В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Книжное казино`: Новый роман Василия Аксенова `Редкие земли` Назад
`Книжное казино`: Новый роман Василия Аксенова `Редкие земли`
Передача :     Книжное казино
Ведущие :     Ксения Ларина
Гости :     Василий Аксенов


К.ЛАРИНА - 12:16 - я все на эти часы смотрю, которые не переводятся у нас никуда. Вот какое время упорное, да? Вот его переводишь, оно обратно переводится. Сейчас 12:16, начинается "Книжное казино", здесь у нас Майя Пешкова - добрый день еще раз!

М.ПЕШКОВА - Добрый день, здравствуйте!

К.ЛАРИНА - И в гостях у нас Василий Аксенов - Василий Павлович, добрый день!

В.АКСЕНОВ - Привет, привет!

К.ЛАРИНА - Приветствуем! Всегда радостно встречаться с любимым писателем, с любимым собеседником, но особенно, когда есть повод, когда есть, что показать. Сегодня есть, что показать, сегодня мы представляем новую книгу, новый роман Василия Аксенова, который называется "Редкие земли", и здесь на последней странице обложки в качестве аннотации приведен такой эпиграф или что это: "Блеск и нищета олигархов. Последним комсомольцам посвящается". Ну вот, об этой книге мы сегодня поговорим, попробуем ее представить, хотя я не читала еще книжку - вот вчера только нам ее привезли на радиостанцию, я, вот, ее схватила, подержала, принесла сюда специально обратно, на "Эхо", чтобы нам подписал ее Василий Павлович. Майя, ты прочитала.

М.ПЕШКОВА - Книга увидела свет 23-го числа, так что мы, буквально, держим в руках первые экземпляры, которые отпечатаны, а презентация этой книги состоится 5-го числа. Это будет очень большое действо - Василий Павлович, что будет?

В.АКСЕНОВ - Я точно не знаю и не очень даже представляю, что будет.

М.ПЕШКОВА -

К.ЛАРИНА - А что бы Вы хотели? Давайте так.

В.АКСЕНОВ - Единственное, что бы я попросил устроителей сделать...

К.ЛАРИНА - Так.

В.АКСЕНОВ - ...чтобы завершилось танцами.

К.ЛАРИНА - Конечно. Конечно.

В.АКСЕНОВ - Вот.

К.ЛАРИНА - Нет, ну правда, как может, вот... вот презентация этой книги? Вот если бы такое делать, такое театрализованное представление, что должно сюда входить? Чтобы, как бы... чтобы человек почувствовал атмосферу именно этой книжки, который туда пришел?

В.АКСЕНОВ - Ну, по-моему там они что-то такое, вот, готовят.

К.ЛАРИНА - Что-нибудь...

В.АКСЕНОВ - Вплоть даже до ботанических каких-то вмешательств - деревья привозят из Франции.

К.ЛАРИНА - Вишневый сад? Так.

В.АКСЕНОВ - Тамариски.

К.ЛАРИНА - Тамариски, да.

В.АКСЕНОВ - Да. Потом там будет ведущий - Жук...

К.ЛАРИНА - Вадим Жук

В.АКСЕНОВ - Вадим Жук, да. Я не знаком с ним, но говорят, что он замечательный.

К.ЛАРИНА - Искрометный товарищ.

В.АКСЕНОВ - Искрометный.

К.ЛАРИНА - Из Петербурга. Да.

В.АКСЕНОВ - Да. Потом, там будет джаз, но, к сожалению, не Козлов, который заболел, а очень тоже замечательный музыкант из "Аквариума" - Олег Сакмаров. Может быть, он будет... вот я буду там в конце читать стихи, посвященные редкоземельным элементам. Там 11 стихотворений, посвященных... посвященных 17 редкоземельным элементам.

К.ЛАРИНА - А вот я уже... я прямо сразу и открыла. "Воображение мне нашептало", "Здесь цель разведки", "Крупинки серые"...

В.АКСЕНОВ - Нет, нет, это Кирсанов.

К.ЛАРИНА - Вот это вот?

В.АКСЕНОВ - Это вот, то, что Вы читаете - это Семен Кирсанов.

К.ЛАРИНА - Серьезно? Это не Ваши стихи?

В.АКСЕНОВ - Нет, в самом конце, в самом конце, уже после завершения романа.

К.ЛАРИНА - А, вижу, вижу, вижу, вижу.

В.АКСЕНОВ - Да.

К.ЛАРИНА - "Вблизи селения", да?

В.АКСЕНОВ - Хотите, прочту?

К.ЛАРИНА - Давайте, конечно.

В.АКСЕНОВ - Ну вот, последний стих - тут все они присутствуют...

К.ЛАРИНА - Перечислены.

В.АКСЕНОВ - ...все эти элементы. А последний, лютеций, по имени французской столицы древней назван этот элемент, и читается так. Из редких редчайший лютеций в толпе элементов и сплавов встречаешься ты, как литовец в толпе мусульманских арабов. Вот лето приходит, и с лекций студенты бегут, словно плутни, и тучи вскипают, как клецки, под пенье божественной лютни. Ты мчишься, как клубень летучий, не хочешь в глуши приютиться. Летишь ты в просторах, лютеций, моя одинокая птица.

К.ЛАРИНА - Красивое очень все это... а почему Вы выбрали в качестве героев редкие эти самые, земли-то? Элементы.

В.АКСЕНОВ - Это...

