В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Представитель администрации Краснодарского края в Совете Федерации Фархад Ахмедов: `Мы слишком увлеклись нефтегазовой отраслью, забыв про туризм` Назад
Представитель администрации Краснодарского края в Совете Федерации Фархад Ахмедов: `Мы слишком увлеклись нефтегазовой отраслью, забыв про туризм`
Фархад Ахмедов, с декабря прошлого года представляющий администрацию Краснодарского края в Совете Федерации, - личность на Кубани пока еще малознакомая. О том, каковы были мотивы назначения человека "не из региона", что он успел сделать для Кубани и о своих ближайших планах сенатор Фархад Ахмедов рассказал корреспонденту "Известий"-Юг" Светлане Турьялай.

- Фархад Теймурович, на прошедшем в конце сентября IV Международном экономическом форуме "Кубань-2005" Вы фактически стали героем дня: с высокой трибуны к Вам лично обратился министр экономического развития и торговли Герман Греф, призывая "не расстраиваться из-за того, что сейчас не очень комфортно заниматься бизнесом". И все же Вы были один из немногих на этом форуме, кто обозначил проблему: государство чрезмерно стремится регулировать экономику. Наболело?

- Как сенатор сейчас я непосредственно не занимаюсь предпринимательской деятельностью, но как человек, более двадцати лет посвятивший бизнесу, я не могу оставаться равнодушным к наметившимся тенденциям: государство планомерно наращивает свой контроль над экономикой, диктуя предпринимателям свои условия. Такой подход не может не отпугивать потенциальных инвесторов. Влияние государства на экономику должно быть, но его задача в другом - создавать комфортные условия для развития бизнеса именно в этой стране, чтобы и наш и иностранный капитал шел сюда, здесь бы создавались добавленная стоимость, рабочие места и развивались технологии.

- Герман Греф назвал желание государства расширить свое присутствие в бизнесе "неандертальским". Вы согласны с этой точкой зрения?

- К сожалению, увеличение доли государства в российской экономике - это очевидные реалии сегодняшнего дня. Ряд последних сделок, когда государственная компания поглощает частную, причем преуспевающую частную компанию, - яркое тому подтверждение. Однако государство по определению не может быть эффективным собственником. Мы все имели возможность в недалеком прошлом в этом убедиться. Восемьдесят лет господства централизованной административно-командной системы полностью доказали ее неработоспособность. Однако государство вновь с первобытной жадностью расширяет свое присутствие в наиболее рентабельных отраслях. Так что сравнение, предложенное Германом Оскаровичем, довольно точно характеризует побудительные причины этого процесса. Хотя мне лично кажется, что у нас что-то слишком все увлеклись нефтегазовой отраслью, забыв про остальные, например, тот же туризм. В Испании на долю туристических услуг приходится 13% ВВП, а у нас всего - 1%. При том, что в России роскошные природные условия для создания курортов. Однако ж не можем не то что иностранцев к себе завлечь - уговорить отдыхать у себя своих же соотечественников.

- Вас можно назвать уже состоявшимся инвестором: Вы пригласили всех пока еще потенциальных инвесторов и участников форума "Кубань-2005" на открытие 23 декабря 1-й очереди горноклиматического курорта "Карусель" в Красной Поляне, при этом Герман Оскарович, год назад участвовавший в закладке первого камня, признался, что приятно удивлен: у него лежит приглашение на открытие. Шампанское гостям обеспечено?

- Шампанское будет непременно. Хотя меня на закладке первого камня не было: я включился в проект несколько позже, сейчас принимаю непосредственное участие в обеспечение финансирования этого проекта, имеющего для Краснодарского края огромное значение, особенно в свете выдвижения Сочи кандидатом на проведение зимних Олимпийских игр. Проектом "Карусель" (проект реализует ОАО "Красная поляна" - "Известия"-Юг") предусматривается создание горнолыжного туристско-спортивного комплекса на Красной Поляне. Строительство первой очереди комплекса уже начато. Будет установлено три подъемника, обустроены горнолыжные трассы и объекты для летнего отдыха и туризма. В настоящее время оборудование закуплено - самые современные подъемники французской фирмы POMA. Вообще же проект рассчитан на 7 лет. За это время мы планируем сделать 20 подъемников, проложить 70 км трасс, построить современный гостиничный комплекс на 4000 мест. Объем инвестиций, по предварительным оценкам, составит порядка 300 - 350 миллионов евро.

