В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Успенский: Посол России пока не предвидит перемен Назад
Николай Успенский: Посол России пока не предвидит перемен
Тоомас Силдам, старший редактор

Новый посол России Николай Успенский говорит "нет" вмешательству во внутренние дела Эстонии.

"Что нового вы хотите от меня услышать?" - удивился российский посол Николай Успенский, недавно вручивший в Кадриорге свои верительные грамоты, и добавил, что до тех пор, пока не решены старые проблемы, ничего нового в эстонско-российских отношениях не предвидится.

Здесь, в Эстонии уже ходили за грибами?

На разведку ездил - грибы есть. Но первый блин всегда комом. Надеюсь (погода ведь стоит великолепная), что еще съезжу за грибами более основательно.

Вам приходилось прежде бывать в Эстонии?

Работая в МИДе, да и позднее неоднократно бывал здесь. Ваше экономическое развитие, итоги строительства новой жизни очень заметны. Это видно и в Таллинне, и, к примеру, когда едешь поездом из Нарвы в столицу. Таллинн всегда был приятным городом, а теперь особенно - все же европейский город XXI века.

В переломные 1990 и 1991 годы вы были послом СССР в Швеции. Каким вам тогда виделось будущее?

Цели преобразования экономики и социальной жизни России были выбраны правильно, но достигались они с трудом. Было много потерь. Оглядываясь назад, мы понимаем, что можно было бы сделать иначе. Но что сделано, то сделано.

В 1998 году в Тарту вы говорили о гарантиях без#172;опасности, предложенных тогдашним президентом России Борисом Ельциным странам Балтии, чтобы помешать их присоединению к НАТО. Вы серьезно верили в то, что Эстония, Латвия и Литва примут эти гарантии России и откажутся от НАТО?

В одном вашем вопросе содержится два интересных вопроса - Балтийский регион и отношения России и НАТО.

Мы считали, с точки зрения безопасности Балтийского региона, что присоединение этих стран к Североатлантическому альянсу было бы ошибкой, и предложили альтернативные (причем коллективные) гарантии безопасности. Я до сих считаю, что это (присоединение к НАТО) было ошибкой. Но поскольку это произошло и была выбрана такая модель безопасности, то... Так теперь и есть.

Что касается отношений России и НАТО. Тут с обеих сторон наблюдалась потребность привыкнуть друг к другу. Для нас, возможно, из-за менталитета, истории, образования, предыдущей деятельности и российского общественного мнения. Это было нелегко, пока в 2002 году не был создан Совет Россия - НАТО.

Как военный союз НАТО не предназначен для борьбы с новыми опасностями, в том числе с международным терроризмом. Задействовать в этой борьбе НАТО, как альянс, и входящие в него страны очень сложно.

Идя на встречу с вами, я встретил на улице Дага Хартелиуса, шведского посла, который уже довольно хорошо говорит по-эстонски. Будете учить эстонский язык?

Это будет зависеть от того, насколько плотным будет мой график. Конечно, работая в Эстонии, крайне важно владеть эстонским языком, хотя бы на бытовом уровне. Желание-то у меня есть, а вот удастся ли его осуществить - посмотрим. Ваш язык довольно сложный.

Когда вы вручали президенту Арнольду Рюйтелю верительные грамоты, в вашей приветственной речи многие не услышали ничего нового - все те же права соотечественников, договор о границе...

Что нового вы хотите от меня услышать? Что нового я могу сказать? Вопрос отношений между странами не зависит от желаний некоего человека или хода чьих-то мыслей, это объективная реальность, формируемая объективными факторами.

До тех пор пока мы не справимся с этими факторами, не упорядочим их, невозможно изобрести ничего нового. Если же мы попытаемся это сделать, результат получится крайне искусственный и нежизнеспособный.

Пожалуйста, если кто-то ждет от меня чего-то нового, то совсем новым было бы ничего не делать.

