В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ветхий кабель за мешок золота Назад
Ветхий кабель за мешок золота
Свыше полутора миллиардов долларов потратит Национальная медиа группа (НМГ) Юрия Ковальчука на выкуп у холдинга "Нафта" Сулеймана Керимова оператора "Национальные телекоммуникации" (НТК), второго по размеру игрока кабельного ТВ в России. Это не только самая крупная сделка на кабельном рынке, но и одновременно самая странная. Одной только надежды на бум интернета в России едва ли достаточно, чтобы вернуть столь масштабные инвестиции. Поэтому эксперты осторожно замечают, что сделка носит не совсем рыночный характер.
Группа НТК была создана специально на продажу: в качестве основных активов сюда вошли 74% акций компании "Мостелесеть" (которой принадлежит крупнейший кабельный оператор Москвы "Мостелеком" с охватом свыше 3 млн квартир), кабельный оператор "Национальные кабельные сети" (занимающий второе место в России с 12% рынка), телекомпания "Санкт-Петербургское кабельное телевидение", московский интернет-провайдер "Корвет", а также оператор связи "Макомнет" (владеющий оптоволоконными сетями в московском метро). Всего несколько месяцев назад владельцы НТК думали про IPO, рассчитывая выручить от 300 до 400 млн долларов за 20% компании. Судя по всему, предложение НМГ оказалось даже лучше. За активы, собранные при существенно меньших затратах, "Нафта" Сулеймана Керимова получит очень серьезную премию.

По оценке источника "Эксперта Online", справедливая стоимость НТК - коэффициент 9, умноженный на показатель операционной прибыли EBITDA. В 2007 году EBITDA НТК - 120 млн долларов, следовательно, компания может стоить незначительно дороже 1 млрд долларов. По сведениям источника "Эксперта Online", близкого к сделке, за компанию было заплачено "более 1,5, но меньше 2 млрд долларов".

Как пишут "Ведомости", ссылаясь на оценки игроков рынка, в свое время 100% "Национальных кабельных сетей" обошлись "Нафте" всего примерно в 60 млн долларов, 74% "Мостелесетей" - в 80 млн долларов, провайдер "Корвет" - менее чем в 50 млн долларов, контрольный пакет "Макомнета" - примерно в 50 млн долларов. Итого - не более 250 млн долларов в течение нескольких лет. Еще 188 млн долларов НТК намеревались инвестировать к концу 2009 года в "Мостелеком", чтобы создать новую сеть для оказания услуг доступа в интернет и цифрового ТВ. Сколько из заявленной суммы уже потрачено, компания не раскрывает. Как бы то ни было, суммарная премия, полученная "Нафтой", - не ниже 1 млрд долларов.

Что касается НМГ, которая была образована банком "Россия" Юрия Ковальчука (54,96%), группой "Северсталь" (19,49%), "Сургутнефтегазом" (19,49%) и страховой группой СОГАЗ (6,06%), свои планы по поводу нового актива владельцы компании не раскрывают, а от прессы скрываются. Видимо, в том числе и потому, что никаких идей о перспективах интеграции контент- и телекоммуникационных активов у руководства НМГ нет.

В Национальную медиа группу, руководитель наблюдательного совета которой, кстати говоря, депутат Госдумы Алина Кабаева, сейчас входят каналы "Рен ТВ" и "Петербург - Пятый канал". Тенденция экспансии в смежные рынки - как со стороны телеиндустрии, так и со стороны телекома - действительно существовала и существует. Однако времена, когда производители контента стремились упрочить свои позиции на рынке доставки сигнала, давно ушли в прошлое. Как оказалось, индустрия проводной связи куда более сложна, чем кажется, вдобавок ко всему в последние годы она впала в стагнацию. Доступ в интернет и цифровое ТВ на поверку смог генерировать много денег, но маржинальность этого бизнеса оказалась невысокой. Из-за этого именно телеком-компании сейчас пытаются придумать что-то новое на рынке контента, чтобы повысить доходность. Однако до сих пор почти никому сделать это не удалось.

Эксперты отмечают, что основной по весу актив в НТК - именно "Мостелеком", с охватом более 3 млн московских квартир. "Мостелеком" передает жителям столицы телевизионный сигнал через устаревшую аналоговую кабельную сеть, доставляя в среднем около 15 телеканалов и получая за это от 30 до 50 рублей в месяц. По мере цифровизации кабельной сети "Мостелеком" надеется завоевать около 10% московского рынка доступа в интернет, набрав свыше 250 тыс. интернет-абонентов. Однако этим планам едва ли суждено сбыться: интернет-игроки Москвы уже давно поделили рынок. Лидеры - "Стрим", "Корбина", "Акадо", Net-by-Net и без того находятся в состоянии конкурентной войны, а их агрессивные ценовые акции меняют расстановку сил лишь на время, не оказывая долгосрочного влияния на пропорциональные доли игроков. Другой актив НКТ - региональный кабельный оператор НКС с сильными позициями в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске в развитии доступа в интернет также ушел недалеко. Вообще, по большей части сети всех региональных кабельщиков донельзя устарели, признают на каждом из своих профильных форумов директора кабельных компаний. Новые сети, цифровое ТВ, доступ в интернет - пока для них лишь красивые мечты и только. И пока кабельные компании раздумывают, обновлять или не обновлять свои сети, рынок доступа в интернет в регионах уже начали делить между собой другие игроки. Например, местные "Электросвязи" - "дочки" холдинга "Связьинвест" и альтернативные операторы - такие как "Корбина телеком" со своим проектом оптоволоконных сетей в 65 крупных городах России.

Получается, что НМГ приобрела группу компаний, у которых и правда есть неплохая перспектива, но реализовать ее будет крайне непросто. Особенно трудно будет сохранить темпы роста доходов НКТ, с учетом того, что конкуренция на рынке год от года все жестче, а сильного бренда у компании нет. На сегодня у НКТ есть только один потенциальный источник роста доходов, да и тот нерыночный. Недавно "Мостелеком" начал рассылать москвичам письма с извещением о том, что в их домах появилась возможность вещать уже не 15, а свыше 25 каналов, так что жители столицы автоматически переводятся [1] на тариф 95 рублей взамен 30#8722;40. 3,5 млн домохозяйств при таком тарифе за год могут генерировать выручку свыше 150 млн долларов. Но едва ли это сильное утешение для инвестора, выложившего за группу с этим активом свыше 1,5 млрд долларов, не зная, что делать с новым бизнесом.

Возникает вопрос. Неужели топ-менеджеры НМГ не знали этих соображений при покупке компании? Думается, что отлично понимали. Значит, это была сознательная переплата, и не вся сумма досталась Сулейману Керимову.







Сергей Скрипников
"Эксперт"
24.04.2008
http://www.expert.ru/articles/2008/04/24/kabel/

Док. 464299
Перв. публик.: 24.04.08
Последн. ред.: 19.07.08
Число обращений: 96

  • Кабаева Алина Маратовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``