В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
103-я серия. Назад
103-я серия.
В этой, вероятно, достаточно короткой, серии будут в основном профильные новости. Полагаю, для знающих людей, понятно, что развернуться автору "на полную" помешали китайцы, инициировавшие 27-го очередную панику на планетарном фондовом рынке, который надолго запомнил финансовый катаклизм 1997-98гг., пришедший на торговые площадки аккурат из того же региона Земли, что и вчера. Последовавшая после Поднебесной череда обвалов на фондовых рынках России, Украины, Европы и США продемонстрировала и без того общеизвестную новость: уровень глобализации планетарной экономики поднялся на небывалую высоту, с которой региональным индексам и валютам падать куда сподручнее, а фондовые и валютные гуру радостно потирают руки, "радуясь" свалившейся в их руки шикарной отмазке, дающей повод вешать если не всех, то большинство собак на упавший вчера фондовый рынок Поднебесной.

Однако акции акциями, а нам пора приниматься за "сахалины".

Стартовавшие позавчера в Токио энергетические переговоры в рамках визита российской правительственной делегации в очередной раз родемонстрировали, что в Москве пока не созрело решение по поставкам газа с проекта "Сахалин-1". Как известно, две трети планируемой добычи на сегодняшний день не законтрактовано, на них даже нет гарантированного потребителя. Пока рабочим вариантом участников проекта остаются поставки газа в Китай по трубопроводу. Но этому вопросу нет согласия ни между акционерами "Сахалин-1", ни в руководстве страны. Ситуация, судя по всему, не двигается из-за противоречий административно-коммерческих интересов - государственных "Газпрома" и "Роснефти", которые в равной степени считают сахалинский шельф стратегической зоной и не хотят сдавать позиции в регионе.

Напомним, что прошлой осенью Владимир Путин на встрече с хабаровским губернатором убеждал забыть о перспективе продления газопровода из края (по нему уже полтора года поступает газ с "Сахалина-1") в КНР. Тем не менее, строительство газопровода все еще прорабатывается. Прежде всего, усилиями "Роснефти", которой принадлежит 20% в проекте. Нефтяная госкомпания, очевидно, рассчитывает получить возможность экспортировать газ вне единого экспортного канала. Принятый летом закон о монополии "Газпрома" на экспорт газа оставляет такую возможность только для действующих сахалинских СРП.

Сторонники сжижения газа на Сахалине утверждают, что логичнее шельфовый газ экспортировать в виде СПГ: это позволяет выходить на разные рынки.

"Газпрому" после приобретения контроля в "Сахалине-2" (завод по сжижению газа) более близка именно эта идея, тем более что она подразумевает покупку газа у Exxon Neftegas (оператор проекта "Сахалин-1") и расширение собственного производства СПГ. Вчера со стороны Токио была высказана осторожная заинтересованность в этих объемах, что усиливает перспективы сжижения газа с этого проекта на мощностях "Сахалина-2".

Тем не менее, готового решения нет ни у одной из сторон. Труба для экспорта всего 7-8 млрд кубометров выглядит экономически бесперспективно. Но и сжижение всего сахалинского газа дискредитирует газпромовские принципы приоритета российских потребителей. Ведь тогда для газификации Хабаровского и Приморского краев придется искать альтернативные ресурсы.

О подтверждении интереса Токио к дополнительным поставкам сахалинского газа журналистам рассказал представитель МИДа России, присутствовавший на встрече министра иностранных дел Японии Таро Асо с главой Минпромэнерго России Виктором Христенко. "Асо сказал, что кроме нефти (которая уже поставляется на японский рынок в рамках проекта "Сахалин-1" - А.Д.), Япония также заинтересована в сжиженном природном газе, и министр Христенко сказал, что хорошо это понимает", - цитирует слова российского дипломата Reuters. Перед визитом г-н Христенко заявлял, что ему "нравится вариант СПГ". "Это вполне логично и может снизить риски рынка", - отметил тогда министр, оговорившись, что имеет в виду "общий взгляд" на проблему, на который "должна накладываться специфика проекта". Третьего дня же директор департамента инвестиционной и инновационной политики Минпромэнерго Владимир Саламатов в интервью РИА Новости сообщил, что решение будет принято до конца года. "Пока складывается ощущение, что проект поставки газа в Китай с экономической точки зрения для инвесторов выглядит предпочтительнее. Но окончательное решение по этому поводу не принято", - сказал он. По его же словам, в качестве альтернативы рассматривается вопрос строительства третьей очереди завода по сжижению природного газа в рамках проекта "Сахалин-2". Только при таком условии можно говорить о сжижении газа, который будет добывать Exxon Neftegas, поскольку уже строящиеся мощности позволят перерабатывать только сырье с проекта "Сахалин-2".

