В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Сальков: `Всем, кто работает сегодня в энергетике, крупно повезло` Назад
Олег Сальков: `Всем, кто работает сегодня в энергетике, крупно повезло`
Энергокомплекс Красноярского края и Республики Хакасии пережил за последние полтора-два года процесс радикального реформирования. По словам аналитиков, пережил успешно, образовав "на выходе" одну из самых привлекательных энергокомпаний Сибири. Как проходила реорганизация, что ждет одну из крупнейших энергокомпаний Сибири - ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" - в будущем, о ее роли в экономике региона корреспондент "КС" МАРИНА АВРАМЕНКО беседует с генеральным директором компании ОЛЕГОМ САЛЬКОВЫМ.

ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" образовано 31 декабря 2006 года в результате присоединения ОАО "ТГК-13" и ОАО "Красноярская генерация" к ОАО "Хакасская генерирующая компания" с прекращением их деятельности и с переименованием последней в ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)". Основные акционеры - РАО "ЕЭС России" (около 57%) и ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" (около 32%). ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" является одной из крупнейших генерирующих компаний Сибири. В ее состав входит девять филиалов: Красноярская ТЭЦ-1, Красноярская ТЭЦ-2, Красноярская ТЭЦ-3, Минусинская ТЭЦ, Назаровская ГРЭС, Сосновоборская ТЭЦ, Канская ТЭЦ, Абаканская ТЭЦ и "Красноярская теплосеть". Общая установленная электрическая мощность предприятий, входящих в структуру Енисейской ТГК, - 2458 МВт.

Олег Сальков - генеральный директор ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)". Родился в 1965 году в Челябинске. Окончил Сибирский институт бизнеса, управления и психологии. Дополнительное образование получил в Государственном университете управления и Российском институте директоров, где учился по специальности "Корпоративный директор".

Работал советником генерального директора по экономике ОАО "Красноярская ГРЭС-2", заместителем генерального директора ОАО "Центр оптимизации расчетов ЕЭС". В 2003 году был назначен генеральным директором ОАО "Хакасэнерго". В 2005-м занял должность генерального директора ОАО "Красноярскэнерго". После реорганизации "Красноярскэнерго" и "Хакасэнерго" избран генеральным директором выделенных компаний ОАО "Красноярская генерация", ОАО "Хакасская генерирующая компания" и управляющей компании ОАО "ТГК-13". В декабре 2006 года после перехода обществ на единую акцию занял пост генерального директора ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)". Награжден Почетной грамотой РАО "ЕЭС России".

- Олег Иванович, вы пришли в энергетику, когда отрасль находилась в жесточайшем кризисе - впрочем, как и вся экономика страны. Затем - процесс кардинального реформирования, который носит далеко не косметический характер. Изменены основы функционирования отрасли - не только структура, но и сущность ее взаимодействия с внешней средой... Многие специалисты отождествляют этот процесс с изменением всего экономического строя государства. Как вы оцениваете изменения, произошедшие в региональном энергокомплексе?

- Не могу не согласиться: реформа энергетики носит беспрецедентный характер. И по своим масштабам, по глубине происходящих изменений сравнима с революцией. Пусть это прозвучит банально, но энергетика была, остается и всегда будет "становым хребтом" жизнедеятельности страны. И если бы энергетика не начала путь к рыночной форме взаимоотношений, попытки сделать рыночной всю экономику остались бы незавершенными.

- Но рынок в чистом виде практически не коснулся гидрогенерации, сетевого комплекса, сбыта...

- Не так. Да, в ведении государства должны оставаться стратегические сегменты энергетики - магистральные сети, диспетчеризация, атомная энергетика, гидрогенерация. Это те объекты, от которых зависит не только энерго-, но и просто безопасность страны. Они и останутся подконтрольными государству. Сбыты и тепловая генерация будут частными. Но при этом все субъекты энергетического комплекса будут взаимодействовать на рыночных принципах в рамках новой модели энергорынка.

