В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
На `Эхо Москвы` Василий Аксенов и Александр Анно. 13.07.2002 Назад
На `Эхо Москвы` Василий Аксенов и Александр Анно. 13.07.2002
Передача :     Книжное казино
Ведущие :     Ксения Ларина, Майя Пешкова
Гости :     Василий Аксенов, Александр Анно


К. ЛАРИНА 12 часов 12 минут, добрый день еще раз. У микрофона Ксения Ларина, в студии также Майя Пешкова. Майя, еще раз здравствуй.
М. ПЕШКОВА Добрый день.
К. ЛАРИНА И в гостях у нас сегодня, по традиции в это время года к нам в гости приезжает Василий Аксенов. Здравствуйте, Василий Павлович.
В. АКСЕНОВ Очень приятно.
К. ЛАРИНА Отогреться, да? Здравствуйте. Также в студии Александр Анно, здравствуйте.
А. АННО Добрый день.
К. ЛАРИНА Который представляет издательство "Изограф", постоянный товарищ, можно сказать, Василия Аксенова, да. Мы сегодня будем проигрывать книги и Василия Аксенова, и Владимира Войновича, так что как бы так тенденция намечается однако, в нашей сегодняшней программе. Начать бы я хотела, знаете, с чего все-таки, Василий Павлович, Вы попали к нам как всегда на интересные события. Я не знаю, в курсе ли Вы, что уголовное дело завели на писателя на одного.
В. АКСЕНОВ Так и знал.
К. ЛАРИНА Один писатель сидит, судят его сейчас, это Эдуард Савенко, на второго писателя завели уголовное дело. И пожалуй, тетеньки и дяденьки уже такую акцию продемонстрировали как рвали книжки просто, рвали, кидали в унитаз, рвали, разрывали на мелкие кусочки. Как Вам, что скажете по этому поводу?
В. АКСЕНОВ О Боже. Вообще, обвинение дурацкое, надо сказать. Ведь порнография, его обвиняют в порнографии, правда?
К. ЛАРИНА Да.
В. АКСЕНОВ В распространении порнографии?
К. ЛАРИНА Да.
В. АКСЕНОВ Но порнография это соблазн секса, а он внушает отвращение к сексу этот автор, поэтому его надо, по-моему, благодарить за борьбу с порнографией.
К. ЛАРИНА А если серьезно, это что-нибудь значит для Вас? Вот наличие такого факта.
В. АКСЕНОВ Это значит, что в обществе продолжаются процессы шизофрении, в общем-то, я бы сказал. Но надо сказать, в какой-то степени тут масса противоречий, Ксения, вы знаете, я не вижу здесь такого прямого ответа. Всегда боролись против книг, в раннем Средневековье, в позднем Ренессансе, это была вообще традиция как-то нападать на книги, да? И с одной стороны, это как бы против Ренессанса, а с другой стороны, книги Сорокина до того темные, мрачные, что это скорее относится к Средневековью. Изничтожение плоти там происходит в принципе, вот чем он занимается. И я бы его не осуждал за это, это его писательское дело. Другое дело, там есть другой возмутительный момент, что вот я бы его обвинил в глумлении над Ахматовой. Вы читали "Голубое сало"?
К. ЛАРИНА "Голубое сало"? Да.
В. АКСЕНОВ Это мерзейшее глумление над Ахматовой. Я бы сказал, что Гумилев бы его заколол как крысу за это. Но а во всем остальном это все относится к литературе, понимаете, а к процессуальному кодексу и все прочее. И это, конечно, вызывает тревогу, на самом деле.
К. ЛАРИНА Хорошо. Давайте предположим, что Владимир Сорокин плохой, бездарный, омерзительный писатель. Предположим.
В. АКСЕНОВ Предположим.
К. ЛАРИНА Что делать в топку, к стенке, в тюрьму, что делать?
А. АННО Не читать просто. Напрашивается ответ.
К. ЛАРИНА Вот. Издавать, Саш?
А. АННО Если кому-то хочется издавать, понимаете? Я бы издавать это не стал, мне этот, в общем, человек неприятен. Но если кому-то нравится, вот издательству "Ад Маргинем", допустим, да, они его издают, это на здоровье. Кстати сказать, я, по-моему, вчера по телевидению видел директора издательства "Ад Маргинем", с удовольствием сказал, что в результате этих акций тиражи Сорокина выросли в 4 раза. То есть это рекламная акция для него, понимаете, для в общем довольно плохого писателя, с моей точки зрения. А судить писателя за то, что он пишет, это аморально. Тем более, что я абсолютно согласен с Василием Павловичем, никакой там нет порнографии, это чепуха просто. У нас порнографией тут завалено, полно, кто хочет может покупать в Москве.
В. АКСЕНОВ Вот именно, кстати.