Акционерами Exxon Neftegas являются американская ExxonMobil (30%), японская Sodeco (30%), "Роснефть" (20%) и индийская ONGC (20%). Консорциум может добывать около 10 млрд кубометров газа в год, из которых 3 млрд кубометров предназначается Хабаровскому краю. Остальные партнеры собирались экспортировать по трубе сначала в Японию, а когда Токио отверг по экологическим соображениям идею подводного газопровода, - в Китай.

Для нормального функционирования трубопроводного проекта требуются гарантии поставок 25-30 млрд кубометров на протяжении как минимум 20 лет. Изначально планировалось, что экспортный газопровод с Сахалина будет заполняться газом с проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-3". Но после того как ExxonMobil и Chevron лишились прав на участки последнего ("Сахалин-3" был возвращены в нераспределенный фонд недр) трубный вариант повис на волоске. Тем не менее, ExxonMobil при поддержке "Роснефти" усиленно его проталкивает, надеясь найти обход единого экспортного канала. Для этого правда, предстоит выиграть у "Газпрома" конкуренцию за "Сахалин-3", чтобы вернуть газопроводу экономическое обоснование.

Все это приправлено острой конкуренцией за углеводородные поставки между лидерами азиатского региона - Японии, Индии и Китая, с каждым из которых Москва пытается выстроить особые торговые и политические отношения. Помимо японских потребителей на сжиженный газ с "Сахалина-1" активно претендует Индия, представители которой не раз обещали обеспечить этим объемам рынок сбыта.

Заседание наблюдательного совета "Сахалин-2" по утверждению сметы состоится в конце марта. Как нам сообщили в Минпромэнерго, с предложением назначить мероприятие на это время обратились участники проекта, которые планируют к этому сроку завершить корпоративные процедуры по продаже контрольного пакета "Газпрому". В декабре "Газпром" договорился о выкупе у Shell (55%), Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%) половины их долей в компании Sakhalin Energy за 7,45 млрд долл. Одновременно было согласовано увеличение сметы второго этапа проекта с 10 млрд долл. до 19,4 млрд долл. Однако официально ее должен утвердить наблюдательный совет состоящий из представителей акционеров и российских чиновников.

В среду в рамках российско-японских переговоров в Токио будет обсуждаться дальнейшее развитие проекта "Сахалин-2", сообщил во вторник премьер-министр России Михаил Фрадков по итогам первого дня своего официального визита в Токио. "Завтра возможен разговор по развитию проекта "Сахалин-2", - сказал Фрадков. "Сейчас идет процесс сделки, которая завершится к концу марта. Речь идет о приобретении 50% акций плюс одна акция Газпромом. Это означает, что все вопросы будут решаться Газпромом, а это означает больше гарантий того, что проект будет успешным", - сказал премьер.

Он также сообщил, что в ходе первого дня российско-японских переговоров обсуждалась возможность участия японских компаний в проекте строительства скоростной железной дороги Москва-Санкт-Петербург.

По словам премьера, "японские компании хотели бы принять участие в проекте, и у них есть для этого возможности - и технологии, и ресурсы".

Поставки сжиженного природного газа (СПГ), который будет производиться на Сахалине в рамках проекта "Сахалин-2", полностью ориентированы на экспорт и помогут России существенно укрепить свои позиции на азиатско-тихоокеанских топливных рынках. Об этом заявил источник в Минпромэнерго, комментируя подготовительные работы по производству сжиженного газа на Сахалине.

Завод по производству СПГ пока не введен в эксплуатацию, однако его сооружение завершено более чем на 90%. Весь объём сахалинского сжиженного газа, поставки которого должны начаться в 2008 г., на сегодняшний день уже законтрактован.

Россия намерена экспортировать СПГ на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, где будет конкурировать с корпорациями таких стран, как Катар, Малайзия, Индонезия, Австралия, заявил источник в Минпромэнерго. Осуществлять поставки на внутрироссийский рынок не предполагается, что обусловлено рядом объективных причин. Во-первых, в нашей стране нет мощностей по обратной конвертации СПГ, во-вторых, энергетический баланс страны обеспечивается за счёт добываемого природного газа. Перспективы строительства новых мощностей по производству СПГ зависят, прежде всего, от темпов разработки соответствующих месторождений, а также от уровня спроса на этот продукт.

Для справки, проект "Сахалин-2" реализуется на условиях соглашения о разделе продукции. Он предполагает освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений, извлекаемые запасы которых составляют 150 млн т нефти и 500 млрд куб.м газа. Акционерами оператора проекта - компании Sakhalin Energy - являются Газпром (50%), Royal Dutch Shell (27,5%), японские Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%). В рамках второго этапа проекта ведётся строительство нефте- и газопроводов протяжённостью 800 км с севера на юг острова Сахалин для транспортировки газа на завод по сжижению и экспортный терминал.

Россия обратится к Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) с просьбой о кредитовании 20 миллиардами долл. нефтегазового проекта "Сахалин-2", сообщил представитель министерства торговли Японии Син Хосака. В январе ЕБРР объявил, что не намерен рассматривать вопрос о финансировании проекта, после того как основным акционером "Сахалина-2" стал российский Газпром, однако не исключил возможности обсуждения этого вопроса в случае обращения российской стороны.

