В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Алексей Симонов, президент Фонда защита гласности. 15.11.2001 Назад
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Алексей Симонов, президент Фонда защита гласности. 15.11.2001
Тема :     Персонально Ваш...
Передача :     Особое мнение
Ведущие :     Ольга Бычкова
Гости :     Алексей Симонов


В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Симонов, президент Фонда защита гласности
Эфир ведет Ольга Бычкова

О.БЫЧКОВА: Вначале о главном на сегодняшний день. Главная тема, которую Алексей Симонов предложил обсуждать в эфире, - гражданский форум, который проходит 21-22 ноября в Москве. Огромное мероприятие, ничего не было подобного до сих пор.
А.СИМОНОВ: Чрезмерно огромное.
О.БЫЧКОВА: И еще проходит при этом в Кремлевском Дворце Съездов.
А.СИМОНОВ: Ну да, все ассоциации с партийными съездами вызывает, и это на самом деле психологически давит, и тревожно. Поэтому мы постарались, войдя уже Мы ведь вошли в эту организацию гражданского форума, скажем так, с середины. Поначалу большая группа организаций, которую, в частности, представляю я, отказалась участвовать в этом проекте, который сначала назывался "Союз союзов" и был предложен президенту на встрече с общественными организациями 12 июня. Нас это совершенно не устраивало, мы не собирались быть ничьим союзом, ни с кем союзничать, но нам предложили диалог и согласились на очень многие наши условия, которые для нас были принципиально важны. Одно из этих условий - это проведение не съезда и не создание союза, а проведение некоего форума, но дальше мы не уследили, в общем, а может быть, нам не хватило ни опыта, ни решимости С другой стороны, поскольку никогда этого не было, то неизвестно, какой масштаб подходит. В Кремлевском Дворце Съездов даже у меня такое ощущение, что никто толком не знает, сколько в нем мест. По одним подсчетам, 5500, а по другим подсчетам, шесть тысяч с чем-то. Поэтому проблема части нашего оргкомитета - чтобы не было пустых мест. Это одна проблема. С другой стороны, в России по Минюсту, по спискам Минюста, зарегистрировано порядка 350 тысяч общественных некоммерческих организаций.
О.БЫЧКОВА: И они все там будут?
А.СИМОНОВ: Из них, опять же, по нашим подсчетам, по мнению экспертов действующих, порядка 75 тысяч. Понятно, что все 75, если по одному человеку от каждой организации, то уже даже Кремлевского Дворца Съездов бы не хватило, поэтому это уже получается не форум, а толпа. Поэтому определенным образом попытались как-то преодолеть эту безумную разбросанность, тем более что и разбросанность интересов чрезвычайно велика.
О.БЫЧКОВА: Но это ведь всевозможные организации, самые разные.
А.СИМОНОВ: В том-то все и дело. Там есть организации самого широкого профиля - от собаководов и филателистов до солдатских матерей
О.БЫЧКОВА: До правозащитников.
А.СИМОНОВ: До правозащитников, экологистов, экологов, зеленых, розовых. Политических партий там нет, но там есть и институты, и научные центры, те, которые зарегистрированы как некоммерческие организации. То есть спектр очень широкий. Поэтому было совершенно ясно, что надо максимально ограничить такое единое общение. Поэтому практически первые 2 или 2,5 часа, я сейчас боюсь наврать, будет пленарное заседание, где выступит президент, председатель Конституционного суда, выступят представители трех групп, организовавших форум, мы распределили эти квоты по проблемам гражданского общества, и выступит энное количество людей из регионов по конкретным проблемам и в тех или иных регионах, и в тех или иных областях. И заключительное заседание, где будут подведены общие итоги. Они, естественно, не могут быть подведены целиком, потому что заявлено на форуме было, по-моему, более 160 круглых столов тематических, реально, я думаю, пройдет порядка 100, то есть это тоже очень много. В первый день после пленарного заседания будет порядка 20-22 объемных проблемных дискуссий, там, где будут высказываться и разные точки зрения гражданского общества, это самые разные общественные дискуссии, начиная от дискуссии об информационной открытости власти и проблемы этой информационной открытости, меня интересующей, почему я называю первой. Но военная реформа, судебная реформа, проблема гражданского контроля и проблема гражданской экспертизы, проблема гражданских кадров и т.д. Там есть очень много внятных Или диалог, общественный договор власть - бизнес - общество. Такая штука. Там, на самом деле, экспертный запас у гражданского сектора общества достаточно велик и, в общем, какие-то вещи мы сформулировали, я надеюсь, достаточно внятно.
-
О.БЫЧКОВА: Мы начали говорить о гражданском форуме, который проходит в Москве 21-22 ноября. Насколько вообще можно ожидать чего-либо от мероприятия такого масштаба?
