В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Адам Кавхинский: Православно-исламская трудовая этика как стратегическая основа новой макроэкономической модели межцивилизационного развития России Назад
Адам Кавхинский: Православно-исламская трудовая этика как стратегическая основа новой макроэкономической модели межцивилизационного развития России
При осуществлении экономической политики весьма важным представляется учет региональной, национальной и иной специфики ее объекта, что подразумевает знание, как актуальных экономических предпочтений населения, так и его хозяйственных традиций.

К сожалению, современная российская философия пока не выдвинула идеологию постиндустриального развития России, сравнимую по ясности и масштабам обобщения с марксистско-ленинской идеологией развития социализированного индустриального общества.*

В современной России, ищущей эффективный путь экономического развития социально-экономического и духовного возрождения и обосновывающую его идеологическую (в том числе, как возможный вариант, и религиозную) доктрину, весьма актуальной является проблема взаимосвязи экономических и религиозных ценностей россиян, влияния религиозного опыта и его осмысления на формирование и развитие того или иного экономического типа общества.

Религия же, как комплексное социокультурное и духовное образование оказывает огромное влияние на формирование всех этносов. Более того, она может служить главным системообразующим признаком в формировании определенного типа этносов - этноконфессиональных образований.**

Связь, между религией и экономической деятельностью человека существует с древнейших времен. Религия оказывала и оказывает активное воздействие на поведение верующих в сфере экономики и производства, на отношение к труду. Об этом свидетельствует опыт всех мировых религий. Экономического успеха добивались те общества и страны, где различные религии своими специфическими средствами стимулировали экономическую деятельность, создавая соответствующий нравственный фон, формируя трудовую этику и соответствующие нравственные нормы.

" Предостережение о Божественном возмездии всем, преступившим букву закона, присутствует во всех религиозных учениях. В трех религиях Откровения, иудаизме, христианстве и исламе, присутствуют примеры альтернативных способов контроля и управления. Но именно в исламской системе этические принципы доминируют над экономическими, в первую очередь из-за стойкой веры в загробную жизнь и в наступление Дня, в который будет судить Аллах (свят Он и велик). Священный Коран отличается от других писаний тем, что он содержит не сообщения о Боге, а его прямую речь: слоги, слова и фразы Аллаха (свят Он и велик)".*

Особое место и роль духовность, религиозность играет для русского народа. Как писал Е. Н. Трубецкой. - В России все общественные связи держались связями религиозными. Когда религиозные связи ослабели, человек стал волком, и государство рухнуло. Именно религия, по самому смыслу своего наименования, связывает людей воедино. Если связь исчезает, то общество превращается в толпу, стадо.**

Известно, что различные религиозные течения в исторической ретроспективе предложили немало вариантов духовного обоснования экономических процессов. В данном контексте отметим: подход русской православной церкви к хозяйственно-экономическим проблемам, коренящийся в специфике исторического развития России, особенностях ее религиозных традиций, национальной психологии русского народа и его самосознании существенно отличается от подхода протестантских организаций, внесших немалый вклад в экономическое развитие Запада.

Сейчас между этими двумя хозяйственными ориентациями в идеологическом плане происходит столкновение: либерально - неопротестантская модель зачастую не учитывающая национальный менталитет, исторический опыт, традиции и духовное наследие России, стремится вытеснить традиционалистско-православную. При этом неопротестантская экономическая модель в России, предназначенная для формирования (в перспективе) экономического сознания на основе норм и ценностей протестантской этики, что обусловлено представлениями о неспособности православия решать рыночные задачи, поскольку оно исходит из принципов государственности, патриотизма, коллективизма ("соборности"), которые отнюдь не стимулируют индивидуализм и стремление к богатству.

Конечно, среди последователей православия немало сторонников традиционной точки зрения: надо быть дальше от "мира сего" и его "земных" интересов - политических, социальных, экономических. Однако, нельзя отрицать и того, что в православии есть не только свои трудовые и хозяйственно-предпринимательские традиции, но и определенное хозяйственное самосознание, своеобразное социально-экономическое миросозерцание, опирающееся на систему православно-христианских духовных ценностей, формирующее духовно-нравственные критерии и стимулы хозяйствования.

Истоки этого социально-экономического православного миросозерцания можно обнаружить в сочинениях Василия Великого и Иоанна Златоуста. Большую роль в выработке социально-хозяйственной этики православия сыграли Нил Сорский и Иосиф Волоцкий, митрополит Владимир (Богоявленский), сравнительно недавно канонизированный Русской православной церковью. Значение хозяйственной деятельности человека, соотношения религии и социально-экономической жизни в рамках разработки проблем социального христианства отмечалось С.Н. Булгаковым .

На наш взгляд, существенным представляется не только анализ официально провозглашаемых религиозными организациями принципов и оценок различных типов хозяйственно-экономической деятельности, но и отношения рядовых верующих к тем или иным экономическим ценностям, их восприятия рыночных реформ последнего десятилетия.

Навязываемые нам штампы западной рыночной идеологии и вестернизированной культуры развивают в основной массе населения подсознательные рефлексы, направленные на культ индивидуализации личности и потребительское миросознание. А современное потребительское сознание, в свою очередь, разучилось распознавать значение духовных и культурных факторов; оно ценит голые материальные результаты, не задумываясь об их моральных предпосылках.

Наметившаяся тенденция перехода от продуктивной рыночной экономики, в центре которой стоит предприятие, к спекулятивной "виртуальной" экономике активизировавшегося ростовщичества, захватывающего все позиции, несомненно является признаком варваризации и архаизации. Речь идет по сути дела об экономике финансовых пирамид, построенной на обмане доверчивых вкладчиков. Но, развенчивая подобную экономику, не следует забывать об ее социокультурных предпосылках и последствиях.

Классическая рыночная экономика строилась на философии партнерства - равного достоинства граждан, вступающих в отношения взаимовыгодного (эквивалентного) обмена. Ростовщическая экономика строится на противоположных презумпциях: на двойной морали господ мира сего.

Из истории мы знаем, что ростовщичество всегда держалось в пограничном межэтническом и межкультурном пространстве, в котором контроль за соблюдением гражданских норм был ослаблен в силу "ничейности" самого пространства. Не случайно Реформация, которая национализировала не только веру, но и предпринимательскую среду, создала предпосылки искоренения ростовщичества и замены его продуктивной экономикой. Институт ростовщичества, как некогда институт рабства, в основном направляет свою агрессию против чужих.

