В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Шлямин: Наш сосед Финляндия Назад
Валерий Шлямин: Наш сосед Финляндия
Валерий Александрович Шлямин - торговый представитель Российской Федерации в Финляндии, кандидат экономических наук.

В ХОДЕ своего председательствования в Европейском союзе во втором полугодии 2006 года Финляндия стремится предпринять все возможные меры по налаживанию диалога объединенной Европы с Россией. Многие авторитетные финские политики и видные представители деловых кругов полагают, что без активизации взаимовыгодных долгосрочных экономических отношений с Россией амбициозная цель Лиссабонской стратегии по превращению ЕС к 2010 году в наиболее конкурентоспособный регион мира не достижима. Как не будет без этого достигнута цель по сохранению за Финляндией лидирующих позиций в мировом рейтинге по конкурентоспособности национальных экономик.
Прошедший 20 октября 2006 года в финском городе Лахти неформальный саммит глав правительств стран - членов Европейского союза с участием Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина продемонстрировал небывало высокий за последние 15 лет интерес к нашей стране. Этот интерес основывается на растущей роли России как экономического партнера ЕС. В центре внимания саммита на этот раз были проблемы энергетического диалога. ЕС в настоящее время закупает у России четвертую часть потребляемого им нефти и газа, и его потребности будут расти. Но открытие рынков по обе стороны границы идет с большими трудностями. Наша страна не ратифицировала Энергетическую хартию, добиваясь признания своих интересов в доступе к европейским газовым сетям. В свою очередь, Евросоюз, не принимая во внимание аргументы нашей страны, предлагает Москве соблюдать принцип конкурентности и обеспечить доступ к трубопроводам на российской территории европейских и азиатских операторов.
В развернувшейся в Лахти дискуссии, по существу, апробировались подходы к формированию позиций сторон накануне предстоящего 24 ноября 2006 года в Хельсинки официального саммита Евросоюз - Россия. В связи с этим особого внимания заслуживает предложение В.В.Путина рассмотреть возможность подготовки нового договора о стратегическом партнерстве между ЕС и Россией, призванного заменить действующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, срок которого истекает 1 декабря 2007 года. В новом договоре можно было бы зафиксировать цели и принципы партнерских отношений с учетом создаваемого Общего европейского экономического пространства. При этом энергодиалог является важным, но далеко не единственным сектором сопряжения долгосрочных интересов России и европейских стран.
В ходе краткого визита В.В.Путина в Лахти он провел переговоры с Президентом Финляндии Тарьей Халонен. В частности, ими была затронута проблема обустройства таможенной инфраструктуры на границе между нашими странами.
Как известно, трудности, возникшие на границах между Молдовой и Украиной, Польшей, Белоруссией и Россией обусловили в 2006 году переток существенной доли транзитных грузов на маршрут Финляндия - Россия. В сочетании с ростом двусторонней торговли транзит, который по своему стоимостному объему в четыре раза превзошел ее, создал проблему длинных очередей. И если всего несколько лет назад можно было мириться с различиями в таможенных технологиях и уровнях инфраструктуры по обе стороны границы, то сегодня это явление расценивается как серьезный барьер в торговле, грозящий снизить конкурентоспособность России и Финляндии в борьбе за привлечение евро-азиатских транзитных грузопотоков и внешних инвестиций. В.В.Путин взял под свой контроль решение вопросов таможенной инфраструктуры на российской стороне.
В целом можно отметить, что Финляндии в период ее председательства в ЕС удалось создать благоприятную атмосферу для интенсификации европейско-российского диалога, сконцентрировав внимание всех заинтересованных сторон на таких секторах, как энергообеспечение, логистика и высокие технологии. Что касается двух последних, то было бы логично ожидать от России такой же определенной позиции, как в энергодиалоге. Можно не сомневаться, что предстоящий Хельсинкский саммит, в котором ожидается участие представительных делегаций российских и европейских деловых кругов, - это превосходная площадка для конструктивного поиска наиболее эффективных форм сотрудничества.
Вот уже более полувека Россия и Финляндия демонстрируют миру пример добрососедства. За эти годы наши страны пережили периоды подъема и спада в своем развитии, и тем не менее всегда в основе добрососедства был и остается принцип взаимовыгоды в экономическом сотрудничестве. К началу 1980-х годов СССР был крупнейшим торгово-экономическим партнером Финляндии. После кризисов 1991 и 1998 годов Россия в 2006 году вновь выходит на позицию лидера в рейтинге стран, имеющих наибольший внешнеторговый оборот с Суоми. По нашим оценкам, в 2006 году он достигнет рекордной отметки в 17 млрд. долларов. Обращает на себя внимание тот факт, что маленькая Финляндия как в пору клиринговой торговли с СССР в 1980-х годах, так и в 2006 году, в рыночных условиях свободы выбора, продолжает занимать место среди крупнейших торгово-экономических партнеров России в дальнем зарубежье, уступая в Европе только ФРГ, Италии, Нидерландам, Польше и находясь на уровне Англии и Франции.