Министр энергетики России Виктор Христенко в ходе вчерашней встречи с министром торговли Японии Акирой Амари сказал, что будет подана новая заявка на получение ссуды для финансирования "Сахалина-2".

"(Российская) сторона сказала, что поставки с "Сахалина-2" начнутся в соответствии с графиком, и хочет обратиться к ЕБРР с просьбой о ссуде, а также попросила нашей поддержки", - сказал Хосака, также принимавший участие в совещании министров. По словам Хосаки, Христенко не сказал, когда может быть подана заявка на получение кредита.

Стало быть, оператор проекта "Сахалин-2" Sakhalin Energy снова обратится в Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) относительно предоставления кредита на проект. Как сообщает Reuters со ссылкой на японские официальные источники, такое заявление сделал вчера в Токио глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко на встрече с министром экономики, торговли и промышленности Японии Акирой Амари.

"Российская сторона заявила, что "Сахалин-2" начнет поставки газа согласно плану и намеревается обратиться к ЕБРР с целью получения кредита", - отметил представитель японского министерства торговли Син Хосака, который присутствовал на встрече. В то же время, по словам Хосаки, Христенко не назвал точных сроков, когда поступит новое обращение за кредитом к ЕБРР.

Накануне (см. "Страсти по Сахалину", 102 серия) Христенко отметил, что ЕБРР является важным звеном в финансировании проекта "Сахалин-2".

Напомним, 11 января ЕБРР сообщил о том, что больше не рассматривает текущую схему финансирования проекта "Сахалин-2", однако в то же время банк отметил, что открыт для обсуждения вопроса с реструктурированной компанией Sakhalin Energy.

История флирта Sakhalin Energy-ЕБРР недолгая.

В 2001г. акционеры Sakhalin Energy - Shell, Mitsui и Mitsubishi - предложили ЕБРР частично профинансировать проект "Сахалин-2", предусматривающий добычу газа и нефти на шельфе дальневосточного побережья России. Совместно с Sakhalin Energy была проведена большая работа, чтобы добиться соответствия проекта - особенно в части соблюдения природоохранных норм - критериям, предъявляемым ЕБРР при финансировании, но банк не принял какого бы то ни было решения относительно инвестирования средств.

Год назад ЕБРР заявил, что проект стал в достаточной мере соответствовать требованиям банка, чтобы вынести его на обсуждение общественности, и провел широкие консультации в России, Японии и Лондоне. В прошлом году, по-прежнему не принимая решения относительно финансирования, ЕБРР продолжал следить за ходом строительства и способствовать принятию долгосрочных защитных мер, особенно касающихся экологических и социальных аспектов проекта стоимостью в 20 млрд долл.

Итак, похоже, Газпрому не обойтись без кредитов Европейского банка реконструкции и развития. Виктор Христенко утверждает, что отношения банка и газового "бегемота" должны быть налажены.

По мнению автора, ЕБРР нужен России, не сколько из-за денег, столько с целью изменить изрядно испачканный имидж Газпрома в глазах европейцев.

Российские чиновники уверены, что при реализации проекта "Сахалин-2" "Газпрому" все же не обойтись без кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Глава Минпромэнерго Виктор Христенко призвал направить все силы на возврат ЕБРР в проект в качестве кредитора. По его словам, возвращение ЕБРР к финансированию "Сахалина-2" необходимо для акционеров проекта.

"Хотя в общей структуре финансирования на ЕБРР приходится не более 5%, это серьезное звено в реализации проекта, - заявил министр во время визита в Японию. - Уверен, что и Газпром, и партнеры должны приложить все усилия для того, чтобы обеспечить финансирование последнего этапа".

Христенко добавил, что, по его мнению, участие в "Сахалине-2" "Газпрома" придаст проекту новый импульс и позволит снять риски, возникшие на предыдущем этапе. "Мы заинтересованы в том, чтобы сроки поставок СПГ в Японию были выполнены", - заключил чиновник.

Для того чтобы получить кредиты от ЕБРР, акционерам "Сахалина-2" придется в первую очередь наладить отношения с экологами.

Дело в том, что именно из-за нарушений природоохранных норм ЕБРР под давлением экологических организаций задерживал кредиты для Royal Dutch Shell - это было еще до вхождения Газпрома в проект. А после того как российская монополия стала основным акционером, банк заявил, что вообще прекращает финансирование "Сахалина-2" в связи с изменением состава собственников. Тем не менее ЕБРР не отказывается вести диалог и с "Газпромом". "Если новая группа собственников обратится с просьбой о кредите и обоснует, что проект может финансироваться ЕБРР, банк может рассмотреть в будущем вопрос о финансировании", - говорилось в сообщении банка.

