В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Групповая вертикаль Назад
Групповая вертикаль
Мода на государственные корпорации, чье семейство, по всей видимости, к концу года пополнится "Ростехнологиями" и "Олимпстроем", документы о создании которых уже внесены в Госдуму, становится навязчивой идеей чуть ли не каждого крупного государственного чиновника. Следом за оборонным комплексом, банковской и страховой сферами, авиа- и судостроением о своем желании создать госкорпорации заявляют руководители автопрома и рыболовства.
"На прошедшей во вторник Морской коллегии под руководством первого вице-премьера правительства Сергея Иванова я предложил создать госкорпорацию с рабочим названием "Росрыбфлот" на базе Архангельского тралового флота, учитывая, что это предприятие является 100#8722;процентным государственным АО. Инициатива была поддержана", - заявил в среду во Владивостоке журналистам свеженазначенный глава Росрыболовства Андрей Крайний. По его словам, госкорпорации помимо всего прочего планируется передать 27 судов, построенных под государственные гарантии и переданных компаниям "Акрос" и "Сахалин-лизинг-флот".

По мнению главы Росрыболовства, лов рыбы - дело прибыльное, "но первую экспедицию в Мировой океан, конечно, надо делать на средства госбюджета, потому что для частников слишком велики риски". Трудно спорить с тезисом о прибыльности рыболовства, тем более что именно для наведения порядка в этой отрасли и был создан новый комитет. Однако не совсем понятно, о каких рисках идет речь и почему надо привлекать государственные средства в прибыльную отрасль? Может быть, лучше создать такие условия, при которых российским рыбакам станет выгоднее продавать свой улов не в зарубежных, а в отечественных портах? Правда, для этого придется иметь дело не с подчиненными, которым достаточно дать распоряжение, а с частниками, которых надо заинтересовать и которым трудно приказать. А отдавать команды, да еще от имени государства, гораздо проще.

Вполне возможно, что в скором времени будет реанимирована идея нынешнего президента АвтоВАЗа Бориса Алешина, который еще будучи в должности главы "Роспрома" представил Владимиру Путину концепцию развития отечественного автопрома. Она подразумевает создание государственной корпорации на базе АвтоВАЗа, ГАЗа и КамАЗа. И в отличие от рыбной отрасли тут уж не удивляют запрошенные на возрождение производства российских автомобилей 5 млрд долларов сроком до 2010 года. Правда, пока этот прожект горячего одобрения не получил, однако если учесть, что основными противниками клонирования госкорпораций были Михаил Фрадков и Герман Греф, которые потеряли свои посты в правительстве, то теперь путь к "Госавтопрому" открыт.

Правда, "госкорпорационная горячка" начинает, похоже, вызывать раздражение у тех, кто уже "пробил" для себя нужное решение. Так, Сергей Чемезов, глава основного акционера АвтоВАЗа, ФГУП "Рособоронэкспорт", хоть и считает, что от идеи объединения российских автопроизводителей отказываться не нужно, но при этом сказал, что каждый из них должен навести порядок у себя, и только после этого "мы могли бы объединиться". А ранее, комментируя создание "Ростехнологий", он заявил: "Конечно же, госкорпорация - не панацея от всех бед. Надо создавать их в наиболее чувствительных отраслях, требующих и перспективных разработок, и передовых технологий, и умения работать на внешних рынках".

И действительно - даже если согласиться с Сергеем Чемезовым в том, что необходимость создания госкорпораций обусловлена прежде всего неэффективностью работы нынешних производственных структур, то, по его же словам, на сегодняшний день федеральные расходы в рамках госкорпорации "Ростехнологии" оцениваются в 800 млрд рублей, а в недалеком будущем они перешагнут за триллион. "Напомню при этом, что расходная часть госбюджета на нынешний год составляет около 5,5 трлн рублей", - добавляет он. Как ни обилен нынешний российский бюджет, но при таком росте количества желающих попользоваться "госкорпорационными" преимуществами и его может не хватить.

К тому же массовое создание госкорпораций [1] фактически будет означать раздвоение с таким трудом выстроенной "властной вертикали" - ведь большинство из них могут оказаться вне правительственного подчинения. И появление новых, уже официально государственных олигархов, имеющих прямой выход на президента, фактически будет означать формирование нового, никакой конституцией не предусмотренного центра власти.




Али Алиев
"Эксперт Online"
28.09.2007
http://www.expert.ru/articles/2007/09/28/goskorporatsii/

Док. 465753
Перв. публик.: 28.09.07
Последн. ред.: 22.07.08
Число обращений: 145

  • Алешин Борис Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``