Что же касается российских предприятий, то эта задача для них усложняется вдвойне. Не располагая маркетинговой сетью, опытом и зачастую средствами для вхождения на новый рынок, они сталкиваются с жесткой конкуренцией зарубежных фирм и повышенными требованиями финских заказчиков. Путь к заключению контрактов может занимать от одного до трех лет, на что далеко не всегда хватает терпения, особенно у представителей отечественного малого и среднего бизнеса. Так, компания "Нитро-Сибирь" (г. Москва), разработавшая и производящая высокопроизводительные и безопасные взрывчатые материалы для буровзрывных работ на эмульсионной основе, вот уже более двух лет с нашей поддержкой настойчиво и последовательно пытается выйти на рынок Финляндии и Северной Европы с безусловно конкурентоспособным товаром. Однако, тесня традиционных местных производителей, "Нитро-Сибирь" вынуждена проводить многочисленные технические согласования, требующие много времени и затрат. И таких примеров немало.
Ясно одно - без мощной государственной поддержки не изменить сырьевую направленность нашего экспорта.
На этапе начала инновационной деятельности государство предлагает множество программ поддержки малого и среднего бизнеса, которые включат в себя помощь при регистрации деятельности, консультации специалистов, предоставление займов. Если инновация оценивается как высокоперспективная, то государство через свои региональные венчурные фонды кредитует предприятия или предоставляет специальные гарантии.
Особое положение в инновационной системе страны занимает финский национальный фонд исследования и развития "Ситра", который находится под юрисдикцией Парламента. Основной капитал фонда "Ситра" превышает 570 млн. евро. Этот фонд, возглавляемый бывшим премьер-министром Эско Ахо, можно назвать "мозговым центром" инновационной политики и важнейшим связующим звеном между государством и бизнесом.
Примечательно, что именно под эгидой фонда "Ситра" в 2005 году была разработана финская экономическая стратегия по отношению к России, в которой предлагается формирование надежных механизмов экономического сотрудничества двух стран. Более того, в стратегии "Ситра" прямо говорится о том, что Россия, уже сегодня являясь самым важным торговым партнером Финляндии, в будущем будет играть еще более важную роль в усилении конкурентоспособности этой страны. По всей видимости, и нам было бы важно иметь собственную экономическую стратегию по отношению к Финляндии как часть национальной внешнеэкономической стратегии. И дело здесь не только и не столько в том, чтобы ответить на финскую инициативу. Россия и Финляндия близки к исчерпанию резервов традиционных форм торговли. Поэтому даже некардинальное изменение цен на мировом рынке нефти и газа в состоянии чувствительно изменить сложившийся торговый баланс между нашими странами. Между тем внешнеэкономический потенциал отношений России и Финляндии велик.
Большие надежды мы связываем с рождением Российской венчурной компании, особых экономических зон, информационно-технологических парков и инкубаторов бизнеса. В последнее время в России с использованием позитивного зарубежного опыта, в том числе и финского, создается инфраструктура для реализации национальной инновационной политики, и, как известно, финские фирмы уже обозначили свое участие в создании этой инфраструктуры как стратегические партнеры, прежде всего в технополисе Санкт-Петербурга.
Переход традиционных экономических отношений на новые рельсы, где решающим фактором и важнейшим ресурсом выступает информация, построение основ информационного общества - это тот этап, на котором уже находится экономика Финляндии и к которому подходит экономика России.
Важнейшим направлением сотрудничества между нашими странами является реализация проекта "Транзит Европа - Азия". Речь идет о создании телекоммуникационного моста между центрами мировой экономики, который обеспечит высокоскоростной некоммутируемый транзит трафика по кратчайшему маршруту.
Российское Мининформсвязи предложило Финляндии обсудить вопросы перспективного использования российских спутников серий "Экспресс-А" и "Экспресс-АМ", охватывающих территорию Финляндии для оказания услуг телерадиовещания, широкополосного доступа к сети Интернет, организации каналов спутниковой связи. На наш взгляд, Россия, прорывающаяся на лидирующие позиции в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, и Финляндия, уже добившаяся общепризнанных успехов в этой сфере, могли бы, объединив усилия, добиться синергетического эффекта в создании общего информационного пространства Россия - Евросоюз.
Как известно, Россия и Финляндия вот уже 13 лет участвуют в диалоге в рамках Совета государств Балтийского моря (СГБМ) и Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР).
Кроме того, инициированная Финляндией программа "Северное измерение" (СИ) в 1999 году приобрела статус стратегического документа Европейского союза. Оценивая результаты деятельности этих организаций и программы СИ через призму экономической эффективности, возьмем на себя смелость отметить, что, несмотря на заявленную цель способствовать интеграции России в европейское пространство, конечные результаты к настоящему времени вряд ли могут удовлетворить нашу страну.
По отношению к темпам экономического развития в Европе и Азии, к скорости мирового научно-технического прогресса слишком медленно выстраивается система экономического партнерства Россия - Евросоюз, Россия - страны Северной Европы, слишком медленно преодолеваются устоявшиеся негативные стереотипы о нашей стране. Конечно, очень многое, скорее всего в решающей степени, будет зависеть от продолжения у нас реформ. Однако и для Европейского союза достижение амбициозных целей, заявленных в Лиссабонской стратегии, будет недостижимо без полноценного экономического партнерства с Россией.