Однако стандарты ЕБРР очень высоки, в том числе в плане соблюдения экологических норм, и чтобы Газпром мог получить кредит от банка, он должен этим стандартам соответствовать.

В этом месте автор на минутку прервется, чтобы позлорадствовать: Газпром, снарядивший неугомонного Митволя в крестовый поход против злостного нарушителя норм экологической морали Shell и ее японским соратникам по проекту "Сахалин-2" и не подозревал, что будет натыкаться на свои же экологические бумеранги. Это обстоятельство (как нам представляется) должно вызывать определенное воодушевление у вытесненной с проекта Shell, которой кстати до сир пор не дали "остступные" миллиарды.

Между тем и теперь "Газпрому" и японским компаниям необходимо устранить ряд нарушений на проекте.

В декабре 2006 года "Газпром" стал ведущим акционером "Сахалина-2", выкупив за 7,45 млрд долл. 50% плюс одна акция оператора проекта - компании "Сахалин Энерджи". Завершение сделки запланировано на февраль 2007 года. Royal Dutch/Shell продала Газпрому 27,5% в капитале "Сахалин Энерджи", японские Mitsui и Mitsubishi - 12,5% и 10% соответственно. После завершения сделки Shell будет владеть 27,5% акций оператора "Сахалина-2", Mitsui - 12,5% и Mitsubishi - 10%. Общая стоимость "Сахалина-2" оценивается в 20 млрд долл. В рамках проекта осваиваются Пильтун-Астохское и Лунское месторождения, извлекаемые запасы которых оцениваются в 150 млн тонн нефти и 500 млрд кубометров газа. Запланировано строительство завода по сжижению природного газа мощностью 9,6 млн тонн в год.

Как рассказали творческой группе сериала во Всемирном фонде дикой природы (WWF), основные требования экологов сосредоточены на двух пунктах.

"Компания Sakhalin Energy, несмотря на наши протесты, намерена закончить возведение второй буровой платформы Пильтун-Астохского месторождения, а она строится в местах летних "пастбищ" серых китов и угрожает этим животным, - рассказывает координатор программы экополитики нефтегазового сектора WWF Алексей Книжников. - Кроме того, природоохранным нормам не соответствует проект прокладки нефтепровода - он проходит через участки тектонических разломов и огромное количество нерестовых рек. Кроме того, на некоторых участках "трубы" существует опасность схождения оползней и селей". По словам Книжникова, требуется переукладка и перепроектирование трубы. Впрочем, первые позитивные сигналы в отношениях Газпрома с экологами уже есть. Газпром предложил нам делегировать своего представителя в рабочую группу по экологии Сахалина, - рассказывает Книжников. - Мы считаем это хорошим признаком".

Отраслевые аналитики также полагают, что монополия решит все свои экологические проблемы. "Так или иначе, вопросы с природоохранными организациями Газпромом будут решены", - считает эксперт ФК "Мегатрастойл" Александр Разуваев.

Автор считает, что кредит Газпрому необходим, так как у него много объектов для экспансии - это и доприобретение акций "Газпромнефти", и энергетические объекты, и завод гелия в Сибири. А денег на все не хватает.

Между тем, по мнению автора, налаживание отношений с ЕБРР важно для Газпрома не столько с финансовой стороны, сколько с репутационной. Большую роль здесь играет имиджевая составляющая. Газпром хочет идти в Европу, хочет стать транснациональной компанией, но на Западе у российской монополии достаточно противоречивая репутация. Газпром в Европе до сих пор воспринимают как советскую компанию, тесно аффилированную с государством.

Простодушные европейцы не понимают, где заканчивается Газпром, а где начинается российское государство, и с их точки зрения это осложняет сотрудничество. Европа готова покупать газ у Газпрома, но готовы ли европейцы допустить монополию к своим газораспределительным сетям?

В этом свете, как нам представляется, сотрудничество с ЕБРР - серьезный имиджевый шанс для Газпрома. Несмотря на то что с финансированием "Сахалина-2" Газпром справился бы и сам, необходимость изменения имиджа приводит к необходимости принятия решений, подобных заявлению Христенко.

А тем временем рейтинговое агентство Standard & Poor"s объявило о присвоении долгосрочного рейтинга приоритетного необеспеченного долга "ВВВ" предполагаемому выпуску сертификатов участия, выпускаемых специальной финансовой структурой Gaz Capital S.A. с единственной целью финансирования займа российскому газовому монополисту ОАО "Газпром" в рамках программы сертификатов участия объемом 15 млрд долл. Об этом говорится в сообщении агентства. Ожидается, что объем выпуска и сроки погашения будут определены во время размещения. Рейтинг будет зависеть от окончательных документов по сделке.

"Мы полагаем, что Газпром может использовать поступления для финансирования приобретений, в частности покупки контрольного пакета акций нефтегазового проекта "Сахалин-2", - говорится в сообщении.