В конечном счете все, что мы делали в последние годы в регионе, имеет одну цель - создать такую энергосистему, которая может развиваться по заданному алгоритму без принуждения, внешних толчков и внутренних потрясений. В конфигурацию этого алгоритма входят несколько параметров: надежность текущего энергоснабжения, соотношение будущих потребностей региона и поступательного развития энергокомплекса. Целью развернутого инвестиционного процесса как раз и является нахождение этого баланса. Полагаю, что сегодня уже можно говорить о том, что алгоритм создан. Все параметры имеют отчетливые характеристики, мы знаем, что делать сегодня, что будет завтра, как поступать в среднесрочной перспективе. Крайне важно, на мой взгляд, и то, что подобный же алгоритм создается на уровне региональной экономики. Подтверждением этому является создание Совета по стратегическому развитию края - площадки, на которой происходит обсуждение инициированной губернатором программы развития территорий. Сегодня мы уже представляем, где какие производственные мощности будут создаваться, где планируется увеличение численности населения и, соответственно, рост потребления энергоресурсов. Если учесть, что в структуре акционерного капитала Енисейской ТГК значительна доля частных компаний, то складывающиеся на перспективу взаимоотношения с региональной властью вполне можно расценивать как один из вариантов частно-государственного партнерства.

- Вам лично процесс реформирования региональной энергетики, создания новой компании дался трудно? Сегодня и в будущем именно с вашим именем будут связывать перестройку комплекса...

- Вы упрощаете критерии - "трудно-легко"... Была поставлена задача, ее надо было выполнить, причем выполнить не механически, а ясно сознавая цели, задачи. Поэтому, наверное, самое точное эмоциональное определение - было крайне интересно. Процесс оказался творческим, может быть, еще и поэтому проходит успешно. Мы провели реорганизацию в очень короткие сроки, быстрее, чем планировали, но при этом с максимальной эффективностью. Сейчас мы имеем единую операционную генкомпанию. Мы в самом начале говорили о параметрах, входящих в алгоритм деятельности современной энергокомпании. Сегодня Енисейская ТГК надежно обеспечивает текущее потребление энергоресурсов, имеет утвержденный план развития до 2011 года и готовит программу на последующие пять лет. И мы знаем, какие у нас есть сегодня и будут в обозримом будущем источники инвестиций. Таким образом, создав современный самонастраивающийся механизм, мы выполнили главную задачу реформирования региональной энергетики.

- Вы как-то сказали, что главный итог реформы в том, что ее не заметили рядовые потребители...

- Это действительно так: самой главной трудностью было при таких сложных организационных, кадровых изменениях сохранить управляемость компании. В процесс кардинального реформирования мы вступили как раз в начале отопительного сезона 2005-2006 годов, завершили его в период пиковых нагрузок - в декабре 2006 года. Все системы отработали без серьезных сбоев, даже при том, что год назад потребители были должны за тепло- и электроэнергию более 1,5 млрд рублей. Можете себе представить, насколько это дополнительно осложняло ситуацию.

- Олег Иванович, в чем заключается привлекательность Енисейской ТГК для инвесторов?

- Есть несколько привлекательных моментов, связанных между собой. Всем известно, что в нашем регионе сконцентрирован довольно мощный производственный потенциал, который является основным потребителем вырабатываемой тепловой и электрической энергии. Наличие крупных производителей электроэнергии, в числе которых и Енисейская ТГК, а также относительно невысокие энерготарифы сами по себе способствуют росту эффективности энергоемких производств промышленности. Кроме того, объединенный Красноярский край - территория развивающаяся, здесь ожидается большой приток инвестиций, строительство новых производственных мощностей, увеличение количества жителей. В последние годы потребление тепла промышленными предприятиями стабилизировалось, наметилась тенденция к росту. Если говорить о теплопотреблении объектами жилья и соцкультбыта, то оно с каждым годом увеличивается благодаря активному строительству. Мы живем в Сибири, отопительный сезон продолжается до семи месяцев в году, стабильный спрос на тепло- и электроэнергию гарантирован. Сегодня мощности Енисейской ТГК покрывают более 70% потребностей в тепловой энергии по Красноярску, а по Абакану этот показатель еще выше - более 90%.

В настоящее время администрация Красноярска разрабатывает программу перспективного развития города на период до 2015 года. Планируется существенное увеличение потребностей города в тепловой энергии - на 847 Гкал, прогнозируется рост электропотребления. А значит, необходимо увеличение генерирующих мощностей. На обеспечение растущего спроса как раз и направлена разработанная нами инвестпрограмма. В том числе достройка 1-го и 2-го энергоблоков Красноярской ТЭЦ-3.