Финский опыт разделения полномочий правительства и регионов, при всех различиях федеративного и унитарного государств, представляет интерес для России. В Финляндии, на наш взгляд, удачно решена эта непростая для многих стран проблема. Причем приграничные регионы имеют право на самостоятельный диалог с соседними российскими территориями, как, впрочем, и на создание своих представительств в столице Евросоюза Брюсселе. Конечно, финские регионы должны действовать в рамках евросоюзовской и национальной внешней и региональной политики. Обратим внимание на администрации приграничных территорий Финляндии - Союзы коммун - структуры, подконтрольные государству и взаимодействующие с региональными органами правительства, но имеющие самостоятельные функции.
Союзы коммун, во многом напоминающие распространенные в Европе Агентства регионального развития, направляют выделяемые государственные ресурсы, а также средства Евросоюза и муниципалитетов в конкретные программы и проекты в пределах региональных стратегий развития. Собственно, одна из основных задач Союзов коммун в Финляндии - разработка таких стратегий с учетом всех значимых факторов, к которым, безусловно, относится соседство с сопредельными территориями Российской Федерации. Всю территорию Финляндии обслуживают 15 правительственных офисов и 20 Союзов коммун.
У нас в Российской Федерации в течение последних 15 лет не прекращается поиск оптимальной модели разграничения полномочий между центром и регионами. И только в 2006 году появились проекты документов государственного пространственного планирования, без которых о региональной политике и, кстати, о внешнеэкономической стратегии, говорить нечего. Главный вывод сводится к тому, что именно деятельность региональных властей и региональных агентств развития (которые у нас в России могли бы взять на себя функции по стратегическому планированию территорий, максимально используя возможности частно-государственного партнерства) собственно и создает среду для привлечения инвестиций и новейших производств. Поэтому деятельность государственных инвестиционных и венчурных фондов должна быть в максимальной степени "приземлена" к конкретному региону. Приняв такую модель, мы будем гораздо эффективнее распоряжаться ресурсами и одновременно будем предсказуемыми для наших зарубежных партнеров на региональном уровне.
Хотелось бы отметить, что вопросы региональной политики вновь в центре внимания российского руководства, а ее международные и внешнеэкономические аспекты обсуждаются Советом глав субъектов Федерации (СГС) при МИД России.
Российско-финляндское приграничное сотрудничество с 1992 года и по настоящее время служит примером добрососедства. По данным Федеральной службы государственной статистики, ее региональных подразделений в Северо-Западном федеральном округе, внешнеторговый оборот приграничных регионов России и Финляндии в 2005 году составил 2,5 млрд. долларов, что в 1,9 раза больше, чем в 2001 году. Только импортные заказы предприятий Санкт-Петербурга, Ленинградской, Мурманской областей и Республики Карелия в 2005 году дали возможность Финляндии создать или сохранить, по нашим расчетам, не менее 6 тыс. рабочих мест. Одновременно поставки в Финляндию позволили дать работу не менее чем 32 тыс. рабочих и специалистов названных российских территорий. Мне особенно приятно упомянуть об успешно реализованном проекте еврорегион "Карелия", который был создан с участием автора этих строк в 2000 году.
Еврорегион "Карелия" создан совместным решением правительства Республики Карелия и Союзов коммун Северной Карелии, Кайнуу, Северной Похьянмаа (Финляндия). Территория еврорегиона простирается от Ботнического залива Балтийского моря до Белого моря и от Полярного круга до Ладожского озера.
Министерство иностранных дел России неоднократно давало высокую оценку еврорегиону "Карелия", отмечая его как пример для создания цепочки аналогичных еврорегионов с территориями соседних государств, которые создадут своеобразный пояс добрососедства. Удачный шестилетний опыт еврорегиона "Карелия" востребован уже на этапе запуска новой программы ЕС "Соседство".
Осуществляя диалог с Финляндией в рамках приграничного сотрудничества, следует исходить из общероссийских экономических интересов. Поэтому на передний план выходит вопрос о координирующей роли федерального Центра. Минэкономразвития России по действующему положению осуществляет координацию всей внешнеэкономической деятельности в стране. В масштабе СЗФО координирующую функцию осуществляет Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации, непосредственно приграничные связи с Финляндией координирует Министерство иностранных дел России и, наконец, постановлением правительства России No234 от 21 апреля 2006 года Министерство регионального развития определено в качестве координатора приграничного сотрудничества. Как видим, координаторов более чем достаточно. Для того чтобы избежать неопределенности и даже путаницы, региональные администрации и деловое сообщество должны быть сориентированы на четкое распределение полномочий между федеральными органами власти в этой сфере.
И конечно, стратегия приграничных связей России должна строиться исходя из государственной стратегии экономического и социального развития страны с учетом особенностей и программных инициатив СЗФО и входящих в него субъектов Федерации.


11.10.2006
http://www.rusfintrade.ru/index.cfm?id=1969

Док. 466843
Перв. публик.: 11.10.06
Последн. ред.: 25.07.08
Число обращений: 157

  • Шлямин Валерий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``