В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кира Лукьянова: Чтобы стать мировым финансовым центром, России нужно привести в порядок законодательство Назад
Кира Лукьянова: Чтобы стать мировым финансовым центром, России нужно привести в порядок законодательство
Выступая на XII Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, Дмитрий Медведев заявил, что для обеспечения конкурентоспособности российской финансовой системы необходимо превратить Москву в мировой финансовый центр, а рубль - в одну из ведущих региональных резервных валют. Поставлена задача для нашей страны более активно интегрироваться в мировой рынок капиталов, что необходимо для обеспечения равных конкурентных условий для российской финансовой системы и прорыва в технологической области. Он рассказал, что в ближайшее время Правительством будет принят соответствующий план.
Казалось бы, есть очень много предпосылок для того, чтобы такой план был осуществлен.

Москва имеет в целом высокий уровень банковского и финансового капитала: на нее приходится более 80% концентрации активов банков, которые приближаются к $500 млрд, интенсивно идет рост инвестиционных и страховых компаний, бирж; к тому же, через город проходят основные финансовые потоки стран СНГ.

Тем не менее, цель достаточно амбициозная, и для того, чтобы уложится в отпущенные в речи президента на это 5 - 10 лет необходимо браться за дело уже сегодня. Ведь если изучить статистику, на сегодняшний день наша столица (по данным Global Financial Centers Index) находится на 56 месте среди мировых финансовых центров. Нас опережают Пекин, Мумбаи и даже Прага. А первые места разделяют Лондон (1), Нью-Йорк (2), Гонконг (3), Сингапур (4) и Цюрих (5). Для примера среднедневной объем торгов на Нью-йоркской фондовой бирже (самая престижная) составил в этом году 112 миллиардов долларов, на Лондонской - почти 40 миллиардов, а на нашей ММВБ - 4,6 млрд, при этом доля акций иностранных компаний, торгуемых на NYSE, достигла 19 процентов, LSE - 22 процента, а на ММВБ - 0 процентов. Понятно, что рассчитывать в этом деле нам придется в основном на наши собственные ресурсы, но как было бы хорошо, имей мы возможность опереться на внешние заимствования!

Конечно, ситуация в мировых финансах достаточно сложная и запутанная. Мировой финансовый рынок постоянно сотрясают кризисы, неизвестно, что будет с долларом, прогнозы самые разные. На этом фоне российская финансовая система выглядит островком стабильности, куда устремляются взгляды инвесторов со всего мира. Самое разумное в этих условиях сделать все, что только возможно для того, чтобы инвестиции в нашу экономику и наш фондовый рынок стали как можно более привлекательными, что не возможно без серьезной либерализации правового регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

А вот здесь я считаю, необходимо найти и четко зафиксировать грань, золотую середину между доступностью процедуры размещения и строгим соответствием международным требованиям ФАТФ и подобных организаций.

Вот пример. В 80х годах правила листинга на американских биржах, как и требования к корпоративным стандартам, прозрачности компаний были настолько либеральными, что огромное количество компаний со всего мира разместились на NASDAQ и на NYSE.

Однако контрольное сито стало настолько редким, что сквозь него беспрепятственно проходили деятели типа менеджмента "Энрон". Реакция была очевидной - гайки стали закручивать и, естественно, привлекательность американских площадок резко уменьшилась. Если мы предложим сейчас альтернативную площадку в России, то можем получить такую волну интереса, которая захлестнет наши российские компании, которые просто потеряются в многомиллиардном объеме иностранных ценных бумаг. Значит уже сейчас надо искать правильный баланс жесткости и доступности правил работы в нашем новом финансовом центре.

Регулирование этого сложного института, к сожалению, является несовершенным.

Многочисленные недоработки и ошибки в законодательстве имеют своим следствием не только сложности в правоприменительной деятельности, но и случаи мошенничества, афер. Законы и постановления, а часто и отдельные пункты одного и того же законодательного акта вступают в противоречие между собой, не говоря уже о противоречии с логикой и здравым смыслом.