- Многие участники форума заметили, что перед подписанием соглашения между администрацией Краснодарского края и "Фондовой биржей РТС" Вы задавали очень грамотные вопросы. Каким образом, на Ваш взгляд, можно поднять капитализацию Кубани как региона?

- В плане сотрудничества с РТС речь идет о капитализации компаний региона, их выходе на рынки капитала и привлечения финансирования за счет публичного размещения акций. Акции должны стать инвестиционным инструментом, пока же РТС - это больше площадка для спекулятивных операций, не являющаяся объективным индикатором экономики страны. Я думаю, что выход региональных компаний на фондовый рынок поможет нам выйти из виртуального состояния - мы, наконец, получим реальные акционерные общества, которые будут платить дивиденды своим акционерам, показывать настоящую отчетность и заботиться о своей деловой репутации.

Если говорить о регионе в целом, то можно рассматривать инвестиционную привлекательность региона и говорить о ее повышении. Краснодарский край активно работает с таким инструментом как облигации. Планируются облигационные займы нескольких крупных городов края. Это эффективный механизм для привлечения инвестиций, и я думаю, что результаты форума "Кубань 2005" однозначно говорят о наличии встречного интереса со стороны инвесторов к региону и его предприятиям. Для любого предпринимателя одним из самых важных критериев, помимо рентабельности, является стабильность и открытость экономической политики региона. Соблюдение этих условий - самый эффективный стимул экономического роста.

- Фархад Теймурович, почти год назад, когда губернатор Краснодарского края Александр Ткачев представлял Вас депутатам Законодательного собрания в качестве нового сенатора, он заявил, что это назначение ознаменует "новый подход к формированию выдвиженцев в Совет Федерации": региону нужны не политики, а экономисты - своеобразные "локомотивы" для привлечения инвестиций. Можно ли утверждать, что этот подход оправдал себя?

- Как говорится, цыплят по осени считают. Об итогах говорить рано - прошло всего десять месяцев. Однако, я надеюсь, что сделанное мною за это время - инвестиции в ту же "Карусель", проект "Нортгаза" по строительству газозаправочных станций, привлечение дополнительных средств федерального бюджета для строительства инфраструктурных объектов в крае - позволяет говорить, что Александр Николаевич оказался прав и я полностью оправдал оказанное мне доверие со стороны руководства региона.

- 15 сентября, в день Вашего 50-летия, состоялось подписание соглашения о передаче 51% акций ОАО "Нортгаз" дочерней структуре "Газпрома" "Уренгойгазпрому". Но при этом эксперты назвали эту сделку достаточно успешной, в том смысле, что Вы сумели выйти из сложной ситуации с наименьшими потерями, в результате чего Ваш рейтинг значительно повысился. Как Вы себя ощущаете после того, как перестали быть единоличным владельцем компании, которую сами же и создали?

- Для меня, как акционера "Нортгаза", участие "Газпрома" в капитале компании позволяет снять многие риски, а значит увеличить ее акционерную стоимость. У "Нортгаза" большие перспективные планы, которые теперь будут реализованы. Так что 49% в совместном проекте с "Газпромом" будут стоить гораздо дороже, нежели 100% в независимой, но не имеющей соответствующих ресурсов компании. Я думаю, что компания останется столь же эффективной, какой она была, будучи независимой, а сотрудничество с "Газпромом" придаст новый импульс ее развитию.