К.ЛАРИНА - Что Вас с ними связывает?

В.АКСЕНОВ - Ну, развитие романа, на самом деле...

К.ЛАРИНА - Почему такой образ взяли?

В.АКСЕНОВ - Они входят в развитие романа, потому что я не задумывал заранее. Но потом, когда я коснулся того, чем занимается, вот, описываемая мной корпорация, и подумал, что если будет опять нефть или газ, то это как-то банально уж очень будет звучать. И вдруг, вот, пришла в голову идея ввести редкоземельные элементы, без которых, в принципе, современная индустрия даже и существовать-то не может. Они... при их помощи возникают вот такие технологические сплавы такие, высоко технологические сплавы.

К.ЛАРИНА - Ну, я так понимаю, что этот образ имеет отношение к героям книги, да, вот?..

В.АКСЕНОВ - Конечно, отчасти. Ну, он образовывает главную метафору книги. Там много разных метафор. И комсомол - это тоже метафора, конечно. Но вот эта, эти редкоземельные элементы, они становятся главной метафорой, которую можно назвать редкостность, да? Мы живем, так сказать, во Вселенной, как пример совершенно невероятной редкостности, да? Земля сама по себе, да, человеческая раса на Земле - это еще одна немыслимая редкостность, а в этой человеческой расе есть люди, которые до чрезвычайности редки.

К.ЛАРИНА - А почему все-таки Вы решили к олигархам-то повернуться вот так вот подробно, поизучать этот вид человеческий? И сразу вопрос у меня к Вам такой: на Ваш... вот, по Вашим наблюдениям, олигархи отечественного разлива, они отличаются от тех, которые живут там, на Западе?

В.АКСЕНОВ - Да я там не особенно общался с олигархами, но здесь я немножко общался с олигархами и так как-то себе представляю. И это тоже, кстати говоря, все возникло спонтанно, и я в принципе даже не представлял себе, что так пойдет все дело. Прежде всего, у меня там появился сочинитель, в самом начале - старый сочинитель. Это мой такой привычный уже образ во всех последних сочинениях романических, там присутствует какой-то...

К.ЛАРИНА - Автор.

В.АКСЕНОВ - Старый сочинитель, да. Автор. И тут он...он только что закончил какой-то роман, и он так как-то ходит, не зная, что делать, не зная, где приткнуться. Действие все происходит в отдаленном Биарице, и, в общем, он один там, и все такое. Он начинает что-то писать, он чувствует, что что-то, вот, должно возникнуть, он один там внутри своего сада - да, там небольшой сад, там описания ботанические всякие идут. И наконец, там вдруг появляется некий подросток, какой-то совершенно невероятный, англичанин. И он начинает о нем писать и вдруг понимает, что это какой-то продолжатель того, что было 30 с чем-то лет назад. У меня были две таких детских книги - "Мой дедушка-памятник" и "Сундучок, в котором что-то стучит". Это продолжение "дедушки". В первой книге герою Геннадию Стратофонтову 12 лет, а во второй 13 лет.

К.ЛАРИНА - А в этой?

В.АКСЕНОВ - А в этой 43 года. В этой 43 года.

К.ЛАРИНА - Мой ровесник. Надо же, как интересно.

В.АКСЕНОВ - И он сидит в тюрьме. А Вы на свободе.

К.ЛАРИНА - (смеется) Пока еще!

В.АКСЕНОВ - А Вы на свободе.

К.ЛАРИНА - А почему такой вот... представитель именно этого поколения у Вас герой? Объясните мне, пожалуйста.

В.АКСЕНОВ - Ну, это все как...

К.ЛАРИНА - Или так случайно все просто получилось?

В.АКСЕНОВ - Как ни странно... все случайно, да. Как ни странно, мне тогда... мне все время говорили: "Вот ты написал две детские книги, почему ты третью-то не напишешь? Надо же завершить такой триптих какой-то, трилогию. И надо написать". И я говорил: "Ну, напишу, когда-нибудь напишу". И продолжал писать что-то свое, другое. Потом у меня возник такой период, когда я... почему-то все появлялось в виде исторических книг. Скажем, "Московская сага" - это историческая книга.

К.ЛАРИНА - "Вольтерьянцы".

В.АКСЕНОВ - "Вольтерьянцы" - совсем историческая. "Москва-Ква-Ква"...

К.ЛАРИНА - "Москва-Ква-Ква", да.

В.АКСЕНОВ - ...историческая книга. И мне говорили: "Почему ты о современности не пишешь?" Я подумал: "Вот, надо о современности написать". И вот, тут вдруг этот сочинитель - его зовут Баз Оксилоту, этого сочинителя.

М.ПЕШКОВА -

К.ЛАРИНА - Что-то похоже на Василия... на Василия Павловича.

В.АКСЕНОВ - Да.

М.ПЕШКОВА -

К.ЛАРИНА - Да.

В.АКСЕНОВ - Но Оксилоту - это тритон, вообще, на самом деле. Меня как-то в Англии студенты называли профессор Оксилоту. Вот, и когда я понял, что это сидит в тюрьме вот тот самый... вернее, не он, не герой, а прототип.

М.ПЕШКОВА -

К.ЛАРИНА - Ходорковский.