А.СИМОНОВ: Первое, чего не хотелось бы ожидать от этого форума. По нашей российской бедности у нас каждое событие непременно историческое или судьбоносное. Вот, по возможности, не ожидать от этого форума ни исторических, ни судьбоносных решений. Потому что, в сущности, у нас диалог с властью только-только налаживается, да и то не везде и не всегда, поэтому ожидать от форума, в котором делается попытка выработать какие-то параметры, какие-то площадки для этого диалога, ожидать большего было бы, с моей точки зрения, легкомысленно. Если нам удастся, скажем, внятно поставить несколько вопросов, внятно быть услышанными и прийти к пониманию, что эти вопросы государственная власть без общественных организаций или без общественного контроля или общественной поддержки решить не может, то есть нам надо договариваться, как осуществлять или этот контроль, или эту поддержку, или поддержку в форме контроля, или контроль в виде поддержки. Если по нескольким каким-то важным, естественно, потому что неважные проблемы, я надеюсь, не будут на форуме обсуждаться, то это будет огромное продвижение. Но оно может быть на каком-то одном фронте и может не быть совершенно на соседнем. Поэтому кто-то продвинется в своих переговорах с властью, а кто-то останется на тех же местах и, более того, уйдет с этого форума неудовлетворенным. И это нормальное явление, я не вижу в этом ничего дурного.
О.БЫЧКОВА: А как вы хотите определить, услышала вас государственная власть или нет?
А.СИМОНОВ: Мы же говорим создание переговорных площадок и механизмы этих переговоров. У нас уже есть такого рода опыт.
О.БЫЧКОВА: Государственная власть скажет да, конечно. И на этом все закончится.
А.СИМОНОВ: Значит, замечательно. Мы скажем простите, когда, где повестка дня, какие эксперты с вашей стороны, какие эксперты с нашей стороны? А почему же нет? Это же все нормально, внятно. Почему нет? Давайте попытаемся. Более того, мы должны еще знать, это тоже существенно. Скажем так, вы отправляете на переговоры чиновников определенного уровня. Замечательно. Скажите пожалуйста, кто и как будет их курировать, грубо говоря, кому же они на резолюцию понесут? То есть механизм принятия решений по этому поводу должен быть достаточно прозрачным. Как видите, мы все равно приходим к некоторому раскрытию занавесов, закулисье власти должно быть более очевидным.
О.БЫЧКОВА: Вопрос на пейджер от Галины Матвеевны. "Будут ли участвовать в форуме представители общественных организаций жертв незаконных политических репрессий?" - вопрос, вероятно, практический характер носит.
А.СИМОНОВ: Безусловно, да, потому что очень многие эти организации входят в объединение, в систему "Мемориала". "Мемориал" представлен и в оргкомитете, и в рабочей группе этого форума. Так что безусловно, да.
О.БЫЧКОВА: Вопрос на пейджер на другую тему, но имеющий прямое отношение к теме гражданского общества. Раиса спрашивает, верите ли вы, что погромом в Царицыне руководил 17-летний парень, как заявляет милиция.
А.СИМОНОВ: Даже если он вместе Ленин и Сталин все равно не верю. Даже если он обладает такой неземной способностью к организации, он может быть первым, кто крикнул бей кого-то, черных, белых, красных, не знаю кого, он выкрикивал. Но организовать людей, чтобы прийти туда и принести туда соответствующие приспособления и устроить, и это 17-летний парень нет, не верю.
О.БЫЧКОВА: Вопрос от Ирины. "Не примкнете ли Вы, уважаемый господин Симонов, к единению всех "Идущих вместе", солидаризирующихся с товарищем Путиным? Не является ли ваш конгресс еще одним штрихом в этом единении?"
А.СИМОНОВ: Частично по ряду организаций, которые, собственно, были инициаторами союза, а впоследствии были переименованы в инициаторов форума, незаметно сместив эти понятия, среди них есть и идущие вместе, ползущие вместе, лежащие рядом, двигающиеся синхронно и т.д. Я себя к этой категории людей не отношу. Десять лет я спокойно двигался разными путями с властью, сталкиваясь с ней, иногда сотрудничая с ней, чаще оппонируя ей. Меня моя дорога устраивает значительно больше, я считаю, что дорога гражданских организаций - это в первую очередь дорога контроля, а контроль - это оппонирование. Сотрудничество может быть налажено только через абсолютную внятность такого переговорного процесса. Пока для меня переговорный процесс нулевой, мой опыт общения с властью нулевой. Я дважды приглашал, скажем, министра печати на свои мероприятия, которые были ответственными. Однажды мы приглашали президента на свое мероприятие, оно называлось правозащитный съезд и было в январе. Господин президент не счел нужным на него прийти и, мало того, даже не счел нужным отозваться на это приглашение. Поэтому у нас пока этого опыта нет, но нет его и у президента.
О.БЫЧКОВА: У меня на пейджере вопрос из Санкт-Петербурга от Димы. Вопрос непонятный, но интересный. Он формулируется буквально так: "Как Вы относитесь к большему пониманию журналистами Путина, и с чем, на Ваш взгляд, это можно связать?" Поскольку не очень Понятно Дима расставил слова
А.СИМОНОВ: Дима, я прекрасно понимаю Ваш текст.
О.БЫЧКОВА: Почему журналисты полюбили Путина, да?
