В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Посла России в Эстонии Н.Н.Успенского на встрече в международном университете `Аудентес` Назад
Выступление Посла России в Эстонии Н.Н.Успенского на встрече в международном университете `Аудентес`
Уважаемый профессор Берке,
Уважаемые преподаватели и студенты университета,

Признателен за приглашение выступить в университете "Аудентес", который, как мне рассказывали, является одним из авторитетных высших учебных заведений Эстонии и реализует масштабные учебные и исследовательские программы в области международных отношений и гуманитарных наук.

Тема, по которой меня просили сегодня выступить - российская дипломатия и проблемы обеспечения международной безопасности - весьма обширна и многогранна. Претендовать на ее полный охват в одном вступительном слове невозможно. Остановлюсь на нескольких моментах, которые, надеюсь, будут полезны, как информация для обдумывания и смогут обозначить направления для дальнейшей дискуссии.

Определений, что такое дипломатия, существует не один десяток, более или менее точных, остроумных и даже парадоксальных. Не стану выбирать из них такое, которое мне больше нравится. Главное, на мой взгляд, это то, что любая успешная дипломатия предполагает способность широко, непредвзято смотреть на вещи, творчески анализировать ситуацию, искать наиболее оптимальные пути решения возникающих проблем и уметь согласовывать их с партнерами. Она невозможна без ясного понимания национальных интересов своей страны. В целом дипломату, как и политику, важно следовать известной заповеди, приписываемой Ф.Бэкону: "Дай мне Бог силы изменить то, что нужно менять; стойкости принять то, что изменить нельзя; и мудрости отличить одно от другого".

Думаю, что последнее развитие событий, выступления Президента В.В.Путина по внешнеполитическим вопросам, и прежде всего его Мюнхенская речь, не оставляют сомнений в том, что у политического руководства страны есть продуманная и проверенная на практике стратегия в международных делах. Об этом свидетельствует и проведенный в конце марта этого года МИДом России "Обзор внешней политики" страны. Наша линия основывается на выводе о том, что существуют благоприятные возможности для действий на многих направлениях мировой политики, которые затрагивают интересы нашей национальной безопасности.

Новая сильная и уверенная в себе Россия стала значимым позитивным фактором происходящих в мире перемен, полноправным участником формирующегося коллективного лидерства ведущих государств мира. Нелегкая задача всего международного сообщества - интеллектуально и психологически освоиться с этим новым положением России. Мы намерены при необходимости без стеснений говорить о своем несогласии с партнерами по тем или иным вопросам. Однако это несогласие отражает естественное желание добиться уважения нашего мнения и возросшей роли в рамках партнерских отношений с Западом. Выстраивать альтернативный антизападный вектор мировой политики Россия не собирается. Мы готовы "играть в команде" и "по правилам", но, разумеется, тем, которые вырабатываются совместно при нашем непосредственном участии.

Прежде всего, это относится к общим с партнерами стратегическим целям - противодействию глобальным угрозам и вызовам, выстраиванию демократической и справедливой системы экономических отношений, обеспечению всеобщей, региональной и национальной энергетической безопасности.

Ключевой проблемой современных международных отношений, на наш взгляд, является вопрос о соответствии системы обеспечения международной безопасности и тех вызовов и угроз, с которыми мы сталкиваемся в современном мире. Очевидно, что как прежние, блоковые подходы, так и односторонние действия на основе национального эгоизма, не срабатывают. Об этом говорят такие факты, как:
- кризисные явления в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, серьезные проблемы, переживаемые другими организациями, доставшимися нам в наследство от прошлого, включая НАТО,
- непрекращающиеся вылазки международного терроризма,
- застой в области разоружения, новые риски в сфере нераспространения ОМУ,
- разрастание региональных и локальных конфликтов, в целом расширение конфликтного пространства в мире.

Каждое из негативных явлений в международной жизни имеет свою логику, свои причины, свои пути решения. Но исправление любого из них затруднено нежеланием ряда государств признать объективные тенденции мирового развития, в первую очередь, укрепление коллективных, многосторонних действий на основе международного права.

Сегодня уже ясно, что однополярный проект мироустройства оказывается не только неприемлемым для подавляющего большинства членов мирового сообщества, но и нежизнеспособным. И, если кратко, вот почему.

Во-первых, лекарство должно соответствовать болезни. Эффективный ответ на глобальные вызовы и угрозы безопасности и устойчивому развитию может быть только глобальным, коллективным для всего мирового сообщества.