По прошествии почти пятнадцати лет как мы окунулись в рыночную стихию, у нас есть возможность наблюдать, как вместе с ослаблением национальных суверенитетов и экономической роли государства процессы модерна явно пошли вспять и экономика транснациональных специалистов виртуальной экономики и ростовщиков стала теснить нормальную (реальную) рыночную экономику.

Здесь мы имеем яркий пример инволюционных злоключений модерна: последняя модернизация якобы была направлена на защиту свободного рынка от государственных архаических вмешательств. На деле он обернулась реваншем самой архаической из экономических субкультур - ростовщической. ***

Патернализм, ориентация на традиционные ценности открытое неприятие нового, как правило, ассоциированного с западным типом хозяйствования и обосновывающими его протестантскими идеологическими моделями характерны для сознания российских верующих в целом, независимо от пола, возраста, уровня образования. Конечно, молодежи свойственно в некотором смысле более прагматическое видение экономических проблем и приверженность более прагматическим ценностям, ориентация на занятия предпринимательской деятельностью, желание зарабатывать достаточное количество денег, чтобы суметь обеспечить не только себя, но и семью, вырастить детей и т.п.. Естественно, в этом смысле молодые верующие отличаются от пожилых: молодежи гораздо легче "вписаться" в рыночные отношения, ее не так обескураживают приватизация, либерализация цен и другие экономические мероприятия, проводимые в современной России и все более отдаляющие ее от советского прошлого. И если у старшего поколения российских верующих политика реформ в целом и отдельные ее аспекты вызывают, как правило, однозначно негативную оценку, то религиозно ориентированная молодежь (не говоря уже о нерелигиозной) гораздо гибче реагирует на все происходящее в этой сфере.

Далее, можно констатировать, что в России группа верующих имеет вполне отделенные хозяйственные и рыночные ориентации, выраженные в следующем:

во-первых, преобладание тенденций патернализма и консерватизма;

во-вторых, построение собственной хозяйственной деятельности на принципах самообеспечения, напрямую связанной с ожиданием активных действий со стороны государства (введение государственного контроля над ценами, пересмотр итогов приватизации и т.п.);

в-третьих, своеобразное "половинчатое" восприятие рыночных реформ как на уровне действий, так и на уровне идей, особенно, для так называемого "консервативного" типа верующего;

Особое значение имеет прошедший в середине августа 2000 года, в Москве, Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который принял беспрецедентный для истории Православия документ - "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" как социальную доктрину, представляющую собой официальное (нормативное) церковное толкование богоустановленных начал общественного домостроительства в контексте актуальных вызовов современности.

В целом, канонический ответ Церкви на вызовы глобализации поражает своей актуальностью и одновременно фундаментальной глубиной позиции. Социальная доктрина РПЦ представила именно то, чего ищут на протяжении последних лет многочисленные общественные и религиозные организации во всём мире, озабоченные рисками глобализации: универсально сформулированную доктрину праведной трудовой этики, позволившей бы консолидировать общественное сознание в противостоянии очевидному разрушению культурной и природной среды человеческого существования в угоду узко-эгоистическим потребительским интересам элиты постиндустриального мира.

"В культурно-информационной среде глобализация обусловлена развитием технологий, облегчающих перемещение людей и предметов, распространение и получение информации. Общества, прежде разделённые расстояниями и границами, а потому по большей части однородные, сегодня с лёгкостью соприкасаются и становятся поликультурными. Однако данный процесс сопровождается попыткой установления господства богатой элиты над остальными людьми, одних культур и мировоззрений над другими, что особенно нетерпимо в религиозной сфере. В итоге наблюдается стремление представить в качестве единственно возможной универсальную бездуховную культуру, основанную на понимании свободы падшего человека, не ограничивающего себя ни в чём, как абсолютной ценности и мерила истины. Такое развитие глобализации многими в христианском мире сопоставляется с построением Вавилонской башни" (XVI. 3).

Наиболее важной для нас, в свете рассматриваемой проблемы настоящей работы, из содержания социальной доктрины РПЦ является учение о труде, что, естественно, не умаляет ее остального содержания. Православная трудовая этика, подробнейшим образом отраженная в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви безусловно является актуальным каноническим ответом Православия на вопрос о сути справедливого общества и природы социального государства в частности. Проанализируем некоторые вопросы затронутые в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви в части, наиболее интересной в свете содержания настоящей работы...

Заповедь о труде - первейшая из заповедей Божьих человеку:

"... создав райский сад, Бог поселяет в нём человека, "чтобы возделывать и хранить его" (Быт. 2. 15). Труд - это творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобия дано быть сотворцом и соработником Господа. Однако после отпадения человека от Творца изменился характер труда: "В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься." (Быт. 3. 19)" (VI. 1).

"Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2. Фес. 3. 10), - полагал апостол Павел. На значение труда указывали также святые отцы: в частности святой Климент Александрийский называл труд "школой общественной справедливости", а святой Иоанн Златоуст вообще считал праздность бесчестьем. В то же время, не всякий труд благ, но лишь тот, который, по определению доктрины, "является органичным элементом человеческой жизни" (VI. 1) - т. е. не противоречит божественному замыслу о человеке и предполагает соработнический характер.

"Однако труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ, а также на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти" (VI. 4).

Итак, доктрина говорит о двух формах труда: богоугодном (честном, праведном) и небогоугодном (или богопротивном, неправедном). Можно ли показать разницу между данными формами труда в категориях экономической науки? В случае позитивного ответа мы, как представляется, будем иметь народнохозяйственную (домостроительную) формулу праведного трудового (со)общества, институционально соответствующего каноническим представлениям о социальной справедливости.

"Священное Писание свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся." (VI. 4).

Таким образом, в строгом смысле слова богоугодным (или благим и честным) традиция объявляет только труд, обеспечивающий необходимый минимум личного потребления, тогда как все произведённые излишки идут как бы в социальный фонд поддержки нуждающихся (в т. ч. нетрудоспособных).

Всякое избыточное потребление с необходимостью обращается попустительством эгоистическим интересам, которые суть греховные потребности, и деятельность, направленная на удовлетворение последних, не может считаться благим трудом по определению. Но можно ли как-то конкретно определить порог благого потребительского минимума? Да, можно. Ответ гласит: этот порог заканчивается там, где потребление благ начинает требовать эксплуатации ближнего (т. е. другого потенциального потребителя благ).

