В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В прямом эфире `Эха Москвы` Виталий Басыгысов. 08.04.2003 Назад
В прямом эфире `Эха Москвы` Виталий Басыгысов. 08.04.2003
Тема :     трагедия в якутской школе; выплаты компенсаций пострадавшим и семьям погибших во время пожара; - паводковая ситуация в Республике Саха.
Передача :     Интервью
Ведущие :     Марина Королева
Гости :     Виталий Басыгысов



В прямом эфире "Эха Москвы" Виталий Басыгысов, депутат ГД от Якутии.
Ведущая эфира Марина Королева.

М. КОРОЛЕВА Здравствуйте! Наш гость - Виталий Басыгысов, депутат ГД от Якутии.
В. БАСЫГЫСОВ Здравствуйте!
М. КОРОЛЕВА - Не могу, к сожалению, выговорить "добрый день", уж больно у нас с вами повод трагический для нашей встречи. Вчера в Якутии при пожаре в сельской школе, это село Сыдыбыл Вилюйского района, или, как я понимаю, Вилюйского улуса, как это называется в Якутии, погибли 22 человека. И все это дети, школьники, учащиеся с 5 по 11 класс. Появились сегодня сообщения о том, что учительница, которая считалась погибшей, жива, и ей вроде как сделали операцию, и она рассказала некоторые подробности трагедии. Но т.к. это ваш округ, мы хотели бы услышать и от вас тоже, что же там произошло, почему столько погибших при, казалось бы, таком, не рядовом, но все-таки это пожар, это не взрыв? Почему столько погибших?
В. БАСЫГЫСОВ Что там в действительности происходило, это, видимо, выяснит все-таки комиссия МЧС, Генпрокуратура РФ, которая сегодня работает. Но рано утром уже занятия шли, начался пожар. И пожар, как мне рассказывали очевидцы, я разговаривал с главой администрации Вилюйского улуса, вот пожар начался с выхода, возле выхода есть раздевалки. Школа-то маленькая
М. КОРОЛЕВА Да, что это за школа? Вы видели сами эту школу, были там?
В. БАСЫГЫСОВ Нет, я в этой школе не был, но в этом поселке я бывал. Ну, небольшая школа, всего лишь 111, чуть больше 100 учащихся, преподавателей всего 6 человек, технический персонал тоже небольшой. Вот мне рассказывали, что в основном дети учились на втором этаже, т.к. в нижнем этаже якобы холодно. И вот в перерыве, когда пожар начался, и технический персонал, дежурство во время уроков, в коридорах никого не было. И вот за то время, пока шли занятия, пожар разгорелся. В результате, когда обнаружили, то выход оказался заблокирован пожаром. И основной очаг пожара был именно у выхода. Ну, а дети не приучены были, чтобы сразу броситься в окно, все дети пытались прорваться к выходу через первый этаж. И когда обнаружили, что там практически невозможно, вот, произошло эвакуация через окна, чердак. Ну, кто как мог.
М. КОРОЛЕВА Вы говорите выход был блокирован. Что это значит? Значит ли это, что закрывалась дверь школы просто на время занятий, никого не выпускали в это время? Почему не могли выйти? Или просто потому, что там был очаг пожара, невозможно было прорваться?
В. БАСЫГЫСОВ Да, там сильный очаг пожара уже был. Школа деревянная, 1992 года постройки
М. КОРОЛЕВА Т.е. на самом деле она относительно новая?
В. БАСЫГЫСОВ Да. Но вот, к сожалению, вот эта школа 2-этажная, деревянная, к сожалению, что пожар начался именно там. Ну, а в небольших деревнях, таких как Сыдыбыл, пожарных частей не существует, пожарные машины ехали из районного центра, это 20 км с лишним при дорогах Якутии это не менее 40 минут с выходом, с приездом, так что время заняло. И когда уже приехали пожарные машины, эффективные меры принимать было уже поздно.
