В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Плигин: Реформа политической системы России Назад
Владимир Плигин: Реформа политической системы России
Тема :     реформа политической системы России
Передача :     Интервью
Ведущие :     Владимир Варфоломеев
Гости :     Владимир Плигин


В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" - Владимир Плигин, председатель комитета по конституционному законодательству и госстроительству.
Эфир ведет - Владимир Варфоломеев.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - В ближайшие полчаса мы будем говорить о политической реформе в России, в этом разговоре примет участие председатель думского комитета по госстроительству и конституционному законодательству Владимир Плигин. Владимир Николаевич, здравствуйте.
В. ПЛИГИН - Добрый день, уважаемые радиослушатели, я считаю исключительно важным для себя, что ГД начинает диалог с аудиторией "Эха Москвы". Мы рассчитываем на помощь этой аудитории, мы рассчитываем на то понимание реформ, которые в настоящее время будем проводить.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Давайте попробуем разъяснить некоторые положения тех моментов реформ, которые уже известны благодаря, в частности, выступлениям президента Владимира Путина.
В. ПЛИГИН - С удовольствием.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Прежде всего, может быть, об отмене прямых выборов губернаторов, насколько мы знаем, сейчас законопроект подготовлен, он проходит определенное согласование и между разными политическими группами, и также в российских регионах. Как встречают его, как встречают эту инициативу? Мы видели, конечно, и слышали выступления некоторых губернаторов, которые говорят - да, хорошо, если нас не будут выбирать. Но это, может быть, только верхушка айсберга.
В. ПЛИГИН - Естественно, совершенно. Законопроект затрагивает достаточно серьезный институт формирования глав исполнительной власти субъектов РФ, поэтому отношение к нему, как и к любого рода такого рода законопроекта в различных слоях, в различных политических группах общества различное. Например, мне неоднократно приходилось читать достаточно распространенную точку зрения о том, что якобы закон является недемократичным или отступлением от принципов демократии. Мы одновременно встречаем поддержку огромного числа простых граждан РФ, который считают, что данный закон демократичен, что для меня особенно важно. В рамках тех бесед, которые я в настоящее время каждый день провожу с представителями, к сожалению, нестабильных регионов РФ, вне зависимости от их политических взглядов, их политических устремлений, вне зависимости от их этнической принадлежности, они отмечают, что данный закон может сыграть положительную роль. Я подчеркиваю слово "может сыграть положительную роль".
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Если взять какой-нибудь конкретный пример, например, Ингушетию, которая является, в основном, моноэтнической республикой, фактически назначение губернатора президентом России, т.е. из центра, чем оно может помочь решению тех проблем, которые сейчас есть в Ингушетии? Это проблемы как военно-политические, криминальные, так и социально-экономические.
В. ПЛИГИН - Давайте остановимся на следующем аспекте. Я бы очень хотел, чтобы мы не переходили на примеры, связанные с конкретными республиками, потому что, это тоже, меня предупреждали в том числе представители и творческой интеллигенции этих республик, в Москве мы достаточно часто не отдаем себе значения тем оценкам, которые нам даются по ситуации в той или иной республике. Поэтому я буду говорить, может быть, на более общем примере. К сожалению, так получается, что даже в тех ситуациях, когда мы имеем дело с моноэтническими образованиями, в силу исторических традиций, мы не будем критиковать эти исторические, моральные или какие-то иные традиции, в силу исторических традиций внутри даже мононациональных образований существует достаточно заметное количество групповых интересов. Представители внутри мононациональных образований этих групповых интересов неоднократно в разговоре со мной говорили о том, что, может быть, в некоторой степени некий внешний, не слово судья, но некий внешний арбитр был бы более, наверное, на этом этапе важен по сравнению с некими прямыми выборами, которые, к сожалению, в том числе могут принести и значительное количество смертей. В этом есть логика.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Вы сказали слова - на этом этапе. Значит ли это, что вы в чем-то солидарны с председателем ЦИК Александром Вешняковым, который на днях сказал - может быть, нынешний порядок - это лет на 10, а потом надо возвращаться к выборам?