"Рейтинг данного выпуска долговых обязательств отражает корпоративный кредитный рейтинг Газпрома, поскольку Gaz Capital передал все права по получению платежей Газпрома, так что держатели бумаг фактически будут полагаться исключительно на кредитоспособность компании, - приводятся в сообщении слова кредитного аналитика Standard & Poor"s Елены Ананькиной.

- Рейтинг Газпрома основан на нашей оценке собственных характеристик кредитоспособности компании и включает надбавку за поддержку государства в чрезвычайной ситуации на две ступени".

Кстати, доля предприятий Газпрома в общем объёме добычи сократилась.

В декабре 2006 г. добыто 60,2 млрд куб. м газа, что составило 101,7% к соответствующему периоду 2005 г. Росту добычи газа в большей степени способствовал рост объёма добычи газа нефтедобывающими предприятиями и независимыми производителями газа, который составил 8,0%. В результате доля предприятий Газпрома в общем объёме добычи сократилась с 85,1% до 84,2%.

Прирост запасов свободного газа в 2006 г. составил 650 млрд куб. м, в том числе по ОАО "Газпром" - 577,8 млрд куб. м. В общем объеме разведанных запасов газа России доля Газпрома составляет более 60%.

Экспорт газа в 2006 г. составил 201 млрд куб. м (97% к 2005 г.), в том числе в дальнее зарубежье - 160,3 млрд куб. м (100,3%), а в страны СНГ - 40,7 млрд куб. м (85,7%). Незначительный рост поставок газа в страны дальнего зарубежья вызван снижением спроса на "голубое топливо" из-за теплой погоды во втором полугодии 2006 г. Снижение поставок газа в страны СНГ произошло за счет значительного уменьшения (более 60%) поставок газа в Украину, в связи с замещением поставок российского газа поставками из Средней Азии, сообщает пресс-служба МЭРТ.

Для обеспечения поставок газа как внутри страны, так и на экспорт продолжается строительство магистрального газопровода СРТО - Торжок, строительство газопровода "Северный поток" (сухопутный участок Грязовец - Выборг), который даст России прямой выход на европейский рынок, минуя страны-транзитёры.

А тем временем митволевские "орлы", ревизоры Росприроднадзора готовы к новым подвигам.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) 12 марта 2007г. начнет проверку работы компании Total на Харьягинскорм месторождении, сообщил наш источник в ведомстве. По его словам, в проверке также примут участие эксперты Ростехнадзора и представители администрации Ненецкого автономного округа.

В Ростехнадзоре подтвердили, что ведомство будет участвовать в проверке Харьягинского проекта, разрабатываемого на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). Представители Минприроды, в свою очередь, указали, что основные претензии к Total связаны с отсутствием у компании схемы разработки месторождения. Вице-президент компании в России Инесса Варшавская сообщила, что Total завершит работу по подготовке указанного документа к концу I квартала 2007г.

Напомним, СРП по разработке Харьягинского месторождения (Ненецкий автономный округ) было подписано в 1995г. и предусматривает добычу 45 млн т нефти в течение 33 лет. Запасы месторождения составляют 97 млн т нефти, оператор проекта - французская компания Total. Администрации Ненецкого автономного округа через Ненецкую нефтяную компанию (ННК) принадлежит 10% в проекте.

Министерство природных ресурсов и Росприроднадзор неоднократно заявляли, что считают неудовлетворительной разработку Харьягинского месторождения компанией Total. В мае 2006г. Минприроды выразило обеспокоенность отсутствием у компании "Тоталь Разведка Разработка Россия" ("Тоталь РРР") плана мер по устранению ранее выявленных нарушений при разработке Харьяги. По данным министерства, между базовыми проектными документами по разработке Харьягинского месторождения и фактической деятельностью "Тоталь РРР" сохраняются значительные расхождения.

Вопрос о работе компании Total на Харьягинском месторождении 22 декабря 2006г. должна была рассмотреть комиссия по отзыву лицензий Роснедр, однако рассмотрение было перенесено на середину февраля 2007г.

Кроме того, Росприроднадзор 12 марта 2007г. начнет итоговую проверку месторождений НК "ЮКОС" и его "дочки" - Восточно-Сибирской нефтегазовой компании (ВСНК) в Восточной Сибири, сообщил заместитель главы Росприроднадзора Владимир Смолин. Речь идет о пяти месторождениях - Терско-Камовском, Аявинском, Джелиндуконском, Оскобинском и Юрубчено-Тохомском. Лицензия на последнее, самое крупное из перечисленных, с запасами свыше 580 млн т нефти, принадлежит ВСНК. По словам Смолина, повторная проверка месторождений ЮКОСа и ВСНК может занять неделю. В случае, если она вновь покажет отсутствие проведения необходимых по закону геологоразведочных работ и недостаточный объем добычи на этих месторождениях, лицензии у ЮКОСа и его "дочки" могут быть отозваны Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) без предварительных уведомлений.