А. АННО Понимаете, и никого за это не судят, потому что есть порнографические издательства, есть порнографические фильмы, видеокассетами порнографическими практически заполнена Москва. И с этим никто не борется.
В. АКСЕНОВ Сорокин не имеет никакого отношения к порнографии. Это то, что называется вообще, всегда в жизни называлось, в 19 веке говорили про провинциальных всяких телеграфистов, хочет поразить мир злодейством. Вот это примерно то же самое.
К. ЛАРИНА Не любите Вы Сорокина, Василий Павлович.
В. АКСЕНОВ Не люблю. То есть я следил за ним с интересом, когда он появился на сцене. Он демонстрировал очень любопытный сдвиг такой, соцреализма, сюрреализм, но это к сожалению, он не выдержал соблазнов этого метода и продолжает только какое-то вращение, тяжелое вращение каких-то жерновов тяжелой фантазии такой, ну не побоюсь такого слова, графоманской фантазии.
К. ЛАРИНА Ну если вдруг его посадят, Вы будете его защищать как коллега?
В. АКСЕНОВ Буду защищать, буду, разумеется, защищать, конечно. Его не посадят, не беспокойтесь. Но я готов его защищать от этого обвинения, потому что оно не имеет никакого отношения к тому, что он делает. А к тому, что он делает, не придерешься, это его направление, его литература, и он вправе делать то, что он хочет.
К. ЛАРИНА А как Вы в принципе относитесь к жанру провокации в литературе?
В. АКСЕНОВ Я к этому отношусь нормально.
К. ЛАРИНА Потому что смотрите Войнович сейчас выпустил книжку, наверняка Вы знаете, про Солженицына, тоже своего рода провокация? И все скандалы, я думаю, еще впереди, да?
В. АКСЕНОВ Ну это вызвано не желанием провоцировать со стороны Войновича, как мне кажется, это наболевшее дело жизни, как я понимаю, какой-то конфликт с Александром Исаевичем, в общем, это не ради создания провокации, не ради концептуальной какой-то мифологии, а ради как раз демифологизации, так сказать, то есть это сугубо литературное, сугубо мировоззренческое столкновение двух ведущих писателей реалистических, я бы сказал. И я бы сказал, что это последствия той борьбы, в которой происходит в творчестве Войновича самого. Он, с одной стороны, реалист вот такого солженицынского плана, а с другой стороны, он гротескный писатель, писатель гротеска. И вот столкновение писателя реалиста и гротеска и вызывает у него протест против Солженицына.
А. АННО Вы знаете, я бы здесь хотел добавить, что не надо забывать, что Войнович в свое время был исключен из Союза писателей именно за то, что он заступался за Солженицына, и он боролся очень серьезно за это, так сказать, письма там.
К. ЛАРИНА Защищал, да.
А. АННО Потрясающее письмо его было там, очень остроумное, кстати.
К. ЛАРИНА Но вот мы сейчас вспомнили про Ахматову, которая в извращенном виде фигурирует в романе Сорокина здесь у нас что-то сверлят, наверное, сейчас, я надеюсь, у нас что-нибудь придумают, нас слышат? Товарищи, которые слушают радио, вы нам на пейджер напишите, если вы нас слышите, мы будем продолжать работать, ладно? А если вы скажете, что ничего не слышно, тогда мы закончим наш эфир спокойно и разойдемся по домам. Так вот, я сейчас вспомнила Вашу книгу "Скажи "изюм"", где тоже достаточно иронично, иногда и просто не по-доброму изобразили своих коллег. Тогда не было со стороны Ваших коллег никаких претензий?
В. АКСЕНОВ Это даже ни на йоту не приближается к образам Сорокина. Вспомните, как он изобразил Царскосельского соловья в виде грязной старухи, у которой по земле волокутся за ней под юбкой, то, что у нее там, в общем, что-то совершенно чудовищное. И это как раз вот отражает его процесс его воображения, когда он не может остановиться, никакого чувства меры, ни художественного баланса или такта, или наоборот, дисбаланса, а просто что-то валит и валит одно на другое. Также, как там сцена в Большом театре, где все в говне купаются.
К. ЛАРИНА Понятно. Хорошо, значит, раньше писали лучше, так ли я понимаю, Василий Павлович?
В. АКСЕНОВ Почему раньше?
А. АННО И сейчас пишут лучше.
В. АКСЕНОВ Это никакое не раньше, в этом ничего не ультранового. Рабле создавал гораздо более возмутительные образы еще в 16 веке, пардон, он был все-таки гениальный писатель в отличие от других. И достаточно вспомнить, как Пантагрюэль мочился на Париж, или нет, это Гаргантюа был, ну и все такое прочее, но это было смешно, очаровательно, дерзко, возмутительно и все такое, но талантливо, вот в чем дело.
К. ЛАРИНА Для Вас существуют какие-то табу в литературе? Есть вообще какие-то запреты?
