В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Грушко: РФ пригласила на выборы больше наблюдателей, чем американские партнеры Назад
Александр Грушко: РФ пригласила на выборы больше наблюдателей, чем американские партнеры
На вопросы о приглашении международных наблюдателей на парламентские выборы в РФ, о международной практике приглашения наблюдателей на выборы, о различиях в подходах России и ОБСЕ к мониторингу за выборами корреспонденту РИА Новости Кристине Луна- Родригес ответил заместитель министра иностранных дел Александр Грушко.

- Какие вопросы Вы планируете обсудить на предстоящем в Вене 8 ноября этого года расширенном заседании Постоянного совета ОБСЕ? Какие встречи запланированы в австрийской столице?

- В отличие от обычных, еженедельных заседаний Постсовета, в которых принимают участие постпреды государств-участников при ОБСЕ, на расширенное съезжаются также представители из столиц для обсуждения наиболее важных вопросов. Нынешнее мероприятие будет посвящено подготовке ключевого ежегодного мероприятия ОБСЕ - заседания Совета министров иностранных дел (СМИД), которое пройдет в Мадриде (столице страны, председательствующей в ОБСЕ в этом году - Испании) 29-30 ноября с.г. Обычно такие встречи активно используются делегациями для двусторонних консультаций и контактов, своего рода "сверки часов" перед совещанием на уровне министров.

На расширенном Постсовете мы намерены продолжить продвижение программы реформы ОБСЕ в качестве одного из приоритетов политики России на европейском направлении. Если кратко говорить о российском видении этой программы, то оно сводится к решению двух взаимосвязанных задач.

Во-первых, придать институциональному строительству ОБСЕ завершенный характер, то есть превратить ее в полноценную межгосударственную организацию, где обеспечено верховенство прерогатив коллективных руководящих органов. Дело в том, что ОБСЕ остается организацией во многом только по названию. У нее даже нет такого базового документа, как Устав. Не все вопросы деятельности институтов и полевых миссий ОБСЕ выносятся на рассмотрение Постовета или СМИД. В условиях отсутствия четких коллективно согласованных мандатов некоторые структуры ОБСЕ, например, Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), пытаются провозгласить себя "автономными", что по определению абсурдно и вносит в работу по налаживанию сотрудничества государств-участников ОБСЕ, ради чего, собственно, эта организация создавалась и существует, дополнительную сумятицу. Все это - пережитки "конференционного" прошлого ОБСЕ, времен, когда она была еще "совещанием" (СБСЕ) и работала по временным схемам.

Во-вторых, Россия ратует за модернизацию политической повестки дня ОБСЕ, насыщение ее ключевыми и в равной степени актуальными для всех ее участников вопросами европейской безопасности, проблематикой новых вызовов и угроз, т.е. за возвращение ОБСЕ к ее первоначальному предназначению "площадки" для коллективной выработки совместных решений общих проблем безопасности. Это - позитивная альтернатива попыткам использовать ОБСЕ в качестве инструмента давления одних государств на другие, т.е. реализации собственных целей, далеких от общеевропейских интересов.

Исходя из этих задач, будем продвигать выдвинутые Россией совместно с рядом партнеров проекты Устава ОБСЕ, решений об одобрении "Базовых принципов организации наблюдения за общенациональными выборами по линии БДИПЧ ОБСЕ", выстраивании отношений ОБСЕ с неправительственным сектором, о развитии антитеррористического партнерства государств, бизнеса и институтов гражданского общества в противодействии терроризму, укреплении вклада ОБСЕ в международное антинаркотическое сотрудничество.

К большому сожалению, в силу линии, проводимой некоторыми странами, существенно ослабла роль ОБСЕ в деле обеспечения военной безопасности в Европе. Россия выступает за преодоление таких деструктивных тенденций путем укрепления и модернизации режимов контроля над вооружениями, разработки новых мер доверия в интересах безопасности всех государств ОБСЕ. Еще раз привлечем внимание партнеров к необходимости скорейшего преодоления кризисной ситуации, сложившейся вокруг Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

Россия последовательно выступает в поддержку заявки Казахстана - коллективного кандидата стран СНГ на председательство в ОБСЕ в 2009 году. Считаем линию отдельных партнеров, обставляющих этот простой вопрос какими-то произвольными оговорками и "условиями", грубо противоречащей фундаментальному для ОБСЕ принципу суверенного равенства всех государств-участников.

