В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`: Итоги отчетно-перевыборного Олимпийского собрания Назад
`Эхо Москвы`: Итоги отчетно-перевыборного Олимпийского собрания
Передача :     Спортивный канал
Ведущие :     Алексей Осин
Гости :     Валентин Балахничёв


В прямом эфире "Эхо Москвы" Валентин Балахничев, президент Всероссийской федерации легкой атлетики.



А.ОСИН - 21 час 38 минут. Здравствуйте, Алексей Осин у микрофона. Наталья Калугина в студии. Добрый вечер, Наташ.

Н.КАЛУГИНА - Добрый вечер.

А.ОСИН - Мы сегодня обсуждаем единственную новость, которая, ну, может быть, не единственная, но, тем не менее, главная новость дня. Это - олимпийское собрание, итоги олимпийского собрания. У нас в студии Валентин Васильевич Балахничев.

В.БАЛАХНИЧЕВ - Добрый вечер.

А.ОСИН - Президент федерации легкой атлетики России. А уж что произошло на олимпийском собрании, какие должности остались при Вас, может быть, какие-то добавились, какие-то убавились, Вы расскажете, я думаю, сами. Расскажите, пожалуйста, вот чем это олимпийское собрание для Вас отличалось от предыдущих.

В.БАЛАХНИЧЕВ - Ну, отличалось не только для меня, для всех участников. Впервые, наверное, за вековую историю олимпийского движения России выборы президента прошли на альтернативной основе. Было выдвинуто 7 кандидатов, из которых 4 снялись. И в итоге борьбу вели Леонид Тягачев, Ирина Роднина и я. Вы, наверное, знаете уже итоги голосования. Тягачев с огромным преимуществом победил - 220 голосов. Ирина заняла второе место, 39. Я занял третье место в этой гонке, призовое место, я считаю, получил 18 голосов.

А.ОСИН - Прямо как в том анекдоте, да? Когда соревновались президенты России и США. Наш президент пришел на почетном втором месте, а их занял предпоследнее.

В.БАЛАХНИЧЕВ - Да, совершенно верно. Так получилось и в этот раз. Дальнейшее голосование шло в стиле выборов первого вице-президента. Им стал Виктор Хотыщин. И три вице-президента в составе Исполкома Олимпийского комитета. Это Геннадий Алешин, это Владимир Васин и это Владимир Логинов. Сейчас продолжается подсчет голосов за состав Исполкома Олимпийского комитета. Должно быть 14 от всероссийских федераций олимпийских видов спорта и один от всероссийских федераций не олимпийских видов спорта. И итоги еще неизвестны.

Н.КАЛУГИНА - Валентин Васильевич, возникает такой вопрос. Я была на олимпийском собрании, и, насколько мне известно, свой голос вот, во всяком случае, было выступление представителя президента России на выборах президента общественной организации. Как это можно воспринимать?

В.БАЛАХНИЧЕВ - Дело в том, что выступал Александр Сергеевич Абрамов, действительно помощник президента. Он выступал как член Исполкома Олимпийского комитета России и высказал свою точку зрения. Я надеюсь, как член Исполкома Олимпийского комитета.

А.ОСИН - Как член Исполкома или как работник администрации президента?

В.БАЛАХНИЧЕВ - Ну, он присутствовал на собрании как член Исполкома.

Н.КАЛУГИНА - Ну, среди журналистов говорили, что это представитель администрации президента.

В.БАЛАХНИЧЕВ - Ну, я не могу снимать его с этой должности. На самом деле, он помощник президента России и его голос был очень весом. Тем не менее, это обычные приемы политической борьбы в ходе выборов и могу сказать, что действительно Леонид Васильевич пробыл 4 года, имеет в наличии очень большой административный ресурс, который помог ему победить с таким преимуществом. А наша команда, которую называют командой, такого преимущества не имели.

Н.КАЛУГИНА - Почему?