Роснедра предписали компании устранить все имеющиеся нарушения еще в сентябре 2006г. По всем участкам тогда были направлены письменные уведомления о возможном досрочном прекращении права пользования недрами в случае неустранения нарушений в трехмесячный срок.

В настоящее время в отношении ЮКОСа действует процедура конкурсного управления. В марте 2007г. начнутся аукционы по продажи активов компании, первый лот - 9,44% акций "Роснефти" будет предложен к приобретению 27 марта с.г. Ранее консорциум независимых оценщиков пришел к выводу, что стоимость активов ЮКОСа может превышать 22 млрд долл. По данным на 31 января 2007г., общая сумма кредиторской задолженности компании превышает 709 млрд руб., наиболее крупными кредиторами являются Федеральная налоговая служба (ФНС) - 429 млрд 255 млн руб. и НК "Роснефть" - 263 млрд 693 млн руб.

"Роснефть" по-прежнему тратит больше, чем зарабатывает: капвложения госкомпании даже без учета новых покупок в этом году вырастут на 45% и будут больше прибыли. При этом чистая прибыль компании может снизиться. Похоже, "Роснефти" придется занимать даже на дивиденды.

Стали известны основные параметры бизнес-плана "Роснефти" на 2007 г. Ее чистая прибыль планируется в 131,5 млрд руб., говорится в протоколе заседания совета директоров госкомпании от 22 декабря. Это чуть меньше, чем "Роснефть" прогнозирует получить по итогам 2006 г. (132,1 млрд руб. по уточненному плану, одобренному в октябре). EBITDA (прибыль до налогов, процентов и амортизации) за 2007 г. планируется в 218,9 млрд руб. - на 7,5% выше 203,7 млрд руб., запланированных компанией в 2006 г. Зато в расходах компания не стесняется. Капитальные вложения "Роснефти" без приобретения активов и лицензий в 2007 г. должны вырасти на 45% по сравнению с планом на 2006 г. и составить 174 млрд руб.

Представитель "Роснефти" отказался комментировать эти цифры, но напомнил, что "Роснефть" запланировала в 2007 г. увеличить добычу на 12% до 90 млн т нефти. Для этого компания планирует, в частности, пробурить 639 новых скважин и выполнить гидроразрыв пласта на 440 скважинах, отмечает он. Также "Роснефть" в этом году начнет модернизацию Туапсинского НПЗ стоимостью 2 млрд долл.

Эти траты оправданы, Роснефть - развивающаяся компания и в ближайшие два года ее капзатраты будут пиковыми: надо вкладывать средства в разработку Ванкорского и других восточносибирских месторождений, развивать Приобское месторождение, модернизировать НПЗ.

Но есть одна "заковыка": с такими планами у "Роснефти" не останется денег на погашение долгов и дивидендов.

Судите сами: чистая прибыль "Роснефти" в 2007 г. будет на 42,5 млрд руб. меньше ее капитальных вложений. Примерно такая сумма останется у компания благодаря амортизации и ей должно хватить собственных денег на капвложения.

Но на дивиденды денег у "Роснефти" не останется. Между тем, напомним, в прошлом году "Роснефть" пообещала отдавать акционерам 10% чистой прибыли. Получается, что 13 млрд руб. на дивиденды по итогам 2007 г.

Вывод очевиден: "Роснефти" придется занять. Если капитальные вложения "Роснефти" будут расти в таком темпе, непонятно, за счет чего компания будет осуществлять платежи по снижению долга.

У "Роснефти" уровень долга и без того выше других российских компаний, что вкупе с амбициозными планами по покупке новых активов ограничивает кредитный рейтинг "Роснефти" (сейчас - ВВ+).

Президент "Роснефти" Сергей Богданчиков не раз обещал, что "Роснефть" будет снижать долги. Но пока этого не произошло: долг компании на 30 сентября 2006 г. превысил 12 млрд долл. А в ближайшее время, напомним, "Роснефть" планирует огромные займы на покупку активов ЮКОСа.

Компания договаривается с банками о привлечении кредита на 24,5 млрд долл.

Новые займы могут стать причиной снижения чистой прибыли "Роснефти" в этом году, полагают профильные эксперты РФ. При росте EBITDA компания планирует немного снизить чистую прибыль, значит, она прогнозирует рост налогов, процентов или амортизации. Скорее причиной станет рост процентных платежей из-за плана компании привлечь новые кредиты, но компания могла запланировать и увеличение налоговых платежей.

В конце 2006 г. "Роснефть" консолидировала 12 основных "дочек". Некоторые из них, например "Юганскнефтегаз", платили налог на прибыль с региональной льготой в 4%. Так как из-за консолидации "Юганск" лишился этой льготы, налог на прибыль для "Роснефти" вырастет на 230 млн долл. Причиной может быть и рост амортизации, она может увеличиться из-за роста добычи.