В.АКСЕНОВ - Это не Ходорковский. Ходорковский частично, да. Но вот это прототип моего героя, которому 43 года, и он прошел что-то, похожее на путь, трагический путь Ходорковского, да. Вот этот вот Ген Стратов, его зовут не Геннадий, а Ген, от слова "генетика". И не Стратофонтов, а Стратов. И он пребывает в московской тюрьме Фортеция.

К.ЛАРИНА - Вы его выпустили из тюрьмы, скажите?

В.АКСЕНОВ - Мы его выпустили общими усилиями с персонажами, произошел штурм тюрьмы - странный, без всяких жертв.

К.ЛАРИНА - Бархатный.

В.АКСЕНОВ - Да... (смеются) Круче, чем бархатный. Путем взяток.

К.ЛАРИНА - Так, понятно.

В.АКСЕНОВ - А там оказались все мои герои, в этой тюрьме, всех книг.

К.ЛАРИНА - Все персонажи?

В.АКСЕНОВ - Все персонажи, да.

К.ЛАРИНА - Дальше Вы их выпускаете?

В.АКСЕНОВ - Они все выходят, заодно с ними...

К.ЛАРИНА - Наконец. И жизнь наша меняется?

В.АКСЕНОВ - Неизвестно, что она меняется. Основные герои убегают оттуда на своем корпоративном самолете - все туда бухаются...

К.ЛАРИНА - Так. А куда убегают?

В.АКСЕНОВ - И летят, летят, не зная, куда. Потом пилот выходит и говорит: "Пересекаем границу дружественной Белоруссии, далее граница недружественной Польши".

К.ЛАРИНА - Т.е. это, вот, самый оптимальный выход из сложившегося положения, Василий Павлович?

В.АКСЕНОВ - Ну, в общем-то, они другого выхода не видят, но там остается, часть корпорации остается на Родине. Ее возглавляет третий член триумвирата - это Гурам Ясношвили такой. Он уже пережил теракт, у него одна нога искусственная и одна рука частично искусственная.

К.ЛАРИНА - (смеется) Это в фильме "Гонщики" - помните, был такой советский фильм, там Армен Джигарханян, по-моему, играл, вот, гонщика уже такого, пожилого, у которого была одна нога искусственная, одна рука искусственная, один глаз стеклянный. (смеется)

В.АКСЕНОВ - Это я не рассчитывал... да, да.

К.ЛАРИНА - Весь в шрамах, да. Хорошо. Значит, ну, вы поняли, что, конечно, Василий Павлович Аксенов вам не весь сюжет рассказал, не всю фабулу, а только так, заинтриговал, мы заглянули только внутрь этой книги. Потому что книга большая, да, это роман, как и написано.

В.АКСЕНОВ - Это роман, да.

К.ЛАРИНА - Продолжают эти традиции сохранять...

В.АКСЕНОВ - Роман со стихами, между прочим.

К.ЛАРИНА - Естественно, а как же? Мы же знаем, что должен быть у Аксенова роман со стихами, и это тоже факт.

В.АКСЕНОВ - Да.

К.ЛАРИНА - Значит, после новостей Майя Пешкова задаст свой вопрос, который она запомнит. Да, ты запомнила, что ты хотела спросить, да?

М.ПЕШКОВА - Более чем.

К.ЛАРИНА - Так, потом вы будете готовиться и присылать ваши вопросы либо на sms, либо по телефону прямого эфира, ну, и естественно, сегодня мы устраиваем такую конференцию, поскольку вопросы вы будете задавать Василию Павловичу Аксенову, и за каждый вопрос вы получаете новую книгу с автографом автора, "Редкие земли" - так называется эта книга.



НОВОСТИ



К.ЛАРИНА - Василий Аксенов сегодня в нашей студии, мы представляем новую книгу Василия Павловича, роман "Редкие земли", роман со стихами, как уточнил автор. Напомню нашим слушателям средства связи еще раз: sms можно отправить по номеру +7985-970-45-45, телефоны прямого эфира - 783-90-25, 783-90-26. Пожалуйста, готовьте ваши вопросы, ну а перед этим Майя Пешкова хотела задать свой вопрос. Пожалуйста, Майя.

М.ПЕШКОВА - Да, я хотела спросить: на форзаце, и на переднем, и на заднем, опубликован элемент аксений - что это такое?

К.ЛАРИНА - Это настоящий элемент?

В.АКСЕНОВ - Нет, это придумало издательство. Это, ну, вроде как, акс, Аксенов, да - аксений.

К.ЛАРИНА - Так что, видишь, как.

М.ПЕШКОВА - Это еще один элемент к редким землям?

В.АКСЕНОВ - Здесь... здесь вот это вот, то, что Вы видите на желтом фоне, это значок такой будет на презентации. Не продаваться, а бесплатно распределяться.

М.ПЕШКОВА - И я еще хотела спросить...

В.АКСЕНОВ - Довольно красивый значок. Вообще, все оформление, Ксения и Майя...

К.ЛАРИНА - Это издательство "Эксмо", кстати, мы не сказали.

В.АКСЕНОВ - ...мне очень нравится.

М.ПЕШКОВА - Да, кто же... кто это придумал?

В.АКСЕНОВ - Это Анна Тагути, дизайнер. Просто, по-моему, у меня такой красивой книжки и не было никогда раньше. Идея и дизайн переплета - Анны Тагути.

М.ПЕШКОВА - Я знаю, что во время презентации будут представлены ее дизайнерские работы.

В.АКСЕНОВ - Да. Да, да, да. Да.