В.БАЛАХНИЧЕВ - Вы знаете, что в этом собрании не только ходы голосования за президентский пост, но и другие голосования, что в принципе как-то оказалось так, что люди, представляющие как бы государственные структуры, оказались одинокими, их не поддержала спортивная общественность. Меня, вообще, это поражает, и поразило. Я не могу сказать, что я обижен на то, что не стал вице-президентом, хотя и избирался на этот пост, но количество голосов, полученное нами, оказались слишком низки, по сравнению с тем, что получили люди, которые долгие годы работали в Олимпийском комитете России. По всей видимости, старая команда, кроме всего прочего и опыта работы, еще нарабатывает свой потенциал, который она реализует так эффективно. Однако разница была поразительная. В принципе то, что я вижу сейчас, что, конечно же, мы заранее знали, и я знал, что Леонид Васильевич сохранит свой пост. И в принципе сохранили свои посты все основные функционеры Олимпийского комитета России. Сейчас, наверное, это наша задача в том, чтобы все-таки помочь им, оставшись на своих постах, изменить стиль работы, и все-таки начать реализовывать какие-то программы, которые будут эффективны, с точки зрения, и выступления нашей команды на Олимпийских играх, и с точки зрения развития олимпийского движения в Российской Федерации в сфере выполнения государственных задач. Это самая главная роль олимпийского движения.

А.ОСИН - Вот здесь уже стали поступать вопросы на пейджер, хотя я еще и не напомнил номер нашего телефона, по которому можно эти вопросы задавать: 725-66-33. Но спросили, кто такой Александр Абрамов? Вы, я надеюсь, объяснили уже. Пишет еще и, кроме того, Игорь: "Алексей, очень рад, что на этих выборах победил Тягачев, а не Роднина, - вот так вот, - которая давно сделала свой выбор". Что под этим понимается, я, честно говоря, сам понять не могу. Кстати говоря, солидаризируется еще и Владимир из Реутова: "Ирина Роднина, где Вы были в 2000 году?" Т.е. вот народ государство, может быть, и не очень-то уважает. Но дело-то не в этом, а дело в том, вот что теперь будет дальше. Вот что победило на этих выборах, помимо того, что вот лично Леонид Васильевич Тягачев?

В.БАЛАХНИЧЕВ - Ну, я думаю, что, во-первых, победила старая администрация и поэтому есть, наверное, большая все-таки опасность, что сохранится старая система работы. Я не хотел бы предрекать такое развитие событий, однако я думаю...

А.ОСИН - А что такое "старая система работы"? Ее главные какие-то моменты.

В.БАЛАХНИЧЕВ - То, с чем мы сталкивались на последних Олимпийских играх. То, о чем жаловались спортсмены, бывшие в составе команд. То, о чем жаловались функционеры федерации. Однако с другой стороны, мы обсуждали после выборов, насколько это было возможно обсудить, наши контакты с Тягачевым. Он сказал, что мы должны взять твою программу, посмотреть, как она ложится на наши планы и, наверное, кое-что взять для реализации. Надеюсь, что в этой большой программе, которая готова как основной документ, очень важный для избрания в любом качестве руководства Олимпийского комитета и здравое зерно это будет использовано. Потому что меня вообще удивляет, что практически не один из кандидатов не вышел с какой-то реальной программой. Не хочу никого критиковать. И как это оказалось, это эффективно, эффективнее, нежели предложить раздать программу, которая написана на бумаге, и потом за выполнение которой можно спросить.

А.ОСИН - Но в принципе за Тягачевым-то уже есть 4 года его работы в Олимпийском комитете, и вектор-то понятен, на самом деле, понятно, что у Вас, слава Богу, есть такая программа. И, тем не менее, что - я так и не услышал ответа, что, собственно говоря, на что жаловались спортсмены, что происходило на Олимпийских играх такого? Раз уж Вы заявили эту тему.

В.БАЛАХНИЧЕВ - Ну, во-первых, я могу сказать, что если мы обратим внимание на прошедшие Олимпийские игры, то уменьшается количество завоеванных медалей на Олимпийских играх. Это достаточно объективный результат.

Н.КАЛУГИНА - Но это упрек в две стороны.

