В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Нечаев: Ситуация на фондовом рынке России и проект стратегии социально-экономического развития РФ Назад
Андрей Нечаев: Ситуация на фондовом рынке России и проект стратегии социально-экономического развития РФ
Передача :     Интервью
Ведущие :     Ольга Бычкова
Гости :     Андрей Нечаев


В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Андрей Нечаев, президент Российской финансовой корпорации российского правительства.
Ведущая эфира Ольга Бычкова.

О. БЫЧКОВА - Добрый день!
А. НЕЧАЕВ - Здравствуйте!
О. БЫЧКОВА - Итак, об этом проекте известно то, что в основе его лежит известная программа Грефа. Кстати, для тех, кто интересуется, специально я могу сказать, что она опубликована на сайте Минэкономразвития в полном виде. Эта программа Грефа, которую называют либеральной. Можем ли мы говорить о том, что действительно правительство полностью определилось в своих либеральных подходах к развитию экономики, по крайней мере, в ближайшие 10 лет?
А. НЕЧАЕВ - Я все-таки с вашего разрешения начал бы не с либерализма, а с учетом того дня, когда мы с вами встречаемся. Я просто не могу отказать себе в удовольствии поздравить наших женщин, на мой взгляд, с несколько сомнительным праздником, потому что мы вообще-то забываем, что это - день солидарности женщин-работниц, он у нас просто превратился в такой весенний праздник. Но раз уж мы его празднуем, и правильно делаем...
О. БЫЧКОВА - Но женщины у нас - работницы, в основном.
А. НЕЧАЕВ - Да. Я искренне всех поздравляю, и хотя в Москве сегодня слякотно и сыро, и противно, я все равно искренне желаю всем доброго весеннего настроения. Теперь по поводу правительства и программы. То, что происходит с этой программой, лично у меня вызывает чувство все возрастающего раздражения. Вот мы скоро отметим годовой юбилей, как правительство впервые эту программу одобрило, и за год практически не было сделано ничего, за малым исключением. И, на мой взгляд, вы знаете, лучше принять, может быть, не вполне совершенную программу, но все-таки ее реализовывать, чем бесконечно оттачивать, совершенствовать, утверждать, переутверждать. Я убежден, что то, что сейчас будет правительство рассматривать, практически это будет, за малым исключением, издание второе той программы, которую оно уже одобрило. И вместо того, чтобы вот год совершенствовать программу, нужно было ее просто реализовывать.
О. БЫЧКОВА - А реализация и одновременное совершенствование, разве это противоречит одно другому?
А. НЕЧАЕВ - А реализации-то нет. Давайте возьмем пример: скажем, крупный раздел программы, который называется "дерегулирование экономики". Ни для кого не секрет, что наша нынешняя система управления экономикой забюрократизирована до предела. Барьеры входа на рынок чрезвычайно высоки. Для человека сейчас начать собственное дело, не то, чтобы невозможно, но чрезвычайно трудно. И совершенно справедливо в программе было написано и был предложен ряд вполне конкретных мер по дерегулированию экономики. Первое, скажем, облегчение регистрации предприятий. Вот сейчас, для того, чтобы начать свое дело, вы должны просто зарегистрировать компанию. Вы должны обежать минимум 12 инстанций, везде получить согласование, везде получить визу. Не всегда, к сожалению, это обходится без взяток и т.д. Давным-давно было внесено предложение - давайте жить по принципу одного окна. Вот, вы собрали весь необходимый пакет документов, принесли его, не важно, что это будет - регистрационная палата или какой-то иной орган, принесли, и через месяц приходите за ответом, а лучше - за соответствующими документами, которые разрешают вам дальше заниматься бизнесом.
О. БЫЧКОВА - Но на это обычно говорят, что тогда появится еще большее количество таких фиктивных фирм, которые преследуют совсем иные цели, нежели занятие нормальным бизнесом.
А. НЕЧАЕВ - Во-первых, начну с того, что это записано в программе, так почему же это нет делается? И второе - ну, вот сейчас жутко бюрократизированный механизм существует. И что? Это препятствует появлению фирм-однодневок? Отнюдь. Это препятствует тому, что создаются фирмы под одну, конкретную операцию, например, для того, чтобы энную сумму вывести за границу? Отнюдь. И единственно, кто на этой системе наживается, прямо скажем, это большая группа юристов и юридических компаний, который специализируются на том, чтобы регистрировать фирмы. А специализируются они очень просто: устанавливаются специальные отношения, так вот я изящно выражусь, с регистрирующим органом, и все. Поэтому, если эта система будет изменена, то единственное, кто на этом что-то проиграет, это небольшая группа чиновников, которые сейчас сидят на этой работе, и относительно небольшая по нашим меркам группа юристов, которые за известную сумму зарегистрируют вам компанию. Все.