М.ПЕШКОВА - Что это будут за работы? Откройте нам тайну.

В.АКСЕНОВ - Там какая-то инсталляция на тему, вот, вашего покорного слуги, грешного человека. Вот какая-то инсталляция, такого рода. Я не видел ее, не знаю.

К.ЛАРИНА - Давайте уже перейдем к вопросам слушателей, поскольку здесь есть такие оригинальные вещи, типа, вот, от Кирилла пришел вопрос: "Нет ли среди элементов, используемых в Вашем романе, модного полония?"

В.АКСЕНОВ - Модного полония?

К.ЛАРИНА - Да.

В.АКСЕНОВ - А он не входит в число редкоземельных элементов.

К.ЛАРИНА - Редких. Так что, Кирилл, извините.

В.АКСЕНОВ - Там где-то 17 этих... но кое-какие другие подарки там имеются.

К.ЛАРИНА - "Как долго Вы писали роман и корректировали ли первоначальную задумку в связи с текущими событиями в России?" - спрашивает Людмила.

В.АКСЕНОВ - Нет, нет, я не знаю, что имеет в виду Людмила, но, в общем...

К.ЛАРИНА - Ну, у нас события все время какие-то происходят в стране.

В.АКСЕНОВ - Но в принципе, это очень актуально по хронологии, потому что это, вот, недавно. Роман ведь всегда надо, как-то чтобы отойти, там, подальше. А тут такое, довольно-таки сильное приближение.

К.ЛАРИНА - "Как Вы относитесь к теории евразийства России?" - спрашивает Галина.

В.АКСЕНОВ - Евразийство в России?

К.ЛАРИНА - Евразийства России.

В.АКСЕНОВ - Да. Ну, знаете, это, видимо, разные... по-разному можно к этой теме подходить, а вот у нас тут трактуется иногда, что Европа, вообще, уже скатывается в пучину какую-то распада полнейшего, а основная энергия остается в мусульманском мире и в арабском мире. Эта идея мне кажется абсолютно абсурдной, потому что творчество, созидание все-таки, в основном, сосредотачивается в Европе. В Европе. А вот там, где говорят, что есть какая-то невероятная энергия - это энергия разрушения.

К.ЛАРИНА - Вы имеете в виду ислам?

В.АКСЕНОВ - Ислам.

К.ЛАРИНА - Вы... У Вас гражданство французское есть, Василий Павлович?

В.АКСЕНОВ - Нет.

К.ЛАРИНА - Т.е. Вы не голосуете?

В.АКСЕНОВ - Нет, не голосую.

К.ЛАРИНА - А за кого бы проголосовали из трех кандидатур? Просто это вот мой личный вопрос - мне интересно.

В.АКСЕНОВ - За американского должен голосовать, у меня американское есть.

К.ЛАРИНА - Нет, вот сейчас... просто мне интересно - сейчас, вот, выборы во Франции, вот там три кандидата, очень разных. Вот Вы бы на ком свой выбор остановили?

В.АКСЕНОВ - Я бы за...

К.ЛАРИНА - Саркози?

В.АКСЕНОВ - ...за Ширака. (смеется)

К.ЛАРИНА - Ну, Ширака нету, нету.

В.АКСЕНОВ - Мне как-то ни тот, ни другая ни ахти как-то. Я не знаю, я в стороне от этого живу, на самом деле...

К.ЛАРИНА - А в Америке будете голосовать?

В.АКСЕНОВ - В Америке я буду голосовать, потому что я гражданин.

К.ЛАРИНА - "За" или "против"? Я имею в виду, демократы или республиканцы, кто Ваши?

В.АКСЕНОВ - Я думаю, что Буш, в общем-то, в каком-то смысле совершил колоссальную службу своей стране, но с другой стороны, уже хватит. И тут... я голосовал на тех выборах за Гора. Если Гор опять будет, я буду за него голосовать.

К.ЛАРИНА - На сей раз, может быть, ему повезет больше. И еще один вопрос, который тоже от слушателей уже пришел. Кстати, они очень про это просили спросить, еще когда было, событие произошло у нас здесь - сейчас поймете, какое - "Встречается ли президент американский с писателями? Если да, то о чем он с ними разговаривает?"

В.АКСЕНОВ - По-моему, насколько мне помнится, единственный президент, который встречался с писателями - но не только с писателями, в этой группе были... это, в общем-то, была встреча Рональда Рейгана с диссидентами, в которые меня тоже включили, перед его визитом в Советский Союз. Вот там была и Ратушинская, там...

К.ЛАРИНА - Но это другое, это все-таки такая, политическая история, да?

В.АКСЕНОВ - Это политическая.

К.ЛАРИНА - Это как встреча президента, там, с правозащитниками, допустим. А вот с собственными писателями встречается президент Буш, с американскими?

В.АКСЕНОВ - Очень может быть, но не группой.

К.ЛАРИНА - (смеется) Группой не встречается, нет.

В.АКСЕНОВ - Нет. Нет.

К.ЛАРИНА - Вот как интересно. Потому что Вы, наверняка, знаете, что у нас Владимир Владимирович Путин встречался с писателями, большую встречу...

В.АКСЕНОВ - Я, кстати, об этом узнал совершенно случайно. Меня, видно, не включили в число писателей...

К.ЛАРИНА - Там молодые, молодые писатели, Вы там не нужны уже.

В.АКСЕНОВ - Да.

