В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рамазан Абдулатипов: Мы обречены быть стратегическими партнерами Назад
Рамазан Абдулатипов: Мы обречены быть стратегическими партнерами
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Таджикистане Рамазан АБДУЛАТИПОВ ответил накануне Дня России на вопросы "АиФ" Душанбе".

День России определил сам народ

- Уважаемый Рамазан Гаджимурадович! Накануне Дня России позвольте от имени таджикско-российского издания "АиФ" Душанбе" поздравить Вас, работников дипломатической миссии Российской Федерации, а так же всех россиян с этим народным для многонациональной России праздником!

Спасибо. Это действительно наш главный государственный праздник. И к празднику этому мы шли после развала Советского Союза. Этот день назывался по-разному - раньше он назывался День принятия декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Но, как мне представляется, самое лучшее название определил сам народ - День России, - так сегодня официально именуется этот праздник. Этот день является праздником для каждого народа, проживающего в России, это день каждого гражданина России, это день друзей России, которые заинтересованы в возрождении нашего Отечества. И при всех трагедиях после развала Советского Союза нам за короткий исторический период удается идти по пути возрождения, по пути становления новой России в новых исторических условиях. И сегодня уже ни для кого не являются секретом успехи России, ее выход из кризиса и восстановление своего международного авторитета. Сегодня, как и прежде, без России нельзя решить успешно ни одну мировую проблему. Это прекрасно понимают ведущие страны в мире. Отсюда и активное участие России в "Большой восьмерке" и в тех усилиях международного сообщества по борьбе с современными угрозами и вызовами.


Не меняя позиций

- Взаимоотношения между Россией и Таджикистаном за последние 15 лет складывались по-разному - были и самые теплые, но создавались и некоторые охлаждения. Что, на ваш взгляд, является самым характерным в сотрудничестве между нашими странами?

- Взаимоотношения между нашими странами и народами за все время постсоветского периода набирают динамику. Конечно, нам хотелось бы, чтобы отношения были всегда теплыми, полезными для наших стран и народов, но даже отношения между близкими, родными людьми не всегда бывают таковыми. Но самый главный вывод - у нас стратегические, партнерские отношения, отношения между друзьями и соратниками. Отношения между людьми, которые помнят свое общее Отечество, которые вместе воевали и созидали, и которые, по большому счету, были и остаются соотечественниками.

Наши отношения охватывают все сферы, и формат их определен нашими президентами, в частности, после подписания в Душанбе в 2004 году целого пакета договоренностей и соглашений, предусматривающих широкое военно-политическое сотрудничество. В этом направлении сформирована 201-я Российская военная база, осуществляется помощь и поддержка таджикским военным. За последние два года Минобороны РТ передано шесть вертолетов и целый ряд других вооружений. Идет взаимодействие между пограничными структурами. Как Вы знаете, здесь работает советнический аппарат погранслужбы России, который оказывает всяческую поддержку таджикским коллегам. Достаточно успешно развиваются и экономические отношения. Их нельзя сводить только к проекту Рогунской ГЭС, который пока находится на стадии технических и технологических споров. Успешно реализуется проект строительства Сангтудинской ГЭС, в Таджикистане активно работает российская компания "Газпром", которая в данный момент проводит разведку газоносных месторождений, а также целый ряд российских компаний по горнорудной промышленности, хлопководству. Заключены соглашения со многими регионами России.

Наверное, имело место и какое-то охлаждение на определенных этапах, но стремление народов России и Таджикистана к сотрудничеству, братству и доброжелательным отношениям остается неизменным. Кстати, это демонстрирует и Президент РТ Э.Рахмон, который за все эти годы, в отличие от многих других глав постсоветских республик, не менял своей позиции по отношению к России.


Абдулатипов-философ - о третьей силе

- Читатели изданий обоих государств уже привыкли к определению о некой третьей силе, которая вбивает клин между отношениями наших народов. Одно дело, когда одни СМИ смакуют подробности избиения или убийства в России таджикистанца, а другие - публикуют сообщения о задержании наркодельцов в основном из Таджикистана, формируя отрицательное общественное мнение друг о друге. Может ли Абдулатипов-философ, участвовавший в разработке известной Платформы ЦК КПСС по национальному вопросу, работавший заместителем главы Правительства РФ по национальным вопросам, заведующим кафедрой "Этнополитологии федерализма" в Академии госслужбы при Президенте РФ, точнее определить эти третьи силы или дать их характеристику?

- Я бы не сказал, что есть некая третья сила, которая вбивает клин в отношения между нашими странами. Но вместе с тем ясно, что в Центральной Азии появилось очень много новых стран-инвесторов, которых здесь давно не было. И, естественно, они ищут возможности влияния в регионе, новые для себя рынки сбыта и т.д. В этих условиях нам надо быть осторожными, я бы сказал тактичными, в отношениях друг с другом, в высказываниях. К сожалению, этого не хватает.