О. БЫЧКОВА - Но т.к. у этих чиновников огромная власть, то, наверное, это не будет изменено никогда?
А. НЕЧАЕВ - Ну, все-таки хочется всегда надеяться на лучшее, хотя вот то, что прошел почти год и ничего в этом плане не изменилось... Причем, более того, мы минимум последние месяцев 5 слышим, что вот-вот Минэкономики, или как оно ныне называется - Минэкономразвития и торговли, вот-вот внесет 5 законопроектов, которые как раз направлены на дерегулирование и дебюрократизацию экономики. И президент их одобрил, и как бы поставил свой авторитет в каком-то смысле на службу прохождения этих законопроектов, а воз и ныне там. Эти законы даже еще не внесены в правительство, не только в Думу, даже в правительство. А ведь масса, я упомянул только регистрацию, а возьмите лицензирование. Абсолютно нелепая ситуация - у нас лицензируется порядка 250 видов деятельности. Я понимаю, что 100% надо лицензировать, скажем, производство наркотиков, 100% надо лицензировать производство или торговлю оружием. Надо, может быть, лицензировать производство каких-то там лекарств. Но сейчас, скажем, лицензируется производство хлебобулочных изделий. Вот, объясните мне, для того, чтобы выпекать булочку, для чего нужно эту деятельность лицензировать? Да, наверное, санитарный и эпиднадзор должен следить, чтобы там было чисто. Да, наверное, пожарники должны следить, чтобы там не было пожароопасной ситуации. Но лицензировать-то там что? В чем такая чрезвычайная специфика этого вида деятельности, что государство должно разрешать или запрещать, помимо всех других методов контроля, производство, скажем, несчастных булочек? Это вот просто один пример. Или давайте возьмем другой пример. Сейчас есть порядка 30 разных контролирующих организаций, которые могут практически парализовать деятельность любой компании, начиная от налоговой полиции, инспекции, торговая инспекция, СЭС, пожарнадзор и т.д., и т.п. И давно было внесено предложение, записано в той самой программе, которую мы обсуждаем, что надо их деятельность, мягко говоря, упорядочить. Упаси Боже, я не за отказ от контроля, не за отказ от разумных проверок, но когда к вам каждый день может придти проверяющий, то вы уже не можете заниматься бизнесом, создавать рабочие места и т.д., жизнь превращается в ад.
О. БЫЧКОВА - На наш эфирный пейджер уже поступают вопросы. 788-00-88 для абонента "Эхо Москвы", напомню номер. Вот вопрос от Дмитрия Ломакова, сопредседателя Союза негосударственных музеев: "Как вы относитесь к такому нелепому виду лицензирования, как лицензирование музейной деятельности?" - это, конечно, не вполне бизнес, наверное...
А. НЕЧАЕВ - Для меня это все сродни лицензированию выпечки булочек. Т.е. я глубоко убежден, что должно быть не 250, а максимум, может быть, несколько десятков лицензируемых видов деятельности. И все.
О. БЫЧКОВА - Сразу возникает вопрос, а располагает ли в принципе списком вот этих видов деятельности, которые нужно лицензировать, а также списком других проблем, которые должны быть каким-то образом решены, располагают ли на самом деле этими списками те, кто создает все эти программы? Т.е. вы обращаетесь ли к тому же г-ну Грефу? Или обратной связи такой достаточной нет?
А. НЕЧАЕВ - Вне всякого сомнения, обладают. Во-первых, нынешняя ситуация, она просто закреплена законом. Это есть закон о лицензировании, который перечисляет все виды деятельности. Конечно, надо точно понимать, что любое разрешение для чиновника всегда - праздник. Лицензирование - это всегда праздник. Поэтому, конечно, министерство, другие органы, которые наделены правом выдавать лицензии, конечно, они бьются за сохранение этого права, как я не знаю, за жизнь. Но опять-таки, в чем парадокс состоит? Ведь все это уже написано в правительственной программе. Все это сейчас надо просто элементарно делать. Надо разработать новый закон, не Бог весть какой сложный, и сказать. что все, теперь мы лицензируем не 240 или 250, а, скажем, 30 видов деятельности. И более того, пункт второй - этот список является исчерпывающим. Вот все, что не запрещено - разрешено.
О. БЫЧКОВА - Но лицензирование - это только одна проблема, насколько я понимаю. Таких проблем, наверное, еще много.
