В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`: Итоги заседания Судебной палаты по информационным спорам при президенте РФ Назад
`Эхо Москвы`: Итоги заседания Судебной палаты по информационным спорам при президенте РФ
Передача :     Интервью
Ведущие :     Александр Климов
Гости :     Михаил Барщевский



В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" адвокат Михаил Барщевский.


А.КЛИМОВ: Речь на сегодняшнем заседании Судебной палаты по информационным спорам шла о запросе Олега Дерипаски в связи с публикацией в ряде средств массовой информации заметок, порочащих его честь и достоинство. Михаил Барщевский как раз представлял сегодня интересы Дерипаски в Судебной палате.
М.БАРЩЕВСКИЙ: И продолжаю их представлять уже на "Эхе Москвы". Я бы немножко уточнил. Здесь имеет значение, во-первых, то, в каких средствах массовой информации были опубликованы эти материалы. Речь идет о газете "Новые известия" и "Коммерсант", "Коммерсант-власть" и "Коммерсант-daily". Речь, собственно, не о чести и достоинстве самого Олега Владимировича Дерипаски. Там были, как сейчас говорят, наезды и лично в отношении него, но основной пафос этих статей был связан с деятельностью группы "Сибирский алюминий" и с обвинениями группы "Сибирский алюминий" в неблаговидных поступках и в обмане государства, намек был на обман государства, при создании энергометаллургической компании это слияние группы заводов "Сибирского алюминия" и "Саяно-Шушенской ГЭС" .
А.КЛИМОВ: Поскольку в информационных агентствах не было сообщений, скажите, чем закончилась сегодняшняя палата?
М.БАРЩЕВСКИЙ: Как надо, так и закончилась. Я имею в виду, что Судебная палата по информационным спорам пунктом первым признала, что оспариваемые публикации в этих трех изданиях основаны на ложной и непроверенной информации. Второе Судебная палата рекомендовала (у нее есть право рекомендовать, нет права обязать) редакциям газет "Новые известия", "Коммерсант-daily" и "Коммерсант-власть" предоставить возможность группе "Сибирский алюминий" опубликовать свое видение этой проблемы. И третье это решение будет опубликовано в "Российской газете".
А.КЛИМОВ: Почему Судебная палата? Почему не суд?
М.БАРЩЕВСКИЙ: У нас какая-то происходит странная штука в государстве. Уровень правовой культуры известно, что низкий. Но не настолько же! Функции Судебной палаты и суда совершенно разные. Я приведу очень простой пример. Если кто-то про вас напечатает, что вы 25 раз были женаты, у вас 48 детей по всей необъятной России разбросаны, то идти в суд с иском о защите чести и достоинства вы не можете, потому что вас ни в чем неблаговидном, в общем, не обвинили. Но эта информация ложная, вы были женаты один раз и у вас один ребенок, например. Через суд требовать публикации правильных сведений о вас вы не можете. А вот через Судебную палату можете. Функция суда защищать честь и достоинство, функция Судебной палаты рассматривать правомерность или неправомерность той или иной публикации с точки зрения ее достоверности, вне зависимости от того, задета честь человека или не задета.
А.КЛИМОВ: Вы считаете это эффективным механизмом?
М.БАРЩЕВСКИЙ: В очень многих цивилизованных странах (мы сегодня любим их называть и на них ссылаться) существует специальная система даже судебных органов по информационным спорам. Ведь мы же в России мало что придумываем в последние годы самостоятельно. Мы иногда более, иногда менее удачно копируем то, чего добились цивилизованные страны. Поэтому Судебная палата по информационным спорам это не есть чисто наше отечественное изобретение. Я считаю, это очень эффективно. Я считаю, этим недостаточно много пользуются и недостаточно часто пользуются. Я приведу один пример. Наверное, радиослушатели тоже помнят, это достаточно громкая история. В свое время Главное управление охраны, когда возглавлял его господин Барсуков, приняло решение о том, что корреспондент ИТАР-ТАСС Замятина лишается права доступа на территорию Кремля. И тогда, по-моему, ИТАР-ТАСС обратилось в Судебную палату по информационным спорам с указанием на то, что подобное решение является ограничением права на информацию. И Судебная палата по информационным спорам при президенте РФ признала действия Барсукова в данном конкретном случае неправомерными. Т.е. Судебная палата не то чтобы существует для того, чтобы осаждать журналистов, а для того, чтобы защищать свободу слова. Но "свобода слова" в моем понимании (и надеюсь, что и в Вашем понимании) подразумевает ведь не просто свободу распространения любой информации, а свободу распространения достоверной информации. Поэтому я считаю и действительно искренне полагаю, что Судебная палата по информационным спорам выполняет очень важную функцию.
А.КЛИМОВ: Почему Олег Дерипаска? Почему "Сибирский алюминий"?
М.БАРЩЕВСКИЙ: Это очень просто. Для жителей Москвы ответ на этот вопрос на биллбордах на улицах города. Есть такие биллборды, на которых написано "Остановите толлинг, хватит грабить Россию!". В общем, это секрет полишинеля, что это позиция "Сибирского алюминия", что толлинг это ограбление России. На сегодняшний день, я подчеркиваю. Я не экономист, я просто могу переозвучить то, что я слышал от экономистов "Сибирского алюминия". В 1994-95 годах толлинг был спасительным для алюминиевой промышленности России. На сегодняшний день ситуация изменилась. Изменились мировые цены на алюминий, изменилась внутренняя ситуация в экономике, и на сегодняшний день толлинг становится убыточным. Убыточным для экономики России, но очень прибыльным для тех, кто этой схемой злоупотребляет. Поэтому это удар по тем, кто хочет заставить или установить порядок, при котором российский алюминиевые производители будут платить налоги по полной программе. Это первая составляющая. И вторая: проект слияния Саяно-Шушенской ГЭС и "Сибирского алюминия" в одну интегрированную вертикальную схему это проект, который должен привести к созданию предприятия с капитализацией 1,5 миллиарда долларов. Т.е. это очень крупное, очень сильное предприятие. Если мы заметим, что за последний год на Западе созданы два очень крупных конгломерата алюминиевых компаний, т.е. идет концентрация алюминиевых компаний, для того чтобы они могли быть конкурентоспособными на мировом рынке, то понятно, что создание чего-то подобного в России это порождение конкурента для западных компаний. Несоздание в России такой крупной компании это открытие даже не только мирового, а российского рынка для западной алюминиевой промышленности.
