В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`. Вероятность сущесвования фильтрационых лагерей в Чечне: ситуация с чечнскими беженцами в Ингушетии Назад
`Эхо Москвы`. Вероятность сущесвования фильтрационых лагерей в Чечне: ситуация с чечнскими беженцами в Ингушетии
Передача :     Интервью
Ведущие :     Александр Андреев
Гости :     Асламбек Аслаханов



В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Асланбек Аслаханов, депутат Госдумы РФ от Чеченской республики.
Эфир ведет Александр Андреев

А. АНДРЕЕВ: Будем говорить сегодня о ситуации в Чечне, о том, что происходит в республике. Начнем со слов Анны Политковской, которая утверждает, что на территории Чечни находится фильтрационный лагерь, по крайней мере, один. Как Вы считаете, действительно это так, или Вы согласны с военными, которые это сообщение опровергают?
А. АСЛАХАНОВ: Я не согласен с честнейшим человеком, Анной Политковской, - я очень уважаю этого человека, - что она первооткрыватель этого. Я очень давно говорю и доказываю, что на территории Чечни существуют собственные тюрьмы, где, вопреки Конституции, закону Российской Федерации, вопреки указанию президента России о диктатуре законов, незаконно содержатся, истязаются жители Чеченской республики в ямах, во всевозможных не приспособленных вообще для человеческого существования места.
А. АНДРЕЕВ: Скажите, а какие-то конкретные факты, подтверждающие, что такие лагеря существуют?
А. АСЛАХАНОВ: Это подтверждают те, которым оттуда удалось вырваться.
А. АНДРЕЕВ: Только так?
А. АСЛАХАНОВ: Да, потому что, смотрите, я неоднократно просил, чтобы не территории Ханкалы разрешили все-таки самим походить, посмотреть, говорят, что там содержат людей, не пускают на территорию воинских частей, особенно подразделений, которыми когда-то командовал Шаманов, никуда не пускается. Просто осмотреть невозможно. Могут привести и сказать: осмотрите вот здесь. Я уже осмотрел здесь, там ничего нет.
А. АНДРЕЕВ: Есть какие-то свидетельские показания, или люди просто боятся говорить?
А. АСЛАХАНОВ: Безусловно, боятся на территории Чечни об этом говорить, но когда оттуда уезжают, начинают рассказывать, как пытали, что делали с ними, и рассказывать, где их содержали. Во-первых, везут туда, обязательно на голову одевают мешок или рубашку заворачивают сверху, то есть ты лишен практически видеть, куда везут тебя, и вывозят практически таким же образом. Теперь палачи (их иначе никак нельзя назвать) никогда маски перед людьми не снимают, они в масках действуют. И опознать по машинам их невозможно, потому что БТРы замазаны грязью, а машины у них не имеют номерных знаков. Поэтому все предпринято для того, чтобы то, что делается, держалось в строжайшей тайне.
А. АНДРЕЕВ: Асланбек Ахметович, Анна Политковская говорит, что лагерь представляет из себя ямы, и люди, которые там содержатся, им не предъявлено никакое обвинение, фактически, это заложники, за которых требуют выкуп. Вообще, зачем все это делается, если это действительно так?
А. АСЛАХАНОВ: Мы об этом очень много говорим. Наверное, Анна Политковская первая из журналистов все это своими глазами увидела, поэтому она так уверенно утверждает. У меня абсолютно не было никаких оснований не верить этим людям, которые из этого ада вырвались: их выкупили, или завербовали их, или какие-то другие мотивы были, или они оговорили уже достаточное количество людей, что их освобождали, или просто думали, что он уже не выживет, выбрасывали истерзанных людей этих. И вот они говорили, что они попали в ад, их держат в ямах, их держат в каких-то металлических емкостях, что их держат в каких-то вагонах не вагонах И при этом их там кучей навалят, они там связанные, на голове мешки. Это люди, которые вырвались оттуда, из совершенно разных районов, регионов республики. Об этом более пространно говорят те, кто вырывается из этого ада. Я полагаю, что, наверное, у представителя президента по правам человека в Чечне Каламанова, по крайней мере, должны быть такие факты, потому что эти люди
А. АНДРЕЕВ: Он сказал, что будет проверять.
А. АСЛАХАНОВ: Извините, он будет проверять только то, что ему позволят проверить, только то, что дадут ему проверять. Он не будет ходить и говорить: а ну, давайте, показывайте мне здесь и т. д., его на территорию части не будут пускать, так же, как не пускали по Ханкале. Он говорил, что в Ханкале был и смотрел. А я недавно вернулся из Ханкалы, я интересовался, а мне говорят: а кто ему тут даст расхаживать? Хотя он полномочный представитель президента.
А. АНДРЕЕВ: А что же тогда делать? Есть какие-нибудь способы изменить ситуацию?