А. НЕЧАЕВ - Вот мы уже с вами так или иначе упомянули три: лицензирование, жутко усложненная регистрация, проверки, которые надо сделать упорядоченными, комплексными. Вот, пожалуйста, скажем, одни раз, в зависимости от вида проверки, один раз в 3 месяца или один раз в 6 месяцев, или вообще один раз в год они могут придти на предприятие. Желательно, чтобы они приходили все вместе. Вот они неделю предприятие проверяют. Если все нормально - спасибо, до свидания, в течение ближайших 6 месяцев, если не происходит какое-то ЧП, мы вас больше на законном основании не ждем. Вот так должен быть этот мир устроен.
О. БЫЧКОВА - Но я повторю свой вопрос: все-таки непонятно, так много говориться слов о том, как все должно быть сделано, все это так или иначе написано в правительственных документах, вернее, в проектах, почему, как Вы говорите, действительно прошел год, и ничего не происходит? Вот это совершенно непонятно.
А. НЕЧАЕВ - Давайте начнем с того, что правительство - совсем не какой-то единый организм. Там всегда исторически, и когда я еще работал в правительстве, всегда была масса внутренних противоречий. И обычно линия конфликта проходила между т.н. общеэкономическими министерствами и отраслевыми министерствами, вот теми самыми, которые занимаются лицензированием, разрешением, выдачей квот на вылов рыбы или на что-то еще. И дискуссии были очень жаркими. И даже когда эти дискуссии, казалось бы, заканчивались и ставилась точка - как тот случай, о котором мы сейчас говорим, программа-то, повторяю, одобрена. Тем не менее, шла потом большая, подпольная, подспудная деятельность, когда министерства, частично аппарат правительства фактически просто саботировали или блокировали дальнейшую реализацию. Это первое. Второе - совсем как бы из другой области. Как ни странно, с нами, с правительством в первую очередь, злую шутку сыграла вот та ситуация, то, что на Россию пролился просто золотой дождь нефтедолларов. И вдруг, в одночасье, все стало хорошо. И дополнительные доходы бюджета в 10 млрд. долларов почти, и повышенные доходы пенсионного фонда, что позволяло безболезненно повышать пенсию, и т.д. И на секунду, вероятно, возникло какое-то такое благостное ощущение - слушайте, так уже можно ничего не делать, все и так уже хорошо. И вот это, на мой взгляд, чрезвычайно опасное чувство. Сейчас, кажется, слава богу, пролился холодный душ, и помог в этом нам Парижский клуб, как это не печально, и правительство, наконец, поняло, что нельзя больше ничего не делать. Но год-то был потерян.
О. БЫЧКОВА - Вопрос на пейджер от Георгия: "На Западе все эти вопросы уже решены. Почему не сделать как у них?" - вот, взять просто, списать откуда-нибудь, где работает.
А. НЕЧАЕВ - Вы знаете, что называется, если бы директором был я, я бы так и сделал. Может быть, не везде нам надо списывать, скажем, западный опыт, там тоже есть свои проблемы, но, конечно, на Западе вести бизнес многократно проще, чем у нас, это вне всякого сомнения. Там, во-первых, есть правила. Что важно для бизнеса? Пусть плохие, но твердые правила, и самое главное, там есть судебная защита - вот то, что у нас, к сожалению, совершенно не работает.
О. БЫЧКОВА - Мы продолжим после новостей.
НОВОСТИ.
О. БЫЧКОВА - Мы возвращаемся в прямой эфир. Мы обсуждаем проект стратегии социально-экономического развития России. И, собственно, почему, вот уже год как обсуждается так или иначе этот документ, но, как утверждает Андрей Нечаев, больше разговоров, нежели реальных дел. Мы говорили о том, что есть конкретные вещи, которые можно исправить уже сейчас, например, сильно облегчить ситуацию для начала и развития бизнеса. Но вот Федор на наш пейджер прислал вопрос: "При Горбачеве трудовая деятельность носила заявительный характер. Что сейчас вы думаете об этом?"
А. НЕЧАЕВ - Вы знаете, я на 100% уверен, что наш слушатель прав, что она носила буквально заявительный характер, но в одном он несомненно прав, что на заре, скажем, кооперативного движения, сейчас я не говорю, правильно ли оно развивалось, и вообще с чего нужно было начинать, но факт, что как ни странно, на развалинах советской системы в конце 80-х годов многие вещи решались гораздо проще с точки зрения развития бизнеса, чем через 10 лет. Вот скоро мы будем праздновать 10 лет начала экономических реформ серьезных в России, и действительно, по многим позициям, как ни странно, вот нас обвиняют часто, то первое правительство, в том, что оно было чрезмерно либеральным, что оно слишком уменьшило роль государства в экономике. Так вот, зато к концу этого 10-летнего периода мы пришли к тому, что государства так много стало в экономике, что, что называется, упаси, Господи. И вообще, конечно, по очень многим направлениям нужно действительно использовать заявительный характер.