В.БАЛАХНИЧЕВ - Я могу сказать, нет, я сам президент федерации, тоже страдаю от этого и тоже выступает не всегда хорошо наша команда. Второе, то, что собственно, сама подготовка к Олимпийским играм базируется на плечах федерального агентства физкультуры и спорта, которое финансирует спорт. Олимпийский комитет отвечает за последнюю стадию организации выступления наших команд. Не всегда эта организация проводилась нормально. Я могу сказать, что я присутствовал на последней Олимпиаде, столкнулся с проблемой, когда наши спортсмены и тренеры не могли вовремя получить аккредитацию, когда врач сборной команды в течение недели находился без аккредитации в Олимпийской деревне, нарушая все правила и нормы законов олимпийских. Я не хотел бы, чтобы в будущем эти случаи случались впредь, поэтому я думаю, что Олимпийский комитет должен более серьезное обратить внимание на организацию работы на Олимпиадах, на присутствие там тренеров, которые готовят спортсменов, личных тренеров, прежде всего, особую систему обеспечения деятельности, потому что очень много усилий уходило на разного рода общие внешне серьезные программы, типа Российского дома, в меньшей мере уходило сил на...

А.ОСИН - Нет, а квоты-то Вам выдали на аккредитацию Вашей федерации? Вы могли ими распоряжаться или кто-то другой?

В.БАЛАХНИЧЕВ - Квота выделилась жестко, дело в том, что была и квота отпущена на функционеров. И в принципе эта квота использована для того, чтобы, наверное, правильно привлечь не только на Олимпийские игры функционеров, но и спонсоров, других партнеров, которые оказывали помощь Олимпийскому комитету в его деятельности.

Н.КАЛУГИНА - Валентин Васильевич, у меня вопрос по поводу команды Фетисова. Совершенно очевидно, вот и я, готовясь к олимпийскому собранию, готовясь к тому, что мне там предстоит работать, долгое время изучала программы различных кандидатов. Для меня было очевидно, что Ваша программа явно сильнее программы Родниной, что Ваш опыт работы в федерации, в международной федерации явно мощнее опыта и международной, и внутрироссийской работы Родниной. И, тем не менее, ставка в команде была сделана на Роднину. Почему?

В.БАЛАХНИЧЕВ - Ну, как показал итог в деятельности, действительно, Роднина получила больше голосов, чем я. Это все объяснило выбор Фетисова. По всей видимости, Роднина Ирина, мой товарищ, была более перспективна как кандидат, что было доказано полученными голосами. Почему Вячеслав Александрович в меньшей мере помогал мне, а в большей Ирине - это уже находится в сфере его решений, я не могу его оспаривать. Но опять же хочу сказать, что я как был, так и остался в команде Фетисова и, предлагая программу, предлагал программу как государственную. К сожалению, я оказался в одиночестве.

А.ОСИН - Теперь давайте чуть-чуть перейдем к несколько другой ветви нашего разговора. Именно вот какой: сейчас государство абсолютно не имеет никакого контроля за федерацией, хотя в то же самое время предоставляет средства для обеспечения, но не тренировочного процесса, а, по крайней мере, участия в международных соревнованиях. Правильно ведь? Особенно федерации, которые не могут зарабатывать сами, но в то же время приносят медали. Так вот вопрос заключается в том: как можно договориться в этой сфере? Как должен президент федерации любой отвечать за результат на Олимпийских играх, возможно это в ближайшее время или олимпийское собрание на этот счет ответа никакого не предоставило?

В.БАЛАХНИЧЕВ - Ну, во-первых, ответственность - это достаточно общее понятие.

А.ОСИН - Ну, хотя бы местом работы, почему?