К.ЛАРИНА - Там молодые писатели земли Сибирской.

В.АКСЕНОВ - Но перед этим была встреча с Дмитрием Анатольевичем Медведевым - вот это вот, там уже возрастного ценза не было.

К.ЛАРИНА - Вы там были?

В.АКСЕНОВ - Я был.

К.ЛАРИНА - Что скажете?

В.АКСЕНОВ - Очень интересно.

К.ЛАРИНА - Ну, скажите что-нибудь еще.

В.АКСЕНОВ - Ну, я не знаю, интересно то, что мы сидели в том же самом зале дома ЦДЛ, дома писателей, где душили альманах "Метрополь", нас вот всех. Нас было пятеро там...

К.ЛАРИНА - А кто там?

В.АКСЕНОВ - А этих секретарей было 50. И они нас все коллективно душили.

К.ЛАРИНА - Это тот самый зал заседаний был, да?

В.АКСЕНОВ - И... Да. И Дмитрий Анатольевич - мы рядом с ним сидели - его это очень заинтересовало. И он говорит: "А Вы, Василий Павлович, где тут сидели тогда?" Я говорю: "Вот я сидел на точно на этом месте, как сейчас". Ну, и вот на эту тему немножко поговорили. Сейчас, кстати, вышел недавно сборник журнала... т.е. журнал "НЛО", и там напечатана стенограмма, которую вел Евгений Попов, т.е. один из нас. А Кузнецов, который вел всю программу, секретарь московского отделения Союза писателей, кричал: "Что ты там, Женя, пишешь все? На кого ты работаешь?" (смеется)

К.ЛАРИНА - А он с точностью все застенографировал, да?

В.АКСЕНОВ - Ну, не очень точно, не очень точно, но все-таки достаточно приближенно к тому. Кончается эта запись так: "Аксенов: ты что, Феликс, дело нам шьешь?" (смеется) На этом кончается.

К.ЛАРИНА - Феликс Кузнецов, да?

В.АКСЕНОВ - Да. А он на самом деле шил какое-то дело политическое, а мне несколько раз сказал: "А с тобой все будет хорошо".

К.ЛАРИНА - Ну, он оказался прав.

В.АКСЕНОВ - Да, да, да.

К.ЛАРИНА - Да?

В.АКСЕНОВ - Да, да, да.

К.ЛАРИНА - Берите наушники, очень быстро слушаем несколько звонков телефонных. Алло, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ - Добрый день!

К.ЛАРИНА - Добрый день, как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ - Меня зовут Сергей.

К.ЛАРИНА - Сергей, пожалуйста.

В.АКСЕНОВ - Здравствуйте, Сергей.

СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ - Да... добрый день! Василий Павлович!

В.АКСЕНОВ - Да.

СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ - У меня такой вопрос: не собираетесь ли Вы писать какую-то пьесу? Потому что мне кажется, что, вот, Ваши книги очень возможно поставить хорошо на сцене. И о чем будет эта пьеса?

К.ЛАРИНА - Спасибо!

В.АКСЕНОВ - Сергей, у меня уже, кажется, 9 пьес есть. Но они не пользуются, почему-то, не пользуются... не пользуются...

К.ЛАРИНА - Не пользуются.

В.АКСЕНОВ - Не используются.

К.ЛАРИНА - Да. Не ставятся, короче.

В.АКСЕНОВ - Нет, некоторые вещи были поставлены - с большим шумом, кстати говоря.

К.ЛАРИНА - "Все на продажу"?

В.АКСЕНОВ - "Всегда в продажу".

К.ЛАРИНА - "Всегда в продажу", да, простите.

В.АКСЕНОВ - И "Цапля в Париже" была - потрясающая постановка Антуана Витеза. Вот...

К.ЛАРИНА - А еще "Затоваренная бочкотара", но это проза.

В.АКСЕНОВ - Это не пьеса. Это не пьеса.

К.ЛАРИНА - Да, да, да. Но все равно.

В.АКСЕНОВ - Но так у меня... у меня даже в романе "Кесарево свечение" есть...

К.ЛАРИНА - Пьеса.

В.АКСЕНОВ - ...три пьесы. Три пьесы. Я их использовал, как такие, передышки в этом, прозаическом...

К.ЛАРИНА - Интермедии, это называется - вот.

В.АКСЕНОВ - Да. Да. Вот. Вдохи и выдохи такие, статичные.

К.ЛАРИНА - Следующий звонок, пожалуйста. Алло, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА - Алло, здравствуйте!

В.АКСЕНОВ - Здравствуйте!

М.ПЕШКОВА - Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА - Здравствуйте, меня зовут Наталья Юрьевна. У меня вопрос к Василию Павловичу.

В.АКСЕНОВ - Слушаю Вас, Наталья Юрьевна.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА - Василий Павлович, преодолено ли разделение среди русских писателей на почвенников и западников, по Вашему мнению? Спасибо.

К.ЛАРИНА - Хороший вопрос, спасибо! Оставляйте, пожалуйста, номер Вашего телефона, Наталья Юрьевна.

В.АКСЕНОВ - Да я не думаю, что так произошло примирение, что ли, или консолидация. Но это все потеряло остроту. В те времена, в советские времена, это носило такой, довольно критический такой характер, потому что деревенщиков поддерживала партия. Многие из них были просто в райкомах, там, в обкомах, и вот, они представлялись как истинные. А мы, так называемые горожане, мы были декадентами.