- Ваше назначение на пост сенатора было неожиданным не только для депутатов, но и для бизнес-сообщества, населения Кубани. Кстати, частенько приходится слышать критику, что регионы в Совете Федерации представляют люди случайные, далекие от проблем представляемых ими территорий. Насколько знаком Вам был Краснодарский край до Вашего назначения сенатором и почему именно этот регион стал плацдармом для формирования Вас как политика, поскольку экономист Вы уже состоявшийся?

- Я многократно бывал на Кубани, и проблемы региона мне были известны не понаслышке. Краснодарский край чрезвычайно перспективный регион, он обладает огромным потенциалом. Когда от администрации Краснодарского края мне поступило предложение стать представителем в Совете Федерации, дабы обеспечить законодательную поддержку для успешного развития региона, я согласился, поскольку полностью поддерживаю все начинания губернатора и его видение дальнейшего развития экономики края.

- Вы уже почти 10 месяцев работаете в Совете Федерации. Насколько эффективно этот орган решает проблемы регионов и страны в целом? Не превратился ли он в чисто московское "собрание", насколько сильна обратная связь с регионами?

- Совет Федерации - это высший законодательный орган власти, все законы в обязательном порядке должны нами утверждаться, а зачастую предварительно согласовываться на профильных комитетах. Что касается проблем регионов, то региональные законодательные собрания часто становятся инициаторами различных законопроектов, причем, должен отметить, профессиональный уровень предложений очень высокий. Кроме того, я как член Совета Федерации, также могу выступить с законодательной инициативой в интересах Краснодарского края.

- Какие законодательные инициативы, законопроекты, касающиеся интересов Краснодарского края, были подготовлены с Вашим участием?

- Например, проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях", который подготовлен мною в связи с обращением Атамана Кубанского казачьего войска В.П. Громова. Суть проекта - урегулировать правовое положение казачьего общества как некоммерческой организации. Проект уже внесен в Государственную думу и будет рассмотрен в первом чтении в эту осеннюю сессию.

Также сейчас внесен в Государственную Думу проект закона о создании в России особых туристических экономических зон. Я являюсь одним из соавторов этого проекта, поскольку он самым непосредственным образом затрагивает интересы края - развитие туризма, строительство гостиничных комплексов.

- Вы являетесь членом Комитета по правовым и судебным вопросам и кому, как не Вам, руководителю в недавнем прошлом независимой газодобывающей компании "Нортгаз", чья судьба на протяжении почти 4 лет решалась в Арбитражных судах, знать, насколько важна в цивилизованной стране независимость судей, прокуроров. Каким образом Вы как сенатор способны повлиять на то, чтобы административный ресурс и "телефонное право" не были главенствующими при принятии судебных решений?

- Телефонное право, к сожалению, имеет место быть. И это печально, поскольку независимость судьи при принятии решений - это гарантия объективного рассмотрения дела и защиты прав собственника. Тем более сегодня, когда суды фактически стали инструментом перераспределения собственности. Формально судебная власть у нас - независимая и не должна быть подвержена чьему бы то ни было влиянию. На практике это оказывается не совсем так, например, особенности формирования российской Высшей квалификационной коллегии судей, утверждающей кандидатуры в высшие судебные инстанции, таковы, что не всегда возможно обеспечение независимости членов коллегии от руководителя соответственно ВАС или ВС. Вероятно, стоит подумать над совершенствованием правовой базы нашей судебной системы. Ведь если инвестор не может быть уверен в защите своих интересов - он не будет работать здесь.

- Вы спонсируете два детских дома на территории Краснодарского края. Что значит для Вас дети, семья?

- Я, возможно, буду не оригинален, но дети - это наше будущее. Они непосредственны и искренни, для них мир прекрасен, а добро всегда побеждает зло. Мне хочется, помочь сохранить им в душе эту веру и любовь к людям, потому что только открытый миру человек может стать творцом и созидателем.


17.10.2005
http://www.farkhad-akhmedov.ru/page_pid_270_lang_1_news_76.aspx

Док. 466388
Перв. публик.: 17.10.05
Последн. ред.: 24.07.08
Число обращений: 215

  • Ахмедов Фархад Теймур-Оглы

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``