Во-вторых, любая однополярность чужда самой природе нашего мира с его многообразием культур и цивилизаций. Она несовместима с такими основополагающими тенденциями развития международных отношений, как их демократизация и более равномерное распределение ресурсов развития. Потенциал новых центров экономического роста, включая Россию, Китай, Индию, Бразилию и другие государства, переплавляется в возрастающее политическое влияние этих государств. Таким образом, в мире создаются объективные предпосылки для установления равновесия, причем не на основе блокового противостояния, а на более устойчивых, многополярных началах.

В-третьих, ни у одной страны или коалиции стран нет и в принципе не может быть военно-политических и экономических ресурсов, которых хватило бы для навязывания всему миру однополярной системы. Более того, само стремление к этому оказывает негативное воздействие на устои современной международной системы. Оно ведет к наслаиванию новых проблем на старые, создает дефицит безопасности в международных отношениях, служит катализатором гонки вооружений и тяги к обладанию ядерным и другими видами ОМУ.

Хорошо известно, к чему приводила в прошлом стремление к однополярности и имперскому строительству. Собственно, погоня за химерой абсолютной безопасности для себя за счет всех остальных государств и привела к Первой мировой войне. А всемирно известный историк А.Тойнби даже ввел в научный оборот понятие "самоубийственного государственного управления", объясняющего крах всех прошлых империй. Причем решающую роль тут играли милитаризм и уверенность в собственной непогрешимости. К сожалению, все это приходится наблюдать в современных международных отношениях.

Понятно, что те, кто действует односторонне, делают это на свой страх и риск. Но платить по счетам односторонних предприятий, как показывает Ирак, приходится всем. Поэтому перевод решения проблем на коллективные рельсы отвечал бы всеобщим интересам. Если свою несостоятельность доказала определенная тактика решения той или иной проблемы, то от нее необходимо отказываться и переходить к иным схемам, причем таким, которые соответствуют существу кризисной ситуации. Это доказывает, например, американский политолог Дж.Най, который сравнивает ситуацию в мире с трехмерными шахматами, где на одной доске - военно-политические отношения, которые могут быть двусторонними, на другой - экономические, многополярные, на третьей - транснациональные от изменений климата до международного терроризма. Тот, кто играет в трехмерную игру лишь на одной доске, неизбежно проиграет, указывает он. Все это подводит к необходимости сетевой многосторонней дипломатии. По-своему этот же вывод делает даже такой убежденный сторонник американского однополярного мира, как Збигнев Бжезинский, который в своей только что вышедшей книге "Вторая попытка" отмечает, что преемнику Дж.Буша на посту Президента США придется набраться смирения и признать, что другие государства также должны играть свою роль в перестройке мирового порядка.

Президент России в Мюнхенской речи подчеркнул готовность нашей страны вносить свой вклад в формирование справедливого и демократического миропорядка. Его принципиальное отличие от прежнего и нынешнего состоит в том, что на смену балансу сил должен прийти баланс интересов всех государств.

Сейчас на первый план в сотрудничестве государств выходит проблематика социально-экономического развития, обеспечения его достаточными ресурсами, включая энергетические и демографические. Именно вокруг этих интересов сегодня выстраиваются различные конфигурации государств и двустороннее взаимодействие. По сути, речь идет о том, чтобы создать справедливую систему экономических отношений в мире, которая давала бы всем шанс и возможность для развития.

В период биполярного противостояния колоссальные ресурсы расходовались на поддержание баланса сил. Это ощутимо сдерживало социально-экономический прогресс в мире. Сейчас слагаемые мирового уравнения изменились. Но по-прежнему остро стоит вопрос о том, что гонка вооружений является существенным препятствием для решения насущных проблем человечества, в том числе проблемы бедности, преодоления экономической отсталости в обширных регионах мира, которая является питательной средой для международного терроризма и других проявлений экстремизма. Поэтому мы считаем исключительно важным повысить внимание к проблемам разоружения и контроля над вооружениями, которые оказались в последнее время несколько сдвинутыми назад в шкале мировых приоритетов.

Мы твердо убеждены, что применение силы может быть законным лишь в том случае, когда оно опирается на решения, принятые на основе Устава ООН. Последовательно выступаем за укрепление режима нераспространения, против появления новых дестабилизирующих видов оружия, новых сфер конфронтации, особенно в космосе. Нас серьезно беспокоит кризисное состояние Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Явно не способствует укреплению доверия и процесс расширения НАТО, осуществляющийся вопреки полученным нами в свое время заверениям. Беспокоит нас и выдвижение военной инфраструктуры альянса к российским границам.

