В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сильный ход Назад
Сильный ход
Сегодня Российский фонд федерального имущества (РФФИ) завершил прием заявок на участие в открытом аукционе по продаже 9,44% акций "Роснефти", принадлежащих находящемуся в состоянии конкурсного производства ОАО НК ЮКОС.
"Участие в аукционе и приобретение пакета будет способствовать развитию стратегических отношений с "Роснефтью", позволит ускорить реализацию существующих крупных совместных проектов и создаст новые возможности для сотрудничества по всей производственной цепочке" - такое объяснение принятому решению дал пресс-секретарь ТНК-ВР Александр Шадрин. В свою очередь, в интервью газете "Ведомости" источник, близкий к руководству ТНК, напомнил, что ВР уже приобрела 1,25% акций "Роснефти" в ходе IPO, и покупка еще 9,44% акций может стать хорошей портфельной инвестицией. По его словам, стратегических целей в отношении акций "Роснефти" у ТНК-ВР нет, а покупка имеет финансовый смысл: акции можно перепродать.

Однако, помимо финансового интереса, своим решением ТНК-ВР убивает сразу нескольких зайцев. Во-первых, она оказывает большую политическую услугу российскому руководству - наличие двух участников является гарантией, что аукцион состоится и имущество опального ЮКОСа гарантированно перейдет другому владельцу. При этом наличие среди участников аукциона крупных и респектабельных компаний, одна из которых наполовину принадлежит западному капиталу, развеет любые сомнения в законности происходящего - в отличие от памятной продажи "Юганскнефтегаза" никому не известной "Байкалфинансгрупп".

А политическая лояльность к российской власти для ТНК не менее важна, чем любые экономические расчеты. Особенно после усиления разговоров о возможном изменении состава ее акционеров. Чего стоит, к примеру, опубликованная 16 февраля в английской газете Guardian статья, где сообщалось, что руководство британской BP Plc предупреждает западных инвесторов о том, что в скором времени 50% акций компании ТНК -BP может быть продано одной из нефтяных компаний, контролируемых российским правительством, например "Газпрому" или той же "Роснефти". И хотя президент и главный управляющий директор ТНК-ВР Роберт Дадли и опроверг слухи о предстоящей смене собственников компании, назвав их измышлениями, которые не соответствуют действительности, но стало понятно, что дыма без огня не бывает.

В такой ситуации ТНК предпочла последовать старому британскому принципу, что нет постоянных друзей или врагов, а есть только постоянные интересы. Скорее всего, глава ВР лорд Джон Браун сделает вид, что не помнит свое категорическое "нет", которое он дал в 2004 году, отвечая на вопрос, будет ли BP рассматривать возможность приобретения каких-либо активов ЮКОСа. "Нам не нужно что-либо большее, в России у BP уже есть совместное предприятие ТНК-BP", - заявил он тогда. И разумеется, ни глава "Роснефти" Сергей Богданчиков, ни Владимир Путин, которые сегодня встречались с лордом Брауном и Тони Хейвордом, сменщиком Брауна на посту главы группы компаний ВР, не стали поминать англичанину старое. Тем более что руководители ТНК заверили главу государства, что их компания планирует расширять деятельность в России и сотрудничество с ведущими российскими производителями энергоресурсов.

Во-вторых, если даже случится сенсация и ТНК-ВР станет победителем аукциона, "Роснефть" не только ничего не теряет, а наоборот, оказывается в выигрыше. Она сбережет около 8 млрд долларов, которые можно будет пустить на другие проекты, а акционер в лице ТНК, владеющий чуть менее 11% акций (что в лучшем случае гарантирует всего одно место в совете директоров), вряд ли окажется способным оказать существенное влияние на ее политику. К тому же общая долговая нагрузка на "Роснефть" стала в последнее время угрожающей - ее размер приближается к 35 млрд долларов. Недаром несколько источников в финансовых кругах сообщили агентству "Интерфакс-АФИ", что "Роснефть" во втором квартале планирует разместить евробонды на 2,5 млрд долларов для рефинансирования последнего кредита [1] объемом 22 млрд долларов, привлекаемого на покупку активов НК ЮКОС.

Поэтому переход активов ЮКОСа к ТНК-ВР, скорее всего, не должен вызвать аллергии у Кремля, а потраченные компанией деньги станут хорошим аргументом в торговле вокруг других проектов, которые стали в последние годы для компании проблемными. К примеру, в торге вокруг [2] Ковыктинского газоконденсатного месторождения, лицензии на освоение которого после проверок российских природоохранных ведомств вполне может лишиться "дочка" ТНК, компания "Русиа петролеум".

Правда, глава российско-британской компании призывает не переоценивать значения Ковыктинского газоконденсатного месторождения. "Ковыкта - это только один из 16 проектов, над которыми мы работаем. Он так активно освещается в прессе потому, что этот проект политически интересен", - заявил на этой неделе Роберт Дадли. "Но этот интерес не соответствует реальному значению этого проекта, затраты на разработку которого превысят 30 млрд долларов, что все равно слишком много для того, чтобы ТНК-BP разрабатывала его в одиночку", - добавил он.

А поскольку в одиночку не получится в любом случае, то с партнерами лучше дружить. Особенно когда за их плечами виднеются башни московского Кремля.





Али Алиев
"Эксперт Online"
23.03.2007
http://www.expert.ru/articles/2007/03/23/tnk-aukcion/

Док. 463986
Перв. публик.: 23.03.07
Последн. ред.: 18.07.08
Число обращений: 154

  • Богданчиков Сергей Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``