В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` летчик-космонавт, бывший секретарь Совета обороны Юрий Батурин. 14.07.1999 Назад
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` летчик-космонавт, бывший секретарь Совета обороны Юрий Батурин. 14.07.1999
Передача :     Интервью
Ведущие :     Марина Аствацатурян, Ольга Северская
Гости :     Юрий Батурин


В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" летчик-космонавт, бывший секретарь Совета обороны Юрий Батурин.
Эфир ведут Ольга Северская и Марина Аствацатурян.


ОС С нашей точки зрения, наш гость самый квалифицированный эксперт в вопросах космоса, поскольку Юрий Михайлович знает их не только извне, но и изнутри. Мы все помним его прошлогодний полет на станцию "Мир". О проблемах станции "Мир" мы, безусловно, сегодня будем говорить, но начать бы хотелось с вопросов глобальных. Юрий Михайлович, вопрос о Байконуре это вопрос космический или политический?
ЮБ Вы абсолютно правы: вопрос о Байконуре и вопрос решения проблем, которые сегодня возникли, в первую очередь политический. Вы, конечно, несколько переоценили меня как космического эксперта, но ситуацию оправдывает то, что вопрос, действительно, в значительной степени политический.
ОС Что это? Это отношения между двумя государствами Казахстаном и Россией сказываются на этом?
ЮБ Безусловно, это отношения между двумя государствами, но я бы посмотрел на проблему шире. В космическую активность вовлечены многие государства, и это затрагивает интересы всех их, хотя и принято говорить, что не бывает союзников, а есть только государственные интересы. Может, я неправильно рассуждаю с политической точки зрения: для политиков такой постановки вопроса, наверное, быть не должно, но мне кажется, что решать свои вопросы, пытаться получить какие-то преимущества или прибыль на чужой неудаче или беде, это не слишком хорошо.
МА В связи с тем, что Вы только что говорили: что это, если поставить вопрос о национальной безопасности страны? Например, вчера в интервью ИТАР-ТАСС Роман Попкович, депутат Госдумы, сказал о том, что это вопрос нашей национальной безопасности. Вы имели непосредственное отношение к национальной безопасности нашей страны долгое время, прежде, чем стать космонавтом, и все это для Вас очень связано, как мне кажется, в тесном клубке.
ЮБ Если запреты на пуски с Байконура наших носителей будут сохраняться, то это означает, прежде всего, потерю нами пилотируемой космонавтики, ибо пилотируемые корабли мы ниоткуда, кроме Байконура, не можем запускать. Мы осложняем даже и международную ситуацию в области исследования космоса, потому что как, например, запускать служебный модуль?
МА Имеется в виду международная космическая станция, которая только строится?
ЮБ Да, но это уже вопрос в меньшей степени национальной безопасности. Но то, что касается пилотируемой программы и ряда военных запусков, которые осуществляются тоже с Байконура, тут напрямую связано.
МА Не говоря уже, наверное, о коммерческих запусках?
ЮБ Конечно.
МА В общем, тоже обеспечивает, во всяком случае, способствует нашей национальной безопасности.
ЮБ Конечно.
ОС Что касается военных запусков, то, наверное, не случайно активное участие министерства обороны России в расследовании причин аварии ракеты "Протон". Там работает специальная комиссия этого ведомства. Сейчас все чаще и чаще говорится о том, что, может быть, имеет смысл передислоцировать военные запуски на другие космодромы: на свободный космодром в Хабаровском крае и действующий космодром Плесецк. Возможно ли это сделать?
ЮБ В той мере, в какой это возможно, это делается. Но возможно не все, к сожалению.
ОС Что именно невозможно с других космодромов и почему нам нужен именно Байконур для этих запусков?
ЮБ Известно, что чем ближе к экватору космодром, тем легче, тем с меньшими затратами можно вывести определенный груз на орбиту, или тем больший груз можно вывезти. Чем севернее космодром, тем меньший груз можно вывезти. Не случайно, именно поэтому систему "Морской старт" перегнали ближе к экватору, и чуть ли не с экватора запускают, то есть с самой выгодной точки. Конечно, свободный космодром это южный космодром, но на нем нет таких стартовых площадок, нет такого оборудования, таких позиций, которые десятилетиями создавались на Байконуре. Все равно для того, чтобы создавать их заново, нужны тысячелетия, плюс деньги, которых нет.