Российская делегация будет готова принять активное и конструктивное участие в обсуждении проектов решений по взаимодействию в борьбе с торговлей людьми, укреплению в обществе толерантности, недопущению различных проявлений дискриминации, в т.ч. в отношении национальных меньшинств, а также искоренению таких позорных для современного общества явлений, как сексуальная эксплуатация детей.

Будем стремиться закреплять в повестке дня ОБСЕ актуальную экономическую тематику, способствовать поиску Организацией оптимальной - соответствующей ее реальному потенциалу и не дублирующей другие форматы межгосударственного взаимодействия - роли в международных усилиях по охране окружающей среды.

В вопросах урегулирования "замороженных" конфликтов будем, как и ранее, проводить нашу принципиальную линию в ОБСЕ - выводить партнеров на поддержку имеющихся переговорных и миротворческих форматов, учет интересов и позиций обеих сторон в каждом из конфликтов, оказание содействие им в укреплении доверия, закрепление понимания опасности любых силовых сценариев разрешения конфликтов и установления искусственных временных параметров для выработки компромиссов.

Разумеется, это только часть вопросов, которая будет в повестке дня предстоящих встреч в рамках ОБСЕ. Если суммировать, то смысл нашей линии заключается в том, чтобы вернуть ОБСЕ ее изначальную роль - института обеспечения безопасности и международного сотрудничества, выправить географические и тематические перекосы в ее деятельности, тем самым существенно подняв значимость и востребованность Организации для ее участников.

- Намерена ли российская сторона обсудить с западными коллегами свои озабоченности, связанные с мониторинговой деятельностью БДИПЧ ОБСЕ?

- Разумеется. Это - один из ключевых элементов нашей реформенной программы, имея в виду постановку всей работы ОБСЕ на внятную коллективно согласованную нормативную основу. Мы в данном случае говорим не столько о политике, сколько о технологии, о заполнении правового вакуума на этом треке деятельности БДИПЧ. Хотя, конечно, политический срез тут тоже есть: кому-то подобная неупорядочность кажется вполне удобной для оказания воздействия на внутриполитическую ситуацию в той или иной стране.

Мы же призываем к честной "игре" по правилам, которые и предлагаем совместно выработать и утвердить. В то время, как одни наши партнеры по ОБСЕ целиком поддерживают постановку вопроса в такой плоскости, а другие проявляют готовность к диалогу и готовят свои варианты соответствующих решений, третьи уходят от самого разговора на данную тему. Кстати говоря, неготовность к диалогу и выявляет реальные интересы отдельных государств.

Остается, однако, фактом, что сконструированный под "крышей" ОБСЕ механизм наблюдения за выборами весьма несовершенен. Главный его недостаток - непрозрачность и отсутствие согласованных критериев: неведомо, как и кто, на каком основании принимает там решения, в т.ч. по формату мониторинговых миссий и оценке выборов. Назначение глав и "основного состава" миссий производится келейно, в отсутствие состязательности. Единственным рабочим языком мониторинговых миссий провозглашен английский, хотя в ОБСЕ официально утверждены 6 рабочих языков, включая русский. Весьма произвольны политические оценки и рекомендации. Отсутствует само четкое понимание предмета наблюдения и содержания оценок.

Одни и те же наблюдения, сделанные в ходе выборов, например, процент явки избирателей, по-разному трактуются в отчетах БДИПЧ.

Благодаря настойчивым усилиям России и других партнеров, наблюдаются некоторые улучшения в мониторинговой деятельности БДИПЧ. Но основная задача по-прежнему далека от своего решения.

- Решением ограничить количество международных наблюдателей на предстоящих в декабре выборах не нарушила ли Россия какие-либо международные обязательства? Ограничивают ли другие страны количество приглашенных наблюдателей на выборах?

- Утверждения о якобы введенных российской стороной ограничениях - не более чем политический лозунг, под которым нет основы. Чтобы понять это, достаточно задаться вопросом: "Ограничения относительно чего, какого показателя?". Ответ будет прост, если вспомнить, что единых параметров электорального мониторинга в ОБСЕ не существует.