В. АКСЕНОВ Табу в литературе нет, но это не литература, на самом деле, вот то, о чем мы говорим, что касается Ахматовой или премьеры в Большом театре, это, по-моему, вне литературы. Это спекулятивная жажда. Я понимаю, там у него есть метафизическая какая-то цель поставить под вопрос как бы человека как биологическая суть человека во Вселенной, вообще, но до этого надо докопаться, может быть, этого вообще не существует. И все это вытеснено подспудным желанием стать корифеем этого дикого книжного рынка.
К. ЛАРИНА Ну хорошо, я бы не хотела, конечно, чтобы у нас весь сегодняшний эфир был посвящен Владимиру Сорокину, пожелаем ему сил в этой нелегкой борьбе с теми, кто идет вместе. А мы пока пойдем своей дорогой, и я бы хотела, чтобы немножко сказали про книги, которые лежат сегодня на нашем столе, что там Ваше, Василий Павлович? Что сделал Александр Анно для Ваших книг вот сегодня, какие книжки мы представляем? "Кесарево свечение".
В. АКСЕНОВ "Кесарево свечение", да.
К. ЛАРИНА И "Остров Крым", и еще что-то.
А. АННО "В поисках грустного бейби".
К. ЛАРИНА И "В поисках грустного бейби". Значит ли это, что мы присутствуем при начале полного собрания сочинений, Саш, да?
В. АКСЕНОВ Да Саша все время издает мои полные собрания сочинений, никто этого не замечает, правда. А он себе издает и издает полные собрания сочинений.
А. АННО Осталось немного.
В. АКСЕНОВ Осталось немного, да.
А. АННО Значит, сборник рассказов выйдет скоро "Гибель Помпеи", выйдет еще сборник "Желток яйца".
К. ЛАРИНА Обратите внимание, издатель рассказывает об этом не нам, а автору.
А. АННО Две повести и две пьесы. И останутся что останутся Ваша детская проза, за кадром еще пока "Любовь к электричеству".
В. АКСЕНОВ "Пламенные революционеры", да.
А. АННО А кстати, замечательная вещь, мне она очень нравится.
В. АКСЕНОВ Хорошая штука.
А. АННО "Пламенные революционеры", там книга. И только вот Ваш новый роман, вот я жду с нетерпением.
К. ЛАРИНА Какой новый роман, давайте, рассказывайте, Василий Павлович.
В. АКСЕНОВ Ну я сейчас так расскажу, а потом никто покупать не будет.
К. ЛАРИНА Ну ладно, хоть чуть-чуть расскажите, заинтригуйте нас.
В. АКСЕНОВ Вообще это роман из 18 века, как раз из того времени, когда довольно легко жгли книжки на улицах, но авторов не жгли в это время уже.
А. АННО Сажали.
В. АКСЕНОВ Сажали тоже, Вольтера сажали два раза в Бастилию, но ему разрешали взять все свое столовое серебро туда, шлафроки всякие, кий бильярдный, он играл со стражей в бильярд там.
А. АННО У нас сажали всерьез, вот Радищева, например. Кстати, издателя Новикова посадили тоже.
В. АКСЕНОВ Да, а во Франции в Бастилию сажали, они отдохнуть просто от светской суеты, была жуткая тусовка в Париже тогда. И его туда сажали, он отдыхал, потом его выпускали, говорили: "Хорошо бы Вам уехать в Лотарингию, чего вы там?" Он уезжал или в Англию, или в Лотарингию возвращался. В общем, этот век, про этот век, на самом деле, эта неделя в 1764 году.
К. ЛАРИНА Это Ваше первое обращение в такую далекую историю?
В. АКСЕНОВ Первое, да.
К. ЛАРИНА Почему?
В. АКСЕНОВ Хотя, собственно говоря, я писал исторические, вот та же "Любовь к электричеству", это начало 20 века, 1905 год, революция пятого года, так что я работал с архивами. И сейчас я уже два года после "Кесарева свечения", полтора года я уже в архивах, в общем, занимаюсь накапливанием материала по 18 веку.
К. ЛАРИНА А почему именно эта эпоха Вас так забрала?
В. АКСЕНОВ Ксения, Вы знаете, Ксения, Майя, вы знаете, и Саша тоже, должен признаться, что у меня это как-то давно уже вообще такое, что-то сидит, и временами возвращаюсь к этому времени, Вольтер меня очень интригует, его отношения с церковью, век Просвещения, и этот конфликт идеологии и религии внутри общества. Екатерина, его переписка с Екатериной в течение 14 лет. И они так и не виделись. Короче говоря, это их встреча у меня в романе, которой не было никогда.
К. ЛАРИНА Там реальные исторические персонажи у Вас действуют, да?
В. АКСЕНОВ Да, и нереальные тоже.
М. ПЕШКОВА А мне хотелось узнать об экранизации Ваших произведений.
К. ЛАРИНА "Московская сага" в работе, в работе и в работе, когда это все появится?