А.КЛИМОВ: Кому выгодна вся эта шумиха вокруг "Сибирского алюминия"?
М.БАРЩЕВСКИЙ: Вы хотите, чтобы я назвал имя?
А.КЛИМОВ: Да.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Нет. Тогда не ко мне.
А.КЛИМОВ: Вы сами обратили мое внимание и внимание радиослушателей, предлагали повнимательнее почитать названия тех СМИ, в которых были опубликованы эти статьи.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Специфика деятельности адвоката заключается в том, что адвокат защищает и не обвиняет. Для тех, кто не следит за политикой, не следит за тем, что происходит в СМИ, назову я или не назову, это будет не интересно. А те, кто следит, и сами понимают, кто стоит за газетами "Новые известия", "Коммерсант" и "Коммерсант-власть".
А.КЛИМОВ: В свое время Судебная палата по информационным спорам буквально не сходила с лент информационных агентств, в газетах много писали. Сейчас практически и не слыхать о такой судебной палате. Это что, культура наша правовая повысилась, меньше поводов обращаться или просто неверие, предпочитают действительно сразу в суд идти?
М.БАРЩЕВСКИЙ: О том, что повысилась культура, это Вы размечтались. К сожалению, это не так. А вот что касается того, что не верят К сожалению, Судебная палата действительно не обладает некими властными полномочиями. Она и не должна была ими обладать изначально. Если мы посмотрим на состав Судебной палаты, кто там заседает, - это же уважаемые журналисты. Изначально была идея в том, что в силу профессионального авторитета в профессиональной среде решения Судебной палаты будут более уважаемы.
А.КЛИМОВ: Как товарищеский суд своего рода.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Нет, это не товарищеский суд. Это профессиональный, этический, если хотите, суд. Ведь на том же Западе, про который я сегодня уже несколько раз говорил, у каждой значимой профессии существует кодекс профессиональной этики. В рамках данного объединения журналистов, адвокатов, судей, врачей решения суда по этике куда значимее, нежели решения суда общей юрисдикции. Но, к сожалению, у нас так почему-то не получается. Недавно в одной телевизионной передаче я принял участие и задал одному журналисту вопрос. Я говорю: "Как Вы считаете, Ваши действия соответствуют правилам журналистской этики?". Он говорит: "А я не знаю. Я их не читал и, честно говоря, мне на них наплевать". При таком отношении среди журналистов к собственным корпоративным нормам довольно трудно рассчитывать на эффективность Судебной палаты.
А.КЛИМОВ: Это принципиальная позиция Вашего клиента не обращаться по аналогичным вопросам в суд, а только в Судебную палату? Можно ведь предположить, что эти публикации будут продолжены в будущем.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Мне как раз нравится в работе с этим клиентом то, что у него принципиальная позиция сводится к следующему: что деловая репутация это вещь самоценная, поэтому любые неправомерные выступления в средствах массовой информации в адрес группы "Сибирский алюминий" будут пресекаться всеми доступными законными способами. В том случае, когда будет признано целесообразным идти в Судебную палату, будем идти в Судебную палату, когда нужно будет идти в народный суд, будем идти в народный суд, и когда будет к тому основание, будем идти в арбитражные суды и взыскивать убытки, нанесенные деловой репутации компании. Основной мэсседж обращения в Судебную палату сегодня был еще и в том, чтобы показать всем и каждому, что "Сибирский алюминий" не позволит обращаться со своей деловой репутацией так, как того хотелось бы противникам, или конкурентам, в данном случае точнее будет сказать, "Сибирского алюминия".
А.КЛИМОВ: Вы известный адвокат. Какие интересные дела возможны в ближайшее время с Вашим участием?
М.БАРЩЕВСКИЙ: Я не могу сказать конкретно, какие дела возможны в ближайшее время с моим участием. Но какие интересные дела будут вообще в ближайшее время, в которых, может быть, я приму участие, я могу сказать. При том избирательном законе, который сейчас существует, я думаю, что сейчас начнутся снятия с предвыборной гонки либо объединений, либо кандидатов в депутаты за перерасходование фонда, за неправильное использование денежных средств в этом фонде, за неправильное ведение агитации и пропаганды. Все это будет, я думаю, по полной программе. К сожалению, я думаю, что это будут самые скандальные выборы за всю постсоветскую историю России.
А.КЛИМОВ: Т.е. питерские выборы это еще цветочки.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Ну что Вы, это еще цветочки.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был адвокат Михаил Барщевский.




18.11.1999
http://echo.msk.ru/programs/beseda/11059.phtml


Док. 465827
Перв. публик.: 18.11.99
Последн. ред.: 23.07.08
Число обращений: 417

  • Барщевский Михаил Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``