Могу допустить, что представления о неких ограничениях родились в умах тех, кто считает, что в страны СНГ, как говорится, по определению, нужно направлять тысячи наблюдателей, а в государства ЕС и НАТО - либо вообще никого не посылать, либо командировать по несколько человек - так, больше для проформы. Каждый, конечно, волен иметь свое мнение, но такая межгосударственная организация как ОБСЕ, где решения принимаются единогласно всеми 56 государствами-участниками, не может работать на основе частных суждений.

В том, что касается международного электорального мониторинга, у всех государств-участников ОБСЕ имеется на сегодняшний день одно обязательство: приглашать на свои выборы наблюдателей от других входящих в эту организацию стран, БДИПЧ, Парламентской ассамблеи ОБСЕ и прочих структур. Мы, применительно к выборам 2 декабря с.г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, это обязательство выполнили полностью.

Поскольку разговоры об "ограничениях" слышны в данном случае в основном из-за океана, замечу, что мы пригласили на свои парламентские выборы гораздо больше наблюдателей, чем наши американские партнеры.

Судите сами: на прошлогодних выборах в Конгресс США было 16 наблюдателей от БДИПЧ, а Россия позвала таковых на выборы в Госдуму 70 от БДИПЧ и сотни от других организаций. Эти сравнительные данные будут еще более наглядными, если учесть, что американский электорат по численности вдвое больше нашего. Могу продолжить этот статистический ряд. Так, количество наблюдателей по линии БДИПЧ на выборах в Польше составляло 12 человек, во Франции - 11, в Канаде - 10, в Италии - 9, в Нидерландах - 8. На этом фоне приглашение России выглядит более чем гостеприимным. Кроме того, не надо забывать, что за каждой, предшествующей избирательной кампанией в России наблюдало порядка 1200-1400 международных экспертов.

Надеюсь, я ответил таким образом и на Ваш второй вопрос.

- Какова международная практика по приглашению международных наблюдателей на выборы?

- Она весьма разношерстна и противоречива. Отдельные государства-участники ОБСЕ иногда "забывают" пригласить на свои выборы зарубежных наблюдателей. В некоторых странах существуют либо запреты, либо ограничения для присутствия международных наблюдателей на избирательных участках. Зачастую чиновники БДИПЧ решают воздержаться от мониторинга или направляют компактные мониторинговые миссии. Одни страны приглашают международных наблюдателей за месяц до своих выборов, другие - за полмесяца, а кто-то и дней за десять.

В общем это не удивительно, потому что, как я уже сказал, никаких стандартных параметров электорального мониторинга в ОБСЕ нет. Как констатирует Генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо, "у всех есть обязательство приглашать наблюдателей, но много или мало - решают сами страны". Разнобой в данной области можно было бы преодолеть путем коллективного согласования единых стандартов, что Россия вместе с рядом партнеров и предлагает, но пока этого не сделано.

Мы выступаем за то, чтобы в сфере электорального мониторинга взаимодействие строилось на основе принципа равноправия всех государств. Другими словами, все страны, без исключения, должны быть "наблюдаемыми". Для этого необходимо согласовать базовые параметры композиции и численного состава мониторинговых миссий, сроков их работы, четко определить предмет наблюдения и т.д.

Попутно отмечу, что качество по-настоящему беспристрастной оценки выборов в меньшей степени зависит от количества наблюдателей, чем от других факторов. Поэтому мы предлагаем установить верхний предел для миссии - не более 50 наблюдателей. Те же, кто выступает за сохранение нынешней практики, когда БДИПЧ может рекрутировать в отдельные страны многие сотни наблюдателей, явно путает оценку выборов с контролем за ними. О последнем страны ОБСЕ никогда не договаривались, поэтому эта практика "высадки массовых десантов" без соответствующего приглашения принимающего государства обречена.

По нашему мнению, пора начать обо всем этом предметный разговор, а потом, договорившись по основополагающем принципам, спокойно сосредоточиться на взаимодействии, сравнительном анализе, обмене наилучшей практикой по техническим аспектам электоральных процессов. Все это позволило бы создать четкую базу для деятельности БДИПЧ и тем самым сделать более профильной роль этого института в сфере наблюдения за выборами.

- Намерен ли МИД России оказать содействие международным наблюдателям в выполнении их миссии?

- Разумеется, - в рамках своих компетенций, определенных российским законодательством.

07-11-2007
http://pda.rian.ru/interview/20071107/86970985.html

Док. 465090
Перв. публик.: 07.11.07
Последн. ред.: 21.07.08
Число обращений: 156

  • Грушко Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``