ОС Ситуация остра уже сегодня. Как Вам, человеку государственному, видится перспектива ее разрешения? Когда читаешь сводки информационных агентств, складывается впечатление, что Казахстан хочет от России чего-то еще. Потому что комиссией, которая работает по выяснению причин аварии, уже вроде бы подписан протокол, вроде бы МЧС установило, что, по крайней мере, по первым результатам, заражения местности нет, экологической катастрофы не предвидится. Вроде бы вчера в телефонном разговоре премьера Степашина и Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева были обсуждены и материальные вопросы, вопросы выплаты задолженности за аренду Байконура. И тем не менее, ситуация по-прежнему остается острой. В чем дело?
ЮБ Я думаю, что, прежде всего, Казахстан хочет от России того, к чему призывали еще древнеримские юристы: договоры должны выполняться. Если договорились, что за аренду космодрома надо платить деньги в какой-то сумме, их надо платить, и платить вовремя. Это, конечно, хорошо, что премьер-министр переговорил с президентом Назарбаевым и пообещал выплатить долг, но это долг. Будет он выплачен, когда, в какие сроки он будет выплачен, это все равно выплата долгов с большой задержкой. Казахстан же хочет, чтобы договоры выполнялись точно. Я думаю, что в этом отношении позиция Казахстана безупречна. Кроме того, поскольку это вопрос политический, космос давно стал проблемой большой политики, я думаю, что решить этот вопрос на самом деле сегодня реально мог бы только Президент Ельцин, поговорив с Президентом Назарбаевым.
МА То есть решение этой проблемы в руках Президента Ельцина?
ЮБ Конечно, нельзя ставить вопрос таким образом, что Президент должен решать все вопросы, в том числе и вопросы невыполнения какого-то договора аренды. Но в данном случае, сегодня, это действительно президентский вопрос, и он бы мог его решить достаточно хорошо и в разумный срок.
МА Если кто-то и может решить этот вопрос, то это наш Президент?
ЮБ Нет, наверное, этот вопрос может решить и премьер-министр. Но премьер-министру для этого потребуется больше усилий и времени, а время не терпит.
МА Кстати, о президентах. Мы сегодня все утро передаем новости, вот решение другого Президента, Клинтона: он увеличил квоты на коммерческие запуски. Теоретически для нас это неплохо. Прокомментируйте, пожалуйста, эту новость: мы не знаем мотивации Президента Клинтона.
ЮБ Я тоже не знаю мотивации Президента Клинтона, но считаю, что это совершенно замечательный ход увеличить квоты на запуск той ракеты, которую нам теперь запускать нельзя.
ОС Тем не менее, предусмотрена масса международных проектов. В частности, насколько я могла узнать из новостей, собираются все-таки убрать со старта российско-украинский спутник. Это "Океан-О". Этот запуск уже не будет произведен, под угрозой запуски международных спутников в рамках других программ. И самое главное, НАСА ждет ответа: можем ли мы запустить служебный модуль международной космической станции? Что это может означать для России? Разумно ли сейчас предъявлять такие требования со стороны Казахстана России, в условиях нашего экономического кризиса? Сможем ли мы справиться с этим?
ЮБ Конечно, носитель и спутник убрали со стартовой позиции. Стартовые позиции не предназначены для вечного хранения таких аппаратов, это понятно. Сможем ли мы запустить служебный модуль, зависит от того, будет ли дано разрешение на запуск "Протона". Это действительно очень сложный вопрос. Мне кажется, что не слишком разумно делать запреты на запуски носителей другого класса, в том числе и те, которые должны были вынести и российско-украинский спутник, и сейчас корабль "Прогресс". Действительно, нужно тщательно расследовать причины катастрофы ракеты-носителя "Протон". Мне кажется, не совсем дальновидно делать такой тотальный запрет. Если мы вовремя не запустим служебный модуль, то еще дальше оттянется момент создания полной конфигурации международной космической станции. Следовательно, еще более важно, чтобы станция "Мир" продолжала полеты. Если говорить об этой катастрофе, ракетная техника, космонавтика это такая отрасль и такая профессия, в которой, к сожалению, без взрывов, без катастроф не обойтись. Все ракеты, которые когда-либо запускались, взрывались. За исключением, пожалуй, "Энергии", у которой просто было слишком мало запусков. Взрываются ракеты: стопроцентной надежности нет и быть не может. Ничего в этом удивительного нет, и делать из катастрофы одной ракеты вселенскую трагедию, я думаю, неправильно.