А. АСЛАХАНОВ: Вы знаете, дело в том, что в этой же Ханкале как раз по инициативе руководителей силовых ведомств собиралась межведомственная комиссия, и как раз они пытались рассмотреть вопросы, что нужно сделать, чтобы конфликт направить в мирные рельсы. И, в частности, обсуждался вопрос, о котором мы сейчас с вами говорим. Я там говорил, приводил эти примеры: как же так получается? Приезжают на рассвете на БТРах с замазанными номерами, на улицах ловят Идет парень, схватили, забрали, кинули в БТР, увезли. А потом или его надо выкупать, или трупы их находят, или вообще никого никогда не находят. И почему? На каком основании все время в масках? Почему БТРы с замазанными номерами? Почему машины без номерных знаков? И я должен сказать, что практически все присутствующие осудили это. Осудил, в частности, командующий объединенной группой войск Баранов, комендант республики Иван Ильич Бабичев, естественно, категорически против этого выступал министр внутренних дел Рушайло, и т. д. Все осудили. И там было, по-моему, принято такое решение: категорически запретить езду на территории Чеченской республики БТРам с замазанными номерами и автотехники без номерных знаков. И даже, мне понравилось, генерал-полковник, который как раз главком Минобороны, сказал: вы половина, наверное, приехали сюда на машинах без номерных знаков, так мы вообще дадим команду, чтобы из Ханкалы их не выпускали. Правда, потом сказал, что, если до 12 часов не уедете, то со следующего дня их выезд запретить. Согласились с тем, что, я неоднократно говорил Кстати, с 21 сентября, когда были парламентские слушания, - я был участником парламентских слушаний о том, что происходит в Чечне, о том, что идет этническая чистка, о том, что идет геноцид, о том, что сажают парней, я приводил эти факты, о том, что Анна Политковская привела. Я, правда, не был, я не видел собственными глазами то, что она увидела, поэтому я всегда говорю: утверждают те, кто через этот ад прошли, что там то-то, то-то и то-то. Утверждают об этом и мои некоторые коллеги, которые мне по секрету говорят
А. АНДРЕЕВ: Но, судя по Вашим же словам, Вы давно достаточно об этом говорили, в сентябре. Что, ничего не изменилось? Ничего не меняется?
А. АСЛАХАНОВ: Абсолютно.
А. АНДРЕЕВ: Сделать ничего нельзя?
А. АСЛАХАНОВ: В этом плане, относительно похищений людей, беспредел (уголовный термин стал теперь у нас литературным правительственным термином) только ужесточился. Я уже говорил, что в действиях они противоречат всем законам России и вообще мировой практики, что это безнаказанные оборотни, в то время как их товарищи несут службу, согласно присяге, выполняют свою обязательства, - я подчеркиваю: отдельные оборотни, которые мстят за все и вся и из этого сделали свой бизнес, - это действия бандитские, я еще раз говорю, это бандиты. От них отказывается МВД, отказывается ФСБ, отказывает Минобороны, отказывает Минюст, отказывается МЧС, - все структуры, которые присутствуют, говорят: это не наши, наши не могут так действовать. Я говорю: тогда это бандиты, их тогда надо расстреливать, их надо уничтожать, потому что они никому не подчиняются и подчиняться не собираются. И Манилов когда выступал после меня, сказал: я согласен с Аслахановым, что действия этих людей бандитские, может быть, это боевики, может, боевики имеют российские БТРы, чисто говорят на русском языке (чеченцы все говорят хорошо на русском языке), приходят, забирают людей. Может, боевики. Ну, уничтожать-то надо их, кто бы они ни были. И Манилов согласился: да, их надо уничтожать. Ни один из них не уничтожен. Правда, мне прокурор республики сказал, что против двух таких групп возбуждено уголовное дело, правда, я, к сожалению, не успел узнать, какие структуры они представляют, какие войска.
А. АНДРЕЕВ: Скажите, от международных организаций вы ждете какой-то помощи? Вот, комиссар Совета Европы по правам человека, Альваро Хиль-Роблес собирается в Чечню.
А. АСЛАХАНОВ: Вы понимаете, нам, честно говоря, безусловно, от всех представителей различных государств в плане гуманитарной, благотворительной деятельности, мы ждем этой помощи. Я не думаю, что Альваро приедет и здесь наведет какой-то порядок. Это нам нужно самим наводить порядок. Нужно, в конце концов, спросить у всех тех, кто отвечает за военные операции, попросить остановить их, они известны. Дислокации каждого из этих подразделений известна. Известно, где 45-й полк находится, где 205-я бригада находится. Знают, где эти воинские подразделения, откуда приезжают на так называемые зачистки, забирают людей и куда увозят. Просто нужно, в конце концов, возбудить уголовные дела, наверное, в первую очередь против их командиров, которые знают, чем занимаются их люди, что на территории устроили пыточные, чтобы они разбирались. Я думаю, нам нужно самим разбираться.
А. АНДРЕЕВ: Скажите, а Вам не кажется, что шаг в нужном направлении в том, что военные заявили о том, что нужно сокращать число блок-постов в Чечне? Или это просто некая фикция что ли?