М. КОРОЛЕВА Наверное, можно понять, что в отдаленном районе, где нет своей пожарной части, такое может произойти. Но непонятно другое. Вот смотрите, погибли только дети. 22 погибших, и это только школьники. При том, что вы говорите, что там все-таки были 6 учителей, был какой-то технический персонал, т.е. около 10 взрослых. Как же так получается, что дети оказались предоставлены сами себе? Или в этой экстремальной ситуации никто не управлял, не говорил, что надо делать, не направлял? Как так получилось?
В. БАСЫГЫСОВ Отсюда, сидя из Москвы, каким-то образом делать оценку учителей, что там они делали, как все там происходило
М. КОРОЛЕВА Вы разговаривали с теми, кто
В. БАСЫГЫСОВ Я разговаривал вчера вечером, потому что все-таки мощности связи там не такие уж большие. Я звонил очень долго, пока мне удалось связаться с городом Вилюйском. Ну, вот сегодня, то, что нам рассказали, все, что я знаю это как там происходило, как действовал технический персонал, как во время пожара действовали преподаватели, как все это, как дети, знали, не знали эти правила чего мне обсуждать, конечно, тут трудно чего-либо рассуждать, или говорить, или обвинять кого-то. Все это, думаю, выяснит комиссия МЧС, Генпрокуратура, которая сегодня работает там.
М. КОРОЛЕВА Мы продолжим после новостей. Напомню только наш пейджер: 961-22-22 для "Эха Москвы".
НОВОСТИ.
М. КОРОЛЕВА Мы продолжаем наш разговор. Вот приходят тут кое-какие вопросы. Спрашивает наш слушатель, почему вы не выехали туда, где погибли дети? Вот такой вопрос. Но, в общем, т.к. туда отправилась комиссия МЧС, и Константин Пуликовский, полпред президента, уже сказал, что ставит это дело на свой личный контроль Вы не собираетесь туда, на место трагедии?
В. БАСЫГЫСОВ Мы договорились, сегодня там президент республики, большая группа работников МЧС. Ну, а я тут поработаю с разными организациями благотворительного характера, с правительством РФ. И чуть погодя я обязательно выеду. Для нас, для депутатов, там работа чуть-чуть попозже, когда надо будет обеспечивать детей учебниками, оказать поддержку родителям. Сегодня я связывался с психологами, будут туда выезжать, специалисты для психологической поддержки. Хотя там, на месте, тоже работают наши психологи, но, тем не менее, тут есть специалисты, скажем, более высокого уровня подготовки, которые окажут поддержку нашим психологам. И будут в необходимости работать и с населением.
М. КОРОЛЕВА Хорошо, но вот присылают наши слушатели вопросы, но сначала я хочу задать вопрос по поводу версий. Дело в том, что уже какие-то версии появились, но пока еще неофициальные. Может быть, вам что-то известно? Почему произошло возгорание?
В. БАСЫГЫСОВ Первая официальная версия, над которой работают это все-таки электропроводка.
М. КОРОЛЕВА Т.е. загорелась неисправная электропроводка? Или какое-то замыкание случилось?
В. БАСЫГЫСОВ Да.
М. КОРОЛЕВА Наша слушательница Галя Галкина упоминает, действительно, в новостях сообщалось о том, что в школе на окнах были решетки, и поэтому дети не могли выйти. Что вы об этом знаете?
В. БАСЫГЫСОВ Нет, ну, на втором этаже решеток нигде не бывает. Просто это Север, на Севере не одна рама, как в Москве, там обычно бывает тройное остекление. И не так-то легко даже через окна эвакуироваться во время пожара. Тем более детям, которые непривычны из окна второго этажа бросаться вниз.
М. КОРОЛЕВА Людмила еще спрашивает, были ли в этой школе начальные классы, почему погибли старшеклассники?
В. БАСЫГЫСОВ Я не могу вам сказать, почему так случилось. Мне сказали, что есть якобы рядом там здание начальной школы. Видимо, маленькие дети в принципе отделены, в отдельном здании. Я не могу точно это сказать.