К.ЛАРИНА - А сегодня?

В.АКСЕНОВ - А сегодня как-то на это мало внимания обращают.

К.ЛАРИНА - Сегодня у нас есть патриотические писатели и либеральные писатели.

В.АКСЕНОВ - Ну, есть, конечно. Но такой остроты нет. Это уж тут зависит, тут коммерция вторгается в это дело и наводит порядок, на самом деле.

К.ЛАРИНА - Следующий звонок, пожалуйста. Алло, здравствуйте! Алло!

СЛУШАТЕЛЬ ВИКТОР - Алло, добрый день!

К.ЛАРИНА - Добрый день, как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ ВИКТОР - Виктор, Екатеринбург.

К.ЛАРИНА - Да, Виктор, слушаем.

В.АКСЕНОВ - Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ ВИКТОР - Хочется задать Василию Павловичу вопрос.

К.ЛАРИНА - Да, он Вас слышит.

В.АКСЕНОВ - Вопрос.

СЛУШАТЕЛЬ ВИКТОР - Василий Павлович, почему же такой конец страшный у романа "Вольтерьянцы и вольтерьянки"? Это что, историческая правда?

В.АКСЕНОВ - Да нет, нет...

СЛУШАТЕЛЬ ВИКТОР - Или все-таки больше вымысла автора?

К.ЛАРИНА - Спасибо, Виктор.

В.АКСЕНОВ - Ну, конечно, это все... это все вымысел автора, на самом деле. Но базирующийся на реальных исторических событиях. В частности, Екатерина и Вольтер всю жизнь... они 14 лет или 15 лет переписывались, они всю жизнь мечтали о встрече - она не состоялась. А в романе, вот, она состоялась. И многие вещи, так или иначе имевшие место в этой вот сфере исторической, которая там представлена, они тоже имели место. Например, Германия тогда была ареной бесконечных войн между мелкими немецкими государствами. Это тоже отражается. Или, например, бандит такой, под названием "казак Эмиль". Тут всякий, по-моему, из русских читателей, всякий читатель может узнать Емельяна Пугачева, да? Вот такие вот вещи. А то, что там трагический конец - ну, это, в общем, уже исход из жизни, уже старый Мишель уходит и шествует дальше. Вот, умирает человек - что там дальше происходит, никто не знает. А он как-то вот, шествует в Элизиум, в Элизии происходит встреча с Вольтером. Вольтер уже стал частью древа... не Познания, а древа Воображения.

К.ЛАРИНА - Следующий звонок, пожалуйста. Алло, здравствуйте! Алло!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВЕРА - Здравствуйте, меня зовут Вера.

К.ЛАРИНА - Да, да.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВЕРА - Я очень рада сказать Василию Павловичу, просто счастлива, как его нежно люблю...

В.АКСЕНОВ - Спасибо, да.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВЕРА - Ну, его творчество, естественно. Спасибо Вам! Василий Павлович, вот если можно к прошлому вернуться...

В.АКСЕНОВ - Пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВЕРА - Вы знаете, вот все детство... и меня в свое время очень поразило, как Ваша мама написала, что вот, когда Вы приехали в Магадан, Вы в ту ночь, когда впервые с ней встретились, читали одни и те же стихи, хоть выросли совершенно в иной среде. Вот расскажите в двух словах все-таки, вот как так получились?

В.АКСЕНОВ - Да, это очень странно было. Мама, конечно, знала просто, наверное, в тысячу раз больше меня стихов, она еще обладала специфической такой памятью на стихи, но я тоже каким-то образом все-таки был приобщен, совершенно неожиданно для меня. Я, в общем, был такой, типичный советский подросток в 15 лет, но... 16 мне уже подходило к этому времени. Вот, но я что-то знал, например, Маяковского раннего, футуристического. Футуристический Маяковский был для меня просто кумиром. И я знал также и Игоря Северянина почему-то. Не помню, где я это все взял, это все было рассеяно, вообще-то, в разных библиотеках, но таким образом... как-то я все-таки этим интересовался. И вдруг моя мама оказалась совершенно для меня таким, бездонным кладезем вот этой... приобщения к Серебряному веку.

К.ЛАРИНА - Спасибо Вам, Вера, за этот вопрос. Несколько вопросов, которые пришли на sms. Здесь такие они, политические вопросы, философские. Сергей из Тюмени спрашивает: "Как быть тем, кто не согласен с политикой властей? Собираться, как большевики, в лесу на болоте, или уж сразу уезжать на Запад, просить политическое убежище? Или стать конформистом?" Вот три пути, три путя. Ну-ка, что скажете, Василий Павлович?

В.АКСЕНОВ - Я уж не знаю... По-моему, нынешняя ситуация в стране, она дает какую-то возможность...

К.ЛАРИНА - Волеизъявления.

В.АКСЕНОВ - Волеизъявления, да. Во всяком случае, необязательно, там, в болотах прятаться, а где-то можно, скажем, пикитировать какие-то здания и выставить минут на пять, на шесть плакат.

К.ЛАРИНА - Пока не приедут.

(смеются)

В.АКСЕНОВ - Пока не приедут товарищи, да, товарищи из прошлого. Я думаю, что этой возможностью следует пользоваться.

К.ЛАРИНА - В леса на болота не надо.

В.АКСЕНОВ - Да, да.

