В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кира Лукьянова: `России нужен ребрендинг` Назад
Кира Лукьянова: `России нужен ребрендинг`
Вариант 2: "Бренд "Россия" нужно менять".

С чем ассоциируется Россия? Водка, черная икра и матрешка. Так представляют себе Россию за рубежом. Последние несколько лет в сознании европейцев также прочно укоренились понятия "нефть" и "газ". Хотим ли мы остаться в глазах мира лишь нефте-газовой страной, в которой любят хорошо выпить и закусить? Думаю, нет. Наша задача - добиться, чтобы Россию воспринимали как страну со стабильной экономикой, высоким уровнем жизни и как надежного партнера. А для этого нужно работать над имиджем.

Сегодня в России активно обсуждается вопрос экономического развития нашего государства на ближайшие десятилетия. Первые лица государства говорят о диверсификации российской экономики, послаблениях малому и среднему бизнесу, уменьшении налогового бремени, привлечении в страну инвестиций.

Хотелось бы привести некоторые цифры. Иностранные инвестиции в экономику России выросли в семь раз за последние 8 лет и приблизились к 220 миллиардам долларов. В России растет все. Рост ВВП составил 8,1%, золотовалютные резервы достигли $ 460 млрд, Стабфонд увеличился до $160 млрд. Цифры радуют и перспективы радужные, однако как раз с инвестициями на сегодняшний день вопрос стоит наиболее остро. Больше всего средств в Россию приходит из Люксембурга, Кипра и Британских Виргинских Островов. Это свидетельствует только об одном - в Россию под видом иностранных инвестиций возвращаются вывезенные отсюда же деньги. Зарубежные компании опасаются вкладывать деньги в российские предприятия, поскольку не уверены не столько в доходности проектов, сколько в защите прав собственности и возможности возврата своих вложений.

Среди основных проблем, которые отмечают зарубежные бизнесмены, вопросы стандартизации, сертификации и лицензирования, отсутствие в России охраны интеллектуальной собственности и вопрос безопасности и коррупции.

У нас отсутствует единый порядок стандартизации, сертификации и лицензирования. Все это превращает оформление документов в процесс со многими неопределенностями, большими затратами времени, материальных средств и нервов. Традиция же неформального вознаграждения за услуги, а по-русски взяточничества, давно и хорошо известна на Руси, однако в последние годы такая практика приобрела столь широкие масштабы, что превратилась в серьезный барьер для западных компаний, имеющих намерение вложить средства в российскую экономику. Количество требуемых согласований, сертификатов и лицензий само по себе является испытанием на прочность. Ныне же, как можно заключить, каждое из таковых имеет неофициальную цену, по большей части значительную.

Получается, что с одной стороны мы декларируем необходимость все более широкого вовлечения иностранного капитала в российскую экономику, с другой стороны это остается лишь декларацией.

По свидетельству иностранных предпринимателей, отношение российских властей к зарубежным инвестициям внешне чрезвычайно благоприятное, фактически же стимулы и гарантии для иностранных инвестиций не удовлетворяют интересы иностранных инвесторов. Власти не могут предложить ни адекватной структурной политики, ни долгосрочных льгот (по налогам, таможенному режиму, реинвестированию, репатриации прибыли и т.п.). Кроме того, они постоянно меняют "правила игры" в зависимости от изменения экономической и политической ситуации. Особенно иностранных инвесторов беспокоят такие аспекты, как НДС на строительные материалы и внесенные в уставные фонды основные средства, НДС на кредиторскую задолженность.

Но "закрытость" России для иностранных инвестиций - это лишь часть проблемы. Было бы странно "играть в одни ворота". Российских бизнесменов, желающих инвестировать деньги в Европе, на Западе тоже не встречают с распростертыми объятиями и к нашему капиталу относятся очень настороженно.

Причину подобного отношения стоит искать, наверное, в более тонких материях, в какой-то степени в далеких от экономики факторах, таких как политическое положение, имидж страны и народа. Не секрет, что многие наши заокеанские коллеги до сих пор считают, что по Красной площади ходят мужики в шапках-ушанках и играют на гармошках, а российский бизнес считают полностью криминализированным. Порой приходишь в ужас, какие мифы ходят о вездесущей "русской мафии".

Мне представляется, в инвестиционном мире сейчас сложилась парадоксальная ситуация. На протяжении всех 90х годов наши коллеги из европейского да и американского, мирового инветиционного коммьюнити на всех уровнях ратовали за открытость экономик для инвестиций, о свободе перемещения капитала читались лекции и проходили круглые столы. А с чем столкнулись российские инвесторы, которые попробовали претворить усвоенную науку в жизнь? Мы с вами прекрасно знаем реакцию европейских правительств и деловых кругов на попытки Газпрома выйти на ритейл в странах Западной Европы.

В этой связи принципиальным направлением работы Правительства должно являться формирование благоприятного имиджа России как важного рычага привлечения иностранных инвестиций и облегчения работы российского бизнеса за рубежом. России необходим ребрендинг.

За годы после распада СССР была утрачена государственная функция активного воздействия на общественное мнение зарубежных стран.

Еще не так давно в любом уголке мира можно было встретить советский культурный центр. Преподаватели русского языка жили и работали в самых отдаленных уголках мира, не говоря уже о странах Европы и Америки. Согласитесь, что ученик русского педагога, певший русские песни у себя на родине, став бизнесменом не будет особо раздумывать с какой страной устанавливать связи.

Хорошо, пусть в начале 90х эта система развалилась и исчезла, тогда много чего развалилось и исчезло. Но почему не восстановить ее теперь? Расходы на эту программу будут копеечные, а результат огромен.


www.nasledie.ru


Док. 465450
Опублик.: 22.07.08
Число обращений: 272

  • Лукьянова Кира Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``