Между тем в "Роснефти" не объяснили, из-за чего у компании снизится чистая прибыль... Впрочем, это и не нужно, просто вышеизложенные на первый взгляд скучные "бухгалтерские" подробности в очередной раз демонстрируют уровень менеджмента российских государственных углеводородных "бегемотов", сиречь гримасы российского госкапитализма.

А тем временем финские власти просят провести более подробную оценку возможного воздействия газопровода Nord Stream (прежнее название - Северо-Европейский газопровод (СЕГ), который планируется провести по дну Балтийского моря, на экологическую обстановку.

В распространенном вчера заявлении Министерства окружающей среды Финляндии говорится, что предварительные выкладки, предоставленные компанией Nord Stream AG, "слишком общие" и что, по мнению министерства, возможное влияние строительства трубопровода на состояние окружающей среды в Балтийском море "должно быть описано с самой максимальной точностью", передает Associated Press.

"В проекте не доказано, что выбранный маршрут является самым безопасным. Между тем, из-за экологической уязвимости Балтийского моря и активности трафика очень важно найти экологически наиболее безопасный маршрут для прокладки газопровода", - говорится в пресс-релизе, распространенном финским министерством.

В документе также отмечается, что, например, южнее от предполагаемой линии прокладки газопровода, дно является более ровным. Согласно проекту, планируется проложить газопровод по дну Балтийского моря через российскую, финскую, шведскую, датскую и германскую особые экономические зоны - в основном по середине моря. Чтобы получить разрешения на прокладку газопровода, должны быть проведены оценки возможных экологических последствий для лежащих на его маршруте государств.

Напомним, ранее в феврале 2007г. свои замечания по поводу возможного влияния газопровода на экосистему Балтийского моря высказала Литва. По мнению Министерства окружающей среды Литвы, необходимо рассмотреть альтернативные варианты маршрута газопровода.

Nord Stream AG (оператор газопровода Nord Stream) рассчитывает получить от стран Балтии полный пакет официальных комментариев и рекомендаций по проведению экологической экспертизы морского газопровода к марту 2007г. В настоящее время проект находится на первом этапе разрешительной процедуры в соответствии с международной конвенцией Эспоо.

Осенью 2006г. проектная компания направила официальное уведомление о проекте Nord Stream в ответственные органы России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии - стран, через чьи исключительные экономические зоны и/или территориальные воды пройдет газопровод, а также в Польшу, Латвию, Литву и Эстонию.

На основании представленного подробного описания проекта в этих странах прошли общественные слушания. Сейчас государства обмениваются друг с другом информацией и рекомендациями по проекту, поясняла ранее пресс-секретарь Nord Stream AG Ирина Васильева. После этого, по ее словам, к марту 2007г. оператор проекта получит от них соответствующие документы, затем на их основе приступит к подготовке программы оценки воздействия Nord Stream на окружающую среду и к проведению дополнительных исследований по всей трассе газопровода. Полный отчет, как и планировалось, будет представлен к концу лета 2007г. и направлен в регулирующие органы стран Балтии.

Комментируя заявление шведского Агентства по охране окружающей среды, которое настаивает на рассмотрении альтернативных вариантов прокладки СЕГ, пресс-секретарь проекта отметила, что такие маршруты прокладки газопровода уже рассмотрены в представленной проектной документации.

"Кроме того, мы внимательно относимся к пожеланиям Швеции максимально отдалить трассу газопровода от природоохранных зон и учитываем их при детальном проектировании маршрута. В целом такое требование может рассматриваться только как рекомендация, а не как официальный отказ", - подчеркнула Васильева.

Говоря об альтернативных вариантах прокладки газопровода по суше через Польшу или Прибалтику, она отметила, что "тогда это будет другой проект". По словам пресс-секретаря Nord Stream AG, при подготовке существующего проекта и принятия решения о его реализации изучались различные варианты строительства, окончательный маршрут "был признан оптимальным и с экологической, и с экономической точки зрения".

Представитель Nord Stream AG также сообщила, что в настоящее время оператор подготовил базовую техническую концепцию проекта Nord Stream, в ближайшее время планирует приступить к разработке детального технического дизайна газопровода. Сейчас завершается тендер по выбору инжиниринговой компании для этих целей.

Шведское Агентство по охране окружающей среды сообщило, что, по мнению его экспертов, Nord Stream должен рассмотреть такие альтернативные варианты прокладки СЕГ, как полностью наземное строительство или строительство в обход морских природоохранных зон. В агентстве считают, что недостаточно исследовано негативное влияние на окружающую среду прокладки трубопровода по морскому дну, не учтены риски выброса в воду ядовитых веществ и срабатывания неразорвавшихся мин, оставшихся со времен Второй мировой войны. Кроме того, агентство вообще ставит под вопрос необходимость строительства трубопровода.

Напомним, если кто запамятовал: Nord Stream - магистральный газопровод через Балтийское море, который соединит балтийское побережье России под Выборгом с балтийским берегом Германии в районе Грайфсвальда. Протяженность газопровода - 1200 км.