В.БАЛАХНИЧЕВ - Нет, я объясню. Дело в том, что, конечно же, директорат, он складывается таким образом, что президент всегда имеет возможность его увлечь какими-то новыми идеями или посулами, или какими-то подачками, грубо говоря, будь он так циничен, и привлечь на свою сторону людей, которые проголосуют за этого президента. За что же у нас отвечает президент федерации и, вообще, федерация. С одной стороны, государство дает деньги на подготовку спортсменов, но федерация этих денег не получает, эти деньги уходят на подготовку спортсменов в те места, где они находятся. Федерация не получает денег от государства ни копейки. Федерация только планирует подготовку спортсменов, больше ничего. Если федерация не получает никаких средств от государства, то за что ей и перед кем отвечать? Я предлагал как выход из положения, чтобы повысить ответственность федераций, передавать деньги непосредственно федерации: и заработную плату спортсменов, и тренеров, и обслуживающего персонала, и деньги, отпущенные на подготовку спортсменов и участие в международных соревнованиях. Тогда можно было в конечном итоге спросить за расходование этих средств. Такой механизм возможен, потому что положение о казначействе, которое перечисляет деньги на спортивные мероприятия, значится, что партнерами казначейства выступают и государственные структуры, и общественные организации. Я это проверял. Таким образом, для того, чтобы спросить с федерации, необходимо дать ей средства на ее деятельность, а потом уже спрашивать. Мне кажется, это выход из положения. Я могу сказать, что общественные организации и руководители нынешних федераций такие же государственники, как и служащие федерального агентства физкультуры и спорта.

А.ОСИН - Но это же запрещают международные хартии. Они требуют, чтобы федерации и Олимпийский комитет были общественными организациями.

В.БАЛАХНИЧЕВ - Я не предлагаю изменить статус организаций, хотя могу сказать: Вы ошибаетесь. Не в Олимпийской хартии, в Олимпийской хартии этого вообще нет. И в уставах международных федераций, которые могут на нас повлиять, на нас хартия не влияет. Мы можем даже ей следовать. Но международные федерации не регламентируют деятельность национальных федераций. Это наше дело, они в наши дела не лезут. Поэтому мы можем строить так отношения, как мы хотим. Конечно, здесь нарушают общепринятые в законах нормы законом морали и законом нашей страны. Поэтому я считаю, что получение денег всероссийскими федерациями по видам спорта - это оправданно, и это позволит отвечать за расходование средств.

А.ОСИН - Каким образом, если выбирают президента федерации те, кто его выбирают всегда?

В.БАЛАХНИЧЕВ - Я объясняю ситуацию: если человек получает деньги, то деньги получает организация, извините, получает по договору. В договоре значится, что мы прекращаем финансирование названной федерации, если она не выполняет свои обещания.

А.ОСИН - Но государство не может прекратить финансирование.

В.БАЛАХНИЧЕВ - Оно может прекратить финансирование.

А.ОСИН - Потому что престиж страны... Ну, как может...

В.БАЛАХНИЧЕВ - Оно может прекратить финансирование федерации, которая плохо ведет. Это приведет к коллапсу федерации и необходимости избрать нового руководителя.

Н.КАЛУГИНА - Ну, тогда страдают спортсмены.

В.БАЛАХНИЧЕВ - Спортсмены страдать не будут. В этой ситуации государство может перейти на систему прямого финансирования спортсменов. Так, как это сейчас существует.

Н.КАЛУГИНА - Т.е. помимо федерации? Я не поняла этой схемы. Спортсмены не могут, сборная команда конкретно не может получить деньги. У нее нет ни юридического лица. Что, каждый спортсмен должен приходить в сберкассу и говорить, вот мне Росспорт перевел денежку?

В.БАЛАХНИЧЕВ - Я начну издалека, чтобы более подробно объяснить вам процесс финансирования. Существует унитарное предприятие: Центр спортивной подготовки, который получает деньги из федерального бюджета и который направляет деньги на нужды подготовки и сборных команд Российской Федерации. Он не направляет деньги в федерацию, он направляет деньги в те места, где проходят учебно-тренировочные сборы. Спортсмены находятся на ставках, и тренеры, и врачи, и массажисты находятся на ставках ЦСП. Федерации к этим ставкам никакого отношения не имеют. Тренеры, находящиеся в ЦСП, планируют подготовку спортсменов. Они не являются работниками федерации. Таким образом, когда спортсмен нарушает правила допинг-контроля, как например, объясняю сейчас ситуацию, федерация к этому спортсмену никакого не имеет отношения. Потому что он работает в Центре спортивной подготовки. И гражданское право вообще не позволяет налагать взыскание на нашу федерацию за такое нарушение, скажем, правил допинг-контроля. Я сторонник того, чтобы деньги приходили в федерацию, федерация самостоятельно в рамках договора планировала подготовку спортсменов. Если подготовка складывается неудачно, плохо выступаем, финансирование прекращается. И федерация будет вынуждена избрать новое руководство.