В социальной доктрине РПЦ отношение к эксплуатации, понимаемой как отчуждение труда, выражено однозначно:

"Работающий вправе пользоваться плодами своего труда... Церковь учит, что отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, но и грехом перед Богом. Священное писание говорит: "Не обижай наемника... В тот же день отдай плату его... чтоб он не возопил на тебя Господу, и не было на тебе греха" (Втор. 24. 14-15); "Горе тому, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдаёт ему платы его" (Иер. 22. 13); "Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа" (Иак. 5. 4)." (VI. 6).

Действие механизмов экономической эксплуатации было осознано ещё ветхозаветными пророками, в частности - великим Моисеем, давшем общине избранного народа одно из первых в истории "антиэксплуатационных" законодательств. Речь идёт о законах священного юбилейного года, предписывающих периодическое (раз в 50 лет) долговое всепрощение в рамках общины. Религиозное обоснование Священному юбилейному году можно найти в утверждении праздника субботы как дня отдохновения (или запрета на производственную деятельность), происходящего из глубокого проникновения в законы цикличности: паузы необходимы для восстановления производительных сил человека, земли, экономики, экологии и вообще всего мироздания.

"Слово Божие не только обращает внимание людей на необходимость ежедневного труда, но и задаёт его особый ритм. Четвёртая заповедь гласит: "Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих" (Исх. 20. 8.10)." (VI. 2).

Система юбилейных "взаимозачётов" ставила известные границы одностороннему перераспределению общественных ресурсов в пользу тенденциально богатеющей социальной верхушки и в ущерб рядовым домохозяйствам. Такого рода уникальный общественный строй (который вполне может быть технически определён как "институциональный коммунизм"), социальная доктрина РПЦ называет "судейством":

"При судействе - общественном строе, описанном в Книге Судей, - власть действовала не через принуждение, а силой авторитета, причём авторитет этот обладал божественной санкцией. Чтобы такая власть действительно осуществлялась, вера в обществе должна быть весьма сильной" (III. 7).

"Христианские государства обычно использовали модифицированное право языческого времени (например, римское право в "Корпусе" Юстиниана), поскольку и в нём содержались нормы, согласные с божественной правдой" (IV. 5).

Эти нормы касались, прежде всего, защиты богоустановленного права общинника (в Византии - гражданина как члена политической общины, т. е. государства) на плоды собственного труда. Показательна, в частности, систематическая направленность социальной политики византийских василевсов на охранение экономической самостоятельности многочисленных производственных общин империи. Монетарная политика Константинополя, базировавшаяся на экономической устойчивости византийского государства позволяла византийскому золотому денарию на протяжении почти тысячелетия играть роль основной международной резервной валюты.

Лихоимство в качестве одного из инструментов нетрудового обогащения за счёт присвоения чужого труда - т. е. экономической эксплуатации ближнего - было осознано человеком с момента происхождения самих денег. Техническим средством предотвращения тенденциального роста имущественной разницы между членами единой экономической общины (в данном случае христианской) государственные власти сделали не юбилейный переучёт (чему препятствовали институты сохранявшегося языческого имущественного права), но запрет на лихву в рамках общинного хозяйства (запрет лихоимства - норма, известная, к примеру, римскому праву). Тем самым общинникам предлагалось вместо периодического списания долгов как бы не задалживаться излишне изначально.

Ныне, в эпоху глобализации мировой экономики, основным инструментом угнетения - как отчуждения общественного труда в личную пользу - всё больше становятся крупномасштабные финансовые спекуляции, играющие на феномене двойственной природы денег: общественной и частной - как средства платежа и тезауризации одновременно. Разница между имущими и неимущими постоянно увеличивается за счёт опережающего роста кредитной задолженности по сложной схеме процентов-на-проценты, за которой не поспевает никакой рост реального производства, и таким образом долговые обязательства в своём полном объёме не смогут быть отработаны никогда. Это ясно демонстрирует опыт экономик Третьего мира, а сегодня та же опасность подстерегает уже и экономики развитых стран. Опасность разрушения в этой связи фундаментальных устоев человеческой трудовой этики (по сути отделяющей нас от "царства беззакония" в его губительной тотальности) особо подчёркиваются социальной доктриной РПЦ:

"Церковь не может не беспокоить и практика финансовых спекуляций, стирающая зависимость доходов от затраченного труда. Одной из форм этих спекуляций являются финансовые "пирамиды", крушение которых вызывает широкомасштабные потрясения. В целом подобные изменения в экономике приводят к утере приоритета труда и человека над капиталом и средствами производства" (XVI. 3).

Каким образом можно конкретно применить социальную доктрину РПЦ в общественно-политической практике - это проблема не только Церкви, но и всего нашего гражданского общества. В идеальной перспективе государство представляется системой властей, обеспечивающих свободу труда граждан и противодействующих богопротивной эксплуатации ближнего. Будет ли эту систему возглавлять Император, иной политический чин, или же граждане добровольно предпочтут в качестве приоритетного совмещение авторитета духовного со светским - всё это вопросы сугубо прикладного плана, хотя и здесь есть свои институциональные и исторические предпочтения.

Рассмотрев выше основные моменты Православной трудовой этики, как уже отмечалось, изложенные в социальной доктрине РПЦ, позволю себе произвести небольшой обзор основных положений исламской трудовой этики, а так же исламской макроэкономической модели.

Основной задачей исламской экономической модели заключается в том, что Ислам заинтересован в создании сильной и развитой экономики. Без этого цели, начертанные еще во времена Пророка (мир ему), не могли бы быть достигнуты. Например, благоденствие максимально большего числа людей и социальную справедливость можно обеспечить только в экономически стабильном государстве (или регионе). Эти и иные вопросы экономического направления при естественном их нераздельном осмысливании с общими вопросами Ислама и составляют основу исламской экономики.

Одновременно надо отметить, что важнейшей характерной чертой геополитического пространства ислама является колоссальный демографический потенциал арабо-мусульманских стран. Благодаря высокой рождаемости и многодетности в этом пространстве образуются многочисленные и потому дешевые трудовые ресурсы. Миллионы египтян, палестинцев, турок, марокканцев, алжирцев, йеменцев, пакистанцев выезжают на заработки в другие страны...

Поэтому к таким вопросам относится также единое понимание сущности формирования интегрированной макроэкономической системы на смешанной основе православно-исламской идеологии, включающей в себя с одной стороны православную трудовую этику, а с другой исламскую макроэкономическую модель, при естественном понимании того факта, что Православие и Ислам, демократия и рыночная экономика не противоречат друг другу и их основные принципы вполне совместимы.