А теперь потолкуем "за экономику".

В программных документах российского и нашего правительств неоднократно встречаются заявления о необходимости смены модели экономического развития с нынешней сырьевой. Смена эта предполагает усиление факторов инновационного роста и значительное увеличение инвестиционной активности. Проблема в том, какого рода эта инвестиционная активность. В состоянии ли они обеспечить желаемую смену модели экономики - это вопрос.

Качество экономического роста существенно отличается в зависимости от того, какие виды экономической деятельности дают наибольший вклад в ВВП.

Объем ВВП представляет собой суммарный показатель по различным видам экономической деятельности, а виды эти существенно отличаются: в одних преобладает производственная составляющая, в других - спекулятивная, когда добавленная стоимость является результатом перепродаж. На два ближайших года правительство РФ и Украины прогнозируют значительный рост инвестиций в основной капитал. Но если сравнить, насколько быстро растут инвестиции в основные средства по сравнению с финансовыми вложениями инвесторов (в акции, облигации и другие финансовые инструменты), то объем финансовых сложений превышает объем инвестиций в нефинансовые активы в пять раз.

Между тем рост инвестиций в основной капитал теснейшим образом связан с ростом экономики. За последние восемь лет у россиян самые высокие темпы роста были в 2000 году, и рост инвестиций в основной капитал был наивысшим - 117%. Напротив, медленнее всего росла экономика в 2002 году. И тогда же показатель инвестиций в основные средства был провальным. Крайне интересной в этом плане представляется и динамика соотношения объема инвестиций в основной капитал и ВВП. С 2000 года по настоящее время этот показатель остается практически неизменным - 17 копеек инвестиций на один рубль ВВП.

Любопытно и поведение другого показателя роста экономики - объемов торговли. По данным Росстата оказалось, что в структуре валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности торговля занимает самый большой сегмент (около 20%), значительно превышая и объем всего обрабатывающего производства и добычу полезных ископаемых. Причем число организаций оптовой торговли (не торговля крупными партиями, а продажа посредническому звену, по определению Росстата) увеличивалось в последние годы почти в 2,5 раза стремительнее, чем число предприятий розницы. Именно на перепродажах в первую очередь прирастает стоимость в торговле.

Сам по себе ускоренный рост оптовой торговли, разумеется, не является негативным фактором, подчеркивают специалисты. Однако гипертрофированное развитие этого сектора может служить еще одним доказательством спекулятивности российской экономики. Столь же быстрыми темпами, как торговля, растет количество услуг финансового посредничества.

Спекулятивная модель экономики, сложившаяся в последние годы, отличается также и тем, что строится все меньше объектов производства, приоритет же отдается коммерческой недвижимости, то есть офисам, магазинам и конторам по оказанию всевозможных услуг. Число промышленных зданий, вводимых в действие, ежегодно сокращается - в отличие от коммерческих.

По мнению автора, тезис о спекулятивном характере сегодняшней экономики подтверждается даже таким неожиданно-экзотическим критерием, как количество и характер экономических преступлений. По данным МВД РФ, в структуре выявленных преступлений экономической направленности превалируют преступления в финансово-кредитной сфере. Появляются новые варианты финансовых, банковских и биржевых мошенничеств. Возросло количество мошенничеств с незаконным получением кредитов и лжепредпринимательством, то есть созданием организаций без намерения осуществлять легальную предпринимательскую деятельность.

Несмотря на относительно хорошую динамику макроэкономических показателей, сформировавшаяся в 2005-2006 годах спекулятивная модель российской экономики имеет серьезные негативные последствия. Возникают структурные диспропорции. Самые высокие темпы роста показали те виды обрабатывающих производств, которые ориентированы на удовлетворение высокого потребительского спроса: производство кожи, обуви, резиновых и пластмассовых изделий. Даже текстильное и швейное производство, которое, казалось, уже никогда не поднимется, показало за год рост 7%. Напротив, рост по такому ключевому виду промышленности, как производство машин и оборудования, составил всего 2%. А по производству электрооборудования, электроники и оптики рост оказался отрицательным.

Объем ВВП в 2006 году превысил показатель 2005-го на 6,7%. Цифра была бы оптимистичной, если бы не тенденция к наращиванию чисто спекулятивных вложений, приводящая к снижению инвестиций в основной капитал. Проявляется и такое явление, как чрезмерная зависимость экономического роста от рыночной конъюнктуры. В сочетании с ключевым для России сырьевым фактором это еще больше усиливает экономические риски, отдаляя страну от формирования инновационной экономики.

Николай Янович! Ау! Вам интересны эти выводы? А понятны?



http://news.finance.ua/ru/~/2/0/all/2007/02/28/94362

Док. 465615
Перв. публик.: 22.07.07
Последн. ред.: 22.07.08
Число обращений: 150

  • Смолин Владимир Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``