В. АКСЕНОВ "Московская сага" вовсю просто, полным ходом снимают.
К. ЛАРИНА Вы там были на площадке?
В. АКСЕНОВ Я был на площадке несколько раз, там 284 персонажа, и столько же трудящихся вокруг, просто невероятная активность какая-то.
К. ЛАРИНА А кто Сталина играет?
В. АКСЕНОВ Сталина играет, мне объясняли, они почему-то там никто не помнил его фамилии, его не было в это время, но какой-то родственник Сталина.
К. ЛАРИНА Да что Вы.
В. АКСЕНОВ Внук Сталина, да, внук Сталина играет Сталина.
А. АННО Разве не Кваша?
В. АКСЕНОВ Нет, не Кваша.
А. АННО Кваша ужасно хотел играть ведь.
К. ЛАРИНА Да?
В. АКСЕНОВ Кваша хотел, да. И в общем, там неожиданности для меня были, когда я пришел, там некоторые актеры отпали за время моего отсутствия, потом новые появились. И в общем, они вовсю, вовсю работают.
К. ЛАРИНА Когда обещают показать-то?
В. АКСЕНОВ Там 12 серий, можно, конечно, сделать сначала и уже показывать пока суть да дело, но не знаю, как это все будет. Он мне сказал, Барщевский, что 12 серий, 12 часов значит, три часа уже сделано, вот так.
К. ЛАРИНА Это какая по счету Ваша экранизация, Ваших произведений? Немного же было. "Мой младший брат".
М. ПЕШКОВА "Звездный билет".
В. АКСЕНОВ Немного. У меня было сделано всего, "Звездный билет", "Коллеги", два оригинальных сценария, нет, три оригинальных сценария. И что-то еще было, забыл уже сейчас.
М. ПЕШКОВА А где Вы снимались, в каком фильме?
В. АКСЕНОВ Я снимался в фильме трех выпускниц ВГИКа, женский такой проект, три из моих рассказов в одном фильме под названием "Путешествие". И я играл в части "На полпути к Луне", играл Автора, самого себя.
М. ПЕШКОВА А сейчас не поступают предложения сыграть самого себя или что-то сыграть в кино?
В. АКСЕНОВ Нет, слава Богу, нет. Я играю в телевидение. Приезжаю в Москву, как такой верный солдат партии.
К. ЛАРИНА А театр у нас что? "Затоваренная бочкотара" шла, да, в театре?
В. АКСЕНОВ В театре у меня самая лучшая моя постановка это пьеса "Цапля" в Париже, в 85 году, ее ставил Антуан Витез, в театре "Шайо".
К. ЛАРИНА Ничего себе.
В. АКСЕНОВ Это гигантский театр и гигантская постановка была.
К. ЛАРИНА Подождите, а "Современник", помните, а "Всегда в продаже"?
В. АКСЕНОВ "Всегда в продаже" хорошая вещь была, она шла 7 лет все-таки в театре "Современник". Но с тех пор я не знаю, почему-то нет, вот не любят в театре, не знаю.
К. ЛАРИНА Так, уважаемые товарищи театральные режиссеры, пожалуйста, прислушайтесь. Удивительная проза, которая так и просится либо на сцену, либо на экран.
В. АКСЕНОВ Да нет, я ничего не прошу.
К. ЛАРИНА Делаем рекламу. Делаем рекламу сейчас в буквальном смысле, потом продолжим.
РЕКЛАМА
К. ЛАРИНА Ну что, задаем вам вопросы, уважаемые друзья.
РОЗЫГРЫШ
К. ЛАРИНА И вопрос у меня опять к Василию Павловичу. Василий Павлович, а вот в принципе, географические перемещения, они как-то влияют на Вас как на писателя? Я знаю просто, к тому, что Вы сейчас меняете место жительства, и с одного континента на другой переехали, это вообще как-то сказывается на Вашем творчестве?
В. АКСЕНОВ Очевидно, сказывается. Географические перемещения, Бердяев как-то сказал, что любое перемещение это метафизический прорыв. И это правильно. Когда сидишь на одном месте, жизнь очень быстро проходит.
К. ЛАРИНА Но Вы долго сидели на одном месте, вот консерватор.
В. АКСЕНОВ Вот она и прошла. Особенно, когда работаешь в таком монотонном ключе что ли. И так у меня в университете получалось, вторник семинар, четверг семинар, неделя прошла, потом еще прошла, потом семестр прошел.
К. ЛАРИНА Не скучно?
В. АКСЕНОВ Очень скучно. То есть в самом классе не скучно, но вот такая рутина, монотон, очень возмущает меня, потому что я все-таки не учитель, не преподаватель.
К. ЛАРИНА А сколько лет Вы проработали в университете?
В. АКСЕНОВ 21 год. Я считаю, что я Америке заплатил за гостеприимство, полностью рассчитался.
