В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Уральский мегапроект: надо писать Президенту... Назад
Уральский мегапроект: надо писать Президенту...

Проект "Урал промышленный - Урал Полярный" на этой неделе был предметом детального обсуждения политиков, ученых и промышленников на разных уровнях. В понедельник реализация проекта обсуждалась на совещании в Министерстве природных ресурсов РФ, во вторник - на совещании по вопросам социально-экономического развития УрФО, которое провел в Тюмени спикер Госдумы РФ Борис Грызлов.

Напомним о сути проекта. Он включает в себя три основных блока: транспортный, энергетический, минерально-сырьевой. Предполагается строительство железнодорожной ветви и автомобильной дороги вдоль восточного склона Уральских гор, новых мощных электростанций, линий электропередачи, создание нового горнорудного района. Это позволит обеспечить стабильную работу промышленных (прежде всего металлургических и машиностроительных) предприятий на Урале.

Неслучайное торможение

На тюменском совещании, в котором участвовали главы субъектов РФ, входящих в Уральский федеральный округ, представители федеральных органов госвласти, научно-исследовательских организаций, промышленных предприятий, основной акцент был сделан на том, что до сих пор не открыто федеральное финансирование проекта.

Предваряя обсуждение, Борис Грызлов напомнил "историю вопроса", начиная с мая 2005 г., когда на совещании в Челябинске Президент Путин сформулировал положения стратегии развития уральского региона. Во время Международного экономического форума в Санкт-Петербурге в июне 2007 г. инвестиционная комиссия предложила включить "Урал промышленный - Урал Полярный" в перечень проектов, которые будут финансироваться за счет Инвестфонда. "Было предусмотрено, что на первый этап работы, связанный с подготовкой технико-экономических предложений, будет выделено 6,5 млрд руб. Однако до сегодняшнего дня правительство не приняло необходимых решений, чтобы в 2008 году эти средства реально могли поступить в проект", - сказал председатель Госдумы РФ.

По его словам, торможение проекта "на среднем уровне работников правительства" - не случайность. "Мы понимаем, что проект, который нужен всей стране, может быть не нужен сегодняшним поставщикам сырья, потому что мы пытаемся обеспечить доступ к дешевому сырью, которое в большинстве случаев нужно добывать открытым способом... Мы говорим о необходимости инфраструктурного развития региона, о строительстве дорог, о развитии системы энергообеспечения. Может быть, не всем это нравится... - заметил Грызлов. - Проект реально входит в число важнейших инфраструктурных проектов, это один из образцов регионального развития нашей страны...".

Полпред Президента России в УрФО Петр Латышев в очередной раз подчеркнул исключительную важность проекта для региона, учитывая структуру промышленности федерального округа: доля машиностроения составляет лишь 8%, хотя в дореформенный период достигала одной трети. Таким же был удельный вес отрасли и в структуре экспорта, а сейчас - лишь 2%. И если топливная промышленность и металлургия сегодня, по словам полпреда, являются конкурентоспособными и "совершенно нормально работающими" отраслями, которые преодолели кризисный период, то машиностроение остается в сложном положении. Хотя даже при этом доля УрФО в отечественном машиностроении составляет 34%.

Реализация проекта "Урал промышленный - Урал Полярный" позволит, с одной стороны, обеспечить машиностроителей более дешевым сырьем - металлом, а с другой - получить дополнительные заказы. "То есть речь идет о том, что реализация проекта создает условия для возрождения промышленности индустриального Урала, который остается становым хребтом державы", - констатировал Латышев.
И хотя с июня правительственная комиссия так и "не прикоснулась к этому вопросу", на местах делается очень многое, подчеркнул полпред: субъектами федерации выделено более 1 млрд руб., чтобы проект не останавливался. "Я хотел бы поблагодарить за такую активную позицию, - сказал Латышев, обращаясь к губернаторам. - Мы все равно делаем все, чтобы не потерять 2008 год - мы должны завершить проектирование".

Он также сообщил, что нынешний министр регионального развития РФ Дмитрий Козак пообещал в ближайшее время внести изменения в состав правительственной комиссии и принять необходимые решения, чтобы можно было подписать инвестиционное соглашение.

Das ist fantastisch?

Председатель Совета по изучению производительных сил МЭРТ и РАН академик Александр Гранберг остановился на экономических параметрах проекта. По подсчетам специалистов, прирост ВВП к 2018 году непосредственно за счет объектов уральского мегапроекта составит 700 млрд руб., а с учетом мультипликативного эффекта - 1,5 трлн руб. Будут расти налоговые поступления, причем к концу периода косвенные поступления будут существенно превышать прямые, отметил Гранберг, и достигнут 300 млрд руб.
Самой сложной задачей при защите проекта для получения господдержки, по словам академика, было обоснование финансово-экономических показателей в соответствии с требованиями Инвестиционного фонда и международных финансовых институтов. Однако проект успешно прошел экспертизу компании "Райффайзен Инвестмент" - как сказал Гранберг, "их расчеты практически совпадают с нашими".

Интегральный индикатор экономической эффективности проекта составляет 0,30% - этот показатель, пояснил Александр Гранберг, характеризует долю проекта в общем приросте ВВП. "Это очень много для одного проекта - в методике Инвестфонда ставится условие, чтобы показатель составлял не менее 0,01%", - отметил он.
Показатель макроэкономической эффективности "Урала промышленного - Урала Полярного" составляет 3,4 (он характеризует соотношение прироста ВВП и объема инвестиций). Основным же показателем финансовой эффективности, по словам Гранберга, является чистая приведенная стоимость (90,7 млрд руб.).