О. БЫЧКОВА - Вопрос от Георгия, который уже спрашивал, почему нельзя переписать то, что правильно и хорошо работает на Западе: "Ответьте, все-таки, пожалуйста, но почему же не делается так, как на Западе?" - это крик души, я понимаю.
А. НЕЧАЕВ - Могу только кричать вместе с вами. Не только можно, но и нужно. Я из правительства ушел как раз в марте 1993 года, так что вот скоро буду справлять 8-летний юбилей расставания с правительством, поэтому теперь только могу вместе с вами адресовать к нему свои призывы - доколе?!
О. БЫЧКОВА - Вопрос от Нины: "Поддерживаете ли вы коммунистов и "Единство" об отставке правительства?" - то, что сейчас будет обсуждаться в Думе.
А. НЕЧАЕВ - Вы знаете, я отнюдь не в восторге от деятельности нынешнего правительства, в большей степени как раз в том, что мы сейчас обсуждаем - от его бездействия по тем направлениям, где оно должно было бы активно работать. Но я думаю, что мена правительства, не каких-то отдельных лиц, а действительно серьезная смена всего правительства, была бы, наверное, сейчас не на благо, потому что просто по собственному опыту знаю, вот, для того, чтобы, знаете, войти в курс дела, познакомится с аппаратом и т.д., наладить какую-то управляемость, нужно несколько месяцев. И вот сейчас потеря нескольких месяцев была бы крайне пагубной. Ну, а если говорить о партиях, которые вы упомянули, я не думаю, что они это затевают всерьез. Я думаю, что там совсем другие цели преследуются - не сменить правительство и не разогнать Думу, а так, приструнить друг друга, другие фракции и т.д.
О. БЫЧКОВА - Конкретный вопрос на нашем пейджере от Натальи Николаевны: "НДС для предпринимателей - действительно ли это уверенность в получении дополнительных доходов или бессмысленная бумажная волокита?"
А. НЕЧАЕВ - Вопрос как-то немного загадочно сформулирован. Я бы сказал так, НДС может использоваться, он используется во всем мире, налог на добавленную стоимость. Это, по нашей практике, самый хорошо собираемый налог. Но другое дело, что его уровень надо, конечно, понижать, так, если коротко, надо совершенствовать практику зачетов НДС, предприниматели поймут, о чем я говорю. И что точно надо сделать, вот, у нас по закону от НДС освобожден экспорт. То, что происходит сейчас, это просто кощунство, когда с предприятий, экспортирующих продукцию, сначала авансом берут НДС, а потом помногу месяцев, а иногда и лет, его не возвращают. И мотивируется это борьбой с лже-экспортом. Но простите, если чиновники не умеют грамотно выполнять свою работу и отличать реальный экспорт от лже-экспорта, то это их проблемы, но не проблемы конкретных предприятий, которые совершенно добровольно в кавычках, конечно, вынуждены на несколько месяцев кредитовать государство, вопреки закону. И если еще, скажем, для нефтяных компаний при нынешней благоприятной мировой конъюнктуре, это трудно, но переносимо, то, скажем, для оборонных предприятий, которые сейчас живут только за счет экспорта, потеря НДС на несколько месяцев - это просто иногда равносильно срыву контрактов.
О. БЫЧКОВА - И вот тема, которую я сейчас хотела затронуть. Как известно, Андрей Нечаев, президент Российской финансовой корпорации, на самом деле претендует на то, чтобы стать губернатором Тульской области.
А. НЕЧАЕВ - Это правда.
О. БЫЧКОВА - Это не предвыборная кампания, сразу скажу. Есть интересные вопросы, естественно, тут же к г-ну Нечаеву: собственно, если все так сложно в стране, если так много зависит от правительства, которое мало что делает, как вы утверждаете, что собственно может сделать один конкретный губернатор в одном конкретном регионе?