Безусловно, то, что сейчас происходит в мире, не означает, что речь идет о новом варианте "холодной войны". Россия на возникающие угрозы и вызовы нашей национальной безопасности будет реагировать взвешенно, адекватно, не давая вовлечь себя в новую конфронтацию и гонку вооружений. Однако то, что мы не ищем конфронтации, не значит, что мы будем участвовать в том, во что не верим. У нас есть, чем заняться внутри страны и хватает международных собеседников. Будем проводить объединительную политику, продвигать конструктивную повестку дня по всем актуальным вопросам международной жизни. Но при этом будем призывать партнеров к "работе над ошибками", поскольку очевидно, что без непредвзятого анализа прошлых ошибок позитивного движения вперед не получится.

Мы готовы участвовать в усилиях по позитивному завершению проектов, начатых в одностороннем порядке. Прежде всего, имею в виду Ирак. Трудно спорить с тезисом Г.Киссинджера о том, что рано или поздно "Ирак придется вернуть международному сообществу", и что "другие страны должны быть готовы разделить ответственность за мир в регионе". Но разделение ответственности предполагает совместный поиск оптимальных решений. И тут не обойтись без того, чтобы наши американские партнеры кардинально изменили свою иракскую стратегию, приведя ее в соответствие с преобладающим анализом как в самих США, так и в других столицах. В этом русле идет многосторонняя встреча, состоявшаяся в прошлом месяце в Багдаде, результаты которой необходимо использовать для выработки новой, коллективной стратегии в Ираке.

Россия придерживается комплексного подхода к решению проблем евроатлантического региона. Речь могла бы идти о широком взаимодействии по всему спектру интересующих тем в трехстороннем формате - между Россией, Евросоюзом и США. Такое сотрудничество уже осуществляется на практике, будь то в Совете Безопасности ООН, в рамках "восьмерки", "квартета" международных посредников в ближневосточном урегулировании, в "шестерке" по ядерной программе Ирана. Что особенно важно, этот формат снимал бы ненужные взаимные подозрения в отношении того, что происходит между любыми двумя участниками этого "треугольника". Россия не собирается "вбивать клин" в трансатлантические отношения. Большего ущерба, чем иракские разногласия, им просто не нанести. Чего нам не хотелось бы, так это того, чтобы трансатлантическая связка укреплялась за наш счет.

Мы против "стратегических игр" в Европе, имеющих целью буквально на пустом месте создать конфронтационный потенциал и использовать Европу в качестве чьей бы то ни было стратегической территории. Реально к этому ведет реализация американских планов размещения элементов национальной противоракетной обороны в Европе. Мы не можем расценить это иначе, как афронт для всех европейцев, поскольку обесценивалось бы значение общеевропейских и многосторонних структур на континенте, включая НАТО и Евросоюз.

Россия готова участвовать в обсуждениях проблемы противоракетной обороны в Европе на всех уровнях и в любом формате. В этой связи можно только приветствовать достигнутую в начале апреля между президентами В.В.Путиным и Дж.Бушем договоренность о консультациях с целью детального обсуждения этой темы в контексте сотрудничества в интересах общей безопасности.

Наиболее подходящим форматом для такого обсуждения, на наш взгляд, является Совет Россия-НАТО, очередное заседание которого на уровне министров иностранных дел состоится в конце апреля в Осло. Надеемся, что его повестка дня в полной мере будет учитывать состояние общественного мнения по вопросу противоракетной обороны.

Если формулировать существо внешнеполитического курса нашей страны в целом, то это - создание благоприятных условий для наших внутренних преобразований. Полностью себя оправдывают и основополагающие принципы нашей дипломатии - прагматизм, а не идеология, многовекторность, в том числе цивилизационная, а не закрытые союзы, твердое, но без конфронтации, отстаивание национальных интересов. В той или иной форме они получают свое развитие во внешней политике многих других государств, прежде всего в развивающемся мире, в Европе. Эти принципы разделяются даже теми, кто пока не готов признать их на словах.