Начало дискуссий, как может сочетаться доктрина Ислама с практическими моделями экономики, относится к концу 50-х-началу 60-х гг. С конца 70-х гг. концепция исламской экономики развивается во взаимозависимости с проектами хозяйственных преобразований во всем мусульманском мире. И если до этого времени мусульманские ученые предпочитали ориентироваться на западные экономические модели, то семидесятые годы характеризуются возвратом к исламским ценностям.

По мнению ряда мусульманских исследователей, в исламской "смешанной" экономике преодолены многие недостатки, присущие социалистической и капиталистической системам, а также созданным на их основе экономическим моделям. Ислам признает частную, государственную и кооперативную собственность. Основой производительной деятельности считается труд, а не капитал. В связи с этим во многих работах исламских ученых неприемлемой признается идея поставить в исключительную зависимость от накопления капитала процесс экономического роста, т.е. подвергается сомнению один из ключевых моментов западной экономической теории.

В последнее время все чаще высказывается мнение, что именно за финансированием за счет собственных средств будущее корпоративных финансов - в противоположность чуждому Исламу долговому финансированию (т.е. через традиционный банковский кредит). Финансирование за счет собственных средств или мобилизация средств через прямое участие в капитале - основа исламской экономической системы. Исламская экономическая модель находится в настоящее время в процессе разработки. Существуют различные подходы. Бесспорно одно - мусульманская экономическая теория, еще в VII в. сформулировавшая постулат о мобилизации средств через прямое участие в капитале или финансирование за счет собственных средств, заслуживает тщательного изучения, особенно на фоне усиления в последнее время влияния этических ограничителей человеческой деятельности на процесс глобализации мировой экономики (западнохристианской(неопротестанстской) модели экономического развития общества - на сегодняшний день единственной и безальтернативной экономики в мире).
В 80-е гг. Иран, Пакистан, Судан предприняли попытки реализации исламских идей на практике (в том числе путем исламизации экономики). В разработке модели мусульманской экономики участвовали теологи из Пакистана, Египта, Саудовской Аравии. Попытки создания исламской экономики или ее отдельных элементов предпринимались в рамках Организации исламская конференция (ОИК), а также на неправительственной основе.

Например, если брать сферу страхования, то в Хартуме (Судан) еще в 1978 г. в структуре ОИК был создан Институт по вопросам взаимного страхования, призванный регулировать отношения в области дозволенных видов страхования в Умме. Концепция исламского экономического порядка и вытекающих из него прав в сжатом виде содержится во Всеобщей исламской декларации прав человека;

1)    в своей хозяйственной деятельности все люди имеют право пользоваться природными богатствами. Это блага, дарованные Аллахом в интересах всего человечества;
2) все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с Законом (Шариатом);
3) каждый человек обладает правом собственности, которой владеет индивидуально или совместно с другими лицами.
2) Национализация некоторых экономических средств законна с точки зрения общественных интересов;
4) бедняки имеют право на определенную часть состояния богатых, установленную "закятом" и выделяемую в соответствии с Законом;
5) все средства производства должны использоваться в интересах всей общины (Уммы), запрещается не принимать их в расчет или плохо ими распоряжаться;
6) для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуатации исламский Закон запрещает монополии, чрезмерно ограничительную коммерческую деятельность, ростовщичество, использование принудительных мер при заключении сделок и публикацию лживой рекламы;
7) в обществе разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общины (уммы) и не нарушают исламские законы и ценности".

Исламская экономическая модель в общих чертах может быть сведена к нескольким равноценным в концептуальном отношении положениям, сформулированным на проходившей в ноябре 1988 г. в Тунисе под эгидой Лиги арабских государств научно-практической конференции по проблемам экономической системы Ислама:

1) полное право собственности на все, что существует в мире, принадлежит только Аллаху (а через Него - всей мусульманской общине). Человек выступает лишь доверительным собственником имеющихся в его распоряжении богатств и благ;

2) все, что делает человек в этом мире, происходит с согласия и с ведома Аллаха;

3) частная собственность, которую утвердил Ислам, ограничивается законными способами присвоения, расходования средств и уплатой финансовых долгов;

4) экономический порядок в Исламе сочетает сбалансированность с социальной справедливостью.

При разработке любого проекта исламской экономической системы необходимо учитывать, по меньшей мере, три установки:

· встречающийся во многих местах Корана запрет "риба" (взимание ростовщических процентов);

· приводимая в Коране в общем виде заповедь "зякат" (внесение социальных взносов);

· признаваемый всеми сторонами принцип защиты собственности (как измерение общего блага).

"Зякат" - это сбор, используемый в тех целях, список которых приводится в Коране, и которые можно охарактеризовать в широком смысле этого слова как поддержку нуждающихся, как служение обществу. Величина этого сбора была установлена пророком в размере 2,5% от нетто-имущества, превышающего определенную не облагаемую сбором сумму, и 5% (10%) от урожая сельскохозяйственных культур, получаемых при естественном (искусственном орошении). Подобный сбор, само собой разумеется, не представляет никакой угрозы для рыночного хозяйства.

Запрет "риба", с точки зрения представителей либерально - неопротестанской экономической модели, создает проблему для нормального функционирования рыночной экономики, поскольку он делает невозможным ростовщичество и взимание процентов и включает в себя ограничение финансового сектора и рыков капиталов. Главное техническое отличие исламских финансов от господствующей в мире модели может быть сведено к отказу от ссудного процента. Это позволяет мусульманским экономистам вместо такого инструмента, как "цена денег", подверженного воздействию огромного числа субъективных и сугубо спекулятивных факторов, ввести более приемлемую категорию "эффективности капитала". Ресурсы, ориентируясь на норму доходности непосредственно, перетекают в те сектора экономики, потенциал которых наиболее положительно оценивается рынком. Можно спорить о том, может ли система беспроцентного финансирования достичь такой же степени эффективности, как и система, основанная на взимании процентов. Но даже в том случае, если это окажется невозможно, необходимо все-таки признать - не в последнюю очередь ввиду вот уже почти 20 лет прибыльно работающих во многих странах исламского мира исламских банков - что и беспроцентная банковская система также может обеспечить те функции, без которых не обойтись в рыночной экономике.

Частная собственность на средства производства рассматривается как основополагающий принцип рыночной экономики. В этом отношении между исламской экономической системой и рыночной экономикой не должен, по-видимому, возникнуть принципиальный конфликт. До него не дойдет дело даже притом, что мусульманские авторы многократно подчеркивают социальный долг собственности, отвергают частную собственность на природные полезные ископаемые (например, нефть, воду) и признают за государством право ограничивать свободу распоряжения средствами производства, чтобы подкорректировать давший сбой рынок.