В. ПЛИГИН - Вы знаете, я думаю, что и Александр Альбертович, и ГД, и президент об этом говорил, мы все заинтересованы максимально в том, чтобы максимально быстро, максимально интересно построить развитое гражданское общество в РФ. Мы максимально заинтересованы в том, чтобы люди были вовлечены в проявление большего количества любой возможной общественной активности. Поэтому в тех случаях, когда тот или иной институт общественной активности не срабатывает в текущем режиме, я полагаю, что в современных условиях, в условиях современной трагедии, а мы ее должны именно так называть, не хочу называть цифры, потому что за каждой цифрой стоят конкретные люди, конкретные жертвы, но в условиях современной трагедии есть некоторые институты, которые мы должны чуть-чуть, может быть, подправить, чуть-чуть систематизировать, сделать их адаптивными к современному этапу развития государства. И следующий аспект, любой закон, который принимается в условиях государства переходного периода, а Россия остается государством переходного периода, любой закон, который принимается, он, конечно же, должен отражать моменты текущей политической целесообразности.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Но есть целый ряд политиков, общественных организаций, международный, вчера Human Rights Watch выступила, которые считают, что нет никакого особого периода в нашей истории, что, скажем, трагедию в Беслане президент Путин просто использует для реализации неких своих политических целей и не более того.
В. ПЛИГИН - Вы знаете, традиционно, я неоднократно об этом говорил на заседаниях ГД, давайте ссылаться только на себя. Я считаю, что мы должны очень четко расставлять свои акценты, мы должны четко ориентироваться на себя, на своих политиков. Поэтому, допустим, целый ряд глубоко уважаемых мной людей, некоторых я могу из них назвать, ребят, которые работают вместе со мной, они, действительно, относятся, может быть, к этому законопроекту несколько негативно, поэтому их отношение или их позиция меня интересует. Что касается внешних оценок, за ними может быть различного рода мотивация. Прошу прощения, отклонились в этом аспекте, повторите вторую часть вопроса для того, чтобы я на него более подробно ответил.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Давайте мы разовьем эту тему через минуту после небольшой паузы в виде краткого выпуска последних известий.
НОВОСТИ
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Мы продолжаем разговор с нашим гостем, в студии "Эха" Владимир Плигин, председатель комитета по конституционному законодательству и госстроительству. Так что ответить людям, которые считают, что президент Путин лишь использует трагические события последних месяцев в своих политических целях?
В. ПЛИГИН - Кстати, очень важна поправка в вопросе, вначале стояла речь о том, что якобы президент пытается использовать трагедию Беслана. Трагедия Беслана, цепь событий, вы знаете всю эту цепь событий, 5 терактов за одну неделю. Еще один очень важный аспект, если быть объективным и говорить о позиции Владимира Путина, то тот законопроект, который в настоящее время внесен в думу, те законопроекты, о которых идет речь применительно к некоторым изменениям в порядке выборов ГД, тот законопроект, о котором идет речь по общественной палате, кстати, о нем говорил достаточно подробно Борис Грызлов, спикер Думы. Он сказал о том, что такого рода наработки по общественной палате в Думе уже идут в настоящее время, все эти законопроекты, их сроки введения в действие, их сроки начала работы, предполагается, что они будут в лучшем случае в середине конституционного срока пребывания у власти Владимира Путина, по большей части они будут реализовываться в последний год конституционного срока Владимира Путина. Но, в основном, большинство инициатив будет уже реализовывать в следующем президентском сроке.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Т.е. здесь такая чистая арифметика?
В. ПЛИГИН - Чистая арифметика. Поэтому иногда раздающиеся ссылки над узурпацией власти этим человеком, я думаю, что они являются издержками или, второй момент, просто люди чуть-чуть что-то не дочитали, не более того.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Я надеюсь, что на некоторые наши вопросы и вопросы наших слушателей как раз Владимир Николаевич сегодня ответит. Марина, например, уже пишет - если у нас есть три нестабильных региона, что же нам, теперь объявлять войну, я от себя добавлю, и политическую реформу во всех остальных?