В Красноярском крае в ближайшие годы мы планируем ввести более 540 Гкал/ч дополнительной тепловой мощности и 470 МВт электрической мощности. Для простоты объясню: один стандартный 100-квартирный жилой дом требует от 0,8 до 1 Гкал/ч, крупный торговый или развлекательный центр - до 10 Гкал/ч. Вот и считайте, сколько объектов мы сможем обеспечить.

Если инвестор видит, что в регионе есть спрос на продукцию энергетики, есть инвестиционная программа, которая направлена на удовлетворение этого спроса, и позитивно оценивает эффективность программы, тогда он готов вкладывать деньги. Для инвестора крайне важно, чтобы бизнес, в который он вложил средства, работал эффективно.

- Но считается, что гидроэнергетика, которая тоже довольно развита в регионе, сегодня выпускает избыточную электроэнергию с очень низкой себестоимостью. Зачем тогда наращивание мощностей за счет тепловых электростанций?

- Не забывайте, что гидроэнергетика имеет особенность: в зимний период, когда срабатывается вода, у нее весьма ограниченный потенциал. В этот период именно тепловые станции восполняют потребности в электроэнергии. И кроме того, использовать электроэнергию для производства тепла совсем недешево. В крае, например, сегодня действует программа по закрытию электробойлерных и переводу потребителей на снабжение теплом от станций, работающих на твердом топливе. Электробойлерные были построены в советское время и работали на тогда еще дешевой электроэнергии, получаемой с Красноярской ГЭС. Но сейчас тепловая энергия, вырабатываемая электрокотельными, обходится дороже, чем другие виды энергии. В последние три года за счет увеличения мощностей ТЭЦ мы уменьшали выработку электрокотельных на 10-15% ежегодно. Но сейчас уже подошли к пределу, именно потому и необходимо вводить новые мощности, генерирующие тепло- и электроэнергию на твердом топливе. Кстати, потенциальная привлекательность Енисейской ТГК для инвесторов состоит еще и в том, что существующие и будущие генерирующие мощности обеспечены сравнительно недорогим топливом. Уголь доставляется с разрезов, где добывается открытым способом, разрезы эти расположены близко к предприятиям энергетики. Кроме того, у нас практически нет конкурентов, которые вырабатывали бы тепловую энергию комбинированным способом. Явное конкурентное преимущество - себестоимость нашего тепла ниже, чем в других компаниях.

- Олег Иванович, какое событие этого года вы отнесли бы к наиболее важным для компании?

- В первую очередь переход на единую акцию, создание объединенной компании. И второе важное событие - формирование инвестиционной программы. Фактически начался новый этап жизни созданной компании. В рамках инвестпрограммы, рассчитанной на период до 2012 года, планируется реализация девяти проектов. Основные: строительство еще одного энергоблока на ТЭЦ-3, работы по реконструкции и модернизации на Минусинской ТЭЦ и Назаровской ГРЭС, замена турбины на Канской ТЭЦ и другие. Сметная стоимость реализации всех этих проектов - около 12 млрд рублей (с НДС). Кроме того, в ближайшие пять лет по программе техперевооружения и реконструкции планируется инвестировать еще более 5 млрд рублей. Основной источник инвестиций - дополнительная эмиссия акций, в результате которой мы, по предварительным расчетам, получим 10,5 млрд рублей. Остальное - за счет собственных средств и кредитных ресурсов.

По нашим расчетам, реализация пятилетней инвестпрограммы Енисейской ТГК позволит обеспечить регион необходимыми энергоресурсами до 2015 года. Но, конечно, эти проекты - не точка в наших планах. Здесь необходимо соблюсти баланс: нельзя строить слишком много энергообъектов - слишком дорого будет обходиться их содержание, если не будет обеспечено потребление производимой нами энергии. Но и останавливаться в условиях растущих потребностей в энергоресурсах тоже нельзя. Сейчас мы рассматриваем возможность строительства тепломагистрали между правым и левым берегами Красноярска. Существующие две исчерпали свои возможности к увеличению объемов передачи тепла.

- Какие риски в реализации инвестиционной программы вы видите сегодня?

