В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктоp Калюжный: Надо ехать на Восток... Назад
Виктоp Калюжный: Надо ехать на Восток...
Накануне Дня России посол РФ в Латвии Виктор Калюжный дал эксклюзивное интервью "Телеграфу" [12.06.2007]

Для Виктора Калюжного лето выдалось по-настоящему горячим.

Подписание пограничного договора между Латвией и Россией, можно сказать, разбудило наши страны. Произошел настоящий взрыв двусторонних отношений. А каким горячим обещает быть лето! 27 рабочих встреч запланированы только на ближайшие два месяца! Не исключено, что в этом году может произойти и долгожданная встреча президентов двух стран. О метаморфозах и особенностях латвийско-российской дружбы главный редактор газеты Телеграф Татьяна Фаст беседует с послом РФ в Латвии Виктором КАЛЮЖНЫМ.
Золотой ключик к Калвитису

- Виктор Иванович, почему вполне обычный, рядовой договор о границе вдруг приобрел такое символическое значение?

- Потому что из-за пресловутой декларации по Абрене он неожиданно затормозился в 2005 году и с тех пор никак не мог сдвинуться с мертвой точки. Сам факт декларации засел у всех в голове. Все за этим следили, все считали, что именно ее отзыв станет отправной точкой для начала полномасштабного сотрудничества. И в конце концов обе стороны доказали, что можно найти выход из любой ситуации, уйти от личных амбиций и поставить во главу угла интересы страны и людей. А это уже создало элемент доверия и возможность начать интенсивный диалог.

- Что за ключик такой золотой вы подобрали к господину Калвитису, что он отозвал декларацию?

- Этот ключик скрыт в нормальном диалоге и в той равноправной партнерской позиции, в которой нет места диктату и монополизму, а есть взаимное уважение и поиск решений в спорных вопросах.

- То есть Россия изменила тактику, и это оценила латвийская сторона?

- Да, мы отказались от ультиматумов и условий, и это было абсолютно правильно...

- Как скоро вы прогнозируете ратификацию договора российской стороной?

- Я думаю, Госдума России может это сделать еще до каникул, то есть до начала июля.

- Судя по всему, это откроет путь для встречи на высшем уровне - Владимира Путина с нашим новым президентом?

- Раз уж в рамках существующих сроков не смогли решить вопрос о визите вашего действующего президента Вайры Вике-Фрейберги в Москву, то сегодня, конечно, хотелось бы уже думать о будущем. И вести разговоры с теми людьми, которые будут определять это будущее. Но сейчас надо дождаться ратификации, а потом уже думать об организации встречи на высшем уровне.
В политике лучше без экспериментов

- У вас уже были встречи с господином Затлерсом?

- Нет, мы пока не встречались.

- Но переговоры о его визите в Москву уже проводились?

- Нет. Я думаю, что сначала ему надо вступить в должность. И спешить с решением всех вопросов, конечно, нет смысла, нужно основательно войти в курс дела. Для него начинается совершенно новая жизнь, совершенно другой этап. Одно дело, когда у тебя узкий круг твоих пациентов, твоих больных, а другое - когда представляешь интересы всех жителей страны. И экспериментировать по принципу "тут отрезать, а там пришить" намного опаснее, чем в медицине...

Судя по его первым высказываниям, его позиция ближе к центристской. Мы надеемся, что она такой и останется. Вообще, я за то, чтобы политиков не сносило ни вправо, ни влево. Центристская позиция - она всегда самая верная и правильная.

- Вероятно, встреча может быть запланирована на осень?

- Хотел бы отметить, что вопрос о визите президента Латвии стоит в двусторонней повестке дня и прорабатывается достаточно долгое время. Вполне понятно, что такого рода визиты призваны служить подтверждением стремления сторон к налаживанию взаимовыгодных и конструктивных отношений. Как правило, они приурочены к значимым событиям, в их ходе подписываются важные договора и соглашения. Полагаю, что обмен ратификационными грамотами по Договору о границе мог бы стать одним из оснований для подобного визита президента ЛР в Россию. Хотя такой практики и не существует, но как повод, в порядке исключения... Почему бы и нет? Вместе с тем, многое будет зависеть от того, насколько с латвийской стороны будет желание и возможность совершить такую поездку.