В. ПЛИГИН - Вы знаете, к сожалению, Марина, я должен сказать, что арифметика, которую вам предлагают, является ложной арифметикой. Прежде всего, ни о каких трех регионах не идет речи. К сожалению, мы можем говорить обо всем юге России, а это значительно большее количество регионов, это первый аспект. Второй аспект, и этот аспект я бы хотел, чтобы мы понимали, потому что я, например, давайте честно совершенно скажем, второй раз начал переживать это, второй раз просто лично начал переживать. В тех случаях, когда взрывались дома в Москве, вселялось некое чувство неуверенности, т.е. чувство, связанное, если хотите, с внутренним испугом, чувство безысходности, потому что ты не знаешь, что делать, потому что ты завтра можешь случайно превратиться в кусок мяса. Следующее, самолет, который летел в настоящее время в Волгоград, там погиб один мой знакомый человек, который накануне прилетел из другой воюющей страны, из Израиля, в Петербург. После этого он перелетел в Москву, он сел на самолет в Волгоград и он там погиб. Поэтому в данной ситуации что-то вычленить, что-то ограничить, вокруг чего-то построить стену невозможно. Это наивная точка зрения, к сожалению, мы должны об этом говорить и мы должны это признать, конечно же, нет состояния войны в том классическом варианте, который существует в виде штампа. Но то, что мы находимся в состоянии войны в человеческом плане, это, к сожалению, является правдой. Точно так же, как правдой является то, что ни один из нас, к сожалению, не может знать свою судьбу, я уж прошу прощения, я не призываю здесь к панике, я просто призываю к разумной жизни, не может знать свою судьбу.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Очевидно, что ситуация, скажем так, не самая спокойная не только на юге, а вообще в нашей стране сейчас, в целом. И в этой связи, может быть, у кого-то возникает вопрос, у меня он сейчас возник, тогда нам в перспективе для решения и этой проблемы в общероссийском масштабе надо отказаться от прямых выборов, собственно, и президента России? Его должно назначать в условиях спокойных, после длительных и здравых размышлений наше федеральное собрание?
В. ПЛИГИН - Вы знаете, это точка зрения. Тем не менее, точка зрения, она, наверное, имеет право на существование, но в то же время я бы хотел остановиться на следующем аспекте. Никто в обществе, а в принципе, общество в настоящее время, власть, если мы говорим "власть", то мы же каждый раз должны очень четко понимать, что власть - это набор конкретных людей, эти конкретные люди где-то, давайте так, от 40 до 52-53, так вот, никто из этих людей не собирается отказываться, насколько я знаю, может быть, есть некий набор тайной ложи, которая собирается это делать, но из всех тех участников политики, которых я знаю, многих из них десятки лет, никто из них не собирается отказываться от здравого выстраивания системы сдержек и противовесов. И в этих рамках выборы населением страны президента РФ как раз и дают ему то право на некое изменение системы формирования института глав субъектов РФ, которое, видимо, будет предприниматься.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Т.е. если президента будет избирать парламент, он потеряет определенную часть легитимности, если угодно?
В. ПЛИГИН - Он потеряет, видите ли, слово "легитимность", вы извините, я здесь вынужден на нем остановиться, возможности реализации власти.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Хорошо, у него будет чуть-чуть меньше прав?
В. ПЛИГИН - Возможности реализации собственной власти, авторитета власти, если угодно, примерно из этого мы исходим.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Т.е. пока вы не знаете о планах возможной отмены прямых президентских выборов?
В. ПЛИГИН - В рамках тех консультаций, которые у меня есть, они есть в самом широком круге политиков, людей, такого рода предложений не делалось и делаться не будет.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Вчера появилась информация, теперь уже мы спустимся на другой уровень, ближе к обычному, простому человеку, что планируется отменить и прямые выборы мэров городов российских.
В. ПЛИГИН - Вы знаете, я думаю, что президент достаточно близок к любому простому человеку.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Мэр все-таки ближе, Владимир Николаевич, к мэру можно прийти почти в любой день и пожаловаться или хотя бы постоять под его дверью.