Предполагаемый срок возврата бюджетных средств - шесть лет, "что является очень оптимистичной величиной для крупномасштабного проекта" и объясняется тем, что на рубль бюджетных инвестиций будет приходиться 4-6 руб. частных вложений, отметил Гранберг. Добавим, что министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев оценил срок окупаемости "УП - УП" как фантастический, заметив, что коммерческие проекты с такой окупаемостью сложно найти.

По словам же Александра Гранберга, по мере расширения состава проекта и при более полном учете всех косвенных эффектов показатели экономической эффективности проекта будут расти.
Примерные объемы финансирования проекта, как уточнил позднее Борис Грызлов, в настоящее время оцениваются следующим образом: примерно 105 млрд руб. из федерального бюджета, 80 млрд руб. из региональных и 360 млрд руб. - средства частных инвесторов.

Гранберг, кроме того, отметил, что проект "Урал промышленный - Урал Полярный" уже вошел в основные стратегические документы страны - долгосрочную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, стратегию развития железнодорожного транспорта, а также в проект долгосрочной концепции социально-экономического развития РФ.

Губернаторские акценты

О том, каким будет эффект реализации уральского мегапроекта для Тюменской области, сказал губернатор Владимир Якушев. По его словам, это вовлечение промышленного и строительного, научного потенциала. Кроме того, возникнет спрос на специалистов различных профессий, что даст дополнительный стимул для развития учреждений высшего и специального образования. Активный вклад может внести область с точки зрения обеспечения проекта рабочей силой, при этом перспективным является вахтовый метод - именно он в свое время сыграл важную роль при освоении месторождений Западной Сибири, напомнил тюменский губернатор. И, наконец, реализация такого масштабного проекта значительно повысит инвестиционную привлекательность не только Тюменской области, но и всего УрФО.

Губернатор Югры Александр Филипенко подчеркнул, что Ханты-Мансийский округ демонстрирует устойчивое социально-экономическое развитие, однако темпы роста экономики снижаются. С одной стороны, это результат того, что сами объемы велики, и каждый процент прироста дается нелегко, заметил Филипенко. С другой - определяющим в структуре югорской экономики является ТЭК, прежде всего нефтедобыча, которая имеет свои ограничения, и поэтому для округа чрезвычайно важна диверсификация.

Принципиальным же губернатор Югры считает вопрос подготовки минерально-сырьевой базы. По его словам, необходимо активизировать федеральное финансирование поисковых, геологоразведочных работ. В то же время нужно упорядочить механизмы финансирования ГРР за счет средств субъектов РФ.

Не добавляют успешности, по словам Филипенко, продолжительные сроки согласования объектов лицензирования недр в Минприроды. Из предложенных Югрой 64 объектов лицензирования пока удалось провести аукционы только по двум. "Надо найти возможность упростить все процедуры, - подчеркнул он. - Мешает и отсутствие на государственном уровне четких, однозначных, понятных механизмов привлечения частных инвестиций на основе частно-государственного партнерства. Основные законы есть, но нужны подзаконные акты, инструменты...".

По словам губернатора ЯНАО Юрия Неёлова, несмотря на отсутствие правительственного постановления, на Ямале проект активно реализуется. Добываются хромитовые руды, проведены дополнительные изыскания по меди, марганцу, железу. За счет регионального бюджета сделано обоснование инвестиций по железной дороге Салехард - Надым, до конца года будет готов проект строительства моста через Обь. Строятся объекты электроэнергетики.

"Но мы знаем, что у проекта есть "несторонники", они пытаются спекулировать на том, что проект экологически опасен, - продолжил Неёлов. - Они глубоко ошибаются - у нас есть огромный опыт освоения Ямала...". Уральский мегапроект, подчеркнул он, будет подвергнут тщательной экологической экспертизе. Несостоятельны и спекуляции по поводу интересов коренных малочисленных народов Севера - ассоциация "Ямал - потомкам" заключает соглашения с недропользователями и следит за выполнением лицензионных соглашений. Да и сами аборигены сегодня, по словам Неёлова, понимают, что вечно жить в тундре нельзя...

"Не просто констатация"

На совещании выступили также губернаторы Курганской и Свердловской областей, представители бизнеса, науки, гражданских институтов.

Подводя итоги обсуждения, Борис Грызлов отметил, что оно стало не просто констатацией фактов. Спикер Госдумы отреагировал на предложение одного из участников совещания - обратиться к Президенту РФ с просьбой обязать правительство побыстрее решить вопрос с финансированием проекта. "Мы с Петром Михайловичем (Латышевым. - И. А. ) от имени совещания должны подготовить записку Президенту и обратить его внимание на то, что сегодня темпы реализации проекта недостаточны, - сказал Грызлов. - Мы считаем, что всем органам исполнительной власти необходимо усилить работу по реализации этого проекта...".
А работать есть над чем. Например, уже сейчас понятно, что одной железнодорожной ветки будет мало - она не справится с грузопотоками, которые пойдут в обоих направлениях. На север будут перевозиться грузы для обустройства месторождений, а обратно - не только твердые полезные ископаемые, но и углеводородное сырье.

И, конечно, нужно форсировать геологоразведку. Хотя министр Трутнев и заявил, что в ближайшие три года будут существенно увеличены объемы финансирования геологоразведочных работ в районах Северного и Полярного Урала (общий объем финансирования ГРР на твердые полезные ископаемые в Уральском округе будет увеличен в 7 раз, до 6,6 млрд руб., в том числе за счет федерального бюджета - в 8 с лишним раз, до 2,9 млрд руб.), этого, по мнению участников тюменского совещания, все равно недостаточно. Ведь чем быстрее будет доказан потенциал территории, тем быстрее туда пойдут инвесторы...

http://www.vsluh.ru/news/economics/126045.html

Док. 464704
Перв. публик.: 25.10.07
Последн. ред.: 20.07.08
Число обращений: 157

  • Гранберг Александр Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``