М. КОРОЛЕВА Кто, по-вашему, должен отвечать за то, что произошло? Я понимаю, что сейчас работает комиссия, проводится некое расследование, но может быть, какие-то предварительные суждения на этот счет у вас уже есть?
В. БАСЫГЫСОВ Кто конкретно виноват выяснит комиссия, а так, моральная вина, ответственность, конечно, у всех, потому что плохо то, что у нас нет во всех наших селах пожарной охраны, плохо, что есть у нас школы, такие вот, деревянные, которые не отвечают никаким стандартам ни по пожарной безопасности, ни по теплоизоляционным качествам, что у государства нет сегодня возможности строить столько школ, которые бы отвечали сегодняшним бы всем требованиям. Поэтому сегодня от всех как бы мы, ну, многих, наверное, и руководителей государства, и у рядовых граждан, и у меня как у депутата ГД этого округа, чувство вины у всех у нас
М. КОРОЛЕВА Скажите, а как так действительно могло получиться, что в 1992 году, не в каком-то там 1932 году, а в 1992 году в селе построили школу, пусть там и немного учеников, но школу деревянную? При том, что в сами говорите, что погодные условия там суровые, бывают сильные морозы. И вот, относительно новая школа оказывается деревянной. Как так получилось?
В. БАСЫГЫСОВ Ну, по-настоящему различные технологии, новые строительные материалы, ну, вот мы видим-то только после 90-х годов, а так у нас в 90-е годы строительный материал был шлакоблок, если это город трехслойная панель, а в деревнях это обычный брус. Других строительных материалов не существовало. Это сегодня изобилие разных строительных материалов, лишь бы были деньги. А так и стандарты раньше позволяли, и наличие строительного материала, исполнение в этой школе, ну, других у нас не существовало.
М. КОРОЛЕВА Я просматривала сегодня сообщения о Якутии, в основном, эти сообщения были, конечно, касающиеся трагедии в этой школе, но с другой стороны, я наткнулась на сообщение о том, что задание по добыче золота в Якутии выполнено на 148%. И вот как-то подивилась такому несоответствию. С одной стороны, мы говорим о бедности, которая царит в подобных селах, школах, как бы нет денег на то, чтобы обеспечить школу пожарной сигнализацией, связью и т.д., а с другой стороны, вот как бы на золоте сидим.
В. БАСЫГЫСОВ Да, это есть
М. КОРОЛЕВА В чем дело-то?
В. БАСЫГЫСОВ Сегодня РФ занимает первое место по добыче нефти. И сегодня там баснословные прибыли. Россия сегодня добывает, вторая страна в мире по добыче алмазов. И эти 100% алмазов РФ добываются в Якутии. Вот вы сказали
М. КОРОЛЕВА Что сегодня особенно как-то страшно звучит в связи с такой трагедией.
В. БАСЫГЫСОВ Резкий рост добычи золота это тоже Якутия. Но тем не менее, вот мы говорим, что есть такие сверхдоходные отрасли, сверхприбыльные, при этом такое бедное государство, бедная республика. И мы, депутаты ГД от субъектов РФ, пытаемся противостоять, чтобы перераспределение доходов, налогов, оно не должно происходить так резко к центру. Т.е. субъекты РФ тоже должны иметь свои доходы, чтобы мы могли решать какие-то социальные проблемы. Начиная от строительства школ, и еще в таком же состоянии больницы.
М. КОРОЛЕВА Т.е. вы хотите сказать, что по-прежнему все абсолютно забирается в центр? Вот эти 148% перевыполненных планов по добыче золота, все это как бы не имеет к Якутии никакого отношения? Якутия от этого не получает никаких благ?