К.ЛАРИНА - Это-то точно ужасный путь в никуда. И очень много времени отнимает. Еще один вопрос от Тани: "Как Вы считаете, народу лучше, если его воспитывают, или потакают и пользуются этим? И что главное в нашем менталитете? Что делает его неизменяемым каким-то?" - пишет нам Таня.

В.АКСЕНОВ - Да чего-то как-то...

К.ЛАРИНА - Путано.

В.АКСЕНОВ - Не просек, как говорят. (смеется)

К.ЛАРИНА - Ну, воспитывать надо наш народ?

В.АКСЕНОВ - Надо ли воспитывать народ?

К.ЛАРИНА - Да.

В.АКСЕНОВ - Да? Народ должна церковь воспитывать, с моей точки зрения.

К.ЛАРИНА - Наша? РПЦ?

В.АКСЕНОВ - Нет, не наша.

К.ЛАРИНА - (смеется) А какая?

В.АКСЕНОВ - А идеальная, идеальная, идеальная церковь. Вот, с моей точки зрения, кто должен воспитывать народ. Правительство не имеет права воспитывать народ.

К.ЛАРИНА - А, вот еще один вопрос. Василий Павлович, а вот случилась трагедия - у нас дом престарелых сгорел.

В.АКСЕНОВ - Да, да.

К.ЛАРИНА - Погибли люди. По закону, положена компенсация родственникам погибших, пострадавших. И власти, местные власти, они приняли решение не выплачивать компенсации родственникам погибших стариков, поскольку, типа, мол, сдали... и так, вот, сдали еще, сбросили, выбросили из дома, сбросили на государство своих старших родителей, да еще после этого еще будут, типа, наживаться на их гибели и смерти. Вот это, кстати, тот, на мой взгляд - я не знаю, как Вы, сейчас, если захотите прокомментировать это - что это спорный очень момент, очень такой, тонкий.

В.АКСЕНОВ - Очень... да.

К.ЛАРИНА - Вот это... не есть ли это тот самый случай, когда государство пытается воспитывать за счет..?

В.АКСЕНОВ - Я думаю, что если даже оно пытается таким образом воспитывать, это очень нехорошая попытка. И здесь надо учитывать не то, что... не тот фактор, что вот эти погибшие старики как-то помогали своим родственникам, но фактор того, чтобы они... что они могут оставить что-то после себя для своих родственников, в трагических обстоятельствах они все-таки принесут какое-то наследство свое, понимаете? Своим оставшимся родственникам. Это было бы очень элегантно и правдиво так, со стороны. Они всю жизнь горбатили на государство, эти люди погибшие, и хотя бы какую-то малость...

К.ЛАРИНА - Учитывая мизерную ту пенсию, которую получают в нашей стране люди.

В.АКСЕНОВ - Да. Ничего они не получали от этого государства, от этой страны - совсем ничего, кроме эксплуатации.

К.ЛАРИНА - Получается, после смерти у них еще и все равно отбирают.

В.АКСЕНОВ - И ничего вообще нет. Вот дайте какие-нибудь деньги их родственникам, как память об этих погибших людях.

К.ЛАРИНА - (вздыхает) Давайте еще звонок примем, мы успеваем. Пожалуйста. Алло, здравствуйте! Алло!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАТЬЯНА - Здравствуйте!

К.ЛАРИНА - Да, как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАТЬЯНА - Можно вопрос Василию Павловичу?

В.АКСЕНОВ - Пожалуйста.

К.ЛАРИНА - Да, да.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАТЬЯНА - Уважаемый Василий Павлович! Вот такой вопрос, может быть, немножечко необычный. Если бы у Вас была бы возможность задать один единственный вопрос Иисусу Христу, что бы Вы спросили?

К.ЛАРИНА - Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАТЬЯНА - Татьяна.

К.ЛАРИНА - Татьяна.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАТЬЯНА - И огромное Вам спасибо за Ваши книги! Огромное-огромное!

В.АКСЕНОВ - Спасибо большое!

К.ЛАРИНА - Спасибо!

В.АКСЕНОВ - Я бы ничего не стал бы спрашивать, потому что если ты видишь снова Иисуса, время вопросов и ответов кончается.

К.ЛАРИНА - А! А президенту Путину если бы Вы отправили sms? (смеется) Что бы Вы в ней написали?

В.АКСЕНОВ - Я бы написал какую-нибудь японскую танку - знаете...

К.ЛАРИНА - Он любит Омара Хайяма, мы уже поняли.

В.АКСЕНОВ - А! Омара Хайяма!

К.ЛАРИНА - Да, да.

В.АКСЕНОВ - Ну, что там... не знаю.

К.ЛАРИНА - Ну что, мы должны уже заканчивать. У нас книги мы раздаем просто с невероятной щедростью - у нас уже много накопилось потенциальных победителей. Книга называется "Редкие земли". Василий Павлович, и все-таки, возвращаясь к книге: это отношения человека к деньгам, или отношение человека к власти - вот что для Вас важнее было вот в этой теме олигархической? Их происхождение...

В.АКСЕНОВ - Это и то, и другое. В общем-то, там... это не то, что там призывается им...

К.ЛАРИНА - Сочувствовать.

В.АКСЕНОВ - ...сочувствие.

К.ЛАРИНА - Мол, типа, олигархи - тоже люди.

В.АКСЕНОВ - Читатель призывает, да, что, сочувствуй, проливай над ними слезы и т.д. Это грустная, вообще, книга, грустная.