Вопрос о том, допустимо ли или желательно, сверх того, вмешательство государства в экономику в целях руководства ею, является спорным. В шариате не содержится соответствующих заповедей или запретов, так что эту дискуссию необходимо вести с использованием аргументов здравого смысла, которые согласуются прежде всего с эффектом государственного вмешательства в экономическую жизнь. Если доходы и имущество распределены чрезвычайно неравномерно, то внесение корректив путем государственного вмешательства и перераспределения имущества может быть оправданным.

Здесь необходимо отметить, что, хотя шариат и не предписывает развитие специфической экономической системы, рыночная экономика с финансовым сектором, в котором не взимаются проценты с предоставляемых кредитов, с системой социальных гарантий, государственной корректировкой процессов в случае несостоятельности рыночных методов регулирования и определенным вмешательством государства в экономическую жизнь с целью перераспределения доходов и собственности при их неравномерной концентрации могла бы стать экономическим порядком, совместимым с законами шариата.

Согласно исламскому вероучению, так же как и Православии, в основе получения материальных ресурсов (в том числе денег) лежит труд: "По свидетельству Рифа"а бин Рафи": "Однажды Пророка (мир ему) спросили: "Какое из приобретений является наилучшим?" Он сказал: "То, что человек приобрел трудом рук своих, а также то, что принесла ему добрая торговля". В Коране слово работа (ал-"амал) упоминается в 360 айатах, его синоним - ал-фи"ал - присутствует еще в 109 стихах. Все вышеупомянутые айаты подчеркивают необходимость труда.

Не случайно Ислам называют "религией действия".

Труд в концепции Ислама - нераздельная часть религии. Тот, кто честно зарабатывает себе на жизнь, достоин наивысшей похвалы. Результаты своего труда человек почувствует не только в этой, но и в будущей жизни, и ничто из его деяний не укроется от Аллаха (99:6-8).

Работа - это право и обязанность одновременно. Ислам, в основе, предоставляет человеку право выбирать тот вид деятельности, который ему по душе. Индивид, однако, должен учитывать имеющиеся потребности общины в той или иной специальности.

Ислам защищает и тех, кто по возрасту или вследствие физических недостатков не способен трудиться (2:110, 2:254, 9:60, 73:20 и т.д.).

Другой богоугодный источник дохода - получение материальных ценностей вследствие заключения признаваемых Шариатом сделок (дар, наследство, купля-продажа и т.д.). Таким путем происходит законный переход права собственности от одного лица к другому. Краеугольный камень исламской экономики - свобода заключения договора, поскольку почти все сделки основаны на договорно-правовой базе. Даже правитель государства при вступлении в должность должен заключать с мусульманской Уммой в лице ее представителей (как правило, муджтахидов - ведущих ученых, имеющих право делать богословско-правовые выводы из Корана и Сунны) договор, именуемый "мубай"а" (или "бай"а"),где оговорены права и обязанности главы государства и верующих по отношению друг к другу. . .

Честность - первейшее условие для участников экономических отношений. В современном мире, особенно в масштабах мировой экономики, ориентация на честность партнера должна подкрепляться объективной информацией. Данное обстоятельство представляет существенную проблему для исламских финансовых учреждений, вынужденных часто тратить много времени и денег на получение необходимых сведений о потенциальном партнере.
Находящиеся в распоряжении индивида избыточные материальные блага должны использоваться в интересах всей мусульманской общины (Уммы). Но прежде человек должен удовлетворить свои потребности, а также потребности своей семьи: "По свидетельству Абу Хурайры, который передал слова Пророка (мир ему): "Из всех динаров, которые вы расходуете на пути Господнем, те динары, что вы тратите на выкуп раба, те, что подаете как милостыню бедным, и те динары, что вы расходуете на жену и детей, - самыми ценными (для Аллаха) будут те, что вы тратите на свою семью". Считается, что тот человек, который усердно трудится, чтобы обеспечить свою семью всем необходимым, более угоден Аллаху, чем тот, кто целые дни посвящает молитве, забывая о нуждах родных ему людей.

Богатство и накопительство ради самого богатства осуждаемо Шариатом как алчность (102:1-8, 104:1-9). В определенной степени, богатство - это испытание для верующего: "Для каждой общины людей предусмотрено испытание, испытание для моей общины - богатство"(хадис).

Материальные ресурсы верующего не должны использоваться для причинения другим людям вреда. А там, где между людьми существует имущественное неравенство, создается почва для эксплуатации человека человеком, что недопустимо с точки зрения Ислама. Поэтому распоряжение накопленным богатством должно ограничиваться интересами других лиц.

Кроме того, в целях ограничения богатства и установления справедливого порядка распределения общественного продукта Исламом предусмотрены обязательные сборы и налоги (закят), а также те, выплата которых оставлена на усмотрение владельца собственности (инфак, садака).

Деньги должны постоянно находиться в обороте. Владельцу избыточных средств следует обратить внимание на нужды общества, чтобы умело и с пользой для Уммы употребить свой капитал. В Исламе не допускается обмен неодинаковыми по номинальной стоимости суммами денег (как это имеет место при кредитной операции), а использование ресурсов, если требуется их объединение, происходит через долевое участие их обладателей в прибылях и убытках делового предприятия. Прибыль участников напрямую и полностью зависит от конечного результата планируемой операции, правильности проведенной оценки ожидаемого дохода, перспектив конъюнктуры в данном сегменте рынка, управленческих и предпринимательских способностей партнеров по бизнесу.

Постараемся рассмотреть некоторые основополагающие экономические институты рассматриваемой макроэкономической модели.

О договорах

"О вы, которые уверовали!
Если вы берете или даете [в долг] на определенный срок,
То [закрепляйте это] письменно.
И пусть писец записывает [вашу сделку] справедливо.
Писец не должен отказываться записывать [сделку] так, как научил его Аллах.
Пусть он пишет то, что говорит берущий взаймы.
Пусть писец убоится Аллаха, Господа своего, и не убавляет ничего [ в договоре]..."

(Коран 2:282)



О доверительной собственности

"Воистину, Аллах велит вам возвращать владельцам имущество,
Которое было даровано вам; [велит] судить по справедливости, когда вы судите [тяжущихся].
Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах - слышащий, видящий."

