В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Карлинский: Россия - Белоруссия: Союз как реальность Назад
Илья Карлинский: Россия - Белоруссия: Союз как реальность
В качестве главных итогов визита президента РФ Владимира Путина в Минск стоит выделить два момента. С одной стороны, Путин, по крайней мере, в ближайшем будущем, не станет главой Союзного государства. С другой же стороны, принятые решения на встрече президента РФ с белорусским лидером Александром Лукашенко дают основания полагать, что Союз двух стран может быть не только юридической, никому не нужной формальностью, но и вполне дееспособной конструкцией, которая объединит братские народы и интересы союзнических государств. Правда, если такая конструкция и будет создана, то сделано это будет исключительно усилиями Москвы, решившейся на беспрецедентные меры поддержки своего куда менее успешного соседа.

Предвыборных сенсаций, вопреки ожиданиям, поездка Путина в Белоруссию не принесла. Как известно, за две недели до визита ряд СМИ со ссылкой на администрацию Лукашенко распространил информацию о том, что в ходе предстоящего визита Путина в Минск будет подписан Конституционный акт Союзного государства, в котором будет прописана должность главы Союза, и первым, кто ее займет, станет именно Путин. А чуть позже появились сообщения уже со ссылкой на госсекретаря Союзного государства Павла Бородина - о том, что Акт готов и ждет президентских подписей.

Судя по всему, Лукашенко и преемнику российского президента в Кремле в такой схеме отводилась роль вице-президентов. Впрочем, источник в администрации кремлевской эту информацию опроверг, а официальная пресс-служба Кремля вообще ее проигнорировала как очередной слух.

Тем не менее, тема активно муссировалась в прессе вплоть до выдвижения Дмитрия Медведева кандидатом в президенты РФ, после чего последовало его телеобращение к россиянам с просьбой к Путину возглавить правительство после выборов нового главы государства в марте 2008 года. Не секрет, что Путин на это предложение пока никак не отреагировал, но все же видится куда более реальным, что он в итоге согласится на пост премьера РФ, нежели возглавит Союз. Тем более что никакой Конституционный акт до сих пор не готов, хотя пишется он уже 11 лет, с того самого дня как в 1996 году Лукашенко и первый президент России Борис Ельцин решили этот Союз создать.

Но все же утверждать, что встреча Путина и Лукашенко никаких неожиданностей не принесла, было бы в корне неверно. Решение Москвы дать Минску кредит на полтора миллиарда долларов, а также отказ от повышения с 2008 года цены на газ для этой страны - если не сенсация в чистом виде, то, как минимум, новогодний сюрприз. Ведь кредита Белоруссия добивалась почти целый год, после того как ей пришлось смириться с подорожанием для себя российского газа и нефти (на самых льготных для Минска условиях, между прочим, несмотря на все демарши белорусской стороны, включая попытки остановить транзит российской нефти в Европу). И добивалась не очень-то успешно. Про присвоение Минском российской доли от экспортной пошлины на нефть, перерабатывавшуюся на белорусских НПЗ и продавшейся потом за рубеж, в правительстве Белоруссии очень быстро забыли.

Хотя эти нарушения положений договора о Таможенном союзе, подписанного в 1995 году, продолжались лет восемь и все это время ежегодно обходились Москве в $4 млрд. Забыли в Минске и о двухдневных и двухночных переговорах премьеров Михаила Фрадкова и Сергея Сидорского в январе этого года, и о тех уступках, на которые пошла для Белоруссии Россия в отношении экспорта туда своей нефти.

Забыли это очень быстро, и тут же начали просить кредит. Помнится, в июле Сидорский снова приезжал в Москву к Фрадкову и очень был в итоге недоволен тем, что договориться по кредиту не удалось. Хотя тогда, буквально накануне, глава Минфина РФ Алексей Кудрин сообщил, что все уже готово для того, чтобы кредит этот белоруской стороне предоставить. Фрадков же говорил о том, что переговоры продолжаются.