К.ЛАРИНА - А у Вас веселых не бывает.

В.АКСЕНОВ - Ну как это не бывает, Ксеничка, ну как же? Сами хохотали, я видел.

К.ЛАРИНА - Здесь, кстати, тоже есть смешные моменты.

В.АКСЕНОВ - Да. Но там есть и этот элемент, что эти вот бешеные деньги, они к добру не очень приводят. Надо как-то умеренно более-менее все-таки. Использовать.

К.ЛАРИНА - Ну, потому что есть некий, как я понимаю, азарт, если говорить о... да?

В.АКСЕНОВ - В этом есть азарт, конечно. И в этом есть не только азарт, очень много других факторов. В частности, кстати, вот возникает некая альтернатива государству авторитарному, понимаете? Вот эти вот кланы, кланы такие, да, с невероятными какими-то деньгами, они возникают... они творят какую-то альтернативу, потому что человек может сказать: "Если меня выгонят, там, из какой-нибудь бухгалтерии, я пойду к какому-то буржую и на него буду работать". Это тоже альтернатива, в общем, на самом деле, да.

К.ЛАРИНА - В этой книге, как я понимаю, очень много из настоящей, из реальной Вашей жизни, да? И место, и Биариц, наверняка?

В.АКСЕНОВ - На самом деле, не так много.

К.ЛАРИНА - Нет?

В.АКСЕНОВ - Это вот... там просто действует, вот, автор - персонаж. Автор, ставший персонажем. А так, в основном, это люди, от меня отдаленные.

К.ЛАРИНА - Я просто почему вспомнила, сейчас мне вспомнилось, какое-то в "Огоньке", или где это было опубликовано, совершенно пронзительная какая-то история Ваша про Вашего соседа, который оказался русского происхождения...

В.АКСЕНОВ - Граф Толстой.

К.ЛАРИНА - Да, да.

В.АКСЕНОВ - Олег Толстой.

К.ЛАРИНА - Это где было, в "Огоньке"?

В.АКСЕНОВ - Это в "Огоньке" было, да.

К.ЛАРИНА - Потрясающая совершенно история. Я так понимаю, что...

В.АКСЕНОВ - Я очень рад, что Вам понравилось.

К.ЛАРИНА - Из нее можно сделать книгу...

В.АКСЕНОВ - Я очень рад, что Вам это понравилось, да.

К.ЛАРИНА - Это случайно, действительно, вот, случайно произошло?

В.АКСЕНОВ - Совершенно случайно. Это просто его вдова, Наталья, графиня Наталья - молодая еще сравнительно женщина - она попросила как-то, вот, ну, напомнить, т.е... ну, в общем, что-то о нем написать. Я подумал, что "Огонек" - самый лучший будет орган печати именно для такого.

К.ЛАРИНА - Какие-то особые люди совершенно.

В.АКСЕНОВ - Да.

К.ЛАРИНА - Там наверняка, если покопаться, там наверняка столько людей можно встретить интересных вокруг Вашего имения.

В.АКСЕНОВ - Да, да. (смеются) Да.

К.ЛАРИНА - И вот Вам еще книга.

В.АКСЕНОВ - Да.

К.ЛАРИНА - Вот мы Вас сейчас напомним творческими планами с Майей. Да?

В.АКСЕНОВ - Да, да, да. У меня как-то...

К.ЛАРИНА - (смеется) Не нуждаетесь? Нет?

В.АКСЕНОВ - Есть. Пока нет, пока нет.

К.ЛАРИНА - Ну а что тогда дальше? Что сейчас у Вас на столе творится?

В.АКСЕНОВ - Конфиденциальность соблюдается.

К.ЛАРИНА - Ага!

В.АКСЕНОВ - Да.

К.ЛАРИНА - Следующую случайную книгу, как говорит Василий Павлович - у него все книги случайные.

В.АКСЕНОВ - Да. (смеется)

К.ЛАРИНА - "Москва-Ква-Ква" тоже была случайная. Ну что же, Василий Аксенов, "Редкие земли", роман, который вышел только что, и его можно уже... его можно уже покупать? Майя, ты знаешь.

В.АКСЕНОВ - Пока нет.

К.ЛАРИНА - Нет еще?

М.ПЕШКОВА - Нет, пока нет.

В.АКСЕНОВ - Через неделю.

К.ЛАРИНА - Через неделю. Ждем.

В.АКСЕНОВ - Через неделю, да.

К.ЛАРИНА - Красивая белая книга - вот тут рождение человека нарисовано.

В.АКСЕНОВ - Да.

К.ЛАРИНА - Да?

В.АКСЕНОВ - А другая сфера - там автор в серединке. Вот, пожалуйста.

К.ЛАРИНА - Уже родившийся?

В.АКСЕНОВ - Да. (смеется)

К.ЛАРИНА - Хорошо. Спасибо! Мы на этом должны заканчивать нашу программу. Василию Павловичу, как всегда, огромное спасибо за то, что он так искренне и лаконично отвечал на вопросы как наши, так и наших слушателей. И сейчас пойдем обратно в гостевую комнату подписывать книги победителям.

В.АКСЕНОВ - Всего доброго, до свидания!




25.03.2007
http://echo.msk.ru/programs/kazino/50456.phtml



Док. 464670
Перв. публик.: 25.03.07
Последн. ред.: 20.07.08
Число обращений: 158

  • Аксенов Василий Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``