К. ЛАРИНА А Вы не напишете книгу о Вашей преподавательской жизни? Это же тоже столько наблюдений, ни разу у Вас не было такого желания?
В. АКСЕНОВ Да желания много, Ксения, но дело в том, что у меня времени на сочинение-то не хватает, а на воспоминания совсем тогда, надо выбирать либо сочинения, либо воспоминания.
К. ЛАРИНА Пока сочинения впереди.
В. АКСЕНОВ Пока сочинения.
А. АННО Можно я заступлюсь? Вы, по-моему, написали.
В. АКСЕНОВ Что?
А. АННО О своей преподавательской жизни, потому что, скажем, в том же самом "Кесаревом свечении".
В. АКСЕНОВ А вообще да.
А. АННО Там Стас преподает, какие-то сцены из студенческой, из преподавательской жизни, "Новый сладостый стиль" там тоже это есть.
В. АКСЕНОВ Да, там он есть, университет.
А. АННО Поэтому читайте просто книжки, там все есть.
В. АКСЕНОВ Там есть университет, да. Университет в Америке это не самое худшее место, университетский кампус, если не лучшее вообще.
К. ЛАРИНА Ну подождите, 21 год это такой огромный срок, но какая-то миссия все-таки должна была быть выполнена Вами?
В. АКСЕНОВ Вот я и выполнил, я очень много сделал, на самом деле. Ко мне приходят каждый семестр разные ребята.
К. ЛАРИНА А ученики Вас помнят как преподавателя?
В. АКСЕНОВ Помнят.
К. ЛАРИНА Появляются как-то в Вашей жизни?
В. АКСЕНОВ Появляются, то вдруг выскакивают из небытия какие-то, вдруг, скажем, я иду по Pennsylvania station, бежит кто-то, Пит Шульц стал доктором, кричит: "Vasil, Vasil! Я стал докотором!"
М. ПЕШКОВА А кто-то стал писателем?
В. АКСЕНОВ Писатели есть, есть писатели тоже, да. Но это, они работают в редакциях, но, в общем, так вот, а успеха пока такого, шумного успеха... Одна девочка, правда, напечатала роман, который прозвучал более-менее. Но успеха большого нет.
М. ПЕШКОВА Вы читали семестр, насколько известно, курс авторской песни. Продолжается ли он и каков интерес?
В. АКСЕНОВ Нет, Майечка, это небольшая ошибка, я не читал такой курс, просто у нас был клуб русских студентов и преподавателей этого университета, и мы целый семестр, целый год занимались бардовской песней, и это было классно, в общем. И к нам стали ездить со всей этой округи вашингтонской, и там пели уже, сами какие-то самодеятельные авторы, в общем, мы эту культуру поднимали, которая является, на мой взгляд, неповторимой, и нигде такой нет. Действительно, аутентичность советской, антисоветской культуры.
К. ЛАРИНА А Вас провожали уже в университете? Там вообще происходит какое-нибудь торжество, когда человек покидает свое место, да?
В. АКСЕНОВ У меня еще остался весенний семестр.
К. ЛАРИНА И будет что-нибудь, какой-нибудь праздник?
В. АКСЕНОВ А потом это от меня зависит. Вообще-то они устраивают какой-то прием, да, обычно.
К. ЛАРИНА Благодарят хоть за службу?
В. АКСЕНОВ Благодарят, да, вовсю благодарят.
К. ЛАРИНА Но значит ли это, Василий Павлович, что Вы в какой-то степени начинаете сначала? Я имею в виду не как писатель, конечно, а как человек, который формирует свой круг, свою жизнь частную, свой быт, это же всегда очень сложно.
В. АКСЕНОВ Это очень сложно, очень сложно. Сначала мои домашние взвыли просто, когда я им объявил свое решение. Ты, говорят, что совсем уже "поехал" в таком возрасте переезжать куда-то? Но потом они, в общем, смирились и так потихоньку будем переезжать, частично уже переехали.
К. ЛАРИНА А там кто Вас ждет, во Франции?
В. АКСЕНОВ Океан, Океан Океанович, франко-испанская граница, и никого, у меня там нет никого совершенно, и это даже мне, я думаю, что мне даже полезно помолчать, особенно после Москвы, где я работаю языком уже до полного вымота этого органа. И там, я язык знаю плохо французский, но буду учить, и мне не с кем говорить там, очень хорошо.
К. ЛАРИНА Ничего.
В. АКСЕНОВ Русских там, по-моему, нет.
К. ЛАРИНА Русских полно везде, Вам ли этого не знать?
В. АКСЕНОВ Нет, но в Биаррице не так много. А в Ницце, вот там вот очень много, вот в тех местах.
К. ЛАРИНА Там русская Франция живет просто.
В. АКСЕНОВ Да, а там вот в Биаррице не очень.
К. ЛАРИНА Ну а в принципе, на Ваш взгляд, вот эмиграция во Франции отличается от русских американцев?