ВРЕЗ в середину текста: Самая главная третья сила - это сила невежества, сила крайностей

Самая главная третья сила - это сила невежества, сила крайностей, это люди, которые забывают о наших исторических связях и отношениях. Их, наверное, немало и в самой России - людей, которые делают попытки смотреть на других свысока. Но это несвойственно Президенту России, основным российским политическим силам. Об этом говорят подписанные договоренности между нашими президентами, их контакты и доверительные отношения, об этом говорят наши межпарламентские связи. Вместе с тем, все эти негативные процессы, которые происходят на постсоветском пространстве, отражаются на людях. Мы крайне переживаем, когда происходят трагедии с таджикистанцами, работающими в России. Мне кажется, слишком много желающих расшатывать ситуацию внутри страны, а также между нашими странами и народами через призму конфликтологии. На это, наверное, в определенной степени работают и маргинальные политические силы, "желтая" пресса, и это очень ухудшает климат отношений между нами. Я должен сказать, что на серьезном уровне в России нет людей, которые бы негативно относились к Таджикистану и таджикистанцам. С кем бы я ни встречался, все очень положительно отзываются о гражданах Таджикистана, которые приезжают на работу в Россию. И эти таджикистанцы - грамотные и квалифицированные специалисты. Это порядочные люди, которые хорошо работают. Вместе с тем, нас беспокоят тенденции строительства на постсоветском пространстве этнократических государств. Эти тенденции проявляются и в самой России в различных формах действия национал-радикалов, так называемых "патриотов". Исторически патриотами у наших народов всегда считались люди, которые собирают свое Отечество, которые ищут друзей для своего Отечества. В последнее время в моду входит патриотизм, с которым ищут врагов для своего Отечества и для своих соотечественников. Люди, которые почему-то считают своим долгом оболгать, обвинить другую страну, другой народ. Поэтому нам надо здесь быть очень щепетильными и постараться подключить огромный потенциал культуры, духовного сотрудничества, накопленный нашими народами и странами. И самое главное. Мы увлеклись бизнесом и рынком, и при этом упускаем духовную и нравственную сферу развития наших обществ, подрастающего поколения. А это очень опасно. Самым большим врагом на постсоветском пространстве являются атрибуты "массовой" культуры. Это культура насилия, разврата, ненависти, то есть фактически - это антикультура. Следовательно, это может разрушить многие направления нашего взаимодействия.


Нельзя утешать себя тем, что мы друзья

- Россия в свое время опередила Британию в своем присутствии в Средней Азии, проведя в короткие сроки вдоль границы с Афганистаном железную дорогу. Считаете ли Вы, что теперь она отстает по уровню своего влияния в регионе на фоне мощных инвестиций других стран, как Китай и Иран, в развитие транспортных коммуникаций, энергетики и горнодобывающей промышленности?

- Россия никому не уступает в отношениях с Таджикистаном, и никто не может занять место России, российской духовности, русской культуры, русского языка. Это огромный потенциал, но этот потенциал должен быть использован в новых исторических условиях. Нам нельзя успокаиваться и утешать себя тем, что мы друзья, а надо максимально содействовать развитию наших экономик, культур. И в этом плане нам предстоит огромная работа. Надо понимать, что идет процесс возрождения таджикской нации. И здесь надо быть вместе.

- В свое время в Таджикистане было создано более 100 совместных таджикско-российских предприятий. О сотрудничестве с Россией сегодня многие таджикистанцы знают лишь по нашумевшим проектам РусАла, на Рогуне и Сангтуде, а также - по количеству таджикских трудовых мигрантов, которых принимают россияне. Можете ли опровергнуть это мнение?

- Очень много разговоров о помощи со стороны различных стран Таджикистану, но никто не предлагает реализовывать такие проекты, какие в Таджикистане реализовывает Россия. Это и Сангтудинская ГЭС-1, это и создание более 60 совместных предприятий, это и начавшаяся работа "Газпрома", а также деятельность российских предприятий в сфере горнорудной промышленности, это и военно-политическое сотрудничество и многое другое. Но вместе с тем, мы считаем, что нам нельзя терять динамику наших отношений и неоправданно сводить все вопросы к Рогунскому проекту, где технические вопросы были политизированы за эти годы и фактически негативно влияют на развитие наших отношений. И мне представляется, что встреча наших президентов, которая состоялась 9 июня в Санкт-Петербурге, и подготовка к подписанию межправительственного соглашения по Рогунской ГЭС будет способствовать решению и этих вопросов.


Дипломат о дипломатии

- Вы всегда стремились содействовать межнациональному согласию и расширению диалога между властью и этническими общностями, к предотвращению любого кровопролития, поиску компромисса при соблюдении законности. Международная лига журналистов-политологов назвала Вас в числе десяти наиболее мудрых и перспективных политиков России. Мы же Вас считаем более народным дипломатом, нежели Чрезвычайным послом. Как вы считаете, какая дипломатия, какой политический подход нужен государствам Центральной Азии, чтобы довести до минимума напряжение в отношениях между собой?

