В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Глава `Транснефти` Семен Вайншток не похож на операционного менеджера Назад
Глава `Транснефти` Семен Вайншток не похож на операционного менеджера
Лояльность власти и успешная реализация трубопроводных проектов позволили Семену Вайнштоку удержаться в кресле главы "Транснефти" при двух президентах
Госмонополия "Транснефть" - крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов, обеспечивающих транспортировку около 95% объемов российской нефти. Контроль над ней - ключевая для страны задача, без выполнения которой невозможно нормальное функционирование нефтянки, главной "дойной коровы" государства. Но, кроме того, это еще и управление гигантскими финансовыми потоками (седьмая часть стоимости нефти "остается" в трубе) и полномочиями (какое направление развивать и кому выдавать привлекательные квоты). Глава "Транснефти" Семен Вайншток не похож на операционного менеджера, руководящего повседневной деятельностью компании и выработкой стратегии. В отличие от коллег по отрасли 60#8722;летний Вайншток нефтянке посвятил меньшую часть карьеры. Как советский кадровик и руководитель многочисленных организаций он занимается не менее, а может, и более важной для государственной компании работой по взаимодействию с властью и встраиванию компании в систему интересов разных влиятельных групп.

В нефтянку Вайншток пришел в 1982 году, встав во главе одного из добывающих подразделений; за 90#8722;е годы вырос до генерального директора компании "ЛУКойл - Западная Сибирь". Назначение Вайнштока на должность главы "Транснефти" произошло в сентябре 1999 года, причем с изрядным скандалом. Прежнего главу компании Дмитрия Савельева из кабинета выгонял ОМОН (суды его смещение сочли незаконным). Впрочем, в декабре 1999 года собрание акционеров ОАО "Транснефть" окончательно утвердило Вайнштока президентом компании до 2004 года. Поговаривают, что бывшего лукойловца активно протежировала "семья", глава тогдашнего Минтопа Виктор Калюжный, первый вице-премьер Николай Аксененко и Роман Абрамович. Как бы то ни было, Семен Вайншток сумел вовремя дистанцироваться от ненужных покровителей и удовлетворить интересы многих сторон. Он быстро уловил новые веяния, одним из первых начал демонстрировать полную лояльность путинскому окружению. Благодаря этому глава "Транснефти" оказался среди немногих чиновников, которым удалось удержаться в своем кресле при смене властных элит.

Но вскоре перед компанией, возглавляемой умелым бюрократом и лоббистом, встала производственная сверхзадача. После спада 90#8722;х в нынешнем десятилетии добыча нефти в стране стала стремительно расти - на фоне низкого спроса на нефтепродукты. Возникла срочная потребность в переконфигурации советской системы нефтепроводов, с тем чтобы можно было поставлять огромные объемы сырой нефти на экспорт. Стопроцентную зависимость от соседей-транзитеров следовало ослабить путем создания новых, целиком контролируемых Россией маршрутов. Впервые в новейшей истории России требовалось запустить инфраструктурные мегапроекты стоимостью в миллиарды долларов.

И здесь Семен Вайншток показал себя ярым государственником. В начале 90#8722;х были заблокированы попытки нефтяных компаний создать частные трубопроводы (ЮКОС намеревался протянуть трубу в Китай, а ТНК-BP и "ЛУКойл" - до Мурманска). Возник дефицит трубопроводных мощностей, вызвавший острую критику со стороны нефтяников. Но после некоторой паузы "Транснефть" быстро взялась за дело. За несколько лет ей удалось построить серию обходных маршрутов и создать Балтийскую трубопроводную систему, по мощности (72 млн тонн) не уступающую крупнейшим советским нефтепроводам вроде "Дружбы". А в 2006 году компания начала строительство трубопровода Восточная Сибирь-Тихий океан.

В конце концов "Транснефти" удалось ликвидировать дефицит трубопроводных мощностей и доказать свою состоятельность как инициатора и исполнителя крупных проектов, а кроме того, превратиться в очень прибыльную компанию. В 2006 году операционная рентабельность "Транснефти" составила около 50%, а чистая прибыль достигла почти 2 млрд долларов.

Хотя эксперты и инвесторы упрекают компанию в том, что она пренебрегает интересами миноритариев и экологическими последствиями строительства, Семен Вайншток выглядит как вполне удовлетворяющая руководство страны фигура. Но перевыборы главы "Транснефти", которые состоятся осенью нынешнего года, не гарантируют ему успеха. В последнее время все чаще доводится слышать о предстоящем слиянии трубопроводных монополий, к "Транснефти" недавно уже присоединили ОАО "Транснефтепродукт" (контролирует несколько идущих от НПЗ продуктопроводов). Если руководство страны решится объединить нефте- и газопроводы и другие подобные активы под одной крышей, Семену Вайнштоку, равноудаленному от основных центров влияния во власти, вряд ли удастся удержаться в кресле новой сверхмонополии - каким бы эффективным менеджером он ни казался.

P. S. Когда этот материал уже был сверстан, стало известно, что Семен Вайншток не будет продлевать контракт на работу в "Транснефти" и перейдет на другое место работы





"Эксперт" No36
01.10.2007
http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/36/i_menedzher_i_byurokrat_virtuoz/

Док. 464227
Перв. публик.: 01.10.07
Последн. ред.: 19.07.08
Число обращений: 156

  • Вайншток Семен Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``