А.ОСИН - А почему Вы не предлагаете эту схему Фетисову?

В.БАЛАХНИЧЕВ - Я предложил Вячеславу Александровичу.

А.ОСИН - А как он к ней отнесся?

В.БАЛАХНИЧЕВ - Он отнесся к этому положительно, но как к проекту. Я предлагал ему: давайте в моей федерации, Всероссийской федерации легкой атлетики проведем этот эксперимент. Что мешает нам посмотреть, как это будет работать? Я убежден в том, что работа будет вестись эффективно. Федерация будет уделять больше внимания спортсменам и тренерам, требовать от них больше, контролировать больше, нежели сейчас требует от них Центр спортивной подготовки.

А.ОСИН - Но сейчас куда более действенный способ - это поднять известную трубку телефона в известном кабинете, позвонить в другой известный кабинет и сказать: "Уважаемый Иван Иваныч, Вам пора уйти в отставку". Почему это не делается? Почему получается так, что Фетисов с одной стороны, а государство поддерживает Тягачева? Хотя Фетисов много раз заявлял и приводил те же самые факты, которые приводите Вы. Я сейчас не говорю о том, кто прав, почему государство одновременно и в одну сторону, и в другую. Как Вы считаете?

В.БАЛАХНИЧЕВ - Фетисов, прежде всего, хочу заверить в том, что Фетисов - государственник, и проводит жесткую государственную политику. Может, он проводит ее излишне жестко, как руководитель и бескомпромиссно. Но я могу сказать, что мы должны менять ситуацию с федерациями. Если мы не изменим эту ситуацию, мы и впредь будем находиться вне поля ответственности, будем спать, а трубочное право не всегда будет действовать. Пожалуйста, Вам пример: неуспешное выступление сборной команды по плаванию, конференция федерации плавания, дикое желание Алешина остаться и не менее серьезное желание на этот пост поставить Попова, ничего не получилось.

Н.КАЛУГИНА - Ну, а тогда возникает вот какой вопрос: взаимоотношения государства и федерации приблизительно понятны в этой схеме. А причем тут, вообще-то, Олимпийский комитет? Какова его роль в таком случае в национальном спортивном движении?

А.ОСИН - Комитет же выступает политической фигурой. Он же поддерживает президентов федераций, он привечает... Когда Фетисов выступил с критикой ряда федераций, некоего пула...

Н.КАЛУГИНА - Ну, он сразу всех взял советниками.

А.ОСИН - Да, а они сразу все пошли к Тягачеву и они выступили вместе, единой командой против Фетисова. Мне кажется, что вот это вредит нашему спорту. Я сейчас не оцениваю, кто прав, кто виноват.

В.БАЛАХНИЧЕВ - Нет, в данном случае Леонид Васильевич становится на сторону как бы потерпевшей стороны в споре с федеральным агентством. Я считаю, это неправильно. Они должны вместе решать вопросы развития спорта. И он не должен поддерживать те федерации, которые не эффективно реализуют задачи, стоящие перед ними. Это политическая игра.

Н.КАЛУГИНА - И все-таки вот в этой схеме место Олимпийского комитета национального?

В.БАЛАХНИЧЕВ - Олимпийский комитет как общественная организация фактически является представительством МОК в Российской Федерации. Отвечает за явку национальной команды на Олимпийских играх. В настоящее время Олимпийский комитет не финансирует подготовку сборных команд и в очень небольшом размере финансирует национальные федерации по видам спорта. Олимпийский комитет не финансирует субъекты Российской Федерации и свои средства тратит на собственную фактически деятельность. Я думаю, это объясняется теми планами, которые стоят перед Олимпийским комитетом. И сегодняшний отчет контрольно-ревизионной комиссии был принят олимпийским собранием. Так же как и работа Олимпийского комитета была оценена удовлетворительно.