(Коран 2:282)



" О вы, которые уверовали!
Не будьте изменниками Аллаху и Посланнику, оправдывайте
Доверие в том, что доверено вам..."

(Коран 8:27)



О мошенничестве

"Горе тем, которые обвешивают (других), а (сами) берут сполна, когда люди отмеривают им.
(Горе тем, которые), когда сами обмеривают или обвешивают, то причиняют убыток (другим)..."

(Коран 8: 313)



Прибыль и нравственность

Многое из учения Священного Корана должно вызвать отклик и симпатию тех, кто вырос в иудео-христианской традиции. Педагоги и руководители теперь могут смело пользоваться этими принципами в своей повседневной деятельности. Учение помогает людям так организовать процесс работы или обучения, чтобы он привел к наилучшим предполагаемым результатам. Принимая Священный Коран как руководство к действию, человек сможет сделать существенные шаги в своем нравственном усовершенствовании. Более того, этические принципы ислама помогут бизнесмену сделать правильный выбор, руководствуясь не только критериями увеличения прибыли, а и улучшения благосостояния общества".

Рашид Гармуши описал цели ислама в следующих красноречивых словах: "Ислам существует на земле, чтобы перенести человека из плоскости примитивного экономического, политического, националистического или полового выживания в гармоничную жизнь в полном смысле этого слова" .

"Ошеломляющие результаты применения в бизнесе принципов исламской этики были замечены также и восточно-настроенными исследователями менеджмента. К примеру, Аббас Джей Али заметил: "Воплощение в жизнь исламской этики укрепляет в людях следующие качества: честность, доверие, солидарность, надежность и гибкость мышления ****.

Запрет процента:

Ислам, стимулируя человека к энергичной деятельности, поощряет вести инвестиционную деятельность в торговой сфере: "О вы кто верует! Свое добро на тщету меж собой не расточайте, расходуйте его в торговых сделках лишь по взаимодоброй воле..." (4;29). Также Ислам поощряет вести активную международную торговлю: "И те, кто в поисках Господних благ по странам разным разъезжает..." (74;20).

Но в то же время Ислам закрывает путь для всякого, кто хочет увеличить свой капитал за счет ссудного процента. Коран подвергает жесткой критике иудеев, которые практиковали ростовщичество, не взирая на его запрет. А один из последних ниспосланных аятов Корана гласил: "O вы, кто верует! Побойтесь Бога и откажитесь от того, что причитается вам из pocтa, ecли вы поистине уверовали в Аллаха. Если жe вы этого нe сделаете, тo ycлышьтe пpo вoйнy oт Aллaxa и Eгo Пocлaнникa. A ecли откажетесь вы (от ростовщичества), тo вaш кaпитaл останется при вас. Ущерба и обид другим не причиняйте, тогда и сами вы не пострадаете от них" (2; 278-279).

Итак, Коран запрещает процентную ссуду, не зависимо от величины процента. Сам Пророк Мухаммад (мир ему), объявляя войну процентной ссуде и кредиторам-ростовщикам, так разъясняет всю опасность этих несправедливых отношений в человеческом обществе: "Если в городе распространились ростовщичество и внебрачные половые связи, то сами жители вызывают на себя наказание Аллаха".

Нельзя сказать, что Ислам, запретив ссудный процент, привнес нечто новое. Предыдущие небесные религии - иудаизм и христианство также солидарны с Исламом в этом запрете. Например, в Ветхом Завете мы можем найти следующие строки: "Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста" (Исход, 22; 25). Подтверждение запрета ростовщичества мы обнаруживаем и в христианстве: "... и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая..." (Новый Завет, От Луки, 6; 35).

В то же время читатель Библии может обнаружить, что это Священная Книга позволяет иудеям отдавать деньги в рост неевреям, проявляя, таким образом, неприкрытый расизм: "Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост...", (Второзаконие, 23; 19). Однако это связано с "интерполяциями", т.е. стихами, отсутствующих в древних манускриптах и внесенных в Библию уже человеческой рукой значительно позднее, что признают и сами европейские и американские библиесты, и, соответственно, не имеет никакого отношения к чистому божественному откровению.

В Европе запрет на взимание ссудного процента действовал до 17 века и был снят в ходе Реформации. На Среднем востоке запрет ослаб и перестал действовать на рубеже XIX - начала XX вв. частично под воздействием западного влияния. Однако в 90-е годы запрет на ссудный процент возродился в ряде исламских стран.

Итак, почему же Ислам запрещает ссудный процент?

Взимание процента (риба) является одним из наиболее тяжких грехов. Строгий запрет на ссудный процент, провозглашенный Исламом, призван защитить интересы человечества в нравственной, социальной и экономической сферах.

Процентная ссуда наносит экономике государства серьезный ущерб. Кредитор или владелец капитала не думает об инвестировании финансов в те или иные отрасли, о реализации различных важных для общества экономических проектах. Зачем прилагать усилия и рисковать, если судный процент гарантирует ему регулярную фиксированную прибыль? А потому владелец капитала просто покупает и продает денежные средства, получая выгоду за счет ссудного процента и приобретая, таким образом, дополнительное богатство без усилий и риска, путем эксплуатации людей. Нередко и сам заемщик стремится вложить средства в преступные, незаконные отрасли производства с целью получения скорой и одновременно удвоенной прибыли.

Взимание процента разрушает важные нравственные принципы: равенство, братскую любовь и уважение, взаимопомощь, бескорыстие, справедливость. Ведь процентная ссуда - это прямая эксплуатация и вопиющая несправедливость. Кредитор не участвует в трудовом процессе и не рискует своим имуществом, но, тем не менее, получает основную сумму плюс доход. Это увеличивает тяжесть условия жизни населения, вызывает поляризацию общества и реакционные настроения, разжигает ненависть, что не допустимо в мусульманском обществе.

Процентная ссуда создает несправедливое распределение богатства, формирует классы и, соответственно, является причиной острой классовой борьбы. Как пишет В. Павлов, доктор экономических наук: "Строжайший запрет на начисление и взимание банковского фиксированного либо ныне плавающего процента трактуется как гарантия стабильности и формирования бесклассового мусульманского общества, а также как фактор, обеспечивающий отсутствие любой эксплуатации труда капиталом". Владелец капитала, дающий взаймы под проценты, подвергается, как уже было сказано, Исламом жесткой критике. Но, будучи верным своей традиции, Ислам не возлагает всю тяжесть вины только лишь на кредитора. Равными соучастниками этого серьезного греха и преступления являются также сам заемщик, получающий кредит, писец, записывающий акт договора, и свидетели. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: "Аллах проклял пожирателя процента (кредитора), его кормящего (заемщика), его свидетелей и писца".