Лукашенко, конечно, все это устраивать не могло, и он начал искать в других местах. Друзей у него, правда, немного - кроме России, это Иран да Венесуэла. О чем-то договориться удалось. Уго Чавес пообещал ему поставлять нефть, Махмуд Ахмадинижад - построить в Белоруссии пару автозаводов для производства иранских авто. Неплохо, в принципе, но и не густо. Особенно если сравнивать с помощью, постоянно поступающей от Москвы. Причем поступающей стабильно, вне зависимости от того, что про Россию говорит батька.

К слову, решение по экспортным пошлинам (установить их на уровне одной трети от пошлины, по которой РФ продает нефть в Европу), которое Минску, привыкшему получать все из России задаром, казалось непоправимым ударом по национальной экономике, по факту было подарком от Москвы в размере $5 млрд. (Именно такими были бы потери бюджета Белоруссии, если бы РФ начала брать с нее пошлину на экспорт нефти такую же, как с Европы). Неплохой новогодний подарочек получился, в общем.

Поэтому и казалось нереальным, что Путин после всего решится дать этот пресловутый стабилизационный кредит. А на фоне "грозных" заявлений и действий "Газпрома" (для Украины, к примеру, цена на газ увеличена со 130 до 179,5 долларов за тысячу кубов), увязанных с планами постепенного перехода со всеми странами СНГ на рыночные отношения, мало верилось в то, что цены на газ для Белоруссии с 1 января повышены не будут. Хотя недавний визит в Минск нового российского премьера Виктора Зубкова, заявившего об интересе РФ к строительству АЭС в Белоруссии, а главное, заверившего, что "Газпром" выполнит все свои обязательства перед белорусской стороной, должен был настроить на оптимистичный лад.

В итоге же все обернулось как нельзя лучше для Лукашенко. Вместо обещанных $165 еще как минимум год российский газ для Белоруссии будет стоить $125, то есть на треть дешевле, чем для той же Украины. И это при том, что у Туркмении, чей газ также попадает из РФ в Белоруссию, причем в немалых объемах, "Газпром" будет в 2008 году покупать уже не по $100, а по $130. А тут еще и кредит на вполне льготных условиях (15 лет с возможной отсрочкой платежа на 5 лет) в придачу получен.

Что же это дает России? Путин и Лукашенко беседовали с глазу на глаз почти пять часов, и, очевидно, не только потому, что давно друг друга не видели. Понятно, что в обмен на столь серьезную экономическую поддержку от Белоруссии потребуются ответные любезности.

Какие же? В первую очередь, это поддержка Москвы в двух наиболее острых сегодня для нее внешнеполитических вопросах - ПРО и ДОВСЕ. Лукашенко пообещал, что "Белоруссия готова сыграть свою роль в вопросе предполагаемого размещения в Европе элементов ПРО США и тесно координировать свои действия с Россией по ДОВСЕ". Это, по его словам, вкупе с более высоким уровнем взаимодействия Москвы и Минска, поможет "не только вместе выстоять в мире новых угроз и вызовов, но и усилить наше внешнеполитическое влияние".

Во-вторых (а может, и в-главных), Минск пообещал сохранить отношения с Москвой после президентских выборов. Как заявил Лукашенко, "кто бы ни был у власти в России, наши отношения останутся впредь такими же, и никому не дано их изменить".

Таким образом, в российско-белорусских отношениях созданы крайне тесные условия для сотрудничества. Взаимовыгодные, с взаимными обязательствами, с взаимозависимостью (чуть большей для Минска). Так что можно говорить даже о прорыве в "союзном строительстве", особенно на фоне недавних "газовых" разногласий и разлада с постоянными оглядками Лукашенко на Каракас и Тегеран.

Только вот зачем Москве такой партнер? Прежде Россия терпела выходки Белоруссии, подкидывала ей "на бедность", но то, как это делалось, напоминало, как отмахиваются от назойливой мухи. Сейчас же все по-другому. Нельзя исключать, что у Путина есть свои виды на Союзное государство, даже если он примет предложение Медведева. Ведь Конституционный акт рано или поздно могут написать. А когда он действительно понадобится, напишут его очень быстро.

Илья Карлинский

16/12/2007
http://www.rosbalt.ru/print/440794.html

Док. 465609
Перв. публик.: 16.12.07
Последн. ред.: 22.07.08
Число обращений: 124

  • Карлинский Илья Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``