- Видите ли, в странах СНГ, на постсоветском пространстве нужна дипломатия как продолжение традиций дружбы и сотрудничества между нашими народами, дипломатия как продолжение традиций духовного сотворчества наших народов. Мы - близкие народы, мы понимаем друг друга, мы принимаем друг друга, и следовательно нужна гуманитарная дипломатия. И в этом плане у нас есть огромные резервы. Об этом свидетельствуют и Дни культуры, прошедшие в Таджикистане и России, об этом свидетельствует и Межпарламентский форум, который прошел в 2006 году в Душанбе (кстати, в этом году аналогичный форум пройдет в Москве), об этом свидетельствует открытие российско-таджикской общеобразовательной школы, деятельность Российско-Таджикского (славянского) университета и десятки других фактов. Но при этом, подчеркиваю, мы пока еще далеки от полного использования потенциала наших стран и народов в этом сотрудничестве.


- Над Центральной Азией веет призрак объединения - все чаще звучат призывы дальновидных политиков об ее объединении в своеобразный экономическо-политический блок, по примеру ЕС. Не будет ли противоречить это интересам РФ?

- Мы - за интеграцию Центральноазиатского региона, мы - за то, чтобы интеграционные возможности стран этого региона были использованы. Вместе с тем, Россия связана со всеми этими странами, и мне кажется, что эти интеграционные процессы лучше вести вместе. При этом, если страны Центральной Азии будут самостоятельно добиваться чего-то в этом направлении, то это не противоречит интересам России и мешать этому Россия не собирается.


- Что думает приверженец народной дипломатии о назначении политика-тяжеловеса Достиева послом в России? Ведь многие эксперты утверждают, что он направлен в Москву именно для улучшения таджикско-российских отношений.

- Я считаю, что Сафар Гаюрович Сафаров очень хорошо отработал в России. Он многого достиг в очень тяжелых условиях - работать в Москве дипломату достаточно тяжело. Но он смог сработаться и смог сделать очень многое для российско-таджикских отношений. Я думаю, что есть большие возможности и у А. Достиева. Он человек опытный, его хорошо знают в республике. Это человек, которого знают и в России. Я думаю, что у него есть хорошие перспективы и хочу пожелать ему успехов на новом ответственном посту. И конечно, он направлен в Россию для улучшения российско-таджикских отношений. По-другому и быть не может между нашими странами и народами.


Ответ посла читателю

- Выдержки из интервью Эмомали Рахмона телеканалу "Аль-Джазира" были опубликованы в "АиФ" Душанбе". В частности, где наш президент, отвечая на вопрос о российско-таджикских отношениях, подчеркнул, что "Россия для Таджикистана была, есть и будет стратегическим партнером". Наша редакция получила немало читательских откликов. Например, С. Савельев из Чкаловска по телефону заявил: "Но с точки зрения экономических отношений сегодня Россию никак не назовешь таким партнером". Можете ли ответить таким таджикистанцам, часть из которых, кстати, имеет и гражданство РФ, как скоро в этом плане Россия станет реальным партнером?

- Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить Президента Таджикистана Эмомали Рахмона за то, что он последовательно, несмотря ни на что, придерживается позиции стратегического партнерства с Россией. Я знаю, в каких сложных условиях это делалось в прошлом, но сегодня между нашими президентами хорошие контакты, дружеские отношения, и я думаю, это дает возможность для расширения пространства нашего взаимодействия.

Кстати, к сведению С.Савельева из Чкаловска должен сказать, что именно (но не только) с точки зрения экономических и культурных отношений Россия сегодня является стратегическим партнером Таджикистана. А кто же еще? Кто реализует такой крупный проект как Сангтудинская ГЭС-1, строительство которого, замечу, было начато с нуля? Кто осуществляет деятельность более 60 совместных предприятий? Хотя, конечно, многие возможности еще не задействованы, и я в этом плане понимаю господина Савельева, потому что речь идет о восстановлении деятельности крупного индустриального центра, частью которого были Чкаловск и Табашар, и другие города. Но здесь надо заинтересовывать инвесторов. Кроме влияния государства и президента существуют еще и законы рыночной экономики. И коммерческие предприятия будут вкладывать там, где это выгодно. Надо, чтобы эти условия были выгодными, чтобы предприниматели не встречались с десятками препятствий в ходе реализации своих проектов и соглашений. То есть нам, прежде всего, надо очистить пространство для нашего сотрудничества в сфере экономики.

А что касается стратегического партнерства, то никаких сомнений в этом плане быть не может. Мы, если хотите, обречены быть стратегическими партнерами, в самом хорошем смысле этого слова. На это есть добрая воля наших народов и наших президентов.

Беседу вел Хулькар ЮСУПОВ

Газета "Аргументы и Факты - Душанбе", No24, июнь 2007 года

http://www.rusemb.tj/ru/index/index/pageId/72/



Док. 466594
Перв. публик.: 25.06.07
Последн. ред.: 25.07.08
Число обращений: 141

  • Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``