ОС Мы продолжаем разговор о политических и экономических проблемах космоса. Нам бы хотелось начать с мягкого позитива. Вроде бы все-таки запуск транспортного корабля должен состояться до 18 июля (тут очень хочется сплюнуть через плечо). Юрий Михайлович, а сколько мы вообще можем ждать?
ЮБ Мы можем ждать не слишком много, и я скажу, почему. Экипаж должен возвращаться на Землю 23 августа, и продлевать их пребывание там нельзя из-за того, что корабль, на котором они должны возвращаться, имеет ограниченные ресурсы. Продление ресурсов корабля это очень тяжелое и опасное дело, поэтому экипаж должен вернуться вовремя. На этом транспортном корабле должно быть доставлено оборудование для создания дублирующего (аналогового) контура управления станции. Вы знаете, что время от времени с компьютерами происходят сбои, и нужно эти проблемы снимать, что и делает обычно экипаж. Без экипажа поправить такого рода сбой будет некому, и для того, чтобы компьютеры меньше работали, сделали вторую дублирующую систему. Ее нужно доставить туда, но ее нужно смонтировать, и на это требуется время. Если будет задержан старт, например, на две недели, то уже можно не успеть смонтировать дополнительный контур управления. А это чревато тем, что в беспилотном режиме станция, если произойдет какой-то сбой, может перейти в неуправляемый режим полета, и в результате свалиться на голову практически любому, в любом месте. Я, конечно, извиняюсь, потому что Вы хотели начать с легкого позитива, а я тут разрисовал такие картины.
МА В этой связи еще больше драматизма можно привнести сообщениями об утечке воздуха, некоей разгерметизации. Вы были на "Мире". Что это? Как Вы себе представляете ситуацию? Как Ваши коллеги там сейчас живут? Условно говоря, дышат ли они нормально, могут ли они нормально работать?
ЮБ Они дышат совершенно нормально, на их самочувствии это никак не сказывается. Потому что системы, которые там установлены, воспроизводят кислород в достаточном размере, и все для их жизнедеятельности есть.
МА Это пока.
ЮБ Да, безусловно. Опасность этой утечки в том, что если станция будет переведена в беспилотный режим, то за время этого беспилотного режима атмосфера окажется существенно разреженной, и если туда придет новый экипаж, у него будет немало проблем с восстановлением функций системы жизнеобеспечения.
МА То есть может возникнуть ситуация, когда какое-то время она беспилотная? Обычно не было, чтобы абсолютно пустовал "Мир".
ЮБ С "Миром" такого не было, но это было с другими станциями, например, со станцией "Салют".
МА То есть теоретически это возможно?
ЮБ Это возможно не только теоретически, но и практически. Опыт нашей советской (российской) космонавтики знают такого рода операции. Космонавты летали на "мертвые" станции и оживляли их. Это возможно и с "Миром", но лучше бы оставить "Мир" в состоянии комфортном для будущего экипажа, если он туда полетит.
МА Подготовленным, знаете, как раньше в пещерах еду оставляли до следующего путешественника...
ЮБ Конечно.
ОС Все-таки, наверное, мы можем констатировать, что те противоречивые сведения о том, что запасов продовольствия, воды и воздуха хватит до 17-го июля или до середины августа
ЮБ Запасов продовольствия там хватит еще не на одну экспедицию. Я сам их видел, и это я могу вам сказать точно. С этой небольшой утечкой воздуха экипаж тоже может нормально работать месяца три, то есть даже больше, чем им полагается по графику. Но в любом случае, когда возникают неприятности, сбои, то их надо ликвидировать, это азы космонавтики. Если ими не заниматься, то они отзовутся большими неприятностями в будущем.
ОС Кстати, о сбоях. Не вызовет ли уже сейчас такая задержка с запуском транспортного корабля (который несет и необходимую аппаратуру для того, чтобы обеспечить безопасный беспилотируемый полет станции) сбой в графике работ по консервации станции, по установке необходимой аппаратуры для того, чтобы станция не произвела еще большую катастрофу, чем рухнувший "Протон"?