У нас много конкретных проблем, требующих решения. Для меня "Будет ли?" - не вопрос. Я ставлю вопрос "Когда?"

Я больше чем уверен, что сначала мы решим проблемы, которые уже сейчас ждут решения, а уж потом посмотрим - куда двигаться дальше.

Мы - граничащие друг с другом страны, географию никак не обойти. Поэтому надо развивать отношения, как это обычно происходит между хорошими соседями.

Отношения между Россией и Финляндией - хороший пример того, как мы сумели разрешить проблемы прошлых отношений между ними и разъяснить нынешнему поколению их суть.

Какая первая, требующая безотлагательного решения проблема?

Нам необходимо разрешить вопрос о пограничных договорах...

Но ведь это тупиковая тема, так как Россия хочет начать новые переговоры, которых Эстония не хочет. Как сказал наш министр Урмас Паэт: мы, конечно, можем сделать заявление о том, что у нас нет территориальных претензий, однако новых переговоров о границе не будет.

Новых переговоров о границе не будет, согласен. А что касается пограничного договора - если вы постоянно говорите, что Эстония не имеет территориальных претензий к России, то это прекрасно. Но тогда давайте впишем это в текст пограничных договоров, однозначно. Что договоры, определявшие раньше границу, недействительны.

Мы предлагаем Эстонии не новую границу, а разрешение вопроса пограничных договоров, который важен для очень многих - например, для предпринимателей...

Как вы вообще оцениваете эстонско-российские экономические отношения?

Совершенно нормально. Они соответствуют нашему географическому положению и рыночным отношениям. Если же говорить в правовом контексте, то мы должны зафиксировать сотрудничество в области экономики и в договорах. Этим будет воссоздана российско-эстонская межправительственная комиссия, которая действовала, но не была юридически оформлена.

Некоторые руководители приграничных самоуправлений, которые хотят развивать отношения с российскими коллегами, сетуют на большие бюрократические препятствия со стороны вашего государства. Что вы можете им сказать?

Если местная власть хочет взять на себя полномочия центральной власти, то этого не будет никогда. Сотрудничество приграничных самоуправлений существует в контексте российско-эстонских отношений, и потом - это внутренний вопрос России.

Отношения между центральной властью и регионами были для нас больным вопросом в течение почти десяти последних лет. Сейчас все становится на места: что делает центр и что делают регионы. А вы помните призыв Бориса Ельцина: возьмите столько суверенитета, сколько сможете унести? Ну, регионы и взяли, а что из этого вышло? Ничего хорошего...

Недавно читателей Postimees удивил один из соратников российского президента Модест Колеров, который сказал, что следующим премьер-министром здесь будет Эдгар Сависаар, в чем многие вновь усмотрели след России в эстонской внутренней политике. Каково ваше мнение?

Я не стал бы брать на себя ответственность комментировать высказывания Модеста Колерова. Я не могу за него объяснить, какой логике он следовал. Как российский посол могу сказать только одно: я никогда не позволю себе никакого вмешательства во внутренние дела Эстонии, а также ни одного заявления, которое может быть истолковано как вмешательство. Это же могут заявить и другие сотрудники нашего посольства.

И все-таки - Россия уже начала критиковать по поводу избрания Тоомаса Хендрика Ильвеса следующим президентом Эстонии. Ведь и вам не все равно, кто будет президентом Эстонии?

Эстония, как демократическое государство, сама выбирает себе президента, и Россия с уважением относится к выбору эстонского народа. Какой бы из кандидатов ни победил, мы надеемся, что российско-эстонское сотрудничество продолжится. Мы со своей стороны готовы приложить для этого все усилия.


http://www.rusemb.ee/embassy/ambassador/press/2-26-09-2006/

26.09.2006


Док. 466752
Перв. публик.: 26.09.06
Последн. ред.: 25.07.08
Число обращений: 192

  • Успенский Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``