Но в то же время Ислам учитывает крайние ситуации, в которых может оказаться человек. Если он из-за крайней бедности подвергается смерти в силу того, что он не находит средств на насущное пропитание, необходимую одежду и лечение, и не остается другого выхода, кроме как взять в долг под проценты, то здесь грех и вина ложатся только на кредитора. В данной же ситуации человек имеет право получить процентную ссуду. Такую фатву дал ученый, доктор Юсуф Карадави, но при соблюдении следующих условий:

1. Существование крайней ситуации, под которой понимается отсутствие насущного пропитания, одежды, средств на лечение, без чего невозможно просуществовать и что приведет человека к гибели.

2. Это разрешение дает право брать взаймы строго необходимую сумму. К примеру, если человеку достаточно 100 долларов, он уже не имеет право брать 101 доллар.

3. Он обязан предпринять все шаги, приложить все усилия, использовать все имеющиеся законные средства чтобы выйти из своего финансового кризиса. На его близких, родственниках, братьях-единоверцах лежит обязанность оказать ему всяческую поддержку, чтобы не довести человека до крайней ситуации. Если же не остается иного выхода, то Ислам разрешает ему брать взаймы под проценты "без личного стремления и преступления необходимых рамок", поистине Аллах - Прощающий и Милосердный

4. Беря взаймы, он должен чувствовать в своем сердце неприятие и ненависть к этому запретному делу.

Закят - религиозная обязанность

Закят - это ежегодный налог на имущество и доходы, взимаемый с богатых слоев населения и распределяемый среди бедных и неимущих членов мусульманского общества. Просто и ясно. Однако при более пристальном изучении этой проблемы, нельзя не удивиться простой, но в то же время эффективной системой мусульманского закята, которая может на равных конкурировать с любой современной налоговой системой мира.

Важный вопрос: кто - есть бедный с точки зрения Ислама?

Чтобы получить помощь из фонда Закят, человек не должен опускаться на дно: жить в подвалах, копаться в мусорных свалках, ходить с протянутой рукой или валяться под заборами.

Бедный человек, согласно Шариату, - это тот, кто своим трудом не может обеспечить себе и своей семье достойное проживание, и если даже он имеет свой дом, работу, средство передвижения. Однако человек, который способен своими силами обеспечить свою жизнь, но предпочитает паразитический образ жизни: увиливать от работы, с целью "выехать" на милостыне и закяте, непременно лишается помощи. Социальная пассивность не может быть оправдана даже поклонением, занимающим все свободное время человека. Поэтому человек, посвятивший все свою жизнь поклонению: молитвам, постам, чтению Корана, не имеет права на получение закята.

Прежде всего, надо подчеркнуть, что Закят - не добровольная милостыня или выклянченная духовными отцами подачка богатых мирян, а - религиозная обязанность, занимающая положение наравне с пятикратной молитвой мусульманина. Говоря иначе: человек платит налог по убеждениям, в соответствии с требованиями своей религии. Огромное множество аятов Корана и хадисов посвящены теме Закят. Достаточно сказать, что, согласно шариату, мусульманин отказывающийся признавать закят считается вероотступником. Таким образом, Ислам напрямую увязывает выплату налога с верой и совестью человека. С другой стороны закят не отпугивает потенциальных налогоплательщиков своими чудовищными размерами, и, соответственно, не вынуждает их приносить на жертвенный алтарь свои религиозные принципы и искать всевозможные "законные" пути уклонения от налога. Ежегодный налог с финансовых доходов, когда они переваливают установленный Исламом минимум (85 гр. золота) и сохраняются в таком положении в течении года, составляет всего 2,5%. Мусульманин освобождается от выплаты Закят, если полученные доходы необходимы для удовлетворения его основных потребностей: жилья, пищи, одежды, или, если они в течении года опустились ниже установленного минимума.

Закят - это основной источник социального обеспечения Ислама. Поэтому сферы экономики, откуда поступают отчисления в фонд Закята, довольно таки многочисленны. Помимо закят с предпринимательской деятельности, налог взимается со всех продуктов земледелия - это десятина (1/10) после сборки урожая, а также, согласно правовой школе аль-Ханафи, - с продуктов пчелиного урожая. В наше время одна десятая по аналогии взимается с заводов, фабрик, получающих регулярную прибыль, и уставный фонд которых принадлежит частным лицам. Налогом также облагается животный ресурс: мелко- и крупнорогатый скот и - земной ресурс: клады, месторождения, рудники, шахты.

Гарантия уплаты Закята не ограничивается прочной идеологической платформой. В случае отказа платить налог, Шариатом предусмотрены экономические санкции - это конфискация половины доходов или имущества. "Отказнику" грозит также тюремное заключение. Ислам допускает применение государством в случае необходимости и силовых методов, например, при уклонении от налога целых губерний, областей, что создает опасный прецедент сепаратистских тенденций и выхода из правового поля шариата. Первый халиф Абу Бакр в 632 году объявил войну аравийским племенам, которые после смерти Мухаммада (мир ему) согласились продолжать выполнять пятикратную молитву, но отказались платить Закят.

Самый волнующий вопрос: сколько же получает бедный член общества из фонда Закята?

Согласно мусульманскому праву, бедному из фонда Закят выделяется финансовая помощь, достаточная на всю его жизнь! Каким образом? Ислам не просто оказывает поддержку, но и взращивает в людях социальную активность. Поэтому бедный мусульманин, будучи специалистом в какой-либо области, получает полную финансовую помощь и поддержку для создания собственного дела. В наш век фонд Закят может выделить средства для создания различных промышленных предприятий, заводов, фабрик и т.п., владельцами которых становятся бедные члены общества, компетентные в соответствующей области. Такая форма распределения социальной помощи позволяет одновременно достигать нескольких целей: уменьшение числа бедных слоев населения, укрепление экономики страны, создание новых рабочих мест.

В Исламе труд - является одной из наидостойнейших форм поклонения. В то же время человек, посвятивший себя науке, получает полное финансовое обеспечение на содержание своей семьи и покупку необходимой литературы. С точки зрения Ислама ученый, в отличии от отшельника, приносит пользу обществу, которое посредством научных знаний прогрессирует, двигается вперед. Разумеется, ученый должен быть перспективным, как и его научные искания действительно призваны принести пользу социуму. В противном случае и он также лишается права на закят, если в состоянии заработать средства на достойное существование.