ЮБ ЦУП действительно расписывает график работы экипажа не только по дням, но и по часам и минутам. Все операции, которые члены экипажа должны были сделать в ближайшие 3-4 дня, им придется делать сверх плана, который установлен на последующие дни. Сбой графика, безусловно, уже начался. Но главная проблема не в этом, потому что космонавты привыкли работать сверхурочно, и на земле привыкли к сверхурочной работе космонавтов. Я уверен, что экипаж справится со всеми этими проблемами. Но дело в том, что цикл подготовки носителя и корабля на космодроме это процесс непрерывный, он не терпит отклонений в графиках, потому что могут возникнуть процессы необратимые, например, для носителя. Я надеюсь, что с этим носителем ничего не случится, но когда происходят такие ситуации, как с "Протоном", при расследовании мы должны себе задать такой вопрос: удался ли график подготовки этого изделия перед стартом, не было ли там отключения электроэнергии на пару дней (что на Байконуре частенько случается) и т. д.
МА Маленький вопрос из высоких сфер дипломатии. В экипаже два наших космонавта и один французский. Когда на нашу станцию собирается космонавт-иностранец, очевидно, оформляются какие-то бумаги, на высоком уровне регистрируется его участие и оговариваются условия. Так?
ЮБ Да, безусловно.
МА Такая ситуация, наверное, не могла быть предвидена никаким договором.
ЮБ Какая?
МА Ситуация, когда под угрозой возвращение космонавта на землю, надежное, застрахованное и своевременное. Что может сейчас предпринять французская сторона?
ЮБ Я считаю, что нет проблем со своевременным возвращением космонавтов на землю, в том числе и для французского космонавта.
МА А если "Прогресс" не полетит 18 июля, если все это собьется?
ЮБ Экипаж все равно вернется. Это сложности для орбитального комплекса "Мир". Я думаю, что Вы не правы в отношении контрактов и договоров. Космонавтика вещь рискованная, риск предусматривается в любом контракте и договоре, и не только с иностранцами.
ОС Слава Богу, Франция, по-моему, пока сохраняет спокойствие, не предвидит экстренной эвакуации космонавтов со станции "Мир", рассчитывает на то, что переговоры между Россией и Казахстаном будут идти успешно, и соглашение будет достигнуто в ближайшие дни. Я напомню, что Илья Клебанов, вице-премьер Правительства, который курирует эти вопросы, дал самому себе на решение этой задачи 2-3 дня. Та что срок окончания уже близок.
ЮБ Я сейчас не вижу причин для экстренной эвакуации экипажа. Еще я замечу по поводу французского космонавта. Жан-Пьер Эньере прекрасный космонавт собирался лететь туда на 33 дня. Потом его спросили: а не согласишься ли ты полететь на 99 дней? Вы помните, какие проблемы были у нас с носителями, с деньгами, с формированием экипажей. И словацкого космонавта надо было отправлять, и французского. Он согласился. Дело кончилось тем, что он полетел на полгода. И я думаю, что он как раз не стремится сейчас вернуться раньше, потому что у него есть шансы побить рекорд Люсид Шеннон, американской астронавтки, которая пробыла в одном полете дольше всех иностранных космонавтов и астронавтов.
ОС Может быть, тогда Жан-Пьер Эньере и обеспечит безопасность полета станции "Мир", просто встречать новый экипаж. Я все-таки хочу задать еще один вопрос. Есть такая идея. Почему мы все время говорим о вопросах аренды, проблеме выплаты денег за аренду, почему мы не хотим купить у Казахстана Байконур?
ЮБ А есть ли у нас деньги для того, чтобы купить Байконур, если у нас нет денег для того, чтобы заплатить арендную плату за один год? Так что Ваш вопрос я перевел бы в чисто теоретическую сферу.
МА А у Казахстана есть желание?
ЮБ Я думаю, что нет. Потому что тогда решать те же вопросы возмещения
МА А кто будет летать, собственно, оттуда?
ЮБ Нет, летать будут, не в этом дело. Но вопрос возмещения экологического и какого-то иного ущерба им станет сложнее решать.
ОС Будут потеряны рычаги власти.
ЮБ И не только это. Я думаю, что Казахстан хочет оставаться в клубе космических держав. Его вес в этом качестве, если у него космодром Байконур, значительно выше, чем если он этот космодром продаст.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был летчик-космонавт, бывший секретарь Совета обороны Юрий Батурин.

14.07.1999
http://echo.msk.ru/programs/beseda/13371.phtml

viperson.ru

Док. 466503
Перв. публик.: 14.07.99
Последн. ред.: 03.12.10
Число обращений: 431

  • Интервью с Батуриным на радио `Эхо Москвы`

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``