В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Марина Аствацатурян: Новые данные о связи пещерной живописи с пещерным музицированием Назад
Марина Аствацатурян: Новые данные о связи пещерной живописи с пещерным музицированием
Тема :     Новые данные о связи пещерной живописи с пещерным музицированием представил на недавней конференции американского Акустического Общества в Париже известный специалист по античной культуре профессор Егор Резников
Передача :     Гранит науки
Ведущие :     Марина Аствацатурян


Новые данные о связи пещерной живописи с пещерным музицированием представил на недавней конференции американского Акустического Общества (Acoustical Society of America) в Париже известный специалист по античной культуре профессор Егор Резников - это данные из пещер с рисунками эпохи Верхнего Палеолита во Франции

Профессор Десятого Университета Парижа (University of Paris X) в Нантере Егор Резников (Iegor Reznikoff) изучает акустику пещер с первобытной живописью с 1983 года. Исследовав пещеры Ле Портель и Нийо во французском Арьеже, пещеру Арси в Бургундии и пещеру Истурице в Испании (в Стране Басков), он пришел к выводу о том, что местонахождение настенных рисунков не случайно, а связано с конкретными акустическими условиями помещения. Так, яркое изображение мамонта в одной из пещер находилось в ее самом резонансном месте, в другой пещере колебаниям звука соответствовало чередование рисунков. Сейчас исследователь представил обобщенные данные. Комментируя свои открытия порталу LiveScience, он поясняет, что при тусклом освещении, когда единственным источником света мог быть факел, древние охотники исследовали закоулки нового укрытия или жилища с помощью первобытной эхолокации, используя свой голос. При этом они оставляли на стенах пещеры рисунки и метки, как правило, красные. На рисунках были хорошо известные им животные - бизоны, мамонты, каменные козлы и другие представители местной фауны. Метки ставились в узких проходах и в углах. Интересны обнаруженные Резниковым с коллегами звуковые эффекты: в некоторых пещерах изображение находилось там, где эхо в ответ на определенный звук отзывалось рычанием или мычанием нарисованного животного. Самой богатой в плане палеолитической живописи считается французская пещера Ласко. Верхний Палеолит в Европе охватывал период от 10 тысяч до 40 тысяч лет назад.

По мнению французского исследователя (Резников - потомок русских эмигрантов первой волны), пещерная живопись - это составляющая ритуальной системы, подобная ранним религиозным верованиям, и она практиковалась человеком Каменного века в комплексе с пением и музицированием. Во многих пещерах найдены костяные дудочки. Предполагая такую взаимосвязь, Резников и его единомышленники изучали акустику французских пещер посредством резонанса человеческого голоса. Для этого привлекались профессиональные вокалисты, издававшие звуки различной высоты в разных местах внутри пещер. Так, по точкам максимального резонанса были построены своеобразные звуковые карты этих помещений, которые накладывались на карты настенной пещерной живописи. И совпадения иногда достигали 90%, т.е. большинство рисунков находилось там, где была лучшая акустика. Этот феномен, по словам Резникова, не ограничивается только внутренним пространством пещер. Подобные исследования проводились на открытых стоянках времен Палеолита во Франции и в Финляндии, и связь между первобытной живописью и звуковыми свойствами местности прослеживалась четко. Так, возле одного из озер в Провансе есть большой плоский камень, прозванный археологами Алтарным камнем, он весь покрыт рисунками. По свидетельству Резникова, в этом месте эхо от озера воспроизводит целые мелодии.




11.07.2008
http://echo.msk.ru/programs/granit/526668-echo.phtml





Док. 464887
Перв. публик.: 11.07.08
Последн. ред.: 21.07.08
Число обращений: 78

  • Аствацатурян Марина

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``