В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
105 лет Александра Нечаева: пусть сказка входит в дом (2 часть) Назад
105 лет Александра Нечаева: пусть сказка входит в дом (2 часть)
Творческий подход его особенно хорошо виден в работе над циклом "Ивана Меньшого". Неожиданный заголовок (вместо "дурачок" - "разумом большой") определяет социальную сущность произведения. Ведь Иванушка, один из основополагающих образов русского фольклора, олицетворение русского сметливого мужичка, упорно трактовался в большинстве пересказов, как дурень; как юродивый баловень судьбы, в лучшем случае как удачливый молодец, но уж не как творец собственного счастья. Однако Иван-то дурень не простой, дурачком лишь прикидывается, а на деле любого умника-разумника перемудрит. Это веселый богатырь, верный в дружбе, слове, бесстрашный в битве, до последней капли крови преданный Родине и народу. Нечаев дал Ивану подлинно народную трактовку: "бедняцкая сила - ум да смекалка", именно эта поговорка легла в основу нечаевской работы над "Иваном Меньшим".


Скончался А.Н. Нечаев 24 декабря 1986 года Похоронен на Даниловском кладбище Донского монастыря в Москве. На родине сказочника, на здании Кенозерской библиотеки в деревне Вершинино 1 июня 1990 года установили мемориальную доску памяти Александра Николаевича Нечаева. В 2002 году, дни, когда праздновался 100-летний юбилей Александра Николаевича, "Правда Севера" писала:

... Александр Нечаев деревенский, из Екимово, что в Кенозерье. Результатом его исследований, обработки фольклора стали более 50 книг народных сказок и эпических песен. Переведены они на испанский, английский, немецкий, французский, монгольский, арабский языки. Не один миллионный тираж выпущен в Москве.
Вот только на родной стороне, в Архангельске, не напечатали ни одной из моих вещиц", - сокрушался сам писатель в 1983 году. И его дальнейшие строки звучат как завещание: "Мы часто говорим о народнопоэтическом творчестве, о его значении, получается так, что мы употребляем эти слова, не понимая, что это основа основ, что вся мировая культура, в том числе и мировая литература, немыслима без такой основы. Стоит только глубже понять такие взаимопроникновения и взаимосвязи.
...А ведь у нас чаще всего божатся и клянутся значением народной поэзии ради моды, так принято! Ох! Об этом бы следовало прокричать громким голосом, во всю голову, да жаль, некому это сделать, чтобы крик получился авторитетный! Мы ведь не Иваны, не помнящие родства..."

И сегодня, когда остро встает вопрос о воспитании у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, когда учителя словесности часто "разводят руки" от бессилия научить детей разговаривать по-русски, когда русский язык теряет свои позиции, на мой взгляд, именно сказки способны снять многие пробелы. Так мало осталось людей. Которые знают сказки, что рассказывали еще наши предки. К великому сожалении, большими тиражами печатаются сказки, которые многим известны уже наизусть. Может быть стоит все-таки вспомнить наше, родное...

И если хотя бы один человек, который познакомится с этими размышлениями, сегодня вечером, возвратившись домой, зажжет настольную лампу, усадит ребенка рядом с собой и прочитает ему новую сказку, то одной улыбкой на земле станет больше! А это ведь очень много!

http://www.pravda.ru/districts/northwest/arhangelsk/220876-1/

Док. 464133
Перв. публик.: 24.07.07
Последн. ред.: 19.07.08
Число обращений: 166

  • Макаров Николай Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``