В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Илья Константинов: Президент Сербии сдал Западу Радована Караджича Назад
Илья Константинов: Президент Сербии сдал Западу Радована Караджича
Легендарный лидер и герой боснийских сербов Радован Караджич оказался в руках Гаагского трибунала!

Обвиняемый в военных преступлениях, совершенных во время гражданской войны в Боснии и Герцеговине в 1992-1995 гг., Радован Караджич на первом допросе в Белграде подтвердил свою личность заявив, что был задержан не в понедельник, как утверждают официальные власти, а в пятницу. Все эти дни арест его хранился в тайне. Надо полагать, что власти Югославии в это время проводили закрытые консультации о "политической цене" выдачи бывшего боснийского лидера.

Западное сообщество бурно приветствуют арест Караджича. Президент Франции заявил, что этим шагом Сербия существенно приблизилась к Евросоюзу. Министр иностранных дел Великобритании Девид Милибанд также отметил: "Этот арест поможет положить конец десятилетию конфликтов в регионе и откроет дорогу для светлого европейского будущего Сербии и всего региона".

Нет никаких сомнений в том, что арест и выдача Гаагскому трибуналу Караджича дело рук президента Сербии Бориса Тадича, победившего на недавних выборах под флагом интеграции в объединенную Европу.

Собственно, это не первый шаг Сербских властей в указанном направлении. Все началось с выдачи международному трибуналу бывшего президента Сербии Слабодана Милошевича, скончавшегося позже в Гаагской тюрьме.

В декабре 2007 г. Гаагский трибунал приговорил бывшего командующего корпусом боснийских сербов Драгомира Милошевича к 33 годам лишении свободы.

Весьма показательно, что, рассматривая дела лидеров боснийских мусульман, международное правосудие ведет себя куда более снисходительно. Так, рассматривая несколько месяцев назад дело бывшего командира мусульманских соединений в Боснии Насера Орича, обвиняемого в геноциде против сербов, суд вынес приговор - два года и, с учетом предварительного заключения, освободил Орича в зале суда.

Чуть позже, был полностью оправдан и освобожден Рамуш Харадиная - бывший косовский премьер-министр и один из самых жестоких полевых командиров Освободительной армии края.

Создается впечатление, что Гаагский трибунал, рассматривая дела связанные с войной в Боснии и Герцеговине, придерживается двойных стандартов.

Чтобы убедиться в этом, вспомним историю этого жестокого этно-религиозного конфликта.

В 1991 год в БиГ проживало 44% боснийцев-мусульман, 31% сербов, 17% хорватов, 5,5% югославов и 2,5% других национальностей.

Председателем Президиума стал лидер боснийских мусульман Алия Изетбегович, еще до начала 1990-х годов выступавший за создание исламского государства в Боснии.

Премьер-министром БиГ был избран хорват, председателем парламента - серб. Тактическая предвыборная коалиция распалась уже в начале 1991, поскольку мусульманские и хорватские депутаты предложили обсудить в парламенте Декларацию о суверенитете БиГ, в то время как сербские депутаты выступали за сохранение ее в составе Югославии.

Уже к осени 1991 г. мусульманские депутаты призвали провозгласить независимость БиГ, а хорваты и сербы в меморандуме парламенту именовались "национальными меньшинствами". Сербские депутаты в знак протеста 25 октября покинули парламент и создали его аналог - "Скупщину сербского народа". 9 января 1992 они провозгласили образование Сербской Республики БиГ (позднее переименованной в Республику Сербскую) и избрали ее президентом Радована Караджича.

В ответ на такие действия хорватские и мусульманские депутаты призвали к проведению общегосударственного референдума, который состоялся 29 февраля - 1 марта 1992. Несмотря на бойкот со стороны сербов, в референдуме приняли участие 63,4% избирателей, причем 62,68% из них проголосовали за независимость и суверенитет Боснии и Герцеговины (40% граждан, наделенных правом голоса). 6 апреля 1992 независимость Боснии и Герцеговины была признана странами ЕС.

В марте 1992 года в БиГ начались военные столкновения, которые спровоцировали гражданскую войну.