Н.КАЛУГИНА - Ну, тогда, грубо говоря, в Олимпийском комитете нужен президент, его секретарша и представители МОК.

А.ОСИН - Ну, еще пиар служба.

Н.КАЛУГИНА - Ну, и пиар служба.

В.БАЛАХНИЧЕВ - Нет, сама по себе заявка на Олимпийские игры, которые проходят не раз в 4 года, а раз в два года. Мы забыли о зимних Олимпийских играх. Требует огромных усилий. Это большая организационная работа, если Олимпийский комитет должен создать очень мощную эффективно действующую структуру, которая не просыпается, но работает как раз к двухлетним периодам в постоянном контакте с МОКом. С другой стороны, кто лишал возможности Олимпийский комитет заниматься собственной программой развития? Почему Олимпийский комитет России до сих пор не имеет концепцию развития олимпийского движения России? Я это понять не могу. Я сегодня об этом говорил на олимпийском собрании: мы не знаем, куда мы движемся. Дело в том, что Олимпийский комитет не может, находясь в России, заниматься только собственными программами. Он должен заниматься программами, которые интересны нашему государству: развитие массового спорта, оздоровление населения. Пока ведутся только разговоры. Хотя Олимпийский комитет мог бы взять на себя ряд престижных интересных задач. Ну, скажем, нас обвиняют в проблемах с развитием студенческого спорта. Я думаю, что Олимпийский комитет России вполне мог бы оказать содействие развитию студенческого спорта, который везде в мире является основой олимпийского движения.

Н.КАЛУГИНА - А вообще, олимпийское движение у нас существует? Или это, извините, все в нашем воображении?

В.БАЛАХНИЧЕВ - Вы знаете, так как у нас есть Олимпийский комитет, у нас есть спортсмены, тренеры, функционеры, то оно существует, потому что олимпийское движение состоит как раз из этих субъектов спортивной деятельности. С другой стороны, мне кажется, что если отсутствует концепция развития олимпийского движения России и какая-то программа, большая программа, может быть, федеральная программа развития олимпийского движения, мне кажется, мы движемся в непонятном для страны направлении.

А.ОСИН - Разговор, к сожалению, приходится завершать на многоточии. Валентин Васильевич Балахничев был в нашей студии. Спасибо Вам, что Вы к нам пришли. Президент Всероссийской федерации легкой атлетики. Наталья Калугина.

Н.КАЛУГИНА - Вице-президент ИАФ.

А.ОСИН - Да, естественно.

В.БАЛАХНИЧЕВ - Европейской ассоциации легкой атлетики. Но давайте, титулы не перечислять. Шло олимпийское собрание, я сейчас нахожусь в очень таком странном состоянии. Хочу понять, что происходит, что будет происходить в будущем. Я думаю, что мы все, и общественность должны сейчас сконцентрировать наше внимание на деятельности Олимпийского комитета, помочь ему встать на новые рельсы, новому руководству, извините, новому старому руководству изменить свои взгляды и двигаться вперед. До Олимпийских игр осталось, по-моему, полтора месяца. Надо сейчас всем сплотиться ради успешного выступления нашей команды.

А.ОСИН - Чуть-чуть больше, 50 с чем-то дней. Действительно, скоро Турин, и мы в очередной раз узнаем, чего стоит работа федераций и Олимпийского комитета. Спасибо Вам.

В.БАЛАХНИЧЕВ - Спасибо.

А.ОСИН - Это был Алексей Осин, вечерний "Спортивный канал" на радио "Эхо Москвы". И счастливо.



22.12.2005
http://echo.msk.ru/programs/sportchanel/40713.phtml


Док. 465309
Перв. публик.: 22.12.05
Последн. ред.: 22.07.08
Число обращений: 197

  • Балахничев Валентин Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``