А.СИМОНОВ: Да, я прекрасно понимаю Ваш текст. Обратите внимание, что Вы, даже задавая этот вопрос мне в прямом эфире "Эха Москвы", пользуетесь почти Эзоповым языком. Вам не кажется, что вы сами, пользуясь этими словами, невольно даете понять, предваряете мой ответ? Да, безусловно, за последние полтора года журналисты изрядно выстроились и стали больше любить президента. С другой стороны, я знаю журналистов, кстати, вполне искренних, которые считают, что в стране стало больше порядка, поэтому они более либерально относятся к начинаниям власти. Таких тоже знаю, и у меня нет оснований всерьез верить в их неискренность.
О.БЫЧКОВА: Александр Васильевич спрашивает, говорит, что "все, кто участвует в этом форуме, решили прислониться к власти, Вы тоже?" Вы уже ответили на этот вопрос
А.СИМОНОВ: Нет, я еще раз с удовольствием. Александр Васильевич, я Вам должен сказать, что я пока уверенно стою на своих двоих и прислоняться мне совершенно не к чему и не за чем. Поэтому прислоняться к власти я не собираюсь. Более того, я даже надеюсь, что власть не будет обращаться на этом форуме ко мне с просьбой ее подпереть. Вот этого я бы хотел избежать. Потому что на самом деле я думаю, что власть рано или поздно должна осознать, что она в этом поле не одна. У нас власть все больше и больше централизуется, она имеет все меньше и меньше оппонентов, и в силу этого она рано или поздно потеряет устойчивость. Поэтому это ее опасения, ее желания найти некий отзвук в гражданском обществе - это ее желание встретиться с ним. А получится это у власти или нет, это нам решать. Ведь не только им, это и нам решать, и, кстати, Вам, Александр Васильевич.
О.БЫЧКОВА: Вопрос от Сергея Сарычева из Бердска, который пришел на наш сайт. "Как Вы думаете, насколько легко сейчас создать молодежную газету без огромных финансовых затрат со стороны? Хочется иногда реализовать себя".
А.СИМОНОВ: Дорогой мой, когда-то, почти 10 лет назад, одной из первых газет, которой удалось помочь Фонду защиты гласности, была Бердская газета, могу вас посмешить. Она загибалась тогда, а мы ее вытащили, и она до сих пор существует. Тогда это было возможно даже с небольшими финансовыми вливаниями, а у Фонда защиты гласности в тот момент, по странному стечению обстоятельств, даже были на это некоторые средства. Сегодня это практически, с моей точки зрения, нереально. И нереально не потому, что у вас нет возможности реализовать ваши молодые силы, а нереально потому, что сегодня ваши молодые силы должны быть востребованы хотя бы потребителем. Если вы не найдете потребителя для своих молодых сил, то бишь реального читателя для своей новой газеты, если вы его жестко не определите А если вы его жестко определите, найдете, отмаркетируете, то вы найдете и деньги на издание этой молодежной газеты. Просто надо начинать, к сожалению, не с себя, а с читателей, дорогой. Время изменилось.
О.БЫЧКОВА: На пейджер пришел еще один вопрос про президента, не могу его не задать. От Светланы. "Почему Вы считаете, что журналисты обязательно должны не любить своего президента? А если он им нравится?"
А.СИМОНОВ: Мы разве обсуждаем, кто кому нравится? Я, например, считаю, что журналистки все имеют полное стопроцентное право быть даже влюблены в своего президента, если он так хорош. А любить своего президента никто из журналистов не должен. Потому что любовь затыкает глаза, любовь слепа. На президента журналист, который выполняет свои обязанности перед обществом, должен смотреть широко открытыми глазами, а излишняя любовь этому мешает.
О.БЫЧКОВА: Последний вопрос от Антонины Тимофеевны, личный вопрос. "Объясните, в какие организации надо обращаться по поводу открытия памятника замечательному писателю Константину Симонову, к которому хотят принести цветы участники войны и все те, кто пережил войну с его лирикой и драматургией".
А.СИМОНОВ: Я боюсь, что сегодня нет такой организации. К сожалению, то есть я не знаю, может быть и к счастью, отец завещал развеять его прах в поле под Могилевым. Там есть его памятный большой камень, и он вмонтирован в целую систему памятников, там рядом стелла Романовской дивизии, погибшей там, там часовня стоит, парк посажен, там стоят старые пушки, там целый мемориальный комплекс это буквально под самым Могилевым. Поэтому я свои цветы, когда могу, вожу туда. В Москве этого сделать негде, но через некоторое время во дворе Дома журналистов снова встанет памятник военным репортерам. Просто он сейчас на реконструкцию временно снят. На нем написаны слова Симонова "С "Лейкой" и с блокнотом, а то и с пулеметом, сквозь огонь и стужу мы прошли" Я думаю, что если вы захотите, это очень хорошее место, чтобы там его вспомнить.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Алексей Симонов, президент Фонда защита гласности.


15.11.2001
http://echo.msk.ru/programs/personalno/16757.phtml




Док. 466731
Перв. публик.: 15.11.01
Последн. ред.: 25.07.08
Число обращений: 338

  • Симонов Алексей Кириллович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``