Немаловажно и то, что помощь Закят призвана удовлетворить потребности человека, не только связанные с едой, одеждой, работой, жильем, но и естественные инстинкты продолжения рода. Внебрачные связи, которые отчасти могут быть вызваны бедностью, грозят обществу растлением нравов, увеличением числа беспризорных детей, ростом преступности. Поэтому Закят, предупреждая эти социальные катаклизмы, покрывает также все расходы, связанные с женитьбой.

Социальная справедливость и основная цель Закята - не выделить бедняку два килограмма крупы, а обеспечить проживание, подобающее его имени - Человек - поверенный Аллаха на земле. Таким образом, социальное обеспечение Ислама ориентировано на обеспечение не прожиточного минимума, а - достойного уровня проживания. Умар аль-Хаттаб, праведный халиф и сподвижник Пророка (мир ему) говорил: "Когда выделяете людям помощь, то делайте их богатыми!". Сотрудникам фонда Закята он непрерывно повторял: "Возобновляйте людям помощь Закята, и даже если на одного из них уйдет сто верблюдов".

Естественно, Шариат не определяет строго зафиксированные рамки такого уровня, который может меняться в зависимости от времени, общества, личных потребностей индивидуума, и географического пространства. Но с полной уверенностью можно сказать, что фонд Закята, как минимум, призван удовлетворить те нужды человека, (а также и его семьи: жены, детей и всех находящихся на его попечении) которые касаются жилья, еды, сезонной одежды, затрат на образование, лечение и всего остального, что необходимо в его положении.

Привлекает внимание также мудрая политика Ислама в распределении Закята. Шариат запрещает вывозить, направлять региональные налоги Закята в центральный бюджет страны. Средства из фонда распределяются строго на территории того региона или области, где они были собраны. Здесь действует правило шариата: "закят взимается с их богатых и распределяется среди их бедных". Подобная эффективная форма распределения закята вызывает, во-первых, удовлетворение богатых слоев населения, которые не терзаются смутными сомнениями по поводу того, в чьем же кармане в итоге оказались их налоги, а воочию видят плоды своих финансовых отчислений. А во-вторых, бедные не испытывают ненависть к богатым, не ощущают себя обманутыми и покинутыми, а наоборот, преисполняются любовью и уважением к своим богатым братьям.

Основные положения системы Закята можно свести к следующим принципам: стимулирование: мощная идеологическая платформа, региональное и адресное направление, небольшой размер; гарантии: общественное порицание, экономические санкции, судебное преследование; распределение: полноценное финансовое обеспечение; механизмы: создание заводов, предприятий, организация новых рабочих мест, ежегодное, ежемесячное обеспечение.

Закят гарантирует социальную справедливость, охраняет интересы бедных слоев населения, устраняет контрастность, создает в обществе гармонию и солидарность.

В сознании верующих однозначно наблюдается превалирование этических норм и ценностей авторитарного общества над ориентацией на свободное общество, правовое государство, экономическую выгоду, целесообразность, земные блага и достижения, которые данной группе россиян традиционно представляются несовместимыми с их представлениями о нравственно значимом или хотя бы оправданном.

Обращает внимание и то, что несмотря на заявления некоторых православных лидеров в отношении поддержки курса реформ, при определенных условиях, хозяйственно-предпринимательской деятельности, православные верующие весьма консервативны в своих экономических пристрастиях. Это находит отражение как в их отношении к основным сторонам рыночной экономики на уровне ценностных установок, так и на бытовом уровне в предпочтении определенных типов хозяйствования.

Традиционная народная этика российского общества, основанная на православно-исламских предпосылках трудовой этики, в советский период была, по существу, уничтожена, а новой макроэкономической модели постсоветского периода создать, к сожалению, так и не удалось.

Перед современным российским государством и российским обществом стоит задача создания нравственно-трудовой этики основанной на реальном труде человека и реальной общественно-государственной экономике, способной помочь окончательному переходу к рыночным отношениям в условиях реализации чисто специфической православно-исламской экономической модели развития общества с присущими ей особенностями.

Здесь подразумевается, что речь идет о создании новой российской макроэкономической модели развития, включающую в себя экономическое пространство России и её естественных союзников, которая позволит развиваться России в общем русле развития мирового рынка, одновременно с разработкой механизмов защиты внутреннего рынка от последствий системных мировых экономических кризисов, амплитуда которых в современном мире имеет тенденцию к сокращению временных промежутков между ними, одновременно с их пространственным расширением. Кстати сказать, социалистическая макроэкономическая модель, за отдельными её вычетами, в основном по отношению к частной собственности, показала свою эффективность на всем протяжении ее существования при Советском Союзе. Вместо последовательной её реформации и усовершенствования, мы, к сожалению, полностью от неё отказались, окунувшись с головой в западную рыночную модель со всеми присущими ей проблемами, необдуманные последствия которых мы сегодня и имеем. В случае развития системного мирового экономического кризиса, не имея своей собственной концепции (стратегии) социально-экономического развития, мы поставим под удар свой собственный неразвитый и неповоротливый социально-экономический комплекс. Имея дотационные и экономически слаборазвитые регионы, особенно на периферии государства, в случае ослабления финансовых возможностей федерального центра, вполне возможна активизация усилий наших внешних и внутренних "друзей" на развитие сепаратистских настроений среди населения этих регионов, причем последствия этих факторов, при совпадении, могут носить для российской государственности уже необратимый характер.




* Воплощение принципов исламской этики в современную деловую жизнь. http://islam.com.ua/articles/today/ethics/77/

** Гарин И. " Что такое этика, культура, религия?". М., "Тера - книжный клуб", 2002, стр.822


*** Панарин А. С.. "Глобальное политическое прогнозирование". М., Алгоритм, 2002. стр. 184-185

**** Воплощение принципов исламской этики в современную деловую жизнь. http://islam.com.ua/articles/today/ethics/77/



* Скопин А. Ю. " Экономическая география России". М., 2003г. стр.346

* * Радугин А. А., К. А. Радугин. "Социология". Изд. "ЦЕНТР", Москва, 2000., стр.102




Адам Кавхинский
моб. тел. в Дагестане 960 414-72-14
моб. Тел. в Москве 926 420-67-15
2002 - 2008 г.



Док. 465934
Опублик.: 23.07.08
Число обращений: 230

  • Кавхинский Адам Хажиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``