В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Костин: `У миноритариев явно `бычье` настроение: они хотят покупать` Назад
Андрей Костин: `У миноритариев явно `бычье` настроение: они хотят покупать`
СПб. В пятницу был избран новый наблюдательный совет ОАО "Промышленно-строительный банк" (ПСБ). Подробности рассказал "ДП" в эксклюзивном интервью глава ВТБ Андрей Костин.

Трое членов остались от прежнего состава, остальные все новые. Помимо семи представителей Внешторгбанка (ВТБ) в наблюдательный совет вошли Владимир Скатин, председатель правления ПСБ, и Михаил Носков, заместитель генерального директора по финансам и экономике ЗАО "Северсталь-групп" (26226)*.


- Вы довольны итогами собрания, у миноритариев был хороший настрой?

- Да, в целом собрание удалось. Мы даже вышли за рамки повестки дня, и я сделал сообщение о том, куда мы движемся, что планируем делать: о готовящемся публичном размещении, о переходе на единую акцию, запланированных и реализуемых проектах - эти вопросы должны стать предметом обсуждения нашего майского собрания. За новый наблюдательный совет было отдано даже больше голосов, чем за нас в свое время, значит, конструктивный диалог с акционерами у нас есть. В работе с миноритарными акционерами мы, имея квалифицированное большинство, могли бы применять жесткий подход. Но раз уж мы планируем расширять круг акционеров, с ними надо вести постоянную кропотливую работу, ПСБ ее вел. Больше всего миноритариев интересует, что будет с акциями в результате объединения.

- Что нужно сделать, чтобы объединение прошло безболезненно?

- Безболезненно оно не может пройти - мы реалисты. Нужно сделать так, чтоб хотя бы без потерь. ПСБ, как частный региональный банк, имел очень быструю процедуру принятия решений, и нам важно не потерять оперативность. Поэтому мы делаем в Петербурге на базе ПСБ региональный центр, где на месте (не в Москве) принимались бы решения, в том числе и по кредитной политике, и по лимитам. Мы пытаемся максимально расширить свою долю в рынке сейчас, до возможного прихода западных банков.

- Вы планируете проводить конвертацию акций ПСБ. Коэффициенты уже известны?

- Пока нет, но сейчас мы наняли известного независимого оценщика и в мае на собрании двух банков уже будем утверждать голосованием коэффициенты и параметры обмена. Сегодня у миноритарных акционеров явно "бычье" настроение: вопрос приобретения акций интересует их больше, чем вопрос продажи, - на собрании спрашивали, будут ли нынешние акционеры иметь право преимущественной покупки акций. По результатам года акции ПСБ реально подорожали на фоне общей тенденции. Рынок может смотреть позитивно и на акции ВТБ, особенно с перспективой публичного размещения.

- Как правительство смотрит на перспективу публичного размещения акций ВТБ?

- Государство к идее публичного размещения относится очень хорошо, и мы планируем внести пакет документов на рассмотрение в апреле, а до конца года в случае одобрения выйти на IPO сначала в России, потом в Лондоне или сделать это одновременно. Также многое зависит от того, насколько удачно пройдет процесс объединения ПСБ и ВТБ и перехода на единую акцию. Мы планируем ввести единую акцию до конца 2006 г., если не возникнет технических накладок. Крайний срок - I квартал 2007 г.

Вы хотите выйти на публичное размещение уже с единой консолидированной акцией?

- Пока планы такие, и, возможно, это будет уже ранней осенью, после принятия собранием решения об объединении. А может быть, мы не будем дожидаться процесса объединения бизнеса и, не завершив его, выйдем на IPO. Это будет во многом зависеть от советов наших независимых консультантов.

- Почему Вы пришли к идее единого бренда? Работать под разными брендами - это лишние сложности?

- Да, это и издержки деятельности под разными юридическими структурами, и дублирование функций, и сложность развития рекламы, и т.д. У ВТБ большая экспансия за пределы России: у нас есть 11 банков за пределами страны - от Лондона до Сингапура, Грузия, Армения. Мы будем и дальше расширяться: есть планы в Анголе и странах СНГ. Если мы переходим на единый бренд, то и название, и символика, и уровень сервиса и в Лондоне, и в Ереване, и в Тбилиси должны быть едиными.

Вы выбрали в качестве единого бренда ВТБ или придумаете что-нибудь новенькое?

- Мы взяли бренд ВТБ как базовый, но, вероятно, он будет видоизменен. Мы переведем на новый бренд все без исключения банки, входящие в нашу структуру.

Что станет приоритетным для новой интегрированной банковской структуры - ПСБ и ВТБ на Северо-Западе? Розница, корпоративные клиенты?