А. АСЛАХАНОВ: Интересно получается все это. Мы еще когда только министр обороны, его первый заместитель Квашнин, Казанцев, Трошев заявили о том, что его первая фаза закончена, против армии не противостоит армия, и все воинские подразделения должны выводиться, я приветствовал это, это было 7-8 месяцев назад, что да, надо выводить, потому что мировая практика говорит, что люди, которые не занимаются своим ремеслом, которое они избрали: не военной, политической подготовки, огневой, боевой и т. д. - и когда он занимается не своими функциями, он начинает разлагаться. Это закон. И я полагал, что, наверное, они будут категорически настаивать. Но одно время они заявляли, что надо выводить те структуры, которые там необходимы, тем не менее, у меня сложилось такое впечатление я не утверждаю, но у меня сложилось, - что они же и очень противодействовали выводу этих войск.
А. АНДРЕЕВ: Иванов об этом сказал, что будет сокращено число блок-постов.
А. АСЛАХАНОВ: А, что, это какая-то новация? Я уже охрип говорить, что блок-посты
А. АНДРЕЕВ: Но все-таки что-то меняется, как Вы считаете? Это нужно делать?
А. АСЛАХАНОВ: Безусловно. Чтобы выводить целый ряд силовых структур, которые не занимаются борьбой с бандитами, террористами, а занимаются решением личного вопроса или решением финансовых вопросов своих командиров, конечно, они должны выводиться оттуда. Блок-посты не выполняют никаких функций. Вы мне приведите, кого из лидеров бандформирований на блок-посту задержали? Из известных бандитов кого они задержали? Жертвами их становятся простые люди, которые через эти блок-посты проходят. Задержали на блок-посту, отдали на БТР, куда-то увезли и людей найти нельзя. Вот, что происходит.
А. АНДРЕЕВ: То есть это абсолютно неэффективно?
А. АСЛАХАНОВ: Абсолютно неэффективно. И с этим согласились представители силовых структур, и сейчас готовится предложение о том, чтобы донельзя сократить эти блок-посты и вместо них создать контрольно-пропускные пункты, передвижные оперативные группы. И там, где были блок-посты, контрольно-пропускные пункты создаются, и их вместе с чеченской милицией, с жителями этой республики Поэтому, конечно, безусловно, что-то делается. И это очень серьезные позитивные изменения. И я скажу, что, когда в Ханкале состоялось это заседание, очень хорошие, серьезные предложения поступили и от генералов, сидящих там, и многим надоела эта вакханалия, которая там происходит, и они готовы, если будут так жестко поставлены условия: не выполнишь, будешь наказан, - они готовы наводить прядок там. И активно в этом направлении работает министерство внутренних дел. Практически все могут уйти оттуда, а потом будет отвечать милиция, потому что всегда там получалось, что отвечает она. И президент страны дал команду, чтобы один там начальник был ФСБ. Откровенно говоря, находясь там, я что-то не заметил, чтобы ФСБ все жестко взяла под свой контроль.
А. АНДРЕЕВ: Скажите, если доверить урегулирование всей обстановки там только чеченской милиции, это сила, которая может решить эту задачу или нет?
А. АСЛАХАНОВ: А никто вопроса так не ставит, потому что нормальная, эффективно действующая система правоохранительных органов и судебная система Чеченской республики не создана, она только создается. Вы знаете, огромные усилия сейчас МВД прилагает, чтобы в каждом крупном поселке поселковое отделение милиции создавать. Денег, финансирования нет на строительство поселкового отделения милиции, это от администрации более или менее какие-то пригодные помещения передаются. То есть идет формирование, подбирают: 50 % - местные жители, 50 % - из временных отделов, которые откомандированы сюда. Есть перспектива, что потом полностью из местных жителей будет отделение милиции, когда будет отобран костяк, будут собраны профессионально подготовленные люди. Я был на учебной базе, где идет подготовка милиционеров, работников милиции. Когда будет, тогда можно ставить вопрос: вопросы предупреждения правонарушений и борьбы с преступностью в регионе будут возложены на милицию. Ну а для борьбы с серьезным бандитизмом есть спецслужбы, которые можно создавать и в Чеченской республике. И федеральные спецслужбы совместно с службами, которые будут созданы в самой Чечне, должны вести эффективную наступательную борьбу с террористами и бандитами.
А. АНДРЕЕВ: Последний вопрос. Скажите, как Вы считаете, за прошедший год, может быть, ситуация в Чечне улучшилась, ухудшилась? Или все остается без изменений?
А. АСЛАХАНОВ: Некоторые незначительные изменения в лучшую сторону есть. Но людей больше всего волнует то, что людей воруют, люди пропадают бесследно, и охота идет за молодыми людьми. Пока с этим не покончат, какие бы позитивные изменения ни пытались сделать, они не будут заметны.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Асланбек Аслаханов, депутат Госдумы от Чечни.




26.02.2001
http://echo.msk.ru/programs/beseda/13770.phtml


Док. 463883
Перв. публик.: 26.02.01
Последн. ред.: 18.07.08
Число обращений: 317

  • Аслаханов Асламбек Ахмедович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``