В. БАСЫГЫСОВ Нет, ну, есть такое в бюджетном кодексе РФ, ну, порядок, что 50% собираемых налогов должны оставаться в субъекте РФ, а 50% - централизоваться РФ для решения государственных проблем и программ. Ну, вот в последние годы есть попытка получения финансовых ресурсов в большей доле к центру. Вот мы не согласны с такой постановкой. Хотелось бы, чтобы одновременно и решались проблемы РФ здесь, и одновременно решались и проблемы субъекта РФ по социальным проблемам. Есть проблемы, первая налог по добыче полезных ископаемых. Была попытка его полной централизации, т.е. 100% забрать его в центр. И вот депутаты ГД, мы вот договорились, что для твердых полезных ископаемых 60% оставаться должна там, 40% - сюда. Ну, это тоже правильное решение государственное. Ну, вот в прошлом году мы ликвидировали дорожный налог, и в результате мы оказались в проигрыше субъекта РФ. Поэтому таких проблем еще на сегодняшний день предостаточно. И сегодня еще попытки, более еще такой вот, продолжение централизации и принижения роли субъектов РФ в отдельных вопросах. Мы заговорили о полезных ископаемых, вот говорят, что при лицензировании полезных ископаемых субъекты РФ не должны принимать никакого участия. Вот тогда придет то, чему вы удивились Якутия занимает первое место в РФ, одно из первых место по добыче золота, и тогда действительно не будет иметь никакого отношения. И сегодня занимает первое место в РФ, добывая практически 100% алмазов РФ, тоже не будет иметь к этому никакого отношения. И так можно продолжить.
М. КОРОЛЕВА Я хочу вернуть вас к этой трагедии, которая произошла в Вилюйском районе Якутии. Сегодня было уже объявлено о том, что будут выплачены компенсации семьям погибших и тем, кто пострадал. Сразу мы обратили внимание на то, что цифры такие же, как при трагедии на Дубровке 100 тыс. руб. семьям погибшим и 50 тыс. руб. пострадавшим. Такая, невеселая опять параллель. Хотелось бы уточнить, кто будет платить, контролировать это. И возможно, как-то слишком поспешно было объявлено об этих компенсациях? Вот только это случилось Как раз многие обратили внимание на то, что как бы компенсировать потерю детей, в общем, невозможно, даже деньгами, большими для Якутии.
В. БАСЫГЫСОВ Да, правильно вы говорите, что потеря детей, она не будет восполнена никакими деньгами, и ничем. Это действительно трагедия для всей РФ и республики. Но опять же, люди ждут конкретных действий, решений правительства республики, ее президента. Сегодня объявлено, что школа будет закончена, завершено строительство школы к 1 сентябрю
М. КОРОЛЕВА Т.е., простите, как, восстановлена или построена новая?
В. БАСЫГЫСОВ Новая школа, там восстанавливать нечего.
М. КОРОЛЕВА Надеюсь, не деревянная?
В. БАСЫГЫСОВ Я думаю, что нет. И мы надеемся, что не деревянная, хотя, зная расстояния Якутии, перевозки и т.д., уже сегодня завершается, а скоро дороги наши уже не будут, поэтому нам надо тоже поторапливаться.
М. КОРОЛЕВА И последний вопрос. Естественно, когда происходит такая трагедия, погибло больше 20 детей, так вот, по-хорошему, надо траур, конечно, объявить, возможно даже, вот мое мнение, и всероссийский. Но что вы знаете о том, будет ли вообще объявлен траур, и на каком уровне?
В. БАСЫГЫСОВ Да, будет объявлен траур. Республиканское правительство приняло решение на своем уровне.
М. КОРОЛЕВА Т.е. в Якутии будет объявлен траур?
В. БАСЫГЫСОВ Да.
М. КОРОЛЕВА Когда и насколько?
В. БАСЫГЫСОВ Точно это еще сегодня не объявлено. Я сегодня знаю, что президент республики находится там. Сегодня, сейчас, наверное, происходит экстренное заседание правительства по всем этим вопросам. Думаю, будет объявлено.
М. КОРОЛЕВА Спасибо! Нашим гостем был Виталий Басыгысов, депутат ГД от Якутии.




08.04.2003
http://echo.msk.ru/programs/beseda/21859.phtml


Док. 466451
Перв. публик.: 08.04.03
Последн. ред.: 24.07.08
Число обращений: 252

  • Басыгысов Виталий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``