- А что, такие сомнения существуют?

- На мой взгляд, существует ситуация чисто психологического плана, при которой ваши политики чаще предпочитают ездить на Запад и быть осторожнее с поездками на Восток. Однако с точки зрения практического, экономического интереса, я думаю, надо ехать на Восток. Хотя бы потому, что за первый квартал этого года оборот между нашими странами увеличился на 40% и тенденция к росту положительная.

- Интересно, за счет чего это произошло?

- Это же естественно - бизнес выбирает более лояльные и надежные маршруты. Это связано в какой-то степени и с двусторонними отношениями. Да что там говорить! Сегодня политика и бизнес взаимно дополняют друг друга. Действующая исполнительная власть в Латвии показала, что ее позиция достаточно прагматична. Мы надеемся, что избрание нового президента не внесет изменений в позитивную динамику развития наших двусторонних отношений и тенденция к росту сохранится положительная.

- Подписание пограничного договора, вероятно, стало сигналом для российского бизнеса: с Латвией можно дружить, сюда можно вкладывать, и так далее?

- Не все так однозначно. Но нормализация отношений на межгосударственном уровне, конечно же, отразилась, на экономике. В 2006 году российско-латвийский товарооборот вышел на рекордный за 15 лет уровень и достиг 2,1 миллиарда долларов, при этом прирост составил 36%.
Дружба дружбой, а денежки врозь

- Не получается ли так, что хорошие отношения с Россией у Латвии складываются за счет соседей - той же Эстонии, например, с которой у России наступил "ледниковый период"?

- Меня в этом отношении удивляет так называемая корпоративная этика и корпоративная дружба. Я считаю, что мы все-таки должны жить по принципу "дружба дружбой, а денежки врозь".

- То есть у каждого государства свои интересы?

- Да. И когда Сейм Латвии поддерживает Эстонию в ситуации вокруг памятника Воину-освободителю, у нас это вызывает недоумение. Возникает вопрос: а в чем Латвия ее поддерживает? В том, что там убили человека, или в том, что переносят памятники? Ведь в сеймовском документе абсолютно неясно, о чем именно идет речь.

Но суть не в этом. Латвия выразила балтийскую солидарность, и Эстония тут же начала работу по торпедированию проекта Северо-Европейского газопровода, интерес к которому у Латвии огромный. Об этом ваш премьер Калвитис ясно заявил в Москве. Он просил Миллера, Фрадкова и Путина содействовать участию Латвии в этом проекте. Реализации которого Эстония сегодня пытается помешать. Тогда у меня возникает еще один вопрос: а почему Латвия поддержала Эстонию, а Эстония не хочет учитывать экономические интересы Латвии? О каком же тогда пресловутом балтийском единстве можно говорить?

- Вы об этом спрашивали наших политиков?

- Да. Но звучит один ответ: "Мы поддерживаем Эстонию. Мы - Балтийские страны". Я считаю, что такая позиция ошибочна. Вы же теперь не в Советском Союзе живете, который вам не нравился только потому, что там надо было стоять по стойке смирно перед Москвой. Вы сейчас самостоятельное, независимое государство со своими национальными интересами. Тогда возникает вопрос: зачем же оказывать поддержку тому, кому ваши интересы абсолютно безразличны?

- И все же, какие шаги за последнее время были сделаны по продвижению Северо-Европейского газопровода, в том числе в сторону Латвии?

- Никаких подвижек на этом направлении нет, потому что вышеупомянутая корпоративная поддержка влияет на перспективу проекта в целом. Уже Финляндия начинает высказываться против, Швеция... Меня это удивляет. Можно быть против, если газ пошел бы мимо Евросоюза. Но когда газ идет в Европу, тогда какая разница, как он идет, каким образом? Когда его может получить та же Польша из Германии - страны, в которую этот газ приходит. Не надо искать деньги на подключение к этому проекту и ждать, когда газопровод будет закончен.

- После скандала с Бронзовым солдатом российский транзит в эстонском направлении заметно сократился. Можно ли ожидать, что если он убудет в Эстонии, то прибудет в Латвии?