А. НЕЧАЕВ - Если вы спрашиваете о моей мечте, то я искренне верю, что один отдельно взятый губернатор, если он соберет честную, профессиональную команду и будет проводить разумную политику, то он действительно в одном отдельно взятом регионе может кардинально улучшить экономическую и социальную ситуацию. И у нас очень много зависит от региональной власти. Многое, конечно, зависит от федерального центра, но очень многое зависит и от губернаторов, в том числе. Поэтому я искренне верю, что да, в отдельно взятой и даже не самой благополучной области можно построить нормальную экономику и нормально лоббировать свои интересы в федеральном центре, в самом хорошем смысле этого слова, и взаимодействовать с федеральным центром и, может быть, чему-то учить федеральный центр. И с позиции губернатора, который входит в Госсовет, наверное, делать это, может быть, даже проще, чем, скажем, с позиции даже уважаемого президента уважаемой Российской финансовой корпорации.
О. БЫЧКОВА - Тула - это не самый богатый регион, мягко говоря, да?
А. НЕЧАЕВ - Вы знаете, ситуацию парадоксальная. Это один из самых бедных регионов сейчас. Она, к сожалению, занимает последнее, предпоследнее место в центральной России по большинству показателей, и при этом это совершенно уникальная область. Это область с уникальной оборонкой, область с очень высоким научно-техническим потенциалом, с очень высоким уровнем образования. И для меня действительно, я давно с этой областью работаю, для меня искренне жаль, что вот область оказалась в таком положении. Но ей последние 8 лет, к сожалению, руководят аграрии. И вот когда аграрий руководит промышленной областью, все, жди беды.
О. БЫЧКОВА - А кто сейчас там Ваши конкуренты на выборах?
А. НЕЧАЕВ - Ныне действующий губернатор Стародубцев, думаю, что далее комментарии излишни, представитель одной из местных газпромовских структур г-н Соколовский, глава одного из районов области г-н Самошин и внук Брежнева, но он пока кампанию реально не ведет, тем не менее, вот, 5 зарегистрированных кандидатов, среди которых ваш покорный слуга.
О. БЫЧКОВА - Вы говорили о том, что у Вас есть мечта, чтобы можно было добиться в одном конкретном регионе того-то и того-то. Как обстоит дело с реальностью?
А. НЕЧАЕВ - Сейчас - выборы, поэтому, конечно, сейчас сделать нельзя ничего. Но вы знаете, вот мы говорили невольно о губернатор - центральная власть, вообще о взаимодействии...Это, кстати, на мой взгляд, очень серьезная проблема. Мы выстраиваем, президент выстраивает вертикаль власти, прежде всего, по политическим соображениям. Конечно, это важно, но, на мой взгляд, не менее важно выстроить вертикаль власти, которая обеспечивала бы проведение единой экономической политики. Вот сейчас у нас та программа, которую будет в очередной раз обсуждать правительство, которую обсуждали мы с вами, она достаточно либеральная. При этом у нас во многих регионах по-прежнему продолжают если не строить социализм, то по крайней мере, сохранять отдельные его элементы. И страна никогда не будет двигаться в экономике вперед, если как лебедь, рак и щука федеральный центр проводит одну экономическую политику, а регионы - другую. Поэтому мне кажется, что, выстраивая вертикаль власти, не менее важно думать не только о политической лояльности того или иного регионального руководителя, а о том, в состоянии ли он проводить ту экономическую политику, которую сейчас проводит или пытается и будет проводить федеральный центр. И второе - на мой взгляд, у нас слишком сконцентрирована административная власть. Вот сейчас, возьмите, ввели институт полпредов. Не обсуждаю сейчас, нужен этот институт или нет, но часть аппаратов полпредов сидит в Москве. Москва и так, на мой взгляд, безумно перегружена административными функциями, просто чиновничеством. И мне кажется, было бы, например, совершенно правильно, если, скажем, хотя бы столица Центрального федерального округа была вынесена из Москвы и перенесена, например, в Тулу. Говорю это не только потому, что я баллотируюсь там в губернаторы, а потому, что это действительно область с хорошим потенциалом, это географический центр, в конце концов, Центрального федерального округа, и это, на мой взгляд, дало бы очень существенный импульс для развития области.
О. БЫЧКОВА - Интересная идея.
А. НЕЧАЕВ - Выношу ее, с вашей помощью, официально.
О. БЫЧКОВА - Понятно. Поглядим, что из этого получится. В нашем прямом эфире был Андрей Нечаев, президент Российской финансовой корпорации российского правительства. Спасибо Вам!




08.03.2001
http://echo.msk.ru/programs/beseda/13860.phtml



Док. 466064
Перв. публик.: 08.03.01
Последн. ред.: 23.07.08
Число обращений: 340

  • Нечаев Андрей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``