- Мы планируем разделить розницу и корпоративный бизнес по той же схеме, что и в ВТБ, когда создали "ВТБ 24" (розничная структура для работы с клиентами-физлицами. - Ред.). Внутри регионального центра на базе ПСБ мы проведем разделение на розницу и корпоративный бизнес. Задача - завоевание до 10% российского рынка. Мы не говорим, что культура ВТБ должна доминировать, наоборот, на базе ВТБ и ПСБ мы создадим некую новую банковскую культуру по высоким европейским и мировым стандартам. И мы готовы заимствовать друг у друга все, что у нас есть. Сегодня по той же информационной технологии и ряду вопросов, связанных с клиентами, ПСБ сделал большие шаги вперед.

- Выиграют вкладчики от объединения или проиграют? Планируется ли переход на единые тарифы для вкладчиков и будут ли они выше или ниже, чем в ПСБ?

- Тарифы ВТБ и сейчас не выше, чем у ПСБ. Хотелось бы это все стандартизировать, и тарифы мы будем смотреть и пытаться по крайней мере сблизить. Если брать валюту баланса группы ВТБ, то из $36 млрд сам ВТБ - это только $22 млрд, остальное - $14 млрд, или 40% всей банковской группы, - другие банки. Поэтому нам уже сегодня требуется координация деятельности по управлению рисками, по тарифной политике, информационным технологиям, по кадровым вопросам.

- Сохранят ли преимущества представителям крупного бизнеса?

- Положение клиентов от объединения ПСБ и ВТБ не ухудшится. Существует система градаций клиентов по различным категориям и эффективная ставка. По совокупности клиент представляет интерес для банка как заемщик и клиент по обслуживанию, как клиент по депозитам, поэтому тарифы, равно как и кредитные ставки, зависят от того, насколько комплексным является клиент. И у нас и в ПСБ были градации клиентов: первый класс заемщиков, второй класс заемщиков и т.д., в зависимости от того, насколько клиент интегрирован в банк. Клиенты разные, разные риски, разные объемы бизнеса. Мы отстраиваем свой бизнес на базе ПСБ, и его наработки будут учтены, здесь мы целиком полагаемся на тот опыт, который был у ПСБ. С точки зрения клиентов изменения невелики: офис остается, люди, с которыми они работали, остаются, начиная от руководителя банка Скатина, который всегда отвечал за клиентскую базу, и заканчивая любой операционисткой. ВТБ - известный бренд, крупная структура, капитал банка увеличивается, надежность увеличивается. По кредитным ресурсам на рынке ставки ВТБ были даже чуть ниже, чем у ПСБ. Поэтому большого проигрыша со стороны клиентов не вижу.

- Какие изменения запланированы в руководящем составе?

- Объединение - это уже решенный вопрос, поэтому у нас здесь достаточно тесное переплетение кадров. Руководителем наших розничных групп здесь в "ВТБ 24" вероятно, станет заместитель председателя правления ПСБ Сергей Бочкарев. На одну из должностей первого заместителя председателя правления ПСБ назначили вице-президента ВТБ Дмитрия Олюнина. Он отвечает за процесс перехода на единую акцию.

- Вы второй по размеру банк в России, а головной офис в Петербурге. Мы можем рассчитывать, что Вы хотя бы раз в неделю будете к нам приезжать?

- Да, но надо быть реалистами: многие вопросы требуют решения именно в Москве. Наш переезд оправдан, потому что мы сконцентрировали внимание прежде всего на развитии бизнеса, объединении с ПСБ здесь, и пока я вынужден делить время между Москвой и Петербургом. Год, например, я закончил здесь и тридцатого числа не был на приеме в Кремле, а был на приеме здесь у Валентины Ивановны.


Андрей Костин, президент - председатель правления Внешторгбанка, пообещал, что будет приезжать в Петербург не реже чем раз в неделю, несмотря на необходимость работать в Москве и развивать бизнес ВТБ за границей. $1,5-2 млрд ожидает получить ВТБ по итогам размещения IPO


О разделении зоны ответственности по принятию решений между московским и петербургским офисом

- "Мы пока еще государственный банк, наш главный акционер - государство. И решения принимаются так:
- Председатель наблюдательного совета ВТБ господин Кудрин, который находится в Москве, вносит предложение в Госимущество господину Назарову, который находится в Москве, который посылает эти документы в Белый дом на имя премьера, который находится в Москве, где они проходят аппарат правительства, которое находится в Москве, потом визируются вице-премьером Жуковым, который находится в Москве. На всех стадиях принятия этого решения требуется разговор, согласование. Вот вам и ответ на эти вопросы.