- Вы, наверное, ожидаете, что я заговорю о проблемах финансирования? Этот вопрос, конечно, волнует, но не настолько, чтобы отнести его к проблематичным. Рынок показывает, что энергоактивы прочно заняли место на пике "популярности", мы рассчитываем на успешное размещение допэмиссии, тем более что по графику РАО ЕЭС допэмиссия акций разных ТГК растянута по времени - именно для того, чтобы не "перегреть" рынок. Пожалуй, к рискам я отнес бы состояние нашей машиностроительной отрасли, портфель которой перегружен заказами на производство оборудования для станций. Но мы и в этом отношении подстраховались: недавно побывали в ОАО "Силовые машины" в Санкт-Петербурге и подписали протокол о намерениях, в котором предусмотрена не только поставка энергоблоков для ТЭЦ-3, но и возможное участие "Силовых машин" в реконструкции других станций, входящих в состав Енисейской ТГК.

- Олег Иванович, вы убедительно рассказываете о планах компании, о ее месте и роли в жизни региона, о ее привлекательности для инвесторов. А для ваших сотрудников компания, в которой они работают, также привлекательна?

- А вы полагаете, что нам удалось бы провести такие кардинальные изменения, если бы сотрудники не были заинтересованы в общем успехе? Мне кажется, что одно из главных достижений реформы нашей компании в том, что мы не только сохранили опытные высокопрофессиональные кадры, но и привлекли к работе молодых специалистов.

- Да, почти все ваши заместители - люди молодые, и станциями руководят в основном представители новой генерации управленцев. Вы по каким критериям подбирали команду?

- Три главных критерия - профессионализм, порядочность, ответственность.

- Именно в таком порядке?

- Нет, можно в любом порядке - все три понятия равноценны. Согласитесь: кому нужен безответственный профессионал? Или наоборот: человек ответственный, но не владеющим достаточным объемом знаний? А порядочность обязательна по определению, особенно для руководителя.

- И сегодня вы можете с уверенностью говорить, что команда сформирована?

- Да, вполне. Причем команда в полном смысле этого слова: с единой целью, единым пониманием происходящих процессов, одинаковым пониманием того высокого уровня ответственности, который лежит на каждом из нас перед потребителями. Не важно, физические это лица, т. е. население, или промышленные предприятия.

- Вы авторитарный руководитель?

- На мой взгляд, нет, скорее просто требовательный. Авторитарность и требовательность руководителя должны проявляться после принятия решения, когда нужно добиться его выполнения. А в процессе его выработки я выслушиваю самые разные мнения и предложения. О себе могу сказать: я - человек команды, и меня радует, что эта команда сегодня есть, она действует, выполняет сложные задачи.

- Если посмотреть на вашу биографию, обращаешь внимание на быстрый карьерный рост. Вы возглавили компанию в самый сложный период реформирования. Карьера для вас важна?

- Важно другое - самореализация. Я воспринимаю карьеру как возможность реализовать свои знания, умения, свою компетенцию. Определенная должность предоставляет определенный набор возможностей. В этом отношении карьера для меня важна. И еще важно, что наиболее концептуальные события в энергетике региона проходят с моим непосредственным участием.

- Вы трудоголик?

- Не понимаю этого термина. Если вы подразумеваете под этим, что трудоголик - человек, который, кроме работы, ничего не видит и при отсутствии таковой придумывает (именно придумывает!), чем себя занять, то это не про меня. Я просто люблю дело, которым занимаюсь, и отдаю ему столько, сколько нужно времени и сил.

- И сколько нужно?

- На том этапе, на котором мы сейчас находимся, много. Но это не угнетает, когда видишь реальный результат работы, наоборот, приносит удовлетворение. И еще: у нас нет рутины, и, наверное, никогда не будет. Компания находится в стадии развития, а это процесс бесконечный. Значит, каждый день будет приносить новые задачи, нужно будет искать их решение. По большому счету всем, кто работает сегодня в энергокомплексе, наверное, очень крупно повезло: ни в одной отрасли нет сегодня такого бурного постоянного движения, и ни одна отрасль так не влияет на жизнь населения, работу предприятий, на экономику в целом.


http://com.sibpress.ru/06.07.2007/companies/85715/

Марина АВРАМЕНКО

06.07.2007


Док. 465378
Перв. публик.: 06.07.07
Последн. ред.: 22.07.08
Число обращений: 144

  • Сальков Олег Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``