В. АКСЕНОВ Я думаю, значительно, очень сильно отличается. Я беру вот моего старого друга Толю Гладилина, и он такой вот ходит по Парижу, месье такой стал вообще, видно такой французский человек. Обо мне этого не скажешь, а вот о нем...
М. ПЕШКОВА Василий Павлович, какие книжки Вы уже перевезли?
В. АКСЕНОВ Перевез оттуда?
М. ПЕШКОВА Да.
В. АКСЕНОВ Еще очень мало книг, у меня там сейчас книг крайне мало, потому что мы послали медленной скоростью несколько ящиков книг, пока придут еще, это дешевле намного.
М. ПЕШКОВА А что с собой с чем Вы не расстаетесь?
В. АКСЕНОВ Я сейчас только по 18 веку, в основном, упражняюсь, вот сейчас ищу, как где-нибудь найти стихи Тредьяковского, мне надо, мне надо самое сложное в этой книге будет сформировать манеру сказа своего вот в данном случае, на чем сказ будет основан, на архаике, либо он будет нейтрален, либо какая-то амальгама архаики и современного языка, я еще не решил пока.
К. ЛАРИНА Но Вы начали уже?
В. АКСЕНОВ Я уже начал, я пишу какие-то отрывки, чтобы нащупать этот стиль.
К. ЛАРИНА Новый сладостный стиль.
В. АКСЕНОВ Да.
К. ЛАРИНА Я бы хотела еще об одном авторе современном все-таки спросить Вас, мне интересно, что Вы думаете про Бориса Акунина, как Вы думаете, в чем секрет успеха этого автора сегодня?
В. АКСЕНОВ Это закономерный успех, я думаю. Когда появляется в этом жанре такой искусный писатель, стилист даже отчасти, и выдумщик, это нормальный успех. Другое дело, что я жанр этот не люблю.
К. ЛАРИНА Детектив?
В. АКСЕНОВ Я не люблю жанр детектива. Я не могу его читать, даже классические такие, не могу Агату Кристи читать.
К. ЛАРИНА А почему?
В. АКСЕНОВ Я не знаю, почему, как-то начинаю сам придумывать, вроде бы нормально, так и надо, развитие сюжета, но мне он искусственным каким-то кажется. И потом там в этом жанре все-таки, черт его знает, для меня, я лучше книжку стихов каких-нибудь возьму и буду листать ее, читать, листать, там что-то, вот это мне гораздо более увлекательно, чем следить за развитием интриги и т.д.
К. ЛАРИНА То есть это разделение правомочное на литературу и на массовую литературу? Как там, не знаю, поп-музыка, да, и музыка.
В. АКСЕНОВ Да, но есть многие, так сказать, высокобровые люди, которые наслаждаются детективом, и на которых это оказывает такой терапевтический еще эффект. Это же вообще терапевтическая литература, детектив, успокаивает, дает развлечение. Первично ведь все наши книги, все романы, жанру романа всего 400 лет, появился как развлечение. Кино не было, телевизора не было, вот появился печатный станок, появилось первое массовое развлечение, крик на базаре Le roman, roman, любовная история, nouvelle, novel, novel, новенькая, идите сюда, покупайте, господа, покупайте! Да? Вот развлечение. А потом его захватили уже высшие классы.
К. ЛАРИНА Классики.
В. АКСЕНОВ И стали делать роман самовыражения, это отступление от его сути. Детектив, по сути дела, это рыночный продукт, это возврат к истокам.
К. ЛАРИНА То есть роман это, прежде всего, история какая-то конкретная, рассказанная, да?
В. АКСЕНОВ Роман история, да, чем я, собственно говоря, никогда не занимаюсь. Это не мой жанр.
К. ЛАРИНА Ну почему, нет, любой Ваш роман взять, там всегда есть интрига, есть герой, есть какие-то взаимоотношения, это же не просто самовыражение.
В. АКСЕНОВ Самовыражение.
К. ЛАРИНА И только?
В. АКСЕНОВ Нет, не только, но главное. И этот жанр отмирает.
К. ЛАРИНА Жалко?
В. АКСЕНОВ Жалко.
К. ЛАРИНА А почему отмирает? Неинтересно?
В. АКСЕНОВ Потому что роман возвращается к своим истокам, опять на рынок возвращается.
К. ЛАРИНА Вы не подчиняетесь этим законам, не хотите?
В. АКСЕНОВ Я не хочу, нет. Я отыграл уже свое вообще-то.
К. ЛАРИНА Ну я опять же возвращаясь к книге Владимира Войновича "Портрет на фоне мифа", мне кажется, что все-таки тут тоже было желание какого-то скандала безусловно, потому что это привлекает публику, вот такое замахнуться на святое, правда же? Ведь человек об этом думает, как автор, который обязан продать свою рукопись, чтобы она продавалась. Вы вообще об этом не думаете?