В. ПЛИГИН - Последнее правильно совершенно, к мэру крупного города наивная мечта прийти. Тем не менее, я говорил о том, что существует, действительно, проблема конфликта между руководителями крупных субъектов РФ, теоретическая проблема конфликта, руководителями крупных субъектов РФ и руководителями крупных образований внутри субъекта РФ. Но достаточно подробно над этой проблемой не думал, никакого рода законопроекта по этому поводу в ГД в настоящее время не находится. В том случае, если специалисты в соответствующей области, в частности, специалисты по местному самоуправлению, придут к этому выводу, мы эту идею будем оценивать. Но еще раз я говорю, что мое мнение по этому поводу исключительно поверхностное, оно, скажем, как обывателя, мнение сориентировано на возможное избежание конфликта интересов между руководителями субъектов.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Я напомню, у нас сегодня в гостях Владимир Плигин, председатель думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству. Конституция, наш основной закон, есть там статья 55-я, сейчас я как гражданин имею право избирать руководителя своего субъекта федерации напрямую. У меня есть такое право. Эти законы, которые ГД планирует рассмотреть в ближайшее время, насколько я понимаю, такое мое право они забирают, у меня его больше не будет. Но статья 55-я пункт 2 гласит - в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Как с этим быть?
В. ПЛИГИН - Вы знаете, это теоретическая трактовка статьи 55-й конституции.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Вы юрист-профессионал, разъясните.
В. ПЛИГИН - Поэтому и существует соотношение между рядом статей конституции, в отличие от вас и президента Чувашии Федорова, я сегодня не взял с собой Конституции . Но, тем не менее, мы должны оперировать несколькими статьями конституции, в частности, статьей конституции, где сказано о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно через систему выборов и референдум, а также опосредованно через органы власти. Поэтому в данной ситуации нарушения статьи конституции или умаления прав в смысле статьи 55-й, на которую вы сослались, пункта 2 профессионально может сказать, что умаления прав в смысле именно данной статьи конституции не существует. Следующий аспект, вам он тоже хорошо известен, этот аспект связан с тем, что существуют юристы, традиционная поговорка юристов: два юриста - три мнения. Поэтому здесь не в рамках передачи нужно будет заниматься реальным совершенно сравнением главы 2-й конституции, "Основные права и свободы гражданина", и, соответственно, медленно как бы двигаться в рамках этих статей конституции. Я думаю, что это, действительно, серьезный анализ. Более того, этот серьезный анализ будет делаться, я вас приглашаю, этот серьезный анализ будет сделан 14 октября в ГД в рамках круглого стола.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Спасибо. Может быть, я почему задал этот вопрос о 55-й статье, проводить надо не анализ конституции, а пересмотр некоторых ее статей и положений? В этом же нет ничего страшного. Мы периодически подправляем те или иные законы, меняется политическая и экономическая ситуация в стране, конституция за эти 10 с лишним лет тоже в чем-то устарела.
В. ПЛИГИН - Я должен сказать в данной ситуации, наверное, дать очень положительную оценку авторам конституции. Мы можем субъективно к ним относиться по-разному, это различные исторические фигуры. Но, тем не менее, текст конституции сформулирован очень достойным, очень грамотным образом. В настоящее время текст конституции нет никакой необходимости изменять, текст конституции, тем более что ведь мы понимаем, что текст конституции, вообще сам текст имеет ценность в том аспекте, каким он проникает в общественную жизнь.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Т.е. нет пока таких позывов, стремлений к корректировке основного закона?
В. ПЛИГИН - Нет необходимости, что более важно. Может быть, есть какие-то позывы или стремления, но ведь главное, что нет необходимости. Конституция сделана очень качественно. Более того, все те принципы, которые заложены в конституцию, в настоящее время властью уважаются, соблюдаются и будут соблюдаться.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - У нас 20 секунд, последний вопрос вам как к юристу, а можно ли в рамках нынешней конституции, ничего не меняя, сделать нашу страну парламентской республикой с сильным правительством, правительством парламентского большинства, и с сильным премьером?
В. ПЛИГИН - Сейчас есть доминант президентской республики. Поэтому такого рода трансформацию, над ней можно думать, но современная конституция, тем не менее, сориентирована на президентскую республику.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Спасибо вам большое, сегодня в гостях на "Эхе" был председатель комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.



08.10.2004
http://echo.msk.ru/programs/beseda/27217.phtml


Док. 466624
Перв. публик.: 08.10.04
Последн. ред.: 25.07.08
Число обращений: 225

  • Плигин Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``