- Это достаточно непростой вопрос. Любое снижение по Эстонии сегодня воспринимается как политическое давление со стороны России. Но никаких указаний относительно того, открыть или закрыть транзит, конечно же, не было. И не будет. Если кто-то этого ждет, то не дождется. Хотя у самих бизнесменов есть, конечно, чисто человеческая позиция. Они в любом случае реагируют на события вокруг Эстонии. Но все почему-то считают, что это рука Кремля, рука Москвы.

- И все же есть ли сегодня какие-то надежды, что нефтепровод на Вентспилс оживет?

- Я думаю, это проблема будущего. Нужно, чтобы компания Vitol до конца разобралась в ситуации, в результате которой один из фигурантов находится сегодня под следствием. Чтобы окончательно понять, что там такое, каковы прозрачность и перспективы этого бизнеса. И чтобы потом в союзе с Россией, Казахстаном или кем-то еще попытаться восстановить это направление. Но для начала нужна ясность.
О роли личности в истории

- Можно ли сказать, что остановка нефтяного потока во многом произошла из-за позиции Лембергса?

- Я всегда открыто говорил: все, что произошло с Вентспилсом, это прямая вина Лембергса. На начальном этапе становления транзитной отрасли Латвии он считал, что русские со своей нефтью сами приползут. А потом, когда он полностью вошел в этот бизнес-проект, ему уже не хотелось никого туда пускать.

- То есть роль личности в истории все-таки велика?

- Она всегда имела место. Были Сталин, Хрущев, Брежнев и Ельцин... Сейчас - Путин. Совершенно разные эпохи. В Америке был Кеннеди, а сейчас - Буш. Разные люди. И совершенно разные этапы отношений.

- А какова роль Путина в истории латвийско-российского транзита?

- Я думаю, что роль Путина вообще особая, с учетом растущего уровня экономики России, продвинутых общественно-политических преобразований в стране. Ни в коем случае это нельзя связывать только с сырьевыми возможностями России. Здесь совершенно другая ситуация.

Владимир Владимирович Путин - молодой и трезвомыслящий политик, который ведет достаточно интенсивный и активный диалог со всеми странами. И в первую очередь - с членами Евросоюза. Такого же плотного диалога раньше не было. А он начался. И начался абсолютно открыто, и наша позиция ясна, и не нужно ничего додумывать. Полагаю, что роль Путина как президента еще будет оценена. Но, как это у нас бывает, только после ухода, когда начнут сравнивать - что было и что стало.

- Говорят, что вы - лицо, приближенное к президенту. Может быть, вам известно, что будет с Путиным после эпохи Путина?

- Моя приближенность заканчивается на стадии получения от президента верительных грамот. А что будет? Я думаю, он один знает, что будет. Уверен только в том, что Путин в любом случае не уйдет из политики. Он останется в ней в том или ином качестве. Уйти из политики просто так невозможно, тем более когда у тебя так много получается. Всегда хочется продолжить, ведь человек постепенно набирается опыта. Все-таки 4 года и даже 8 лет для президентства - это мало. За 4 года ты только входишь в курс дела. Но за этот период достаточно сложно раскрутить маховик, особенно если он еще и стоял. Поэтому я думаю, что он останется. Полагаю, что принцип преемственности, который был продемонстрирован передачей власти от Ельцина к Путину, сохранится и каких-либо кардинальных изменений в российской политике не произойдет.
Ровесники должны дружить

- А каков ваш прогноз в отношении латвийско-российских отношений?

- Мы только-только вышли на этап разумного двустороннего сотрудничества. Сегодня Россия и Латвия абсолютно равноправные партнеры. Мы - два новых государства, которые, к тому же, возникли в одно и то же время. В жизни бывает так, что люди одного поколения дружат и вместе идут по жизни. А учитывая то, что мы - соседи и исторически были вместе, генная связь все равно существует. И ее не надо забывать. И не надо забывать, что русский язык, на котором мы можем общаться и думать, это наше общее достояние, которое надо беречь. Потому что для того, чтобы начать думать на английском языке, надо прожить в этой среде не один десяток лет. И еще не известно, получится ли. Мне хотелось бы напомнить, что будущее в наших руках, и ни в коем случае не надо его упускать.

http://www.latvia.mid.ru/news/ru/07_010.html

12.06.2007

Татьяна ФАСТ


Док. 466324
Перв. публик.: 12.06.07
Последн. ред.: 24.07.08
Число обращений: 125

  • Калюжный Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``