- Банковский надзор мы оставили в Москве, налоговые вопросы и арбитражи - это две важные функции, которые перенесены в Петербург, по месту регистрации.

- Клиентские вопросы решаются по месту нахождения клиентов: если они в Москве, значит, в Москве; если в Петербурге, то в Петербурге; если в Магадане, то в Магадане.

- Банк идет по пути регионального развития. 48% еще до покупки ПСБ было в регионах. По-другому быть не может, страна огромная, и чем больше бизнес развивается, тем больше он идет в регионы.

- Когда ВТБ работал только с 20 ведущими компаниями России - в Москве была одна ситуация; когда мы стали выходить на средний бизнес, малый бизнес - мы волей-неволей идем в регионы и должны предоставлять большую независимость и полномочия региональным отделениям. С точки зрения принятия решений по методологии, общих подходов они, конечно, должны оставаться в головной конторе, которая сегодня делится между Москвой и Петербургом".

О Владимире Когане и его счетах

"Я не проверял, но уверен, что Владимир Коган сохранил свои счета в ПСБ. Я уверен, что счета он не уводил. Сделка по продаже ПСБ Внешторгбанку была прозрачная, никаких офшорных структур не использовалось. Бывший главный акционер ПСБ Владимир Коган не только наш партнер - за эти годы он стал нашим товарищем, другом. Уверен в его успехе на ниве государственной службы, и в частности на строительстве дамбы" О самых крупных финансируемых ВТБ проектах в Петербурге "В Петербурге у нас пока два проекта в сфере недвижимости. "Набережная Европы" - это большой проект, интересный, но непростой, с обременением в виде строительства Театра современного балета (Бориса Эйфмана), и требуется некоторое количество жилой площади сдать городу. Второй проект -- сооружение комплекса административных зданий недалеко от Смольного, куда планируется перевести в том числе и службы города, комитеты. Эти два проекта на $500-600 млн вложений в сумме потянут точно. Думаю, что в течение 5 лет или даже раньше все эти инвестиции должны окупиться. Везде, где есть компоненты жилья, проект быстро окупается: жилье и офисы продаются еще на стадии строительства. Газеты писали, что мы, как госбанк, мало заинтересованы в коммерческой окупаемости проектов, что нас интересует их административное и социальное значение. Это не так, мы ориентируемся на коммерческую эффективность. Другое дело, что мы, имея длинные ресурсы - на сегодня у нас заимствования на Западе сделаны на тридцатилетних облигациях, -- можем позволить себе и длинное размещение - нет смысла брать деньги на 30 лет и размещать их в годовые кредиты. Поэтому сегодня быстрая окупаемость проекта для нас не играет такой критической роли. Важна его надежность, правильная экономика, важно чтоб он был окупаемым и высокодоходным. В такого рода финансировании банк получает всегда более высокую ставку комиссионных, потому что проекты, которые находятся в сфере проектного финансирования, более высокодоходны, чем обычное банковское кредитование".

Какие инвесторы наиболее интересны

"В принципе банку все равно, что кредитовать, важна эффективность проекта. Но есть проекты, где мы уже руку набили. В той же недвижимости мы сегодня довольно много проектов ведем, и тут у нас уже есть опытная команда. Мы создаем проектные группы, привлекаем специалистов, в том числе и российских ребят, проработавших в западных банках, мы готовы работать на базе проектного финансирования, сейчас участвуем в создании венчурного фонда с участием государства, то есть мы готовы делать инвестиции и проекты, которые выходят за границы чисто банковских кредитов. Мы понимаем, что в России эта ниша все равно не заполнена: у нас пока еще нет таких инвестиционных или венчурных фондов, которые вкладывали бы в перспективные проекты, а мы на это идем. "Набережная Европы" например. У нас очень много интересных предложений по Питеру, в том числе по сооружению горнолыжных, спортивных комплексов в Ленинградской области. Тот же "Транснефтепродукт" который мы кредитовали на $?800 млн, он же будет иметь выход здесь в конечном итоге, в Ленинградской области. Проектов много, и как будет складываться экономика города, так и будет, мы готовы - ведь банк идет за клиентом.

Когда мы приобретали ПСБ, у нас была возможность приобрести пакет акций "Зенита" но потом по договоренности "Газпром" выкупил этот пакет, потому что он уже был титульным спонсором, и я думаю, что это хорошо, когда акции в одних руках. Премьер лично проявляет большой интерес к "Зениту" Мы обсуждали с "Газпромом" строительство стадиона: мы уступили и договорились, что не будем его строить".


Мария Евневич

07.03.2006

Док. 464409
Перв. публик.: 07.03.06
Последн. ред.: 20.07.08
Число обращений: 182

  • Костин Андрей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``