В. АКСЕНОВ Я мало об этом думаю, я наоборот думаю о сужении круга читателей, мне кажется, в этом есть спасение моего жанра романа. Но в данном случае, по отношению к Володе Войновичу, я не думаю, что он это преследовал, может быть, где-то в углу ума, но главное для него это было все-таки выяснение отношений с персонажем.
А. АННО Я тоже так думаю. Причем это уже много лет, я думаю, что сидело.
К. ЛАРИНА Сидит в человеке?
А. АННО Что надо было, в конце концов, высказать свою точку зрения, и хочу сказать, что он ее высказывает, на самом деле, очень аргументированно, там никакой злобы по отношению к Солженицыну нет.
К. ЛАРИНА Согласна. А вот Василий Павлович, я понимаю, что Вы себе определенные задачи в жизни поставили на каком-то этапе, это сознательно такой выбор, что сужение круга читателей, заниматься только тем, чем я лично хочу заниматься и вообще не быть в зависимости?
В. АКСЕНОВ Это я много об этом думал, это результат долгих размышлений, и я не хочу искать каких-то, то есть я не хочу предавать свой жанр, а наоборот стоять за него. И именно в этом и будет заключаться, как ни странно, вот та машинка, которая перед вами, компьютер, интернет, он может не вредить, а способствовать созданию вот этого клуба активных читателей, что называется, создателей гипертекста романного, да, т.е. соавторов. Вот это может в будущем спасти этот жанр, хотя как популярный продукт, он явно уходит со сцены. Да и вообще fiction все меньше становится. Просто зайдите в любой большой книжный магазин на Западе, полки художественной литературы сужаются, меньше становится.
К. ЛАРИНА Я хотела бы этот вопрос задать издателю. Вот с Вашей точки зрения, Саш, Вы согласны с этим?
В. АКСЕНОВ В России не так.
А. АННО Не совсем, потому что как раз fiction преобладает, на самом деле, вот буквально в последние годы, только последние, может быть, год-два, когда вдруг читатель страшно заинтересован специальной какой-то литературой, которая не имеет отношения к художественной. Справочники там всяческие, по всем мыслимым и немыслимым областям знаний, но вообще-то все равно, конечно, посмотрите, какое море детективов, какое море фантастики, фэнтэзи, да, сейчас фантастика, есть еще и фэнтэзи. Другое дело, что вот в этом изобилии очень мало, и очень радостно, когда вот в этом океане находишь вот это литература - потому что как правило буза полная. Но что говорить ну пипл хавает, да?
К. ЛАРИНА Да.
В. АКСЕНОВ Ну это, я не про это говорил.
А. АННО Вот вы знаете, о чем я мечтаю, вот вы говорили о древнем жанре. Вот смотрите, совершенно ушел плутовской роман. Вот этот как раз может быть, возможность спасения жанра здесь, потому что это и дает возможность очень много личного, очень много индивидуального писателю выложить. И в то же время, это, безусловно, развлекуха.
В. АКСЕНОВ Нет, плутовской роман существует все-таки в рамках этого романа самовыражения, он существует, возьмите вот здесь вот "Бумажные пейзажи", это не что иное, как плутовской роман, конечно.
А. АННО В общем.
В. АКСЕНОВ И в общем, это, так сказать, явно существует именно в этих рамках, а не в другом, не в рамках рынка. Рынок перестал любить юмор.
К. ЛАРИНА Да что Вы.
В. АКСЕНОВ Да, рынок отталкивает ироническую интонацию.
К. ЛАРИНА Да что Вы.
В. АКСЕНОВ Да.
А. АННО Нет, ну почему же.
В. АКСЕНОВ Нет сомнений, отталкивает ироническую интонацию.
А. АННО Какая замечательная книжка Григория Горина сейчас в продажу поступила.
В. АКСЕНОВ Я говорю о Западе, Саша.
К. ЛАРИНА О Западе, а почему, с чем это связано? Я не очень понимаю.
В. АКСЕНОВ Они почему-то не любят иронию, знаете, очень странно. Я вижу, я более-менее часто читаю New-Yorker, журнал, это лидирующий журнал, в общем, где много статей и рассказы неизменно. И эти рассказы все более становятся какими-то кондовыми такими, все меньше юмора.
К. ЛАРИНА Потрясающе.
А. АННО Это очень странно, кажется, родина ОГенри и Марка Твена.
В. АКСЕНОВ Да ОГенри, да что вы, ОГенри может не ответить.
К. ЛАРИНА Нет, подождите, я надеюсь, что все-таки с нами такого не произойдет, потому что если у нас исчезнет чувство юмора, то привет вам.
А. АННО Если у нас исчезнет чувство юмора, то это будет конец России, только оно позволяет выжить.
