасибо вам огромное и будем смотреть за работой чеченского парламента.




28.11.2005
http://echo.msk.ru/programs/beseda/40242.phtml


Док. 467209
Перв. публик.: 28.11.05
Последн. ред.: 27.07.08
Число обращений: 238

  • Ямадаев Руслан Бекмирзаевич
  • Макаркин Алексей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``