Наш фондовый рынок еще достаточно молод, и регулирующие его национально-правовые механизмы зачастую носят поверхностный характер. В частности правовой статус иностранных эмитентов ценных бумаг и самих иностранных ценных бумаг в России остаются неопределенными по сей день.

В то же время превращение Москвы в мировой финансовый центр предполагает в частности и то, что на российских биржах будет обращаться значительное количество ценных бумаг иностранных эмитентов.

К счастью понимание этого факта присутствует не только в финансовом, но и в законодательном сообществе. Ведется достаточно активное обсуждение создавшегося положения, ясно ощущается давление на законодателя в пользу улучшения ситуации. Все это выливается в попытки усовершенствовать законодательство, адаптировать его к требованиям момента. Это, безусловно, прекрасно, но необходимо сделать все возможное, чтобы избежать спешки и в этот раз не наступить на те же грабли.

Вот, к примеру, на рассмотрение Государственной думы внесен законопроект "О внесении изменения в статью 51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Он, кстати, уже принят в первом чтении. Законопроект подробно рассматривает процедуру регистрации бумаг иностранных эмитентов на российских биржах, прописывает роль и место брокера, депозитария и т.д. В целом, полезный и нужный законопроект. Однако в попытке ограничить проникновение на российский рынок недоброкачественных, так сказать, "продуктов" авторы законопроекта одним ударом отсекают от будущего мирового финансового центра огромный кусок мирового инвестиционного пирога - паевые и акционерные фонды, зарегистрированные, например, на Гибралтаре, Острове Мэн, на тех же Британских Виргинских Островах, в Лихтенштейне - то есть именно там, где создается огромное большинство таких фондов. Пафос авторов законопроекта понятен и объясним - они стараются сделать рынок как можно более "белым и пушистым", как говорят в некоторых кругах, но в своем рвении явно перегибают палку и выплескивают ребенка вместе с водой.

Кроме этого, необходимо отметить, что в законе должен быть четко определен порядок депозитарного учета иностранных ценных бумаг, допущенных к размещению и публичному обращению. По моему мнению, в систему учета прав на иностранные финансовые инструменты должны войти депозитарии, являющиеся профессиональными участниками российского рынка ценных бумаг, которые открыли счета номинального держателя в иностранных организациях, имеющих право осуществлять депозитарную деятельность на соответствующих рынках, либо в международных депозитарно - клиринговых организациях. В систему учета могут быть допущены все выпуски ценных бумаг, прошедшие процедуру листинга на любой иностранной фондовой бирже. Также счета номинального держателя российские депозитарии могут открывать в вышестоящих российских депозитариях, у которых уже открыты соответствующие счета в вышеуказанных иностранных организациях.

В дальнейшем Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в соответствующих документах определит порядок работы профессиональных участников рынка ценных бумаг с иностранными финансовыми инструментами.

Действительно, в законопроекте заложено достаточно степеней защиты для того, чтобы разрешить себе не ограничиваться работой только с ценными бумагами 34 стран, входящих в ФАТФ. В конце-концов, существует так называемый "черный список" ФАТФ, давайте применять его, давайте повернем ситуацию и воспользуемся принципом презумпции невиновности и будем рассматривать каждого эмитента в отдельности не зависимо от места его регистрации.

А чем вызвано требование допуска к обращению на российском фондовом рынке бумаг, прошедших регистрацию только на тех иностранных биржах, которые входят в некий перечень, утвержденный ФСФР. На основании каких критериев будет ФСФР составлять такой список? Вообще логика такого ограничения не просматривается никак.

Зато законопроект то и дело срывается на привычную нам логику держать и не пущать. Идея нового мирового финансового центра должна сочетать в себе прозрачность и безопасность инвестиций с самым льготным режимом размещения и сопутствующих процедур. Именно это должно стать образом нового финансового центра, именно так он должен закрепиться в сознании участников рынка.


http://www.spravedlivo.ru/position/771.smx

25/06/2008


Док. 463852
Опублик.: 22.07.08
Число обращений: 214

  • Лукьянова Кира Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``