В. АКСЕНОВ Здесь ситуация несколько иная, сейчас в России, и здесь роман самовыражения еще имеет право на жизнь. Но он тоже, тоже колеблется, должен сваливать, собираться, уступать свои позиции.
К. ЛАРИНА То есть если смотреть, такие болезни, связанные с рынком с книжным, да, они переживаются в любом обществе?
В. АКСЕНОВ Да.
К. ЛАРИНА У каждого свои какие-то симптомы.
В. АКСЕНОВ Да. Это верно совершенно.
РОЗЫГРЫШ
К. ЛАРИНА Ну что, будем завершаться, я хочу задать Василию Павловичу такой вопрос раньше, когда Вы работали в университете, мы знали, в какое время года Вас можно видеть в Москве. А теперь?
В. АКСЕНОВ А теперь не знаю.
К. ЛАРИНА Что Вы нам скажете?
В. АКСЕНОВ В ноябре приеду, вот преимущество.
К. ЛАРИНА Хорошо.
В. АКСЕНОВ Я уже не связан с преподаванием, частично хотя бы.
М. ПЕШКОВА Хотелось спросить, вот ближайшая книжка, когда она выйдет, Александр, первый Ваш шаг, что Вы сделаете? Дело в том, что сегодня о выходе книги Василий Павлович узнал у нас перед передачей.
К. ЛАРИНА Да, он с удивлением смотрел на эти книжки, на Александра Анно.
А. АННО Нет, конечно, Василий Павлович знал, что эти книги вышли.
В. АКСЕНОВ Я не видел обложки.
А. АННО Обложки не видел, да. Сейчас мы отсюда выйдем, и я из одного багажника в другой багажник переложу пачки с книгами.
К. ЛАРИНА Но эти обложки лучше, правда, Василий Павлович, по-моему одни из первых представляли обложки, когда был написан "Остров Крым", это какой-то захватывающий боевик-триллер. Красиво.
В. АКСЕНОВ В фотографиях.
А. АННО Слава Богу.
М. ПЕШКОВА Александр, это Ваши обложки, признайтесь.
А. АННО Ну как мои?
В. АКСЕНОВ Это сам Саша.
А. АННО И мои в том числе. Вот "Остров Крым" мы делали с молодым, очень талантливым художником Максимом Горбатовым. "Кесарево свечение" делал я.
В. АКСЕНОВ По-моему, очень хорошая "Сладостный стиль", вот Саша сделал.
А. АННО Сейчас новый вариант будет тоже.
В. АКСЕНОВ Там эти образы Средневековья и все поколения.
А. АННО Стараюсь.
К. ЛАРИНА Саш, а читают Аксенова в России?
А. АННО Читают, а почему же нет?
К. ЛАРИНА Как книжки расходятся?
А. АННО Скажем, знаете, с чем сравнивать, понимаете, потому что странно было бы ждать, чтобы книги Аксенова покупались также, как допустим, книги Александры Марининой. Понятно, да? Но в своем рейтинге это очень хорошие книги, которые имеют своего читателя, своего покупателя и т.д. Мы же ведь переиздаем непрерывно, это же тоже, так сказать, показатель.
М. ПЕШКОВА И меняете обложки.
А. АННО Это потому, что мы сменили формат.
В. АКСЕНОВ Вот это, как ни странно, довольно хорошо продается.
К. ЛАРИНА Красиво. "Кесарево свечение"?
В. АКСЕНОВ Да, "Кесарево свечение".
К. ЛАРИНА А почему "как ни странно"?
В. АКСЕНОВ Ну все-таки она такая уж самовыраженческая.
А. АННО Но она новая, вы знаете, все-таки есть вещи новинка. Но кстати сказать, мы эту новинку уже второй раз переиздаем.
В. АКСЕНОВ В России другая ситуация, это точно.
А. АННО Вы знаете, русский читатель это человек уникальный, ведь лет 10 тому назад была предпринята попытка комиксовой интервенции, во всем мире комикс это греби деньги лопатой, да? И по-моему, в течение трех лет этот непрерывный прессинг был, все время выбрасывали на рынок комиксы, а русские их не покупают.
К. ЛАРИНА Не пошло. Ну вот сейчас "Молодую гвардию" на комиксах издают, может, тут пойдет, нравится вам идея?
А. АННО Вы знаете, я в это не верю.
К. ЛАРИНА Ну посмотрим. Все, закончилась наша встреча, большое вам спасибо. Напомню, наши гости сегодня Александр Анно, издательство "Изограф", и писатель Василий Аксенов. Конечно, Вам впору ставить французскую песню, Василий Павлович, но я консерватор по натуре, поэтому предлагаю Вам все-таки послушать Луи Армстронга. Спасибо.





13.07.2002
http://echo.msk.ru/programs/kazino/19056.phtml


Док. 464731
Перв. публик.: 13.07.02
Последн. ред.: 20.07.08
Число обращений: 296

  • Аксенов Василий Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``