Россия ни с кем против кого-то не работает, а работает со всеми в интересах решения общих задач. Сегодня в мире нет ни одного государства или объединения государств, которое мы могли бы рассматривать в качестве противника. В частности Россия никому не даст поссорить себя с исламским миром. Что же до "европейского выбора" России, под этим мы имеем в виду, в том числе, стремление россиян к присущей Европе социально-ориентированной модели экономического развития. Однако устремления россиян никогда не исчерпывались Европой. Россия веками жила на стыке цивилизаций, развивалась как многонациональное, многоконфессиональное государство. Отсюда - ее роль в поддержании межцивилизационного согласия, угрозу которому создают как террористы, так и те, кто исповедует жесткие идеологизированные подходы к мировым делам.

Нельзя обойти вниманием и еще один важнейший аспект международной дипломатии и международной политики. Когда мы говорим о деидеологизации современных отношений в мире, мы отнюдь не призываем к внедрению голого практицизма и циничного расчета. Наоборот. Нормы нравственности, морали, высокие идеалы гуманизма и человечности должны составлять основу любой дипломатии. Без этого невозможно нормальное человеческое общежитие. Недаром в международных договорах и соглашениях преступления против человечности поставлены в один ряд с преступлениями против человечества и бесповоротно осуждены. Хотел бы сослаться также на авторитет Папы Римского Бенедикта XVI, который подчеркивал, что "сегодня концепция прав человека должна быть дополнена учением об обязанностях человека и о его возможностях". Нелишне вспомнить и известного мыслителя и историка Сэмюэла Хантингтона, который считал, что культура в широком ее смысле начинает определять геополитику наравне с национальными интересами.

Поэтому у нас вызывает серьезную тревогу, что в современном мире резко выросло число явлений, которые не только размывают международный режим поощрения и защиты прав человека, но и ставят под угрозу саму его основу, базовые правозащитные принципы и стандарты.

Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать справедливость утверждения о том, что одной из наиболее актуальных проблем в этой области является дискриминация по этническому принципу, ксенофобия и нетерпимость. Эта болезнь продолжает развиваться и приобретать все новые уродливые формы и проявления. В последние годы она превратилась в поистине глобальный феномен, затрагивая, в том числе, и те страны, которые традиционно причисляют себя к числу благополучных с точки зрения соблюдения правозащитных стандартов. Поэтому и коллективную ответственность за борьбу с этими явлениями должны нести все без исключения государства.

События последних месяцев в Эстонии свидетельствуют о попытках отдельных кругов и политических сил стереть из памяти людей тот основополагающий факт, что ООН и современная международная система поощрения и защиты прав человека родились в результате великой Победы во Второй мировой войне - победы над идеологией фашизма и национал-социализма, основой которых был постулат о расовом превосходстве. Именно поэтому Российская Федерация решительно осуждает любые попытки осквернить память тех, кто сражался с оружием в руках и отдал жизнь ради опровержения упомянутого постулата. Мы убеждены, что такие шаги, как перенос по конъюнктурным политическим мотивам памятников воинам антигитлеровской коалиции, попытки героизации нацизма и его сторонников будут только способствовать распространению идей и проявлений этнической дискриминации и ксенофобии в мире. Они, конечно, не останутся без негативных последствий. В этой связи мы считаем недопустимой ситуацию, при которой отдельные члены международного сообщества предпочитают хранить молчание и, по сути, игнорировать происходящие по соседству с ними процессы, которые прямо или косвенно способствуют распространению националистической идеологии.

Подводя итог сказанному, хотел бы подчеркнуть, что российская внешняя политика полностью согласуется с нынешним этапом нашего внутреннего развития. На это указывает широкое согласие в обществе по основным внешнеполитическим вопросам. Для мира мы хотим того же, что и для себя - эволюционного, без потрясений развития.

Хотелось бы в этой связи напомнить о словах известного российского политика, уроженца города Хаапсалу канцлера А.М.Горчакова, который в 1878 году писал, что Россия сможет занять подобающее ей положение в мире, "лишь развив свои внутренние силы, кои на сегодняшний день есть единственный реальный источник политического могущества государств;... наипервейший долг России есть завершение внутренних преобразований;...главное внимание России должно быть упорно направлено на осуществление дела нашего внутреннего развития, и вся внешняя политика должна быть подчинена этой основной задаче". Эти истины полностью применимы к нашей нынешней ситуации и тем задачам, которые мы решаем внутри страны и во внешней политике.

Спасибо за внимание.

http://www.rusemb.ee/embassy/ambassador/press/19-04-2007/

19 апреля 2007 года


Док. 466736
Перв. публик.: 19.04.07
Последн. ред.: 25.07.08
Число обращений: 152

  • Успенский Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``