Летом 1992 г. в стране были размещены силы безопасности ООН, ей была оказана экономическая помощь. В конце 1992 в Женеве начались мирные переговоры. План, сформулированный посредниками ЕС и ООН, первоначально предполагал разделение страны на 10 этнически однородных областей в составе свободной федерации со слабой центральной исполнительной и экономической властью. Боснийские сербы под руководством Радована Караджича, захватившие значительную часть территории, должны были вернуть ее боснийцам-мусульманам.

С этим планом были согласны только боснийцы и хорваты, а сербы его категорически отклонили. Хорватские войска начали войну с боснийцами, чтобы присоединить к Хорватии районы, которые еще не контролировали сербы. Президент США Билл Клинтон поначалу выражал поддержку идее многонационального боснийского государства, но вскоре выступил с заявлением о намерении вооружить боснийцев и использовать военную авиацию НАТО против "сербских агрессоров".

К осени 1993 года появился новый план, в соответствии с которым единая БиГ строилась на конфедеративных началах и включала три национальные территории. В соответствии с подписанными 18 марта 1994 года Вашингтонскими соглашениями, Герцог-Босна была преобразована в Федерацию Боснии и Герцеговины, включающую территории, на которых проживали мусульмане-боснийцы и хорваты.

После гибели 37 человек 20 августа 1995 года в результате взрыва на рынке в Сараево, ответственность за который была возложена на сербов, самолеты НАТО начали наносить массированные удары по их боевым позициям, а объединенные хорватско-мусульманские силы перешли в наступление. Контролируемые ими территории в итоге превысили 51% всей БиГ.

Для разрешения создавшегося положения 1 ноября 1995 года на авиабазе близ Дейтона (шт. Огайо, США) начались переговоры по урегулированию боснийского конфликта. Они закончились 21 ноября 1995 после парафирования в Дейтоне президентом Сербии С.Милошевичем (возглавлявшим объединенную делегацию СРЮ и боснийских сербов), президентом Хорватии Франё Туджманом и председателем Президиума Боснии и Герцеговины Алией Изетбеговичем Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине.

В целом война в БиГ унесла более 200 тыс. человеческих жизней. Из восточной части Боснии было изгнано порядка 800 тыс. мусульман, из западной и центральной частей - около 600 тыс. сербов, а из центральной - около 300 тыс. хорватов. Многие из них остались за рубежом; к 2000 число уехавших из страны достигало 800 тыс. человек.

Таким образом, война в Боснии и Герцеговине, как и любая другая гражданская война, носила многосторонний характер. И обвинительный уклон Западного сообщества в отношении Сербов выглядит явно политически мотивированным. Причем первую скрипку в антисербской кампании всегда играли США. В чем смысл и каковы долгосрочные последствия такой политики?

Оставляя в стороне гуманитарную составляющую, приходится признать, что в репрессивной политике Запада по отношению к Сербии просматривается антироссийская направленность. И дело даже не в том, что сербы наши единоверцы - религиозная проблематика, думаю не слишком волнует стратегов в Пентагоне и Брюсселе. Россия на протяжении веков рассматривала Сербию как своего стратегического союзника и, несмотря на все изгибы российской внешней политики, особые отношения между нашими странами сохраняются по сию пору.

В этой связи, мне вспоминается встреча со Слабоданом Милошевичем - бывшим президентом Сербии, замученным в Гаагской тюрьме. Беседе наша состоялась в 1992 году, когда кризисная ситуация в Югославии еще только развивалась.

Уже тогда Милошевич был убежден, что без энергичной помощи России ни у Сербии, ни у него лично нет шансов на будущее. К сожалению, на серьезную поддержку нашей страны он уже не надеялся.

Но главным в его словах мне показалось другое. Слабодан Милошевич утверждал, что отрабатываемый на Югославию механизм демонтажа крупного многонационального государства имеет универсальный характер и будет обязательно использован против России. Главным элементом в этом механизме является дискредитация и международная изоляция самой крупной государственно-образующей нации. В Югославии такой нацией являются сербы, в России - русские.

Думаю, что слова бывшего президента Сербии многое объясняют в политике США и Запада в отношении Сербии и сербов. Полагаю, они не нуждаются в комментариях.



Илья Константинов

www.nasledie.ru

22.07.2008




Док. 465593
Опублик.: 22.07.08
Число обращений: 157

  • Константинов Илья Владиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``